Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 28 (209).
Экономика. Вып. 30. С. 90-95.
Д. С. Бенц
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОРПОРАЦИИ
Рассмотрена эффективность контрактных отношений в корпорациях. Предложен основной фактор эффективности контрактных отношений — доля переданных прав собственности. Выявлены внешние факторы: оппортунизм экономических субъектов и уровень их квалификации.
Ключевые слова: эффективность контрактных отношений в корпорации, распределение прав собственности, квалификация собственника, квалификация менеджера, доминирующий собственник, трансакционные издержки, оппортунизм экономических субъектов.
Современная трансформируемая экономика характеризуется доминированием экономических отношений особого рода — контрактных отношений. Актуальность исследования данного вопроса обусловлена тем, что эффективность контрактных отношений, складывающихся в корпорации, определяет уровень эффективности ее хозяйственной деятельности. Эффективность контрактных отношений становится одним из основных факторов эффективности национальной экономики.
До сих пор в экономической литературе не раскрыто понятие «эффективность контрактных отношений». Вопрос о содержании эффективности контрактных отношений остается дискуссионным. Теоретические и методологические основы эффективности контрактных отношений первоначально были заложены А. Смитом. Однако, рассматривая различные формы контрактных отношений, Смит не исследовал проблему их эффективности. В качестве основы контрактных отношений между индивидами А. Смит определил обмен. Он также выделил две формы контрактных отношений: товарные и трудовые [5. С. 64].
Впоследствии проблемой контрактных отношений занимался К. Маркс, однако он также не уделял внимание вопросам их эффективности. Систематизировав отношения обмена, К. Маркс определил способ оформления контрактных отношений — договор. В основе контрактных отношений, называемых К. Марксом «волевыми», лежат экономические отношения [3. С. 94]. Причем договор может быть как закреплен законом, так и не закреплен. Иными словами, уже К. Маркс выделял в контрактных отношениях неформальные элементы.
А. Маршалл рассмотрел такой фактор эффективности контрактных отношений, как предпринимательская способность бизнесмена [4. С. 377]. Разделяя функции собственника и управленца.
Маршалл акцентировал внимание на распределении рисков и прав контроля в рамках контрактных отношений акционеров и менеджеров.
Далее отдельные элементы проблемы эффективности контрактных отношений исследуются в рамках неоинституциональной теории контрактов, получившей развитие в 1970-е гг.
М. Дженсен и В. Меклинг акцентировали внимание на таких факторах эффективности контрактных отношений, как асимметрия информации и поведенческий оппортунизм. Они рассмотрели особую форму контрактных отношений — агентские отношения. Проблема асимметрии информации и поведенческого оппортунизма возникает в рамках именно агентских отношений, предполагающих участие принципала и агента.
Существенный теоретический и методологический вклад в развитие вопросов эффективности контрактных отношений внес О. Уильямсон. Он выделил типы управления контрактными отношениями и рассмотрел вопросы оппортунизма и экономии трансакционных издержек, отнеся эти вопросы к «эффективностному» ответвлению разработанной им когнитивной карты контрактов [6. С. 61].
Дж. Ходжсон проблему эффективности контрактных отношений не исследовал, но его особый подход к контрактным отношениям состоит в том, что он связывает их с передачей прав собственности, а не только с двусторонним трансфертом благ между агентами [9. С. 221].
О. Харт акцентировал внимание на таком факторе эффективности контрактных отношений, как неполнота контрактов. Харт вводит понятие «остаточные права контроля», которые имеют место в случае именно неполного контракта [7. С. 209].
Б. Хольмстром и П. Милгром исследовали такую сторону эффективности контрактных отношений, как их продолжительность. Они определяли степень влияния продолжительно-
сти контрактных отношений на уровень оппортунизма субъектов этих отношений.
Э. Фуруботн и Р. Рихтер расширили понимание проблемы эффективности контрактных отношений, однако вопросами эффективности контрактных отношений не занимались. Они систематизировали и выделили три типа теорий контрактных отношений: теорию агентских отношений, теорию самовыполняющихся соглашений и теорию отношенческих контрактов [8. С. 186].
