redactor@ progress-human.com
УДК 331
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ
КРИЗИСА
Селиванова Екатерина Юрьевна
Менеджер по персоналу ООО «КОМЕК МАШИНЕРИ», Магистрант кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
[email protected] ул. 8-е Марта, 62-455, г. Екатеринбург, РФ, 620219 +7(343) 22-11-757
Коропец Ольга Анатольевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
[email protected] ул. 8-е Марта, 62, ауд. 455, г.Екатеринбург, РФ, 620144 +7 (343) 22-11-757
Аннотация. Статья посвящена обзору и изучению преимуществ современных методов обучения, по сравнению с традиционными, в период сокращения затрат на обучение персонала. А именно, дано подробное описание и изучение влияния на персонал такого вида обучения, как дистанционное. Представлен обзор основных традиционных видов обучения персонала, их плюсы и минусы. В статье так же выделены основные преимущества дистанционного обучения. Описана целесообразность использования дистанционных видов обучения в различных экономически условиях. Доказаны определяющие основы, позволяющие утверждать об уровне качества дистанционного обучения. Подтверждена актуальность использования дистанционного обучения. Описана возможность оптимизации затрат на обучение персонала посредством внедрения в компанию дистанционного обучения. Представлена наглядная разница между затратами на тренинги и курсы внешних обучающих
redactor@ progress-human.com
организаций в сравнении с затратами на обучение сотрудников компании дистанционными методами обучения.
Ключевые слова: обучение; развитие персонала; дистанционная система обучения; преимущества дистанционного обучения; оптимизация затрат на обучение персонала.
1ЕЬ коды: M53, M15.
Введение.
В период острой экономической ситуации компаниям приходится принимать сложные решения о сокращении затрат, чаще всего связанных с персоналом.
Сокращают затраты на дополнительные бонусы, «имиджевые» расходы, корпоративные мероприятия, увольняют неэффективных сотрудников. Считается обязательным сократить затраты и на обучение персонала.
Встает вопрос, целесообразно ли обучение персонала в кризис, стоит ли сокращать затраты на обучение или же вообще отказаться от него.
Обучение персонала - один из важнейших бизнес процессов компании. Повышение квалификации сотрудников позволяет компании не только создать необходимый уровень мотивации работников, но и повысить лояльность персонала и конкурентоспособность компании в целом, что крайне необходимо в кризисный период.
Обучение персонала в кризис оправданно тем, что большинство компаний занимают выжидающую позицию, тогда как появляется реальный шанс занять лидирующие позиции в отрасли, инвестируя в развитие своих сотрудников. Повысив квалификацию персонала, компания повышает качество своего продукта или услуги, предоставляемого сервиса, привлекая новых клиентов.
По данным исследования электронной библиотеки MyBook при поддержке НП «Эксперты Рынка Труда», можно сделать вывод, что в период кризиса большинство компаний не считают, что основной статьей снижения затрат на персонал должно стать их обучение. В то время как большинство компаний, а это 78%, считают, что обучение необходимо продолжать, применяя для этого более «экономичные инструменты».[9]
Именно поэтому проблема применения «экономичных инструментов» обучения персонала и оценка их эффективности является одной из ключевых и актуальных проблем современных предприятий.
Целью статьи является выявление инструментов обучения, которые можно считать «экономичными»; определение кого и, самое главное, как обучать в период ограниченности НК - бюджета.
1. Традиционные методы обучения персонала, их преимущества и недостатки
Методы обучения - это способы взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленные на достижение общих целей.
Многообразие методов обучения позволяют разделить их на традиционные и современные.
Использование традиционных методов обучения персонала является преобладающим способом обучения персонала для современных компаний, что доказывает их эффективность, но они имеют ряд недостатков в применении их в динамичных высокотехнологичных современных условиях.
Рассмотрим основные методы традиционного обучения их плюсы и минусы.
Лекция - самая простая и распространенная форма обучения. Несомненным плюсом является возможность охватить большую аудиторию и относительно небольшая стоимость на проведение данного обучения. Прямой контакт преподавателя с аудиторией дает возможность адаптировать материал под любую аудиторию, управлять участниками обучения, вовремя вовлекать их в процесс и полностью его контролировать.
