Научная статья на тему 'Эффективность использования социальных сетей при трудоустройстве'

Эффективность использования социальных сетей при трудоустройстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
993
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стукен Татьяна Юрьевна

Effectiveness of job placement's channels on Russian labour market is reviewed in the article. As activities of effectiveness was used frequency of job placements and salary. The conclusion is about influence of using weak social networks on job placement to following salary of employee.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования социальных сетей при трудоустройстве»

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 3. С. 70-75.

© Т.Ю. Стукен, 2008 УДК331.108.37

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

Т.Ю. Стукен

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Effectiveness of job placement’s channels on Russian labour market is reviewed in the article. As activities of effectiveness was used frequency of job placements and salary. The conclusion is about influence of using weak social networks on job placement to following salary of employee.

Положение работника на рынке труда напрямую связано не только с характеристиками его индивидуального человеческого капитала, но и с занимаемым рабочим местом, поскольку последнее определяет уровень отдачи от накопленных знаний, умений и навыков. В силу этого определенное значение для изучения рынка труда имеет анализ процесса поиска рабочих мест и изучения каналов, при помощи которых происходит трудоустройство на те или иные рабочие места.

Исследованию каналов трудоустройства на рынке труда посвящен ряд работ теоретического и прикладного характера. В них затрагиваются вопросы, связанные с анализом детерминант, определяющих выбор каналов поиска работы как в целом, так и для отдельных групп, их влияние на результативность поиска работы [3], приводятся сравнительные оценки результативности использования различных каналов трудоустройства с позиций соискателей рабочих мест и работодателей. Результативность оценивается как при помощи объективных показателей (факт трудоустройства, качество подбора) [4], так и на основе субъективных мнений респондентов [1].

Очевидно, что за годы реформ каналы поиска работы российскими работниками претерпели существенные изменения. Среди наиболее очевидных можно назвать снижение значимости института распределения и, как следствие, количества трудоустроившихся по направлениям, полученным по окончании учебного заведения. С другой стороны, появление посредников на рынке труда - службы занятости и рекрутинговых агентств - сформировало новый канал трудоустройства, не характерный для прежней экономической системы. Но изменение каналов трудоустройства не исчерпывается отмеченными обстоятельствами.

Отличительной особенностью экономики России многие исследователи называют слабость формальных институтов рынка труда, а также высокую асимметрию информации. В таких ус-

ловиях, не имея достоверной информации и возможности опереться на закон при защите своих прав, участники сделки в целях минимизации рисков прибегают к использованию социальных сетей, в границах которых циркулирует более надежная и проверенная информация о потенциальных участниках сделки по сравнению с информацией, доступной при использовании официальных каналов. Именно поэтому логично предположить, что трудоустройство, связанное с использованием социальных сетей, является на рынке труда основным.

Вероятно, использование социальных сетей может не только повышать возможность трудоустройства, на что указывают, в частности, работы Г. Холзера [6], Дж. Монтгомери [7], С.Ю. Ро-щина и К.В. Марковой [3], но и способствовать росту качества занятости. Согласно выводам М. Грановеттера, лица, нашедшие работу при использовании личных связей, получают более высокую заработную плату по сравнению с остальными [2]. По некоторым данным, имеет значение не только использование личных связей, но и сила социальных сетей, вовлеченных в процесс поиска работы. В соответствии с теорией социального капитала включенность в состав открытых социальных сетей и увеличение социальных контактов дает потенциальному работнику преимущества при трудоустройстве. При этом наиболее эффективны слабые социальные сети, которые позволяют индивиду получить информацию о большем числе рабочих мест. Напротив, сильные социальные связи ограничивают возможности получения высокооплачиваемой работы, поскольку в таких сетях циркулирует ограниченная и повторяющаяся информация. Этот вывод подтверждается исследованиями Ю. Эриксена и У. Янси [5]. Согласно их данным, более высокую заработную плату имеют именно работники, получившие свое рабочее место при использовании слабых сетей.

Поскольку российский рынок труда обладает явными отличиями от рынков труда западных стран, имеет смысл проверить, подтверждаются ли эти выводы в России. Согласно сформировавшемуся общественному мнению, одним из условий приема на хорошую, высокооплачиваемую работу часто является наличие родственных или дружественных отношений (т. е. включенность в сильные социальные сети).

