Научная статья на тему 'Эффективность механизма валютного регулированияи валютного контроля (на примере Приморского края )'

Эффективность механизма валютного регулированияи валютного контроля (на примере Приморского края ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПРИМОРСКОГО КРАЯ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / СЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазонова Е. С., Безруков И. С.

Анализ валютных операций по внешнеторговым сделкам показал низкую эффек- тивность существующих в российском валютном законодательстве норм, призванных обеспечивать контроль за операциями нерезидентов внутри страны, международ- ными текущими платежами, включая репатриацию экспортной валютной выручки и операциями движения капитала в зависимости от состояния платежного баланса страны. Проблема сырьевого экспорта является одной из важных в экономике Примор- ского края. Использование различных схем осуществления резидентами «серого» экспорта, направленных на сокрытие его реальной стоимости, а также расчеты за услуги, не имеющие материального содержания, позволяет оставлять за рубежом значительные средства в иностранной валюте, что также создает угрозу экономиче- ской безопасности региона. Одним из путей решения данной проблемы должно стать взаимодействие агентов валютного контроля на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность механизма валютного регулированияи валютного контроля (на примере Приморского края )»

российской практики/Корея на пороге перемен. Доклады, представленные на XII научной конференции корееведов России и стран СНГ. Москва, 27-28 марта 2008 г. М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008.

14. Социально-экономическое положение федеральных округов. — http://www.gks.ru.

15. Тишутина О.И. Методология обеспечения устойчивости доходной базы бюджетов приграничных субъектов РФ: монография. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2008. 256 с.

16. Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. - 2007. № 22, С. 60.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

Е.С. Сазонова, И.С. Безруков*

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» [1] (далее - Закон) содержит большое число новелл правовой регламентации, что позволяет говорить о введении в России с 2004 г. кардинально иного механизма валютного регулирования взамен существовавшего ранее. В частности, ограничение вывоза из России валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг регламентировано ст. 15 Закона, согласно которой сумма единовременно вывозимой валюты как резидентами, так и нерезидентами не должна превышать 10000 долл. США в эквиваленте. Сумма, превышающая 3000 долл. США подлежит обязательному декларированию.

Данная мера призвана пресечь возможность использования наличных средств во внешней торговле, а также перекрыть каналы их перемещения в целях легализации доходов. Согласно данным табл. 1, наблюдается динамика снижения объема вывозимой резидентами через таможни края наличной иностранной валюты, что можно считать критерием эффективности воздействия ст. 15 на данный процесс.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами условно ограничены требованием о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст.19), согласно которой распоряжение резидентом полученной от внешнеторговой сделки иностранной валютой за пределами территории РФ регламентировано сроками возврата данных средств.

Законом также установлена обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или российской валюты, причитающейся им в соответствии с условиями договоров. Обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить возврат в Россию денежных средств, уплаченных резидентами нерезидентам в случае неисполнения последними условий договоров (недоставка товаров, невыполнение работ, неоказание услуг и т.п.).

* Сазонова Елена Сергеевна - аспирантка Владивостокского государственного университета эко-

номики и сервиса (ВГУЭС);

Безруков Иван Сергеевич - доктор экономических наук, профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), e-mail: [email protected].

Таблица 1

Ввоз (вывоз) наличной иностранной валюты физическими лицами через таможни Приморского края, тыс. долл. США

2004 2005 2006 2007 2008

Ввоз 173 277,7 160 857,1 115 625,7 115 820.3 191 927,7

Резиденты 2 042,4 1 812,8 978,3 9470,6 29 782

Нерезиденты 171 235,3 159044,3 114647,4 106349,7 162 145,7

Вывоз 206 553,2 98814,5 99 670,5 96 221,6 73 901,7

Резиденты 194474,5 94901,2 51185,5 41629,4 41 244,2

Нерезиденты 12 078,7 3913,3 48485 54592,2 32 657,5

Анализ динамики движения товаров и платежей по экспортно-импортным операциям приморских участников внешнеэкономической деятельности за 2005-2007 гг. свидетельствует о наличии негативной тенденции роста авансовых платежей и сокращения расчетов после получения товаров по импорту, а также снижения объема экспортной валютной выручки на фоне роста стоимость отгруженных на экспорт товаров (табл. 2). Данная тенденция может являться следствием как снижения доверия со стороны иностранных контрагентов, так и наличием сомнительных операций, связанных с платежами по фиктивным импортным контрактам.

