Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ АГРОБИЗНЕСА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ АГРОБИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОИЗВОДСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / АГРОБИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климентова Эльвира Анатольевна, Сонина Мария Александровна, Аладинская Анна Владимировна

Актуальность маркетинговой ориентации агробизнеса в условиях обострения конкуренции определяется задачами поддержания и повышения уровня рентабельности хозяйственной деятельности. В статье авторами обоснованы направления организации маркетинговой ориентации агробизнеса на примере конкретного сельскохозяйственного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климентова Эльвира Анатольевна, Сонина Мария Александровна, Аладинская Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF MARKETING ORIENTATION OF AGRIBUSINESS

The relevance of the marketing orientation of agribusiness in conditions of increased competition is determined by the tasks of maintaining and increasing the level of profitability of economic activity. In the article, the authors substantiate the directions of the organization of marketing orientation of agribusiness on the example of a specific agricultural enterprise.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ АГРОБИЗНЕСА»

УДК 331.56

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ

АГРОБИЗНЕСА

Эльвира Анатольевна Климентова

кандидат экономических наук, доцент Klim1-408@yandex.ru Мария Александровна Сонина

магистрант Eliseeva. mari48@gmail. com Анна Владимировна Аладинская

студент

aaladinskaya@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет г. Мичуринск, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность маркетинговой ориентации агробизнеса в условиях обострения конкуренции определяется задачами поддержания и повышения уровня рентабельности хозяйственной деятельности. В статье авторами обоснованы направления организации маркетинговой ориентации агробизнеса на примере конкретного сельскохозяйственного предприятия.

Ключевые слова: маркетинг, рентабельность, сельское хозяйство, производство, эффективность, прибыль, агробизнес.

Необходимость организации маркетинга продукции в агробизнесе обоснована сильным уровнем конкуренции [3], высоким удельным весом на рынке сельскохозяйственной продукции зарубежных товаропроизводителей [6, 7] и наличием значительных проблем сбыта продукции отечественными сельскими товаропроизводителями [2].

По своей сути, сельскохозяйственный маркетинг - это анализ, изучение, составление прогноза и воздействие на факторы производства и реализации сельскохозяйственной продукции с целью достижения максимального уровня удовлетворенности требований платёжеспособного населения к продуктам питания, а также целей бизнеса в аграрной сфере.

В настоящие дни идет непрерывная борьба за увеличение доли постоянных покупателей на рынке, что требует от производителя улучшения качества продукта для сокращения предпринимательского риска [5, 9]. При этом наблюдается переориентация на нужды потребителя, что позволяет обеспечить повышение рациональности использования ресурсов производителей, эффективности каналов реализации и рост прибыли [10 - 12].

По мнению Абрамова В.И. существует шесть особенностей агромарке-тинга, определенных спецификой сельского хозяйства [1] (рис. 1).

Зависимость экономических результатов от природных условий

Роль и значение производимой продукции

Низкий уровень науки и искусства в управлении маркетинговой деятельностью

^ Особенности сельскохозяйственного маркетинга N \

т

Несовпадение рабочего периода и периода производства

Многообразие форм собственности в системе АПК

Сезонность производства и получения продукции

Рисунок 1 - Особенности сельскохозяйственного маркетинга

Основными задачами сельскохозяйственного маркетинга, как, отмечает Мусиенко Д. О. являются:

«- проведение исследований, в ходе которых формируется достоверная и своевременная информация о рынке, структуре и изменении конкретного спроса на определенные товары, вкусах и желаниях потребителей;

- воздействие на круг покупателей их спрос и на рынок в целом, обеспечивая максимально возможный контроль над сферой реализации;

- формирование такого ассортимента производимых товаров, который мог бы в большей степени соответствовать требованиям рынка, чем набор товаров конкурентов». [4]

Неэффективное осуществление перечисленных выше задач или абсолютное пренебрежение ими в деятельности организации, могут привести к тому, что станут невостребованными гибкость и ресурсные возможности различных подсистем предприятия, что, в большинстве случаев, приводит к снижению общей экономической эффективности агробизнеса.

Прогноз в маркетинговой деятельности предприятия играет большую роль, потому что многие поведенческие аспекты потребителей трудно, а порой и невозможно спланировать. Но если такое прогнозирование удалось выполнить, то далее разрабатывается целевая программа маркетинговой деятельности.