Кроме того, эффективность сетей во многом зависит от того, какими ресурсами располагает индивид и какие ресурсы имеются в сети. «Сила слабых сетей» на рынке труда определяется возможностью установления связей с лицами, занимающими высокие позиции в профессиональной и должностной иерархии. Поэтому в условиях высокой дистанции власти в РФ можно ожидать выгод от использования слабых социальных сетей преимущественно для работников относительно высоких должностей и уровней квалификации.

Целью настоящего исследования является оценка эффективности каналов трудоустройства на российском рынке труда. При этом под эффективностью будем понимать не только сам факт трудоустройства, но и качество занятости, основной характеристикой которого является получаемая работником заработная плата.

Достижение цели предполагает решение следующих задач.

1. Сравнительная оценка распространенности использования каналов поиска работы и каналов трудоустройства в зависимости от характеристик работников и рабочих мест. Под первыми мы понимаем все те каналы, к использованию которых индивид прибегал в процессе поиска работы, а под вторыми - те каналы, при помощи которых работником получено нынешнее рабочее место.

2. Анализ различий в оплате труда работников, использовавших различные каналы трудоустройства при контроле индивидуальных характеристик работников и рабочих мест.

Чаще всего в опросах, посвященных проблематике рынка труда, вопрос о способах поиска работы задается лицам, ищущим работу, в результате чего появляется возможность оценить факторы, определяющие выбор каналов и их сочетание, выявить типичные стратегии поиска работы для представителей тех или иных групп населения.

В то же время вопрос о способах получения респондентами нынешней работы чаще всего не задается, в результате чего не представляется возможным узнать, какой из каналов, использованных при поиске работы, оказался для них результативным. Одним из исследований, в

которых содержится информация о способе получения данного рабочего места, является всероссийский опрос работников ВЦИОМ, проведенный в конце 2002 - начале 2003 гг., база данных которого доступна для проведения вторичного социально-экономического анализа через архивную программу НИСП. Выборка является репрезентативной для РФ. Поскольку в исследовании принимали участие работники, получившие работу до начала рыночных реформ, было решено ограничить круг подлежащих анализу наблюдений только теми респондентами, которые трудоустроились на свои рабочие места начиная с 1992 г. и позднее, что составило более 800 человек.

В ходе опроса работникам предлагалось ответить на вопрос: «Каким образом Вы нашли свою нынешнюю работу?». Предлагаемые варианты ответов:

• получил направление государственной службы занятости, воспользовался им;

• получил приглашение от руководства предприятия (организации);

• по распределению после окончания учебного заведения;

• помогли родственники, знакомые, друзья;

• нашел работу по объявлению и прошел по конкурсу;

• обратился непосредственно на предприятие и был принят;

• другое.

Несмотря на то, что ряд каналов трудоустройства в исследовании не учтен (например, рекрутинговые агентства), все же возможно идентифицировать наиболее важные каналы и связать их с использованием сетей. Так, вероятно, использование помощи родственников, друзей и знакомых в большей степени соответствует сильной социальной сети, а приглашение руководства предприятия с определенной степенью условности - слабой.

В противовес этому остальные предлагаемые в вопросе каналы трудоустройства не предполагают сколько-нибудь активного вовлечения социальных сетей в процесс получения рабочего места.

Рассматриваемая база не содержит данных по безработным, в результате чего нет возможности сравнить каналы поиска работы и трудоустройства, определяемые по единой методологии. С учетом данного обстоятельства при решении первой задачи нашей работы привлечена открытая часть исследования КЬМ8 за тот же период времени. Положительные ответы на вопросы об отсутствии работы, желании ее найти, поиске работы и готовности приступить к ней позволяют идентифицировать 552 респондента

КЬМ8 в качестве безработных. База содержит также данные по каналам поиска работы, хотя их перечень несколько отличается от рассмотренного ранее.

Необходимо отметить, что используемая в качестве основной база данных опроса работников не позволяет зафиксировать многие важные эффекты, связанные, например, с количеством смен мест работы и каналами трудоустройства на предыдущие рабочие места, в результате чего полученные данные могут оказаться смещенными. Отсутствие информации о причинах трудоустройства на новое рабочее место (сокращение штата, увольнение по собственному желанию и пр.) также накладывает ограничения. В результате использование разных по методологии исследований, ограниченность информации, относительно небольшой объем выборки, невысокая степень детализации каналов поиска работы, возможная смещенность выборки, связанная, среди прочего, с эффектом самоотбора, позволяют рассматривать данное исследование только как поисковое, а его результаты - как предварительные.

