ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
Промышленность
ВИШНЕВА В.О.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ В РАМКАХ ЕАЭС
Аннотация. В данной работе исследованы особенности применения системы сбалансированных показателей для развития полного технологического цикла промышленности редкоземельных металлов (РЗМ) в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Проведен анализ развития полного технологического цикла промышленности РЗМ в условиях СССР, Российской Федерации и становления ЕАЭС. Исходя из специфики современного развития промышленности редкоземельных металлов в рамках ЕАЭС, реализуемой подпрограммы «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», обоснована необходимость использования инструментов системы сбалансированных показателей. Определены основные составляющие системы сбалансированных показателей для развития полного технологического цикла промышленности РЗМ в рамках Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: промышленность редкоземельных металлов, Евразийский экономический союз, система сбалансированных показателей.
VISHNEVA V.O.
THE EFFECTIVENESS OF USING A SYSTEM OF BALANCED INDICATORS TO DEVELOP A COMPLETE TECHNOLOGICAL CYCLE OF PRODUCTION OF RARE EARTH METALS IN THE CONTEXT OF THE EEU
Abstract. This paper studies the typical features of applying the system of balanced indicators to develop a complete technological cycle of production of rare Earth metals (REM) in the context of the Eurasian Economic Union (hereinafter - EEU). An analysis has been made of a complete technological cycle of production of the REM in the conditions of the USSR, the Russian Federation and the establishment of the EEU.
Based on the specific features of the modern development of industry of rare Earth metals in the context of the EEU, the implemented sub-program "Development of the Industry of Rare and Rare Earth Metals" of the State Program of the Russian Federation "Development of the Industry and Improving its Competitiveness" substantiate the need of using the tools of the system of balanced indicators. The main components of the system of balanced indicators have been determined for the development of a full technological cycle of the industry of the REM in the context of the Eurasian Economic Union.
Keywords: industry of rare Earth metals, the Eurasian Economic Union, a system of balanced indicators.
Сегодня в условиях глобализации экономики, информатизации и ускоренного технического развития цивилизации особое значение придается рациональному использованию природных ресурсов и решению экологических проблем, как в региональном и национальном масштабах, так и в мировом. Одним из видов стратегического сырья, обеспечивающего развитие современных наукоемких технологий, являются редкоземельные металлы (РЗМ). Сегодня
РЗМ необходимы для таких высокотехнологичных отраслей, как космическая и авиационная промышленность, атомная промышленность, радиоэлектроника.
В современных условиях перспективным направлением диверсификации инновационной составляющей экономики России представляется развитие добывающих и обрабатывающих производств металлургии, связанных с РЗМ. Кроме этого, формирование полного технологического цикла промышленности РЗМ выступает важным направлением экономического сотрудничества стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). С позиции того, что ранее страны-участницы ЕЭС были в составе одного государства, особо интересным представляется опыт организации добычи и промышленной обработки РЗМ в СССР.
Во времена СССР сырье получали с трех месторождений: Ловозерского в Мурманской области, Кутессай-2 в Киргизии и Мелового в западном Казахстане. Переработка лопаритового концентрата, получаемого на Ловозерском горно-обогатительном комбинате, осуществлялась на Соликамском магниевом заводе (ОАО «СМЗ») и в Эстонии на ГАО «Силмет», где производились все виды конечной редкоземельной продукции. На ОАО «Соликамский МЗ» из лопа-рита получали сплав хлоридов редких земель, которые направлялись в Казахстан для дальнейшей переработки на Иртышском ХМЗ, где осуществлялось получение редкоземельной продукции конечного потребления. Московский завод полиметаллов был основным производителем оксидом РЗМ иттриевой группы и Sm-Co магнитов [1].
Редкоземельный комплекс СССР занимал 3-е место по производству РЗМ в мире и полностью обеспечивал потребности внутреннего рынка и экспорта — в 1990 г. в СССР было произведено 8,5 тыс. т РЗМ, из них 20-25% окислов индивидуальных РЗМ (20% от мирового объема) [2].
С распадом СССР произошло нарушение научно-технических, производственных и экономических связей. Так, Чепецкий механический завод, Ловозерская горно-обогатительная компания и Соликамский магниевый завод фактически стали единственными предприятиями на территории России, способными выпускать РЗМ-продукцию. В результате нарушения хозяйственно-экономических связей со странами СНГ и Балтии резко снизились объемы производства РЗМ как в странах СНГ, так и в Российской Федерации, что послужило причиной возникновения острой необходимости решения проблемы воссоздания всей технологической цепочки редкоземельных производств — от добычи и обогащения исходного сырья до химико-металлургических переделов, выпуска РЗМ, индивидуальных редких земель и готовых изделий, причем в условиях внешней конкурентной среды и отсутствия обширного внутреннего рынка [3].
