Научная статья на тему 'Эффективность маркетинговых технологий на фармацевтическом рынке'

Эффективность маркетинговых технологий на фармацевтическом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
573
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФАРМРЫНОК / МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова С. В., Соколова Н. Н., Кононова С. В.

На сегодняшний день фармацевтический рынок это самый грамотный и корректный рынок. Специфика его состоит в выраженной социальной функции лекарственного обеспечения населения России. С точки зрения политики распределения и товародвижения от производителя к покупателю, аптечный бизнес является местом непосредственного взаимодействия с потребителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность маркетинговых технологий на фармацевтическом рынке»

С.В.ПЕТРОВА, к.ф.н., Н.Н.СОКОЛОВА, д.ф.н., к.э.н., С.В.КОНОНОВА, к.э.н., Нижегородская государственная медицинская академия

Эффективность маркетинговых технологий

НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

На сегодняшний день фармацевтический рынок — один из самых цивилизованных товарных рыноков. Специфика его состоит в выраженной социальной функции лекарственного обеспечения населения России. В процессе товародвижения от производителя к покупателю именно аптечный бизнес обеспечивает непосредственное взаимодействие с потребителем.

Аптечный бизнес наиболее ярко демонстрирует социальную функцию фармацевтического бизнеса и функциональный конфликт. И это понятно. Ведь как любой другой бизнес, аптечный ориентирован на прибыль, рост и развитие.

В достижении целей аптечного бизнеса играют роль 4 важных фактора:

Ф число потребителей;

+ количество единиц, проданных на одного потребителя;

+ средняя стоимость чека;

+ количество повторных посещений аптеки — лояльность покупателей. Лояльность покупателей — это особенно важная составляющая успеха в аптечном бизнесе, т.к. она содействует долгосрочности отношений со своей целевой группой, а следовательно, делает бизнес прогнозируемым. Поэтому так остро стоит борьба в аптечном бизнесе за своего покупателя.

АПТЕЧНЫЙ БИЗНЕС, | ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА МАРКЕТИНГ

В условиях острой конкуренции при позиционировании аптеки или аптечной сети существенную роль играет понятие «формула аптеки».

Формула аптеки — это совокупность товара и предлагаемых услуг, представляющих дополнительную ценность, которая привлекает целевого покупателя и позволяет аптеке выделиться в его глазах среди конкурентов. Другими словами, формула аптеки — это тот комплексный продукт, который аптека предлагает покупателю.

Хорошо продуманная формула аптеки является необходимым стратегическим

решением в аптечном бизнесе. Элементами формулы аптеки являются:

+ тип ассортимента — глубина и ширина ассортимента, специализация;

4 целевая группа — критериями для сегментации аптечного рынка являются социально-экономические, географические критерии покупательского поведения;

« рыночная позиция — выбор рыночной позиции по отношению к конкурентам.

Позиционирование в аптечном бизнесе — это выделение своей формулы аптеки в глазах потребителя относительно конкурентов.

Позиционирование может производиться на основе цены или на основе качества услуг. Этот выбор и определяет добавленную ценность, которая вкладывается в понятие формулы аптеки. Однако многое зависит от регионов: чем выше уровень жизни в регионе, тем острее идет конкуренция по добавленной ценности.

Для роста и развития бизнеса имеет значение не только увеличение количества аптек в своем регионе и выход за его пределы, но и адаптация формулы аптеки к существующим привлекательным сегментам рынка. С целью охватить как можно больше сегментов, аптеки делают или социальные отделы, или социальные цены на ряд препаратов. Аптечные сети открывают аптеки разных формул для разных целевых групп.

На практике формула аптеки создает у покупателей определенные впечатления и ожидания. Сочетание оправданных ожиданий и впечатлений формирует имидж аптеки. За формулой аптеки сто-

A number of approaches to the «Pharmacy Formula» are described in the article. «Pharmacy Formula» implies goods and services, offered by a pharmacy, or added value, which attracts target customers and make the pharmacy to look different from its rivals in the customers’ eye. The authors emphasise that making a pharmacy able to meet competition needs: educational work for the staff , conducted by top-management of the pharmacy; monitoring of the pharmaceutists’ work; initiating the system of rating, personnel appraisal and motivation, as well as corporate culture and ideology.