Таблица 2

Динамика движения товаров и платежей по экспорту и импорту товаров*,

тыс. долл. США

2005 2006 2007 2008

Отгружено товаров с таможенной территории 1 042 646.0 1068990 1098981 715 847

Зачислено на счета за товары, вывозимые с таможенной территории РФ 861010 853368 828023 79742

Ввезено товаров по импорту 2363568 3050188 4212394 3318889

Авансовые платежи по импорту 217544 453195 742682 2533109

Платежи после ввоза товаров по импорту 441064 749665 375529 1687783

Всего платежей по импорту 658608 1202860 1118211 4220893

Возврат средств по внешнеторговым операциям 8363 58705 4281 16784

* По данным отчетности кредитных организаций Приморского края "Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам клиентов в уполномоченных банках"

Следует также отметить негативную тенденцию роста переводов по импорту услуг, предмет которых не имеет физического проявления (компьютерные, консалтинговые, маркетинговые и т. п.) и увеличения суммы переводимых средств контрагентам, зарегистрированных на территориях, обладающих льготным налоговым режимом, что также является потенциальным каналом бесконтрольной утечки капитала из страны (табл. 3). Приведенная статистика позволяет с достаточной степенью вероятности предположить возможность использования формально законных оснований для оттока средств за рубеж.

Таблица 3

Динамика валютных операций резидентов, связанных с оплатой оказанных нерезидентами услуг *, тыс. долл. США

Показатель 2006 2007 2008

Всего переведено в пользу нерезидентов в оплату услуг 231067,1 241967,1 663161,2

Объем переводов в оплату нематериальных услуг 29441,0 43195,0 140517,0

Доля в общем объеме переводов из Российской Федерации, % 13,0 18,0 21,0

Объем переводов в пользу контрагентов, зарегистрированных на территории оффшорных зон 66609,1 89290,0 415445,8

Доля в общем объеме переводов из Российской Федерации, % 28,8 36,9 62,6

* По данным отчетности кредитных организаций Приморского края «Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ, предоставление услуг, результатов интеллектуальной деятельности и операции неторгового характера»

Несмотря на существующую систему валютного контроля в сфере осуществления внешнеторговых операций, за последнее десятилетие российский бизнес разработал ряд очень простых и эффективных схем по невозвращению экспортной выручки, авансов по импортным контрактам, импорту услуг и манипулированию ценами. В частности, импорт услуг является самым сложным объектом валютного регулирования и валютного контроля из-за того, что адекватность стоимости услуги и факт ее «ввоза» (приобретение авторских прав, оплата консультаций, лекций, гастролей и т.д.) проверке практически не поддаются.

Манипуляции с экспортными и импортными ценами, - возможно, самый эффективный способ вывоза капитала, учитывая, что зарубежными контрагентами в сделках с российскими экспортерами сырьевых товаров часто выступают оффшорные компании. Цены при этом зачастую значительно ниже биржевых цен. Это трудно доказуемо, но можно допустить, что в большинстве случаев речь идет о сознательном занижении цен с целью оседания разницы между реальной и контрактной ценой

(предъявляемой в контракте экспортером органам валютного контроля) на зарубежных счетах российских экспортеров. Такой способ стал наиболее безопасным, поскольку манипуляции с ценами не отслеживаются и не фиксируются действующей системой валютного контроля, а доказать в суде, что экспортер сознательно занизил, а импортер сознательно завысил контрактную цену крайне сложно. Вывоз капитала в таких случаях полностью вписывается в уставную деятельность компании и, если она занимается этим в «разумных пределах», вряд ли привлечет внимание государственных проверяющих органов. Не удивительно, что установить точно масштабы вывоза капитала таким путем просто невозможно.

Таблица 4

Операции по расчетным счетам в уполномоченных банках в иностранной валюте*, млн долл. США

Виды операций 2005 2006 2007 2008

Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за товары, вывозимые с таможенной территории РФ (зачислено) 861,0 853,4 828,0 797,4

Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за товары, ввозимые на таможенную территорию РФ (списано) 658,6 1202,9 2281,0 4 220,9

Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за товары без их ввоза на таможенную территорию РФ -зачислено -списано 328,0 108,0 373,1 259,8 430,8 214,6 477.6 370.7

Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами за товары на территории РФ -зачислено -списано 36,4 0,6 192,1 1,3 257,8 679,6 345,1 2,4

Всего операций -зачислено -списано 1225,4 767,2 1418,6 1464 1516,6 3175,2 1 620,1 4 594,0