В настоящее время объемы производства в России составляют порядка 2 тыс. т РЗМ в год (2% от мирового объема производства) [4] , при этом получают только сырье, которое впоследствии подлежит отправке на переработку за пределами Российской Федерации. Сегодня внутренний спрос практически полностью удовлетворяется импортом РЗМ из Китая и Казахстана.
Вместе с тем наблюдается интенсивный рост активности предприятий в области создания производств по обеспечению растущих потребностей в РЗМ. Необходимо отметить, что сегодня в России реализуется подпрограмма «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [5], предусматривающая два этапа: 2013-2016 гг. и 2017-2020 гг.
Целью подпрограммы является создание в России конкурентоспособной промышленности редких и редкоземельных металлов полного технологического цикла для удовлетворения потребностей отечественного оборонно-промышленного комплекса, гражданских отраслей экономики и выхода на зарубежные рынки. Важность решаемых задач объясняется большой зависимостью отечественной промышленности от иностранных поставок РЗМ, прежде всего Китая. До недавнего времени 97% РЗМ производилось в КНР, а китайскими компаниями контролировалось 42% их мировых запасов [5]. Одним из эффективных инструментов, описанных в литературе, по осуществлению целей программы является построение имитационной модели мирового рынка РЗМ, что позволит глубже понять его структуру и взаимосвязи его агентов [6]. Для этого потребуется привлечение ряда методик технологического маркетинга
Вишнёва В.О.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ПРОМЫШЛЕННОСТИ __РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ В РАМКАХ ЕАЭС _
[7], стратегического менеджмента [8], кластерного анализа [9], многомерного статистического анализа и эконометрики [10] и методов прогнозирования.
Сегодня реализуется первый этап (2014-2020 гг.) Комплекса мер и инструментов для обеспечения эффективного развития редкоземельного комплекса.
Важно отметить, что в нынешней ситуации Россия имеет уникальную возможность восстановить сложившиеся в советское время научно-производственные связи и сформировать полный технологический цикл промышленности РЗМ в рамках новых международных экономических отношений, складывающихся на базе ЕАЭС. Следует отметить, что развитие РЗМ-производства в долгосрочном периоде можно рассматривать как инструмент включения стран -участников ЕАЭС в международное разделение труда на условиях максимизации доли добавленной стоимости в цене конечного инновационного продукта [11].
В рамках ЕАЭС данная цель может быть реализованы в двух формах: на основе создания смешанных инновационных предприятий — производителей конечной продукции с долей участия РЗМ-производителей стран ЕАЭС, а также заключения долгосрочных контрактов, позволяющих обеспечить процесс рефинансирования инновационного процесса РЗМ-производств стран ЕАЭС, включая многосторонние кредитные схемы.
По мнению автора, для эффективного управления развитием новой системы полного технологического цикла промышленности РЗМ в ЕАЭС следует рассмотреть возможность использования методологии системы сбалансированных показателей (ССП).
ССП (англ. — Balanced Scorecard или BSC), разработанная профессором Гарвардского университета Робертом Капланом (Robert Kaplan) и консультантом по вопросам управления Дэвидом Нортоном (David Norton), на сегодняшний день является одной из наиболее эффективных и широко используемых по всему миру коммерческими и некоммерческими организациями, государственными и частными предприятиями концепцией реализации стратегии компании посредством ее декомпозиции на уровень операционного управления и контроля на основе Ключевых показателей эффективности (КПЭ, англ. — Key Performance Indicators или KPI).
Концепция ССП предполагает построение такого рода многоплановых связей между КПЭ и оперативными, финансовыми и нефинансовыми показателями, стратегическим и операционным уровнями управления, прошлыми и будущими результатами, а также между внутренними и внешними аспектами деятельности компании. Именно в этом и заключается «баланс» в терминах концепции ССП [12].
Наибольшее развитие ССП получила на уровне компании, реже показатели ССП используются на уровне бизнес-структуры. Основная сложность при формировании ССП заключается в том, что в рамках ЕАЭС необходимо объединение добывающих и перерабатывающих предприятий разных стран, и показатели ССП могут быть сформированы по различным признакам и критериям:
- на страновом (географическом, региональном) уровне;
- на уровне полного цикла технологичного процесса или его отдельных составляющих;
- на уровне единичного предприятия;
- на уровне различных категорий работников (прежде всего, топ-менеджмент) и др.