S.V. PETROVA, PhD in Pharmacology; N.N. SOKOLOVA, Doctor of Pharmacology; S.V. KONONOVA, State Medical Academy (Nizhniy Novgorod). The efficiency of marketing technologies at pharmaceutical market.

ят как качественные цели (выбранное позиционирование и имидж), так и количественные (объем продаж, валовая прибыль и материальные затраты). Выбор формулы аптеки, позиционирование, определение качественных и количественных целей и достижение их — входят в маркетинговую политику компании. Сегодня именно она в сочетании со стратегическим видением определяет силу брэнда аптечной сети в аптечном бизнесе. Политика аптечного бизнеса ориентируется на маркетинговый комплекс, так называемый 7Р (табл.). Каждая выбранная аптечная формула требует собственной комбинации инструментов маркетингового комплекса.

Именно эффективный маркетинговый комплекс определяет добавленную ценность, позитивный имидж и оптимальные количественные показатели.

таблица® 7P аптечного маркетинга

Инструмент маркетинг-комплекса Маркетинговая деятельность

1. Место — Place, Place and Place! Это исходная точка в аптечном бизнесе. Месторасположение аптеки определяет ассортиментную, ценовую политику, потенциал рынка, имидж и рыночную позицию

2. Продукт (Product) Ассортиментная политика — ширина и глубина ассортимента, базовый и дополнительный ассортимент, призванный работать на имидж ассортимент для увеличения прибыли с высокой наценкой, сезонный ассортимент, набор торговых марок, упаковка, диверсификация ассортимента

3. Презентация (Presentation). В особенности представляет формулу аптеки. Два важных аспекта презентации — организация помещений и система размещения товаров на полках. Эти аспекты должны быть отработаны, понятны и логичны для покупателя и вести к импульсивным покупкам (т.е. дополнительным продажам). Внешний вид аптеки — внешняя часть, название (марка) аптеки, дизайн витрины, вход. Интерьер — обстановка внутри, освещение, климат, организация внутреннего пространства, система продажи, атмосфера аптеки, планировка и оборудование аптеки, группирование ассортимента и маршрут, представление препаратов

4. Персонал (Personal). Для аптечного рынка является ключевым фактором бизнеса, т.к. «цена влияния» фармацевта на покупателя — это оборот и прибыль аптеки, лояльность самого покупателя, имидж аптеки и конкурентная позиция аптеки Количество и профессиональные навыки фармацевтов, занятых отпуском ЛС населению. Кадровая политика: подбор персонала, организация его работы, обучение персонала, система мотивации, система оценки и аттестации персонала, стандарты работы. Управление знаниями персонала

5. Цена (Price) Ценовая политика — это установление и изменение цены. Принимаются во внимание: желаемый имидж аптеки, который соответствует формуле аптеки и качественным целям; желаемый объем валовой прибыли, соответствующий количественным целям; узнавание цены; цены-«приманки» — выбор ассортимента и цены на него, привлекательные для своего целевого рынка или для выхода на другой сегмент рынка

б. Продвижение (Promotion). Конкуренция аптечных сетей уже сегодня предполагает поиск креативных методов продвижения собственного брэнда, используя весь инструмент продвижения — рекламу, стимулирующие акции и PR. Еще есть иллюзия, что можно избежать маркетинговых затрат на собственное продвижение и воспользоваться рекламными мероприятиями производителя в своих целях Реклама, стимулирующие акции, PR-мероприятия с целью доведения аптечной формулы до потребителя. Использование собственной территории в качестве рекламного средства. Чаще всего на аптечном рынке используются стимулирующие акции производителей. Значительно реже аптечные сети проводят собственные рекламные мероприятия и стимулирующие акции

7. Физическое присутствие (Physical evidence) Структура физического распределения, местонахождение и организация мест хранения запасов, складов для аптечных сетей, управление запасами, транспорт. Логистика, оптимизация процессов логистики с целью освобождения средств. Используются системы минимизации затрат на хранение и максимизации прибыли