Недостатком лекции является пассивность слушателей, наличие множества дестабилизирующих внешних условий и практически полное отсутствие обратной связи после прохождения обучения. Так же необходимо обратить внимание на личностные факторы, имеющие немаловажное значение, а именно: профессионализм и талант лектора, усталость и отсутствие мотивации у аудитории.
Важным аспектом является и большая сложность, возникающая при оценке эффективности результатов данного вида обучения. [5,6,8]
Семинар - метод обучения, при котором спикер доносит материал в форме «вопрос -ответ», что позволяет понять, насколько подготовлены работники, какой информацией уже владеют, и на что стоит обратить внимание. Так же это позволяет вносить изменения в план и формат обучения, подстраивать его под конкретную целевую аудиторию.
Несомненным плюсом данного вида обучения является возможность обсудить с экспертами реальные, конкретные проблемы организации на практике и простроить модель решения данных вопросов.
Однако для реализации успешного семинара группа обучающихся должна быть не более 15 человек, данный факт резко повышает затраты на обучение особенно в случаях, когда есть потребность обучить большой коллектив персонала с привлечением высококлассного преподавателя. [5]
Традиционные методы обучения плотно вошли в нашу жизнь и для сотрудников они наиболее привычны и понятны. Несмотря на это мы понимает, что, по мнению многих экспертов, традиционные методы не всегда применимы и являются дорогостоящими для крупных компаний. Несут большие потери рабочего времени, а эффективность результатов сложно оценить. [1,3]
2. Современные системы дистанционного обучения, их преимущества использования компаниями в условиях кризиса
В условиях кризиса главным НК-трендом становиться сокращение НК-бюджета. Как показало недавнее исследование GlobalAssessmentTrendsReport (2015), проведенное компанией СЕВ SHL, несмотря на то, что компании понимают важность обучения персонала, именно на эту функцию в грядущем году сократили траты более трети организаций. [10] Главный вопрос, возникающий у руководителей, каких сотрудников обучать в условии ограниченности бюджета.
Решением данного вопроса смогут стать современные дистанционные системы обучения, которые органично занимают «узкие места» традиционного обучения и позволяют полностью решить вопрос, связанный с рисками правильности выбора того или иного сотрудника для прохождения обучения.
Системы дистанционного обучения позволяют соединить множество методов обучения в один, использовать различные инструменты, охватить большое количество сотрудников компании.
В наше время существует много площадок для проведения вебинаров, множество программ, например, таких как Skype или GoToMeeting, позволяющих при использовании минимального технического обеспечения провести интерактивные курсы обучения. Такие методы наиболее эффективны для компаний с большой численностью сотрудников, территориально- распределенных. Это позволит в несколько раз оптимизировать затраты на обучение.
Так, например, обучение на очном двухдневном тренинге в популярных компаниях г. Екатеринбурга, оказывающих услуги по обучению с привлечением квалифицированных тренеров, курс для группы сотрудников в 12 человек обойдется компании в 100-180 тысяч рублей. В выборку попали такие компании, как ЧУ ДПО «Высшая экономическая школа», ООО «Центр - бизнес образования», НОУ «Образовательный центр профессионал», ООО «Аудиторско-консалтинговое партнёрство Маминой». Дистанционный курс с тестированием
такого же количества сотрудников будет стоить около 20 тысяч рублей: налицо десятикратная экономия.
Рассмотрим и проанализируем преимущества дистанционного обучения:
1. Оптимизация затрат на обучение, один из ключевых факторов актуальности дистанционного обучения в современных условиях.
2. Возможность охватить большие группы обучающихся, в том числе территориально-распределенных, дистанционное обучение доступно в любом уголке нашей страны и за рубежом.
3. Трансляцию обучения можно проводить в любое время, что обеспечивает гибкий подход к проведению обучающих мероприятий.
4. Для внедрения дистанционного обучения необходимы минимальные технические возможности организации, как правило, такие возможности уже есть у каждого работодателя, а именно: интернет, компьютеры, доступ к специализированным программам, например, таким, как Бкуре.
5. Отсутствует необходимость держать большой штат сотрудников, занимающихся обучением и развитием персонала, а также нет необходимости в штатных лекторах и спикерах.
6. Большим преимуществом для сотрудников является возможность возвращаться к пройденному материалу в любое время.