Операции по внешнеторговым контрактам, не подпадающим под систему валютного контроля - зачислено - списано 364,4 108,6 565,1 261,1 688,6 894,2 22,7 347,5

Доля неконтролируемых операций по расчетам с нерезидентами по договорам, предусматривающим реализацию товаров, (%) -в зачисленных средствах -в списанных средствах 29,7 14,2 39,8 17,8 45,0 28,0 50, 7 7,5

*по данным кредитных организаций (филиалов) Приморского края в рамках отчетности по форме 0409664 «Отчет о валютных операциях»

Привязка Законом обязательства возврата валютной выручки резидентами-участниками внешнеэкономической деятельности к срокам, указанным в контракте, породила большое количество фальсификаций в данной области. При непоступлении средств в оговоренный контрактом срок экспортер подписывает зачастую фиктивное дополнительное соглашение, а заложенный в Законе механизм исключает возможность воздействия со стороны органов и агентов валютного контроля на процесс репатриации валютной выручки по экспорту и возврат авансовых платежей по импорту.

Начавшаяся с 2004 г. либерализация валютного законодательства России породила бурное развитие теневой внешнеэкономической деятельности. Только в течение 2005-2007 гг. объем неполученной экспортной выручки в совокупности с непоступившими товарами и услугами по оплаченным импортным контрактам, составили 73 млрд долл. В Приморском крае и сегодня встречаются внешнеторговые сделки, по которым срок расчетов после встречного исполнения обязательств по контракту установлен в 70 лет [2].

Анализ созданной Банком России системы учета и контроля валютных операций между резидентами и нерезидентами за приобретаемые товары свидетельствует о существовании значительного пробела в учете и контроле тех операций, которые формально не являются внешнеторговыми. Обязанность резидентов РФ по зачислению выручки на счета в уполномоченных банках установлена только в отношении договоров, связанных с их внешнеторговой деятельностью - по договорам на экспорт товаров, в которых предусмотрено условие о вывозе товаров с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе.

Актуальность контроля за операциями, связанными с их реализацией нерезидентам, либо приобретением у них товаров без пересечения границы, не подпадающими по существующую систему учета и контроля валютных операций, подтверждается динамикой роста объема и удельного веса неконтролируемых операций. Если в 2005 г. не контролировалась треть реализуемых нерезидентам товаров, то в 2008 г. - почти половина (табл. 4).

Статистические данные и анализ действующего механизма валютного регулирования и валютного контроля показывают, что контроль за валютными операциями между резидентами и нерезидентами, в основе которых лежат торговые сделки, не предусматривающие пересечение товаром границ, осуществляется, в основном, в форме статистического учета данных операций. Это исключает возможность отслеживания товарных и денежных потоков в совокупности. Что касается валютных операций между нерезидентами, то данный объект валютного регулирования с точки зрения нормативных ограничений и принуждений является практически не-регламентированным.

Закон также не установил никаких нормативных правил осуществления нерезидентами валютных операций. Единственная его норма, определяющая, что нерезиденты на территории РФ осуществляют валютные операции через счета, открытые в уполномоченных банках, трактуется большинством правоприменителей как дозволение, нежели чем ограничение. В результате налицо огромный пласт неконтролируемых операций, осуществляемых нерезидентами.

Объемы валютной выручки, получаемой иностранными гражданами в результате неконтролируемого ввоза и реализации товаров на территории Приморского края, а также объемы торговли на приграничных территориях КНР можно оценить на основании объемов выводимой ими из страны по легальным каналам (через банковские счета) иностранной валюты.

По данным отчетности кредитных организаций, функционирующих на территории Приморского края, ежегодно физическими лицами-нерезидентами переводится за рубеж сотни миллионов долларов, полученных, в том числе, в результате конверсии наличных рублей (табл.5).

Что касается порядка открытия на территории РФ банковских счетов (вкладов) физическими лицами-нерезидентами, то следует отметить, что за 5 лет действия нового валютного законодательства Банком России не был разработан указанный порядок, что по общему правилу предполагает открытие и использование валютных счетов без ограничений.

Отсутствие регламентированных условий открытия и ведения указанных счетов физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами) обусловило возможность бесконтрольного вывода ими значительных сумм за рубеж по таким основаниям, как «материальная помощь», «пожертвование», «дарение» и т. п.