30 ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

РЕМШ1ШМ 2006 май

Для стратегического развития бизнеса и усиления своей марки, превращения ее в брэнд, необходимо проводить собственные мероприятия по продвижению. Конкурировать на уровне места, цены и ассортимента уже недостаточно. В качестве самостоятельной диагностики можно проанализировать бизнес по комплексу 7Р. По-прежнему стратегией роста для аптечного бизнеса остается проникновение на рынок, что требует активного использования маркетингового комплекса с целью привлечь покупателей и интенсифицировать сбыт. Использование других стратегий роста — развития рынка, развития продукта и интеграции — возможно для компаний с адекватными финансовыми ресурсами. Поэтому, с точки зрения роста и развития аптечного бизнеса, для завоевания сильной конкурентной позиции абсолютно необходимо создание сильной маркетинговой службы и эффективное использование всего маркетингового комплекса, а не отдельных его элементов (в частности — ассортиментного анализа и мерчендайзинга). Комплексного маркетингового подхода требует и изменившееся покупательское поведение, когда аптека становится местом не только «покупки здоровья», но и покупки товаров повседневного пользования. Такая ситуация создает значительные возможности для использования личных продаж в целях построения долгосрочных отношений со своей целевой группой.

ВЛИЯНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ КАК ФАКТОР БИЗНЕСА ■

В едином маркетинговом комплексе аптечного бизнеса персонал и личные продажи играют ключевую роль и можно говорить о «цене влияния» фармацевта на потребителя.

За последние 7 лет произошли качественные изменения покупательского поведения на аптечном рынке, а именно: нарушена связь Пациент — ЛПУ — Врач — Назначение — Аптека — Фармацевт — Покупка. Традиционной эта цепь осталась для льготной категории пациентов и детей.

Точный лозунг «нам некогда болеть», а значит, и терять время на неудобную и

длительную процедуру в поликлиниках, чтобы получить назначение тех же безрецептурных рекламируемых препаратов, привел пациентов сразу в аптеку, минуя диагностику и рекомендации врача.

Теперь аптека стала местом, где производится своеобразная диагностика, дается рекомендация и осуществляется покупка.

В течение 4-х лет проводился опрос фармацевтов, занятых отпуском ЛС населению, в крупных аптечных сетях

H.Новгорода, Перми, Волгограда и Уфы. Все фармацевты отметили изменившиеся требования покупателей.

Четко обозначилось покупательское поведение и соотношение запланированных покупок и «зависимых» покупок. Структуру покупок ЛС определили так:

I. 20—30% — запланированные покупки. Здесь влияние фармацевта незначительное, соответственно, незначительны и возможности для увеличения оборота. В основе этих покупок лежат:

+ рекомендации врача;

4 прошлый личный опыт;

4 покупка «из уст в уста»;

« доверие к рекламе.

2. 70—80% — «зависимое» покупательское поведение. Это та большая целевая группа, которая полностью ориентирована на рекомендации фармацевта и дает возможность формировать оборот и прибыль компании. Однако в этой ситуации максимально уязвимы как фармацевт, так и пациент. Фармацевт работает на территории конфликта интересов бизнеса и покупателей. Здесь и сталкиваются социальная и коммерческая функции (в т. ч. и функция продажи).

1. Социальная функция: обеспечение лекарственными препаратами, наличие обязательного ассортимента (независимо от уровня прибыльности).

2. Коммерческая функция: требования со стороны бизнеса — продажа, прибыль, обороты, стандарты.

3. Функция продажи: требования со стороны потребителей «купить здоровье» в виде ЛС, а для этого со стороны фармацевта необходимы диагностика, рекомендация, продажа и оптимизация покупки с точки зрения цены и результата. Важен фактор цены ЛС.

В целях построения долгосрочного бизнеса необходимо ориентироваться, прежде всего, на потребность покупателя и его оценочные критерии при покупке.

Оценочные критерии — это сочетание объективных характеристик ЛС и субъективных ценностных признаков в выборе ЛС. Именно выявление оценочных критериев покупателя и дает фармацевту возможность влиять на покупателя и формировать стоимость покупки.