7. При использовании дистанционного обучения повышается возможность точной и достоверной оценки эффективности результатов. Компьютерные технологии, правильно простроенные инструменты контроля, возможность сбора статистических данных и аналитики позволяют легко просчитать эффективность мероприятий, направленных на обучение персонала.
8. При выстраивании сложного и продуманного «софта» появляется возможность отслеживания потребности в обучении того или иного сотрудника, в зависимости от того, какими программа он интересуется в интернете.
9. Возможность получения обратной связи об обучении «здесь и сейчас». После прохождения курса участник может оценить работу преподавателя, написать свои отзывы, заполнить анкеты об удовлетворенности обучением и высказать свое мнение по курсу. Это расширяет горизонты оценки и позволяет собирать информацию для дальнейших исследований.
10. Наличие звукового и визуального восприятия позволяет донести нужную информацию в больших объемах разным людям с разным восприятием информации с точки зрения психофизиологии.
11. Использование интерактивных подходов в дистанционном обучении позволяет повысить время активной вовлеченности слушателей. Мини-кейсы, дискуссии, тесты, обмен опытом посредством чата позволит удерживать публику и возвращать к процессу обучения.
12. Преподаватель и ученики могут проходить обучение в комфортной для себя обстановке, исключая многие факторы, которые могут помешать процессу обучения.
Выделив и проанализировав преимущества дистанционного обучения персонала, сформулируем влияние дистанционного обучения на бизнес-процессы компании.
Дистанционное обучение позволит:
- В первую очередь, сократить затраты на обучение персонала без снижения объемов обучения.
- Повысить конкурентоспособность компании на рынке, уровень внутреннего и внешнего НК-бренда за счет непрерывного развития персонала.
- Повысить уровень удовлетворенности и вовлеченности сотрудников в процесс обучения.
- Контролировать обучения через инструменты статистики, позволяющие отслеживать в реальном времени прогресс пользователей, а также строить глобальные отчеты по обучению персонала.
- Точно и мало-трудозатратно оценивать эффективность результатов обучения за счет компьютерных программ, обрабатывающих информацию.
- Оперативно вносить корректировки в программы обучения, учитывая потребность в той или иной программе у сотрудников
- Организовать обратную связь от сотрудников по качеству обучения.
Все многообразие преимуществ дистанционно обучения позволяет сделать вывод, что использование дистанционного обучения в период кризиса компаний сможет сохранить уровень квалификации персонала на должном уровне, повысить конкурентоспособность компании в целом, при этом оптимизировать затраты на обучение. Безусловно, дистанционное обучение не всегда позволяет эффективно проводить некоторые курсы, например, связанные с психологией влияния, в которых необходим контакт с участниками и межличностная коммуникация.
Компьютерные технологии никогда не смогут заменить нам личное общение, обмен живой информацией, но при правильном их применении оно могут стать эффективным и
экономичным инструментом для многих компаний. Тем не менее, принципиальных оснований для утверждения, что дистанционное обучение значительно хуже по сравнению с очными формами, не существует.
Высокое качество определяется следующими факторами:
- возможностью привлечения высококвалифицированных тренеров и преподавателей, а также специалистов в области информационных технологий к разработке широко тиражируемого учебно-методического обеспечения, а так же сбора необходимой информации для оценки эффективности обучения посредством компьютерных технологий;
- весомым уровнем интеллектуального потенциала информационной среды дистанционного обучения;
- множеством разнообразных заданий, проектов, а том числе исследовательского характера;
- потенциалом коллективного творчества в ходе вебинаров и конференций в Интернете;
Дистанционные системы обучения - это возможность сохранить уровень компетенций
своих сотрудник, не потерять статуса обучающей компании и пережить кризисный период, не прибегая к крайним мерам.
Заключение
Отсутствие регулярного развития и обучения персона в компании ведет к потере ее конкурентоспособности и понижению влияния НК-бренда.
Сложность в решении задач развития и обучения делают этот процесс формализованным, теряются сильные стороны разных методик и гибкость в подходах. Использование дистанционной системы обучения позволяет идти «в ногу со временем» и сделать процесс обучения разнообразным и эффективным.