С. Соссье исследовал вопрос эффективности контрактных отношений, оценивая соотношение «предельных издержек» и «предельного выигрыша контрактации». Все упомянутые зарубежные экономисты исследовали понятие контракта, его формы, однако не определяли экономическое содержание эффективности контрактных отношений.
Отечественные экономисты также не определяют содержание эффективности контрактных отношений. Они лишь исследуют сущность контракта и контрактных отношений. Среди таких экономистов можно выделить А. А. Аузана, К. А. Бендукидзе, Е. Н. Кудряшову, Я. И. Кузь-минова, А. Н. Олейника, Е. В. Попова, В. Л. Там-бовцева, А. Е. Шаститко, М. М. Юдкевич.
Анализ существующих в экономической литературе подходов к факторам эффективности контрактных отношений, а также отсутствие понятия «эффективность контрактных отношений в корпорации» позволили ввести в научный оборот и определить экономическое содержание этого понятия.
Под эффективностью контрактных отношений в корпорации будем понимать способность удовлетворять экономические интересы субъектов контрактных отношений в корпорации на основе перераспределения прав собственности. Количественно эффективность контрактных отношений в корпорации может быть определена как соотношение изменения доли дохода каждого субъекта в общем доходе корпорации к изменению доли переданных прав собственности (акционерами менеджерам, менеджерами наемным работникам).
Для уточнения экономического содержания эффективности контрактных отношений в корпорации применим графический метод. Введем кривую эффективности контрактных отношений в корпорации Е0 (рис. 1).
Основной фактор, определяющий уровень эффективности контрактных отношений,—
Доля переданных менеджеру прав собственности, %
Рис. 1. Кривая эффективности контрактных отношений в корпорации
доля переданных прав. Чем больше доля переданных прав, тем выше уровень эффективности контрактных отношений. Иными словами, зависимость между рассматриваемыми величинами положительная. Кривую эффективности Е0 строим при следующих предпосылках:
1) уровень квалификации менеджера максимальный; 2) поведенческий оппортунизм менеджера отсутствует. Тогда точка А показывает максимальный уровень эффективности, который объясняется стопроцентной передачей менеджеру прав собственности. Чем большую долю прав собственности собственник передаст менеджеру, тем больше возможностей у последнего эффективнее управлять корпорацией. Кроме того, точка А может характеризовать ту ситуацию, когда менеджер сам является собственником.
Эффективность контрактных отношений в корпорации может быть выражена алгебраически:
Эффективностък 0., грации=
= к • — = к1 • ^ + к2 ^ + к3 •Д1-1 2 д^ 3 д^
+..., (1)
где к — коэффициент эластичности эффективности контрактных отношений в корпорации при изменении доли переданных прав собственности на 1 %;
к — коэффициент эластичности эффективности контрактных отношений в корпорации при изменении доли г-го правомочия на 1 %;
А1 — изменение доли дохода субъекта контрактных отношений в общем доходе корпорации;
А51 — изменение доли переданных прав собственности.
При указанных выше предпосылках дополнительная доля переданных прав собственности приводит к увеличению доли дохода субъекта в общем доходе, что в итоге способствует росту эффективности контрактных отношений. Пусть доля дохода субъекта контрактных отношений в общем доходе корпорации является непрерывной функцией, зависящей от доли переданных прав собственности. Тогда эффективность контрактных отношений представляет собой дифференциал функции доли дохода субъекта в общем доходе корпорации от аргумента функции — доли переданных прав собственности, или сумму производных
Эффективностък 0 я корпорации=
= к • (I)'5 = к • (11)'5 +
+ к • (12)'3 + кз • (Iг)'3 + .... (2)
Алгебраическое выражение (2) показывает, что изменение эффективности контрактных отношений в корпорации представляет собой сумму изменений эффективности, обусловленных изменением доли каждого отдельно взятого правомочия.
Выделим два основных фактора, воздействующих на эффективность контрактных отношений в корпорациях: 1) трансакционные издержки;
2) поведенческий оппортунизм.
