Научная статья на тему 'Эффективность контрактной системы закупок для бюджетных учреждений'

Эффективность контрактной системы закупок для бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА. 44-ФЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карабицкая Екатерина Игоревна

Со сменой закона, регулирующего контрактную систему бюджетных учреждений, эффективность расходования бюджетных средств упала. Единственным критерием выбора поставщика служит цена. При таком отборе поставщика качественное выполнение работы (оказание услуги) практически невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карабицкая Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность контрактной системы закупок для бюджетных учреждений»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 338

Карабицкая Екатерина Игоревна

Магистрант 2 курса НЧИ КФУ г. Набережные Челны E-mail: katena2612@mail.ru Научный руководитель: Матвеева А.Р.

к.э.н., доцент НЧИ КФУ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация

Со сменой закона, регулирующего контрактную систему бюджетных учреждений, эффективность расходования бюджетных средств упала. Единственным критерием выбора поставщика служит цена. При таком отборе поставщика качественное выполнение работы (оказание услуги) практически невозможно.

Ключевые слова Эффективность. Бюджетные средства. Контрактная система. 44-ФЗ.

В 2014 г. на смену ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» пришел ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вследствие данного изменения, любая бюджетная организация обязана заключать договора поставки или выполнения услуги строго по результатам проведённой электронной закупки. Целью внедрения данного закона было уменьшение коррупционных рисков, экономия бюджета, поддержание здоровой добросовестной конкуренции. Электронная процедура закупки должна была сделать процедуру заключения государственных контрактов более прозрачной и облегчить коммерческим организациям процедуру участия в электронных торгах. Но, как показывает практика, данный закон не всегда способствует эффективному расходованию бюджетных средств [3].

В соответствии со статистическими данными, представленными на рисунке 1, самой популярной на сегодняшний день процедурой закупок в рамках 44-ФЗ является электронный аукцион [2].

Рисунок 1 - Распределение закупок по способам определения поставщика

Победителем электронного аукциона становится тот участник, который предложил наименьшую цену. Цена всегда соответствует качеству. Как правило, наименьшую цену предлагает либо поставщик - новый участник рынка, у которого нет своей клиентуры и наработанного имени, либо поставщик, который использует самые дешевые, зачастую некачественные, материалы. Изредка бывает, что поставщик предлагает наименьшую цену лишь для того, чтобы сделать себе рекламу или поддержать имидж компании, но, как показывает практика, в бюджетных организациях вероятность такого случая стремится к нулю.

С каждым годом на электронных порталах появляется все больше участников. У каждого цель -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х

выиграть как можно больше аукционов и заключить контракт по максимально выгодной цене.

Некачественное исполнение услуги никак нельзя отнести к эффективному расходованию бюджетных средств. Наглядным примером может служить проведение ремонтных работ в бюджетных организациях. Поставщик, который выигрывает аукцион по минимальной цене, вынужден использовать дешевые аналоги материалов, чтобы не уйти в убыток, а не участвовать в таких аукционах является непозволительной роскошью, так как на сегодняшний день это единственный способ продажи вашей услуги бюджетным, государственным организациям, а также другим крупным компаниям, которые по разным причинам решили закупать товары и услуги посредством электронных торгов, т.е. поставщик просто окажется без работы. Соответственно, качество ремонта значительно снижается и вместо того, чтобы проводить ремонт 1 раз в 3 года, приходится делать ремонт ежегодно. Но в силу того, что электронный аукцион подразумевает выбор победителя лишь по одному критерию - цене, у бюджетной организации просто нет другого выхода.

В бюджетном кодексе Российской Федерации дано четкое определение принципу эффективности: «Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)» [1].

К сожалению, часто понятия «экономности» и «дешевизны» подменяются. Достичь наилучшего результата при использовании дешевой рабочей силы, дешевых материалах невозможно. Слоган «Дешево. Качественно. Быстро» - это всего лишь маркетинговый ход. Практика показывает, что заключение государственного контракта с бюджетной организацией по минимальной цене зачастую ведет к выставлению нового аукциона на электронных порталах и поиску наиболее «качественного» поставщика. В данном случае принцип эффективности уже не работает.

Одним из решением данной проблемы может послужить изменение процедуры определения победителя в электронном аукционе. Во-первых, для каждой работы должна быть определена минимальная цена, ниже которой, поставщик просто не имеет право снижаться, т.е. в случае нашего примера это должен быть конкретный расчет стоимости каждого материала. Если же поставщик убеждает, что он может обеспечить те же материалы, но по цене ниже заложенной в смете, он должен дать аргументированное подтверждение цены. Во-вторых, установить несколько критериев выбора победителя, помимо цены можно выбрать опыт работы или рекомендации клиентов о проведенных работах данным поставщиком.

Список использованной литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;

2. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. URL: http://zakupki.gov.ru/;

3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

© Карабицкая Е.И., 2016

УДК 377.3.02

Клаверов Владимир Борисович, канд. техн. наук, доцент кафедры «Менеджмент и управление персоналом», АНО «ООВО» «Университет экономики и управления», г. Симферополь, РФ

E-mail: ueu_nauka@mail.ru

СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИИ ПЕРЕПИСКИ ПРИ РЕЦЕНЗИРОВАНИИ ИТОГОВЫХ ЗАДАНИЙ СТУДЕНТОВ (ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

Аннотация

В статье проанализированы варианты рецензирования итоговых заданий студентов дистанционной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.