Важно учитывать, что ССП является не только системой измерения на основе определенных показателей, но и системой управления деятельностью всей структуры редкоземельного комплекса в рамках ЕАЭС, которая позволяет четко определять стратегию, формируя планы на будущее и воплощая их в реальные действия. ССП должна в полной мере обеспечивать обратную связь между внутренними бизнес-процессами и внешними показателями, необходимую для повышения стратегической эффективности и достижения необходимых результатов. При полном внедрении ССП преобразует отдельную функцию стратегического планирования в ключевую деятельность комплекса РЗМ в рамках ЕАЭС.
Полностью реализованная концепция ССП подразумевает последовательное рассмотрение деятельности комплекса РЗМ в рамках ЕАЭС на всех ее структурных уровнях. В итоге для каждого структурного подразделения должна быть сформирована специальная система показателей, взаимоувязанных с общей стратегией развития комплекса РЗМ в рамках ЕАЭС.
Несмотря на то что показатели для каждого предприятия комплекса РЗМ в рамках ЕАЭС должны формироваться индивидуально, можно определить перечень наиболее основных тре-
бований, предъявляемых к ключевым показателям эффективности развития полного технологического цикла промышленности РЗМ в рамках ЕАЭС:
- ограниченное количество критериев/показателей;
- единство для всех предприятий (структурных подразделений) одного вида деятельности (например, для добывающих и перерабатывающих предприятий РЗМ);
- измеримость показателя, возможность представления в цифровом виде;
- прямая связь критерия с важнейшими факторами успеха;
- подконтрольность показателя, т. е. возможность влиять на производственные факторы, операционный процесс и вносить необходимые коррективы;
- критерии должны выступать стимулами для персонала предприятия.
Кроме определения КПЭ развития полного технологического цикла промышленности РЗМ в рамках ЕАЭС необходимо также определить их иерархию. При этом необходимо исходить из того, что часть показателей могут быть критичными для всего процесса добычи и переработки РЗМ в рамках ЕАЭС. Например, невыполнение требуемых объемов поставок сырья, а также временные задержки могут привести к сбою работы всего технологического цикла и снижению финансовых результатов. Именно на критичные показатели должно быть обращено максимальное внимание формировании ССП. Кроме этого, по нашему мнению, в систему должны быть включены несколько вторичных показателей, требующих отслеживания, которые предположительно со временем могут стать более критичными.
Проведенный анализ литературных источников показывает, что для развития полного технологического цикла промышленности РЗМ в рамках ЕАЭС можно применить следующие виды КПЭ:
1. Целевые показатели. Это индикаторы, которые показывают, насколько близко достижение поставленной цели (количество произведенных РЗМ в физическом выражении, доля рынка и его отдельных секторов и др.).
2. Процессные показатели. Показывают, насколько эффективен процесс добычи и переработки РЗМ. С их помощью можно оценить, возможно ли сделать какой-либо процесс более быстрым или требующим меньше затрат без потери качества (сюда могут быть включены не только операционные показатели, но и логистические).
3. Операционные/проектные показатели. Они связаны с конкретными задачами развития промышленности РЗМ в рамках ЕАЭС и показывают, насколько эффективно выполняется проект в целом, а также отдельные работы внутри него (здесь возможно разделение функциональных показателей).
4. Показатели внешней среды. Это показатели, на которые нельзя непосредственно повлиять, но их нужно учитывать при разработке, например, целевых показателей (например, сложившийся уровень цены на рынке РЗМ, колебания цены отдельных РЗМ и др.).
Согласно экспертным оценкам, количество КР1 на корпоративном уровне или уровне компании не должно превышать 15-25, в противном случае произойдет рассеивание внимания, ресурсов, усилий, «размытие» целей и ответственности, т. е. стратегический фокус нарушится [13]. По нашему мнению, этого же необходимо придерживаться и на уровне объединения предприятий промышленности РЗМ в рамках ЕАЭС.
Таким образом, с помощью подбора КПЭ для ССП, которые являются, по сути, измерителями достижимости целей развития полного технологического цикла промышленности РЗМ в рамках ЕАЭС, можно получить хорошо сбалансированную картину кратко- и среднесрочных целей, финансовых и нефинансовых показателей деятельности промышленного объединения по добыче и переработке РЗМ, прямых индикаторов или индикаторов симптомов. Это позволит систематизировать и конкретизировать задачи каждого структурного подразделения (единичного или нескольких предприятий одного цикла) в увязке со стратегическими задачами развития полного технологического цикла промышленности РЗМ в рамках ЕАЭС.