Таблица 5

Объемы трансграничных валютных операций физическими лицами-нерезидентами на территории Приморского края, тыс. единиц валюты

2006 2007 2008

Ввоз наличных рублей (по данным таможенных органов) 7 478 867 8 156 609 11 400 149

Перевод безналичной иностранной валюты, долл. США (по данным кредитных организаций Приморского края) 609 345 503 618 754 632

Средний размер разовой операции 10,1 63,3 90,5

По данным отчетности уполномоченных банков ежегодно приморские граждане приобретают товары для «личного пользования» и оказывают «материальную помощь» жителям Японии на сотни млн долларов, а граждане КНР зачисляют на свои счета млрд рублей для последующей конверсии и перевода их на родину (табл. 6).

Представленная статистика позволяет оценить масштабы оборота средств по операциям физических лиц, которые, прикрываясь «мнимыми» основаниями, переводили средства в оплату товаров, приобретаемых (реализуемых) в коммерческих целях. В Японию российские граждане переводили средства в основном для расчетов за подержанные автомобили, которые импортировались в большинстве случаев на подставных лиц и затем реализовывались на авторынках Приморья и за его пределами. В большинстве случаев физические лица декларировали получаемые иномарки «для личного пользования» либо в качестве «запасных частей», что значительно уменьшало размер таможенных платежей, а также сумму налоговых отчислений.

Иностранцы - в основном граждане КНР, переводят в Китай млн долларов США, полученных после конверсии рублевой выручки от реализации товаров народного потребления на вещевых рынках края. Большая часть китайских торговцев не стоит на учете в налоговых органах, что также исключает факт осуществления данной категорией лиц обязательных налоговых отчислений.

Таблица 6

Динамика переводов денежных средств физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в эквиваленте, млн долл. США

Наименование показателя Из Российской Федерации В Российскую Федерацию

2006 2007 2008 2006 2007 2008

операции физических лиц-резидентов

переведено средств всего 307,9 575,5 1002,2 119,9 134,4 171,5

в т. ч по расчетам с контрагентами из Японии 221,7 417,3 753 6,0 7,9 3,5

операции физических лиц-нерезидентов

переведено средств всего 609,3 499,7 754,7 33,8 26,6 24,5

в т. ч. по расчетам с контрагентами из Китая 535,9 440,9 632 2,3 1,8 5,3

Сальдо платежей (переводы из РФ за минусом переводов в РФ), всего 763,5 914,2 1560,9 - - -

Сумма недополученных налоговых выплат (из расчета 13%) от указанных операций физических лиц (резидентов и нерезидентов) только за 2008 г. составила 6,2 млрд рублей. Для сравнения - расходная часть бюджета г. Владивостока на тот же год составила 7,3 млрд рублей [3].

Анализ официальных источников информации о движении финансовых средств через банковскую систему (безналичные расчеты), а также о трансграничном перемещении банкнот РФ и иностранных государств через таможенную границу позволяет констатировать растущую динамику операций, связанных с выводом денежных средств за рубеж, что, в свою очередь, создает угрозу экономической безопасности государства.

Проблема сырьевого экспорта важная составляющая экономики Приморского края, поскольку основным предметом внешнеторговых экспортных контрактов является рыба, лес, черные и цветные металлы. Причем специфика рыбной отрасли обусловливает преимущественную реализацию рыбопродукции из районов промысла, что исключает возможность контроля со стороны таможенных органов за объемами отгружаемых на экспорт морских биоресурсов (табл. 7).

Данные табл. 7 свидетельствуют о растущем объеме и удельном весе операций, связанных с реализацией рыбопродукции за пределами таможенной территории. Это предъявляет особые требования к валютному контролю, осуществляемому уполномоченными банками, поскольку в основе системы организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам заложены международные расчеты, посредниками в которых выступают банки.

В ходе контроля за выполнением кредитными организациями требований Федерального закона и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выявлены операции, проводимые предприятиями и организациями

рыбной промышленности, которые по формальным признакам не попадают под действие Федерального закона. Их характер позволяет предположить возможность использования указанных операций для отмывания доходов, полученных преступным путем.

Таблица 7

Реализация рыбопродукции приморскими участниками внешнеэкономической деятельности, тыс. долл. США

Показатели 2005 2006 2007 2008

Экспорт, всего 1413 1483 1605 1563

Экспорт рыбопродукции, всего Доля в общем объеме экспорта, % 33,5 2,4 441,1 29,7 125,8 7,8 593,5 38,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В т. ч. за пределами таможенной территории Доля в общем объеме реализации,% 14,2 42,0 331,3 75,0 111,5 88,6 484,8 82,0

Среди них следует особо выделить следующие операции:

- продажа рыбы и продукции морского промысла за пределами 12-мильной зоны, в том числе нерезидентам, зарегистрированным в оффшорных зонах;

- реализация рыбопродукции через зарубежные посреднические организации;

- вылов и реализация продукции морского промысла в рамках договора о совместной деятельности с нерезидентами;

- оплата услуг нерезидентов по обслуживанию российских судов в иностранных портах;

- операции, связанные с арендой морских судов.