Гипотезы исследования:

1. Использование социальных сетей повышает не столько вероятность трудоустройства, сколько способствует улучшению качественных характеристик занятости.

2. Использование социальных сетей детерминировано характеристиками организации и рабочих мест. В большей степени к ним прибегают представители небольших по размеру негосударственных организаций при заполнении рабочих мест среднего и высшего уровня.

%

3. Лица, трудоустроившиеся через социальные сети, получают более высокую заработную плату. Этот эффект наиболее отчетливо проявляется при использовании слабых социальных сетей.

Для оценки эффективности трудоустройства посредством социальных сетей нами применены два метода исследования:

1. Дескриптивный анализ использования различных каналов в процессе поиска работы и при трудоустройстве на занимаемое в настоящее время рабочее место в разрезе образования, пола и возраста работника, размера организации и ее формы собственности.

2. Построение уравнений заработной платы минцеровского типа с включением бинарных переменных, обозначающих каналы трудоустройства (сильные сети, слабые сети, без использования сетей), с целью оценить влияние каналов трудоустройства на заработную плату. Контрольные переменные: уровень образования, стаж, пол, возраст, занимаемая должность, форма собственности организации, размер организации, место жительства.

Обратимся к полученным результатам. Как свидетельствуют данные КЬМ8 (см. рис.), основная часть безработных активно использует несколько каналов поиска работы, их среднее количество составляет 2,66. Лидирующие позиции принадлежат использованию сетей. Так, к помощи друзей прибегает 78,3 % опрошенных, в то время как частота использования формальных каналов (служба занятости и негосударственные агентства) - самая низкая. К ним обращаются 36,2 и 17,8 % безработных соответственно.

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

.с#

О*

/

У

Я*°

-л?

ог

О

•<?

а

<р*

Использование каналов поиска работы безработными (в процентах от общей численности безработных)

Сравнивая эти данные с итогами опроса занятых работников, можно проследить, какой из используемых каналов в итоге оказался результативным. Для сопоставимости данных в таблице приведены данные, относящиеся к лицам, чей стаж работы в организации не превышает двух лет (303 чел.). Как видно из таблицы 1., получен-

ные данные не позволяют однозначно сделать выводы об эффективности либо неэффективности использования сетей при трудоустройстве. Так, например, минимальная и максимальная эффективность свойственна каналам, не предполагающим использования сетей: обращения в службу занятости и к работодателям.

Таблица 1

Сравнительная оценка частоты использования каналов при поиске работы и трудоустройстве

Каналы поиска работы и трудоустройства Частота канала, % Эффективность канала*

при поиске работы при трудоустройстве

Обращение в службу занятости 36,2 7,92 0,219

Обращение в негосударственные агентства 17,8 _** -

Обращение к друзьям 78,3 29,7 0,252

Обращение к родственникам 39,5

Обращение к работодателям 49,8 36,96 0,742

Использование объявлений в СМИ 44,2 12,21 0,276

Направление после окончания учебного заведения 0,33 -

Приглашение работодателя - 11,22 -

Другое 1,65 -

* Определяется как отношение частоты использования канала при трудоустройстве к частоте использования канала при поиске работы.

** Нет данных в связи с различным перечнем каналов в исследованиях.

Каналы трудоустройства во многом детерминированы характеристиками работников и рабочих мест. Так, например, приглашение руководства предприятия значительно чаще встречается у работников с высшим образованием (21,2 %). В то же время удельный вес трудоустроившихся посредством прямого обращения на предприятие или при помощи родственников и друзей практически не различается по образовательным группам.

Мужчины значительно чаще женщин находят работу при непосредственном обращении на предприятие (43,8 против 29,1 %) и несколько чаще - по объявлениям (14,8 и 9,2 % соответственно). В то же время обращение в службу занятости более характерно для женщин (11,4 против 4,9 %). Неформальные каналы трудоустройства также используются ими чаще. К родственникам и знакомым прибегают более трети женщин (34,8 %) и чуть более четверти мужчин (27,3 %). Приглашение руководства предприятия как канал трудоустройства также более характерно для женщин (13,5 % против 9,3 % у мужчин).

Лица старше 45 лет чаще других находят работу через службу занятости (13,2 %), несколько реже получают приглашения от работодателя (7,55 %) и находят работу по объявлениям (9,4 %). Каналы трудоустройства других возрастных групп существенно не отличаются от средних.