Недостаточный уровень квалификации собственника приводит к избыточным трансакционным издержкам корпорации. Сам по себе рост трансакционных издержек корпорации не говорит об однозначном снижении эффективности контрактных отношений. Для каждой корпорации характерен свой, так называемый «оптимальный» уровень трансакционных издержек. Мы же говорим о том, что в связи с низкой квалификацией собственника растут именно трансакционные издержки, которые являются избыточными с той точки зрения, что их можно было бы избежать, передав управление более квалифицированному менеджеру.
Наличие оппортунизма преобразует графическую модель, представленную на рис. 2.
Кривая О0 характеризует отсутствие оппортунизма со стороны менеджера. Чем больше доля
Доля переданных менеджеру прав собственности, %
Рис. 2. Изменение оптимального уровня передаваемых менеджеру прав собственности при изменении склонности менеджера к оппортунизму
переданных менеджеру прав, тем ниже будет эффективность контрактных отношений, если менеджер проявит склонность к оппортунизму. Этим объясняется отрицательный наклон кривой оппортунизма О. Чем сильнее склонность менеджера к оппортунизму, тем большим углом наклона в будет характеризоваться кривая оппортунизма О.
Иными словами, чем выше склонность менеджера к оппортунизму, тем существеннее будет снижение эффективности контрактных отношений при передаче менеджеру 1 % прав собственности:
tgР1 < tgр2. (3)
Рис. 2 позволяет определить оптимальную долю передаваемых менеджеру прав собственности. Точка пересечения кривых оппортунизма О и эффективности контрактных отношений Е0 (рис. 2) и характеризует оптимальную долю передаваемых правомочий. Чем выше склонность менеджера (при заданной его квалификации) к оппортунизму, тем меньше должна быть доля передаваемых ему прав собственности.
К исследованию особенностей эффективности контрактных отношений в корпорациях необходимо подходить по разному, в зависимости от имеющейся в корпорации структуры собственности. Если рассматривать корпорацию,
в которой собственник и менеджер — одно лицо, то речь о передаваемой доле прав собственности уже не идет. Иными словами, доля переданных собственником менеджеру прав собственности в этом случае не является фактором эффективности контрактных отношений. Кроме того, уходит проблема поведенческого оппортунизма на I уровне контрактных отношений. На II уровне поведенческий оппортунизм все же остается. Априори эффективность контрактных отношений в случае совпадения собственника с менеджером должна быть максимальной. Тем не менее, одна из особенностей эффективности контрактных отношений в российских корпорациях такова, что уровень квалификации собственника не позволяет ему добиваться максимальной эффективности контрактных отношений. Передаточный механизм влияния уровня квалификации на уровень эффективности контрактных отношений представлен на рис. 3.
Для случая, когда акционер не является менеджером, а передает ему часть прав собственности наряду с ответственностью, фактором, определяющим эффективность контрактных отношений, становится доля переданных менеджеру прав собственности. В этом случае проблема поведенческого оппортунизма уже имеет место. И на первый план выходит не квалификация собственника, а квалификация менеджера. Следовательно, ранее представленная модель может выглядеть так (рис. 4).
Для значительной части российских корпораций все же характерно разделение субъектов контрактных отношений на акционеров и менед-
жеров. Менеджерам свойственен определенный уровень поведенческого оппортунизма, который снижает уровень эффективности контрактных отношений.
Кривая общей эффективности контрактных отношений ТЕт представленная на рис. 5, отражает суммарную эффективность, образующуюся при сложении двух кривых: Е0 и От При отсутствии поведенческого оппортунизма максимальный уровень эффективности контрактных отношений Е0тах находился бы в точке А. Появление в модели поведенческого оппортунизма со стороны менеджера снижает достижимый уровень эффективности контрактных отношений до уровня Е1тс1х.
Как уже было сказано, увеличение склонности менеджера к оппортунизму увеличивает угол наклона кривой оппортунизма О к оси абсцисс. В результате смещается кривая суммарной эффективности контрактных отношений с ТЕт до ТЕ2. Для новой кривой эффективности ТЕ2 характерен уже более низкий уровень максимально достижимой при новых условиях эффективности Е2тах контрактных отношений (рис. 6).