Использование обозначенных схем осуществления резидентами «серого» экспорта рыбопродукции, направленных на сокрытие его реальной стоимости, а также расчеты за услуги, не имеющие материального содержания, позволяет оставлять за рубежом значительные средства в иностранной валюте, что также создает угрозу экономической безопасности региона. Проблема заключается в низкой эффективности существующего механизма контроля за внешнеторговыми операциями, осуществляемыми за пределами таможенной территории РФ, поскольку товарные потоки отгружаемой из района промысла рыбопродукции не идентифицируются с объемом поступающих средств в иностранной валюте от ее реализации.

Актуальность вопроса для Приморья обусловлена спецификой экономики региона, поскольку отгружаемая за пределами таможенной территории продукция рыбного промысла на сегодняшний день составляет третью часть внешнеторгового оборота края по экспорту. С 1.01.09 водные биоресурсы, добытые при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ подлежат доставке на таможенную территорию России для таможенного оформления экспортируемой рыбопродукции [4,5]. И одну из основных целей таможенного декларирования рыбопродукции, добытой за пределами таможенной территории, предусмотрено решать через валютный контроль поступающей выручки от ее реализации по внешнеторговым контрактам, в основе которого лежит механизм паспортизации указанных сделок.

Самым достоверным и оперативным источником информации о поступлении

валютной выручки является уполномоченный банк, что объективно обусловливает необходимость создания единой информационной базы данных для органов и агентов валютного контроля, где будут отражаться товарные потоки со стороны таможенных и пограничных служб, и денежные потоки - со стороны кредитных организаций, обслуживающих внешнеторговые операции.

Вместе с тем использование участниками ВЭД схем реализации рыбопродукции через посредников (оформление договора поручения с нерезидентом-посредником, по которому продажу рыбопродукции осуществляет посредник) в режиме предварительного и периодического декларирования исключает возможность паспортизации данных операций. Уполномоченные банки, на которых возложена обязанность оформлять паспорта сделок и осуществлять функции агентов валютного контроля, выпадают из системы контроля за данными операциями.

По нашему мнению, можно сделать вывод об отсутствии эффективных инструментов валютного регулирования в сфере расчетов за рыбопродукцию между резидентами и нерезидентами. Одним из способов противодействия указанным операциям может являться обязательная экспертиза внешнеторговых контрактов, проведение которой является прерогативой Министерства экономического развития и торговли, для организаций, занимающихся рыбным промыслом и морскими перевозками с целью исключения возможности установления ими демпинговых цен при заключении сделок и использования сомнительных схем расчетов.

Кроме того, важным элементом контроля за данными операциями должна стать единая информационная база данных о внешнеторговых операциях с продукцией рыбного промысла, посредством которой будет осуществляться обмен сведениями между уполномоченными банками (о поступлении валютной выручки) и пограничной и таможенной службами об объемах вылова рыбопродукции.

Таким образом, анализ проблем, связанных с внешнеторговой сферой экономики Приморского края, обуславливает необходимость разработки в действующем механизме валютного регулирования и валютного контроля рычагов, позволяющих ограничить бесконтрольное перемещение средств. В качестве рычагов могут стать:

- установление режимов счетов физических лиц-нерезидентов;

- паспортизация и валютный контроль за операциями по сделкам купли-продажи товаров, не пересекающих таможенную границу;

- установление на законодательном уровне конкретных сроков возврата экспортной валютной выручки для участников внешнеэкономической деятельности;

- организация оперативного взаимодействия органов и агентов валютного контроля, в том числе на региональном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г., № 173-Ф3 // www.garant.ru/law/12033556-000.htm.

2. Ярославцева С. В., Вотинцев Р. В. Теневая экономика в сфере внешнеэкономической деятельности: финансовый аспект // //Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - Владивосток: ДВГУ. - 2009.- №1. - С. 83-96.

3. Муниципальный правовой акт города Владивостока, №1-МПА от 9.01.2008. «Красное знамя Приморья», N 3-6 (259-262), 25.01.2008.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов// Российская газета от 23.12.2004.

5. Федеральный Закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Ред. от 03.12.2008 // ecoportal.ru/view_orders.php2idH386.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.