Использование сетей широко практикуют как государственные, так и частные предприятия. Но если первые отдают предпочтение кандидатам, нашедшим работу при помощи родственников и друзей (35,1 против 26,9 %), то вторые - приглашению руководства предприятий (13,5 и 2,7 % соответственно). Схожие тенденции отмечаются и при анализе каналов трудоустройства в зависимости от размеров предприятий. Организации с численностью персонала до 100 и от 101 до 500 человек отдают предпочтение приглашению кандидатов на работу (11,815,1 % всех трудоустройств). Предприятия с численностью более 500 человек используют этот канал реже (4,0 %), предпочитая ему наем через знакомых и родственников (40,1 против 26,2 -26,5 %).

Обратимся к проверке второй гипотезы исследования о влиянии канала трудоустройства на размер заработной платы (таблица 2). В каче-

стве зависимой переменной выступает натуральный логарифм месячной заработной платы.

Таблица 2

Оценка уравнения заработной платы

Фактор Коэффициент регрессии Уровень значимости

Константа 7,748 0,000

Возраст работника

25-45 лет ref.

до 25 лет -0,103 0,045

старше 45 лет -0,006 0,901

Пол работника

женский ref.

мужской 0,322 0,000

Уровень образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общее среднее образование и ниже ref.

среднее профессиональное образование 0,047 0,412

начальное профессиональное образование -0,037 0,519

высшее профессиональное образование 0,116 0,090

Стаж работы организации

до 1 года ref.

1 год 0,014 0,826

2-3 года 0,084 0,138

4-5 лет 0,014 0,837

6-10 лет 0,036 0,565

Занимаемая должность

Рабочий ref.

Руководитель 0,495 0,000

Специалист 0,177 0,001

Наличие профсоюзной организации

нет ref.

есть -0,029 0,493

Форма собственности организации

государственная или муниципальная ref.

частная 0,0681 0,182

Численность персонала

более 500 чел. ref.

до 100 чел. -0,208 0,000

101-500 чел. -0,069 0,169

Каналы трудоустройства в организацию

без использования социальных сетей ref.

помощь родственников и знакомых (сильные сети) 0,046 0,278

приглашение руководства предприятия (слабые сети) 0,114 0,073

Я2 0,179

N 811

Приведенные расчеты, сделанные при контроле существенных факторов, определяющих влияние заработной платы, показывают, что каналы трудоустройства действительно оказывают определенное влияние на уровень заработ-

ной платы российских работников. При этом не обнаружено статистически значимого различия в заработках работников, трудоустроившихся при помощи родственников и друзей, с одной стороны, и без использования социальных сетей

- с другой. Однако слабые социальные сети как канал трудоустройства оказывают положительное влияние на заработки. При прочих равных условиях, трудоустройство с их помощью увеличивает заработную плату работников в среднем в ехр(0,114) = 1,121 раза или на 12,1 % (р < 0, 1) по сравнению с референтной группой.

Таким образом, российский рынок труда в рассматриваемом аспекте оказывается весьма близок к рынкам развитых стран, а утверждения о завышенном влиянии знакомств и родственных связей на положение работника не находят подтверждения при анализе эмпирических данных.

1. Государственные и частные службы занятости на рынке труда. Исследование эффективности формальных посредников при трудоустройстве / под ред. В. Кабалиной, И. Козиной.

- М.: РОССПЭН, 2000. - 192 с.

2. Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд // Западная экономи-

ческая социология: Хрестоматия современной классики / сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. - М.: РОССПЭН, 2004. -С. 369-400.

3. Рощин С.Ю., Маркова К.В. Выбор каналов поиска работы на российском рынке труда.

- М: EERC, 2004. - 66 с.

4. Якубович В. Институты, социальные сети и рыночный обмен: подбор работников и рабочих мест в России // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу. - М.: РОССПЭН, 2002. - С. 210-251.

5. Ericksen E., Yancey W. The Locus of Strong Ties. Mimeo. Department of sociology. - Temple University, Philadelphia, 1980.

6. Holzer H.J Search Methods Use by Unemployed Youth // Journal of Labor Economics. - 1988.

- № 6 (1). - P. 1-20.

7. Montgomery J.D. Social Networks and Labor-Market Outcomes: Toward an Economic Analysis // American Economic Review. - 1991. - № 81.

- P.1408-1418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.