сельскохозяйственные науки
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ
Тюрин Игорь. Юрьевич
кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет
им. Н.И. Вавилова», г. Саратов Левченко Галина Викторовна
кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный
университет им. Н.И. Вавилова», г. Саратов
PERFORMANCE VEHICLES IN AGRICULTURE FOR THE CARRIAGE OF AGRICULTURAL GOODS
Tyurin Igor, Candidate of technical Sciences, associate hrofessor FSBEIHPE "Saratov SAU" named after N.I. Vavilov, city of Saratov
Levchenko Galina, Candidate of technical Sciences, associate hrofessor FSBEI HPE "Saratov SAU" named after N.I. Vavilov, city of Saratov
АННОТАЦИЯ
В настоящее время для планирования, учета, анализа и оценки работы подвижного состава сельскохозяйственного транспорта установлена система показателей, позволяющая оценивать степень его использования, результаты и эффективность работы.
Ключевые слова. Транспортные операции, транспортный процесс, себестоимость, рентабельность, пробег, график работы, эффективность. ABSTRACT
Currently, planning, accounting, analysis and evaluation of the rolling agricultural transport system installed indicators to assess the extent of its use, results and performance.
Keywords: Transport operations, transport process, cost, profitability, running, schedule, efficiency.
Особенностью сельскохозяйственных продуктов является то, что в течение времени в них происходят сложные биологические процессы, от характера и интенсивности которых зависят их качество и сохранность [1-4]. Физико-механические и агробиологические особенности сельскохозяйственных грузов определяют требования к технологииям возделывания культур [5-7], подвижному составу, погрузочно-разгрузочной технике и организации перевозок.
С отказом от планово-распределительной системы, обеспечивающей централизованное снабжение сельского хозяйства материально-техническими средствами, и при отсутствии нормальных рыночных отношений, количество техники и в том числе автотранспорта в аграрном производстве резко сократилось. Обеспеченность хозяйств автомобилями не превышает 50-70% потребности при значительном их старении. Рынок техники и инженерных услуг не получил пока соответствующей регламентирующей, нормативной базы для его организации и функционирования.
Между тем роль транспорта в сельскохозяйственном производстве постоянно возрастает, удельный вес транспортных затрат в общем их объеме увеличивается. Транспортный фактор играет все большую роль в конкурентной борьбе за рынки сбыта сельскохозяйственной продукции. Расходы на доставку продукции к местам ее
реализации составляют значительную долю, а учитывая дальность перевозок, они сопоставимы с затратами на производство. От его использования в значительной степени зависит сохранность продукции и ее качество.
Таким образом, при планировании дневного задания автотранспортных перевозок возникают затруднения в определении числа тех или иных моделей транспортных средств для перевозки груза, когда приходится учитывать дорожные условия, скорость движения, продолжительность и длительность перевозки, время простоя на погрузке и разгрузке, т.е. эффективности использования подвижного состава.
В настоящее время применяется несколько показателей для измерения эффективности использования подвижного состава: прибыль, рентабельность, производительность подвижного состава в тоннах и тонно-километрах, удельная производительность подвижного состава, себестоимость перевозок, удельный расход топлива и т.д.
Главным экономическим показателем, при планировании работ в сельском хозяйстве является прибыль, которая находится в прямой зависимости от себестоимости перевозок. Поэтому основное условие эффективной работы предприятия - снижение себестоимости транспортной работы.
При определении себестоимости учитываются пе- С учетом постоянных и переменных расходов, а
ременные расходы Спер, связанные с эксплуатацией ав- также факторов, определяющих транспортный процесс,
тотранспортных средств и постоянные расходы Спос, свя- выражение для определения себестоимости перевозок
занные со стоимостью технических зданий, сооружений. примет вид:
SQi -
q • а
ст
ri V
Í с • l с J
nePi ет-г Споа ' 1егг , г1 ^ + +-+ Споа ' У h
\
в е
и
npi
, [РУб/т];
Sn -
q •a
C С C • ^^ t
Cnepi Cnod споа / * tnpi
ni V reí
Pei PeiU
, [руб/т км],
(1)
(2)
1
1
l
где Cnepi - сумма переменных расходов, руб/км; Cnoci -
сумма постоянных расходов, руб/ч, Pei - коэффициент использования пробега (в расчетах для маятникового маршрута принимаем Pei =0,5); - средняя техническая скорость транспортных средств (в расчетах принимаем для
одиночных автомобилей =30...40 км/ч, для автопоездов - т =25...35 км/ч), км/ч; прг - суммарное время простоя подвижного состава (находится по выражению 10), ч, qi- номинальная грузоподъемность единиц транса д
портных средств, т, ri - коэффициент динамического использования грузоподъемности ПС (в расчетах прини-
д ст
аД - а,-
маем г г ).