Надо отметить, что кредит доверия к фармацевтам как продавцам велик как ни на одном другом рынке. Этот кредит может быть неверно использован один раз, и покупатель будет потерян для аптеки (причина может быть разной: на вербальном и невербальном уровне, некомпетентность, неумение продавать, неграмотная рекомендация и т.д.). Если же ожидания покупателя в отношении профессионализма фармацевта оправдаются, он станет постоянным клиентом.

Именно фармацевты, занятые отпуском ЛС населению, играют ключевую роль в формировании прибыли, имиджа и доверия к аптеке.

По данным опроса фармацевтов, из 10 покупателей, обращающихся за рекомендацией, от 8 до 10 человек приобретают тот препарат, который посоветовал фармацевт.

Вот здесь и возникает понятие «цена влияния». На один и тот же вопрос «Что посоветуете от кашля?» «цена ответа» может варьировать от 30 руб. (Бромгек-син, Мукалтин) до 300 руб. (Лазолван, АЦЦ). При работе с пациентом важны внутренние установки, которые способствуют привлечению покупателя или препятствуют таковому. Среди них:

1. Корпоративные цели и установки — продавать только дорогие препараты, выгодные по марже, а в конечном итоге — по зарплате. Ориентация только на корпоративные и личные (фармацевтов) интересы ведет к потере покупателя среднего ценового сегмента. Нередко заметно меняется стиль общения фармацевтов, занятых отпуском ЛС населению, с покупателем среднего и ниже среднего ценового сегмента.

2. Ориентация на собственные оценочные критерии и свое понимание, что

такое «дорого», продажа «своего ассортиментного стереотипа или ряда» ведут к потере покупателя, ориентированного на удобство, быстрый результат и качество.

3. Ориентация на собственные домыслы. Выделение «дорогого» и «дешевого» покупателя по внешнему виду не позволяет фармацевту попасть в зону продаж и оценочных критериев покупателя, что также ведет к его потере.

4. Понимание собственной значимости и ответственности в общем бизнес-процессе, профессионализм и компетентность, знание и владение технологией продаж, умение выявлять оценочные критерии покупателя.

Именно последний фактор и позволяет эффективно влиять на покупателя, переводя его в категорию постоянных клиентов. Естественно, что высокий профессионализм фармацевта как консультанта и продавца подразумевает определенные персональные качества и определенный психотип личности. Для получения запланированных результатов необходимы обучение, мо-

ниторинг работы фармацевта, введение системы оценки, аттестации и мотивации персонала, корпоративной идеологии и культуры. Анализируя результаты анкетирования, мы пришли к выводу о наличии «звездного комплекса», а именно — пяти составляющих успешного фармацевта, занятого отпуском ЛС населению:

1. Принятие себя как личности — это самодостаточная личность с позитивным мышлением. Обязательна способность к эмпатии и обучению.

Эти персональные качества позволяют влиять и вызывают доверие у покупателей на вербальном и невербальном уровнях.

2. Принятие своей профессии — обязательное условие работы фармацевтов, занятых отпуском ЛС населению. Недовольство своей профессией приводит как к внутреннему, личностному конфликту, так и к конфликту с покупателем или сотрудниками.

3. Принятие своей компании полностью зависит от корпоративной идеологии, кадровой политики и системы

мотивации (инструмент менеджмента).

4. Принятие продукта, который продает фармацевт. Как правило, фармацевты не используют в активных продажах БАД, поскольку не доверяют и не знают эту продукцию, а также не рекомендуют ЛС тех фирм, которым не доверяют лично (результаты опросов).

5. Отсутствие конфликта между принятым корпоративным стандартом и личностью фармацевта, занятого отпуском ЛС населению (результаты опросов). Синергетический эффект этих 5 факторов приводит к высокой идентификации себя с компанией, а значит, к преданности и благожелательности сотрудников. Удовлетворенность сотрудников своим трудом и чувство собственной значимости в бизнесе формируют и расположение покупателей к аптеке. А это значит, что компания получает целевые обороты, прибыль и желаемый имидж, а фармацевт — соответствующий имидж в глазах коллег и покупателей, профессиональную безопасность и стабильность.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.