Очевидно, что сильная склонность менеджера к оппортунизму существенно снижает максимально достижимый уровень эффективности контрактных отношений. Однако это не означает, что акционеры должны направлять огромные средства на снижение этого оппортунизма. Зависимость эффективности контрактных отношений от трансакционных издержек, направленных на снижение поведенческого оппортунизма. аналогична зависимости эффективности кон-
Уровень Эффективность Эффективность
трансакционных контрактных контрактных
издержек отношений отношений
собственника, % издержек, % собственника, %
Рис. 3. Передаточный механизм влияния уровня квалификации собственника на эффективность контрактных отношений для случая «акционер = менеджер»
Эффективность контрактных отношений
Эффективность
издержек, %
Рис. 4. Зависимость эффективности контрактных отношений от уровня квалификации собственника для случая «акционер = менеджер»
Доля переданных менеджеру прав собственности, %
Доля переданных менеджеру прав собственности, %
Рис. 5. Кривая общей эффективности контрактных отношений ТЕХ при заданном уровне оппортунизма менеджера О1
Рис. 6. Сдвиг кривой общей эффективности контрактных отношений ТЕ при росте склонности менеджера к оппортунизму
трактных отношений от суммарных трансакционных издержек. Поэтому можно предположить, что существует некий оптимальный уровень трансакционных издержек, направленных на снижение уровня поведенческого оппортунизма.
Наряду с высокой склонностью к оппортунизму среди факторов эффективности контрактных отношений в российских корпорациях можно выделить низкий уровень квалификации менеджеров. Снижение уровня квалификации менеджера воздействует на уровень эффективности контрактных отношений аналогично росту оппортунизма (рис. 7).
Доля переданных менеджеру прав собственности, %
Рис. 7. Сдвиг кривой общей эффективности контрактных отношений ТЕ при снижении уровня квалификации менеджера
При заданном уровне оппортунизма О1 и наивысшем уровне квалификации менеджера максимально достижимая эффективность контрактных отношений находится на уровне Е0тх. При снижении квалификации менеджера происходит изменение угла наклона кривой Е0 до уровня Ег При более низком уровне квалификации менеджера максимально достижимая эффективность контрактных отношений снижается до уровня Е1тах.
Итак, под эффективностью контрактных отношений в корпорации понимается способность этих отношений удовлетворять экономические интересы субъектов контрактных отношений в корпорации на основе перераспределения
прав собственности. К исследованию особенностей эффективности контрактных отношений в корпорациях необходимо подходить по-разному в зависимости от структуры собственности корпорации. В этом состоит основополагающая мысль предлагаемой модели эффективности контрактных отношений. К экзогенным факторам, влияющим на уровень эффективности контрактных отношений в российских корпорациях, относится уровень квалификации собственника и (или) менеджера, уровень избыточных трансакционных издержек, а также склонность субъектов контрактных отношений к поведенческому оппортунизму.
Список литературы
1. Аузан, А. А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / А. А. Аузан. М. : ИНФРА-М, 2007. 416 с.
2. Кудряшова, Е. Н. Институциональные соглашения в условиях естественной монополии / Е. Н. Кудряшова. М. : ИНФРА-М, 2004. 112 с.
3. Маркс, К. Капитал. Т. 1 [Электронный ресурс] / К. Маркс. и^: www.esperanto.mv.ru / Marksismo/Kapital1/ index.html
4. Маршалл, А. Принципы экономической науки : пер. с англ. Т. 1 / А. Маршалл. М. : Прогресс, 1993. 416 с.
5. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М. : Эксмо, 2007. 960 с.
6. Уильямсон, О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация : пер. с англ. / О. И. Уильямсон. СПб. : Лениздат, 1996. 702 с.
7. Уильямсон, О. И. Природа фирмы : пер. с англ. / О. И. Уильямсон, С. Г Уинтер. М. : Дело, 2001. 360 с.
8. Фуруботн, Э. Г. Институты и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории / Э. Г. Фуруботн, Р. Рихтер. СПб. : Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. 702 с.
9. Ходжсон, Дж. Экономическая теория и институты: манифест современной институциональной экономической теории : пер. с англ. / Дж. Ходжсон. М. : Дело, 2003. 464 с.
10. Шаститко, А. Е. Экономическая теория организаций / А. Е. Шаститко. М. : ИНФРА-М, 2007. 303 с.