Система дистанционного обучения поможет с нуля организовать электронное обучение и автоматизировать систему развития персонала. Электронные курсы, вебинары, компьютерные тесты можно адаптировать под любую целевую аудиторию в зависимости от целей и сферы деятельности компании. Сотрудникам удается без отрыва от производства проходитбь курсы на любых устройства, тем самым избавляя работодателя от необходимости оборудования помещений для занятия, оплаты услуги преподавателя и расчета логистики.
redactor@ progress-human.com
Литература
1. Аксенова Е. А. Управление персоналом. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 94 с.
2. Воротынцева Т., Неделин Е. Строим систему обучения персонала.[ Текст] М.: Речь, 2014.
3. Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом. - М.: Академия Естествознания, 2011. - 147 с.
4. Краснова Н. В. Развитие персонала компании.[ Текст] М: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2014.
5. Носырева И. Г. Современные формы и методы обучения персонала // Управление развитием персонала. - 2012. - № 1. - С. 6-10
6. Степанова-Быкова, А. С. Методика профессионального обучения [Электронный ресурс]: курс лекций / А. С. Степанова-Быкова, Т. Г. Дулинец. - Электрон.дан. (4 Мб). - Красноярск: ИПК СФУ, 2009.
7. Бизнес - тренер, консультатнт Безлепкина Елена Современные методы обучения персонала [Электронный ресурс] // ngpc.ru>forum2010/Articles/Learnining methods.pdf.
8. Итоги исследования MyBook «Оптимизация затрат компании на обучение сотрудников. Как сэкономить бюджет» // http://lmexperts.ru/analysis/itogi-issledovaniya-mybook-kak-sekonomit-budget-v-krizis.html.
9. CEB SHL Russia&CIS https://www.shl.ru/issledovanie-shl/otchet1.
EFFICIENCY OF USING MODERN DISTANCE STAFF-LEARNING SYSTEM IN CRISIS
Ekaterina Selivanova Master student in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia
Olga Koropets PhD, assistant professor in Ural State University of Economics Yekaterinburg, Russia
Abstract. The article is devoted to the review and study of the modern educational methods benefits, compared with the traditional, in the period of reducing staff training costs. The article
describes, in particular, and studies in detail distance learning impact on personnel. Overview of the main traditional forms of staff training is presented; their advantages and disadvantages are studied. The article highlights also the main advantages of distance learning. Expediency of distance learning using in different kinds of economic conditions is described. We prove the defining foundations that allow us to establish the level of distance learning quality. The urgency of using distance learning is confirmed. The ability to optimize the staff training costs in the company is described through the introduction of distance learning. The article presents a visual difference between the cost of training and courses of external training organizations in comparison with the cost of distance learning.
Key words: training; staff development; distance training system; the advantages of distance learning; optimization of staff training costs. JEL Code: M53, M15.
References
1. Aksenov E. Human Resource Management. - Ed. 2nd., Revised. and ext. - M .: Unity-Dana, 2012. - 94 p.
2. Vorotyntseva T. Nedelin E. Building a personnel training system. [Text] M .: Speech 2014.
3. Zhukov B.M. Modern trends in personnel management. - M .: Academy of Natural Sciences,
2011. - 147 p.
4. Krasnov N.V. company personnel development [Text] M:. Moscow Financial-Industrial Academy, 2014.
5. Nosyreva I.G. Modern forms and methods of training // Management of development staff. -
2012. - № 1. - S. 6-10
6. Stepanova-Bykova A.S. Vocational Training Methodology [electronic resource]: a course of lectures / A. Stepanov bulls, TG Dulinets. - Elektron.dan. (4 MB). - Krasnoyarsk: IPK SFU 2009.
7. Business - Coach, Consultant Bezlepkin Elena Modern methods of personnel training [Electronic resource] // ngpc.ru> forum2010 / Articles / Learnining methods.pdf.
8. The results of the study MyBook «Cost optimization company in the training of employees. How to save the budget »// http://lmexperts.ru/analysis/itogi-issledovaniya-mybook-kak-sekonomit-budget-v-krizis.html.
9. CEB SHL Russia & CIS https://www.shl.ru/issledovanie-shl/otchet1. Contact
Ekaterina Selivanova
Ural State University of Economics
62-455, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia
Olga Koropets
Ural State University of Economics
62-455, 8th of March Str., 620144, Yekaterinburg, Russia