Мы провели анализ рентабельности производственной и коммерческой деятельности на примере исследуемой сельскохозяйственной организации СХПК «Родина» - одной из успешно развивающейся организации Мичуринского района. Производство исследуемой организации представлено набором культур зерновой группы и производством подсолнечника.

Таблица 1

Структура сельскохозяйственной продукции СХПК "Родина"

Вид выпускаемого товара 2018г. 2019г. 2020г.

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

Зерновые и зернобобовые 179915 80,79 148895 73,80 266611 75,39

Подсолнечник 42397 19,04 52789 26,17 79459 22,47

Соя - - - - 7130 2,02

Сено однолетних трав - - - - 450 0,12

Прочая продукция растениеводства 386 0,17 55 0,03 - -

Итого 222698 100 201739 100 353650 100

Основным критерием, отражающим уровень эффективности работы предприятия является рентабельность производства [8]. Любой предприниматель стремится контролировать и повышать уровень рентабельности. Для этого ему требуется либо решить задачу увеличения значения прибыли, либо уменьшения издержек (текущих, долгосрочных).

За период 2018-2020 гг. рентабельность ведения агробизнеса в организации характеризуется устойчивой тенденцией роста (табл. 2)

Таблица 2

Рентабельность агробизнеса в СХПК «Родина»

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020г. Отношение 2020г. к 2018 г., %

Выручка от реализации, тыс. руб. 222698 202565 353650 158,8

Полная себестоимость, тыс. руб. 175011 140465 206651 118,1

Прибыль, тыс. руб. 47687 62100 146999 308,2

Уровень рентабельности, % 27,2 44,2 71,1 на 43,9 п.п.

Общий размер прибыли организации от сельскохозяйственного производства за данный период увеличился в 3,1 раза и составил 147 млн. руб. в 2020 г., что явилось следствием значительного увеличения выручки от реализации. Выручка выросла на 58,8%, до 353,6 млн. руб. при увеличении полной себестоимости на 18,1% - до 206,6 млн. руб.

Уровень рентабельности сельскохозяйственного бизнеса увеличился на 43,9 п.п. до 71,1%, что вызвано было изменением соотношения прибыли и полной себестоимости продукции за период исследования. В 2020 г. на 1 рубль полной себестоимости организацией было получено 71 коп. прибыли при 27 коп. в 2018 году.

В данном хозяйстве наблюдается в целом положительная динамика рентабельности продаж основных видов продукции (рис. 2).

■ Зерновые ■ Кукуруза ■ Подсолнечник

Рисунок 2 - Динамика рентабельности продаж основных культур в СХПК «Родина»

Таким образом, можно сделать вывод, что организация стабильно развивалась за период исследования и являлась одной из лучших организаций Мичуринского района и для дальнейшего её развития, при довольно высоких производственных показателях становится актуальной необходимость организации эффективной маркетинговой ориентации агробизнеса.

Для совершенствования структуры сбыта зерна по имеющимся каналам представляется целесообразным увеличение объёмов реализации по более рентабельным и сокращение объёма реализации по менее эффективным каналам.

Ожидаемая эффективность сбыта зерна в СХПК "Родина" может значительно повыситься (табл. 3).

Таблица 3

Потенциальна рентабельность сбыта зерна в СХПК «Родина»

Каналы сбыта Реализовано, ц Цена 1ц, руб. Полная себестоимость 1 ц, руб. Выручка, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Уровень рентабельности продаж, %

ООО «ХМК» 37745 1056,80 709,39 39889 13113 32,9

ООО «Союз-М» 58976 1330,65 709,39 78476 36639 46,7

ООО «Истоки» 35386 1069,10 709,39 37831 12729 33,6

ООО «Торг-М» 42463 990,50 709,39 42060 11937 28,4

ООО «Бинеспроф2 61335 1230,35 709,39 75463 31953 42,3

ИТОГО 235905 1130,16 709,39 273719 106371 38,9

В данном хозяйстве возможно увеличение доли продаж в ООО «Союз-М» и ООО «Бизнеспроф» с 18% и 22% до 25% (58976 ц) и 26% (61335 ц), соответственно.