Литература
1. Твердов, А. А., Жура, А. В., Никишечев, С. Б. Обзор рынка редкоземельных металлов //Глобус. Геология и бизнес. 2013. № 1(25). С. 17-19.
2. Верещагин, Ю. А., Емелина, Т. Н. // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2007. № 12.
Вишнёва В.О.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ПРОМЫШЛЕННОСТИ __РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ В РАМКАХ ЕАЭС _
3. Самсонов, А. Е. Сырьевые приоритеты скорейшего возрождения и устойчивого развития редкоземельной промышленности в России // Цветные металлы. 2012. № 3. С. 16-21.
4. Богданов, С. В., Гришаев, С. И., Черный, С. А., Сафронов, И. А. Актуальные вопросы добычи, производства и применения редкоземельных элементов в России // Сб. докладов Всероссийской конференции по редкоземельным материалам «РЗМ-2013». 2013. С. 30-38.
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // СПС ГАРАНТ.
6. Сарычев, А. Г., Стриханов, МН. Освоение сырьевых и техногенных источников редкоземельных металлов, программный метод и комплексный подход к созданию производственных РЗМ-мощностей // Цветные металлы. 2012. № 3. С. 5-13.
7. Путилов, А. В., Воробьев, А. Г., Стриханов, М. Н. Инновационная деятельность в атомной отрасли. — М. : Изд. дом «Руда и металлы». — М., 2010.
8. Агеев, А. И., Куроедов, Б. В., Мэтьюз, Р., Сандаров, О. В. Методология стратегической матрицы. — М. : ИНЭС, 2004.
9. Хайдуков, Д. С. Применение кластерного анализа в государственном управлении //Философия математики : актуальные проблемы. — М. : МАКС Пресс, 2009.
10. Седелев, Б. В. Регрессионные модели и методы оценки параметров и структуры экономических процессов. — М. : МИФИ, 2009.
11. Вишнёва, В. О. Экономические аспекты устойчивого развития промышленности редкоземельных металлов // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7. С. 692-695.
12. Каплан, Р. С. Сбалансированная система показателей : от стратегии к действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. — 2-е изд. — М. : ОлимпБизнес, 2004.
13. Портных, В. В. Стратегия бизнеса. — М. : Дашков и К, 2013.
References:
1. The Tverdov, A. A. Zhura, A. V., Nikitichev, S. B. market Overview rare earth metals //globe. Geology and business. 2013. No. 1(25). S. 17-19.
2. Vereshchagin, A., And Emelina, T. N. //Mountain information-analytical Bulletin (scientific and technical journal). 2007. No. 12.
3. Samsonov, A. E. Commodity priorities for the early recovery and sustainable development of rare earth industry in Russia // non-ferrous metals. 2012. No. 3. S. 16-21.
4. Bogdanov, S. V., Grishaev, S. I., Black, S. A., Safronov, I. A. Topical issues of production and application of rare earth elements in Russia // Proc. reports of all-Russian conference for rare earth materials "rare earth metals-2013". 2013. S. 30-38.
5. The decree of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 No. 328 "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of industry and increase of its competitiveness " // A TP GARANT.
6. Sarychev, A. G., Strikhanov, M. N. Development of resource and industrial sources of rare earth metals, software method and integrated approach to the creation of manufacturing rare-earth power // non-ferrous metals. 2012. No. 3. S. 5-13.
7. Putilov, A. V., Vorobiev, A. G., Strikhanov, M. N. Innovative activities in nuclear industry. — M. : Publishing House. house "Ore and metals". — M., 2010.
8. Ageev A. I., Kuroedov B. V., Matthews, R., Shandarov, O. V. Methodology of strategic matrix. — M. : INES, 2004.
9. Khaidukov, D. S. Use of cluster analysis in public administration //the Philosophy of mathematics : actual problems. — M. : MAKS Press, 2009.
10. Sedelev B. V. the Regression model and methods of parameter estimation and the structure of economic processes. MEPhI Preprint, 2009.
11. Vishneva, V. O. Economic aspects of sustainable development of the rare earth metals industry // Economics and entrepreneurship. 2015. No. 7. P. 692-695.
12. Kaplan, R. S. Balanced scorecard: from strategy to action / R. S. Kaplan, D. P. Norton. — 2nd ed. — M. : Olympusnet, 2004.
13. Tailors, V. V. Strategy of the business. — M. : Dashkov and To, 2013.