Себестоимость перевозок и рентабельность являются обобщающими экономическими показателями, оценивающими работу хозяйства. Чем лучше подобран состав транспортных средств и лучше оно эксплуатируется, тем ниже себестоимость перевозок и выше рентабельность.
Для ритмичной работы подвижного состава и согласованной работы погрузочно-разгрузочных и транспортных средств, при перевозках массовых грузов составляют графики движения. Графики составляют на основании схемы маршрута, расстояний между грузопунктами, расстояний нулевых пробегов, данных о времени наряда, простое под погрузкой разгрузкой, выполнения ежедневного технического обслуживания (ЕТО), обеда и пересменки, средней технической скорости транспортных средств.
Графики работы транспортных средств строят по уточненным значениям продолжительности времени в
T'
наряде н , с учетом времени ежедневного технического обслуживания ТЕТО:
т - Т + Т,тп.
Ун и ЕТО i
Время простоя транспортных средств при погрузке и разгрузке определяется по формулам:
при погрузке
ч, • < • Нв
при разгрузке
у t. -1 . +1 . +
/ ¡ ni ож.п Mi
вр i
2
+1 +1 , .
B3i оф.д
Et ■ -1
"pi (
.+t ■+t ■+ ож.р вз1 mi
ст тт
4i • а ni • Н
Bpi
2
+1
оф.д
. (4)
(3)
Время движения подвижного состава зависит от средней технической скорости и определяется по выражению:
ди и .
итг , (5)
Таким образом, эффективность использования транспортного средства может зависеть и определяться, с одной стороны, совершенством его конструкции и соответствием условиям эксплуатации - транспортным, дорожным и климатическим. С другой стороны, она зависит от организации перевозок: продолжительности суточного времени в наряде, количества дней работы в году, рациональной организации маршрутов перевозок, механизации погрузочно-разгрузочных работ, продолжительности простоев при оформлении приема и сдачи груза, рациональной организации хранения, технического обслуживания, ремонта и т.д.
Литература
1. Тюрин, И.Ю. Совершенствование технологического процесса досушивания сена на стационаре [текст] / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук/ Саратов, 2000, 24 с.
2. Тюрин, И.Ю. Значение процесса и способы сушки зерна [текст] // Тюрин И.Ю., Тельнов М.Ю // Научное обозрение, № 4. - Саратов, ООО «АПЕКС-94», 2011., с.112...115.
3. Тюрин, И.Ю. Перспективы развития экспериментальных исследований процесса сушки. [текст] / И.Ю. Тюрин //Научное обозрение, № 5. - Саратов, ООО «АПЕКС-94», 2010, с.76.78.
4. Тюрин, И.Ю. Принципы и направления модернизации инженерно-технологического обеспечения возделывания сельскохозяйственных культур [текст] / И.Ю. Тюрин // Научное обозрение. 2011. № 2. С. 47-51.
5. Соколов, Н.М. Обоснование параметров противо-эрозионного приспособления для обработки склонных почв [текст] / Н.М. Соколов / Научное
обозрение, № 3. - Саратов, ООО «АПЕКС-94», 2012., С.109...112.
6. Левченко, Г.В. Устройство для упорядоченной укладки рулонов грубых кормов [текст] / Г.В. Левченко, В.Н. Соколов, А.В. Ракутина / Научное обозрение, № 3. - Саратов, ООО «АПЕКС-94», 2014., с. 38.41.
7. Левченко, Г.В. Погрузчик-смеситель / Г.В. Левченко, П.И. Павлов, И.С. Алексеенко // Патент на полезную модель №87153; МПК B65G67/24, опубл. 27.09.2009, бюл. №27.