Доля сбыта каналов с наименьшей ценой реализации при этом сократится - ООО «ХМК» С 21% до 16%, ООО «Торг-М» С 24% до 18% при сохранении неизменного удельного веса канала ООО «Истоки» - 15%. Это обеспечит организации получение дополнительной прибыли в размере 7109 тыс. руб. при увеличении уровня рентабельности продаж на 1,7 п. п. до 38,9%, т.е. на 1 руб. полной себестоимости было получено 39 коп. прибыли.

В связи с привлечением новых потенциальных покупателей, как в Тамбовской области, так и за её пределами, рынок сбыта значительно расширится, что благоприятно скажется на эффективности деятельности предприятия в целом и создаст возможность для расширения деятельности производства качественной продукции, выращиваемой СХПК "Родина".

Необходимость совершенствования сбытовой деятельности, определяет цели, средства и направления организации маркетинговой деятельности, которые предусматривают решение пассивной задачи - всестороннего изучения предпочтений покупателей и формирование ассортимента выпускаемой продукции.

Реализация предложенных мероприятий по организации эффективной маркетинговой ориентации агробизнеса будет способствовать повышению эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции в СХПК «Родина» и в целом эффективности его деятельности.

Список литературы:

1. Абрамова В.И. Менеджмент и агромаркетинг: Учебное пособие. М.: ИЦ РИОР. 2016. 161 с.

2. Дубовицкий А. А., Евдокимова А.Е., Климентова Э.А. Оптимизация товародвижения на продовольственном // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. № 11. С. 53-57. - ЕБК УРБТКР.

3. Ещенко Е. И. Роль агропромышленного маркетинга в сельском хозяйстве // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 33. С. 107-110. - EDN XBJXJJ.

4. Мусиенко Д.О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях. Молодой ученый. 2016. №6. С. 383-386.

5. Экономика агропродовольственного рынка / И. А. Минаков, А. Н. Квочкин, Л. А. Сабетова [и др.]. Москва: НИЦ ИНФРА-М. 2018. 232 с. - ISBN 978-5-16-009054-2. - EDN XNDSXP.

6. Попова Е.А., Климентова Э.А. Теоретические основы сельскохозяйственного маркетинга / Попова Е.А., Климентова Э.А. // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 3. С. 36.

7. Романцов Д. А., Дубовицкий А.А. Становление и функционирование маркетинга на агропродовольственном рынке // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 3. С. 39. - EDN AUTZFS.

8. Шалаева Л. В. Прибыль в распределении управленческого учёта и отчётности // Управленческий учет. 2021. № 4-1. С. 151-157. - ЭДН ЭКСОКЗ.

9. Экономика сельскохозяйственного предприятия / И. А. Минаков, Л. А. Сабетова, Н. П. Касторнов [и др.]. 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: НИЦ ИНФРА-М. 2018. 363 с. - ISBN 978-5-16-006012-5. - EDN MYTHQT.

10. Assessment of Export Prospects of Russian Agricultural Producers / A. A. Dubovitski, E. A. Yakovleva, O. Y. Smyslova [et al.] // Environmental Footprints and Eco-Design of Products and Processes. 2022. No б/н. P. 167-180. - DOI 10.1007/978-981-16-8731-0_17. - EDN LHMHKO.

11. Prospects for regional potato producers in the context of agricultural markets globalization / E. A. Klimentova, A. A. Dubovitsky, A. V. Beketov [et al.] // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (LEASECON 2021). Omsk: European Publisher. 2022. P. 369-375. - EDN LFIGEQ.

12. Nikitin, A. V. Impact of small business innovation activity on regional economic growth in Russia / A. V. Nikitin, E. A. Klimentova, A. A. Dubovitski // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. No S4-3. P. 309-321. - EDN EOVOVD.

UDC 331.56

EFFECTIVENESS OF MARKETING ORIENTATION OF AGRIBUSINESS

Elvira A. Klimentova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

klim1 -408@yandex.ru Maria A. Sonina master's student Eliseeva.mari48@gmail.com Anya V. Aladinskya student

aaladinskaya@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The relevance of the marketing orientation of agribusiness in conditions of increased competition is determined by the tasks of maintaining and increasing the level of profitability of economic activity. In the article, the authors substantiate the directions of the organization of marketing orientation of agribusiness on the example of a specific agricultural enterprise.

Keywords: marketing, profitability, agriculture, production, efficiency, profit, agribusiness.

Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.