Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАССОВГО ОБСЛУЖИВАНИЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАССОВГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ОБСЛУЖИВАНИЕ / ВРЕМЯ / ПОТОК / ОЧЕРЕДЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / QUEUING SYSTEM / SERVICE / TIME / FLOW / QUEUE / CONSUMER

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бескровная Ю.Д., Петраченко Ю.М.

Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с системой массового обслуживания. Рассмотрена рациональная организация кассового обслуживания клиентов. Также изучена необходимость предпринимателей учитывать процесс взаимодействия и наибольшего удовлетворения потребностей покупателей и пользователей услуг. Им следует улучшать функционирование обслуживающей системы и тщательней относиться к ее объектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бескровная Ю.Д., Петраченко Ю.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF USING THE SYSTEM OF MASS SERVICE

The article is devoted to the study of issues related to the system of mass service. Considered the rational organization of cash customer service. Also studied the need for entrepreneurs to take into account the process of interaction and the greatest satisfaction of the needs of customers and service users. They should improve the functioning of the servicing system and more thoroughly relate to the objects of this system.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАССОВГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

УДК 330.4

Бескровная Ю.Д. студент 2 курса

факультет «Экономической безопасности и таможенного дела»

Петраченко Ю.М. студент 2 курса

факультет «Экономической безопасности и таможенного дела»

Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г. В. Плеханова научный руководитель: Высочанская Е.Ю.

старший преподаватель Россия, г. Саратов ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАССОВГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация: Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с системой массового обслуживания. Рассмотрена рациональная организация кассового обслуживания клиентов. Также изучена необходимость предпринимателей учитывать процесс взаимодействия и наибольшего удовлетворения потребностей покупателей и пользователей услуг. Им следует улучшать функционирование обслуживающей системы и тщательней относиться к ее объектам.

Ключевые слова: Система массового обслуживания, обслуживание, время, поток, очередь, потребитель.

Beskrovnaya Y.D.

student

2nd course, Faculty of Economic Security and Customs office Saratov Social and Economic Institute REU them. G. V. Plekhanov

Russia, Saratov Petrachenko Y.M.

student

2nd cours, Faculty of Economic Security and Customs office Saratov Social and Economic Institute REU them. G. V. Plekhanov

Russia, Saratov Scientific adviser: Vysochanskaya E.Y.

Senior lecturer

EFFICIENCY OF USING THE SYSTEM OF MASS SERVICE

Abstract: The article is devoted to the study of issues related to the system of mass service. Considered the rational organization of cash customer service. Also studied the need for entrepreneurs to take into account the process of interaction and the greatest satisfaction of the needs of customers and service users. They should improve the functioning of the servicing system and more thoroughly relate to the objects of this system.

Keywords: queuing system, service, time, flow, queue, consumer.

В современном мире каждый человек ежедневно сталкивается с работой системы, называемой системой массового обслуживания. Он пользуется услугами магазинов, банков, ремонтных мастерских, парикмахерских салонов, касс по продаже билетов, которые служат параметрами таких систем. Каждая система предназначена для обслуживания потока заявок, поступающего в определенный момент времени. Она предполагает эффективное конструирование удовлетворения потребностей клиентов в быстром и качественном обслуживании.

Актуальность статьи заключается в том, что с быстрым ритмом жизни клиенты требуют эффективную систему обслуживания. Они не хотят стоять в очереди и тратить время на ожидание услуги. Вследствие этого, в погоне за их доверием, предприниматели должны использовать такую систему экономико-математического моделирования как теория массового обслуживания. Она необходима для того, чтобы рассчитать все способы обслуживания. При правильном её использовании клиент остается полностью удовлетворен и возвращается снова. Исследование и применение на практике данной системы поможет повысить эффективность работы предприятия, что увеличит её прибыль и укрепит на конкурентном рынке. На основе теории массового обслуживания создается такой способ организации торгового обслуживания населения, который обеспечивает минимальное время обслуживания при оптимизации затрат.

Открыл теорию массового обслуживания датский ученый А.К. Эрланг. Работая в телефонной компании, он в 1909 году издал работу «Теория вероятностей и телефонные переговоры», в которой решил ряд задач по теории систем массового обслуживания с отказами. Следует отметить, что большой вклад в развитие данной теории внес советский математик А.Я. Хинчин, который предложил сам термин теория массового обслуживания. Теория массового обслуживания является областью прикладной математики, которая занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления. В ней однородные события повторяются многократно, в таких областях как переработки и передачи информации; автоматическая линия производства. 101 Предметом теории массового обслуживания принято считать зависимость между потоком заявок, числом каналов обслуживания, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с последующей целью нахождения эффективного способа управления этими процессами.

В структуре системы массового обслуживания (СМО) есть число обслуживающих устройств, называющимися каналами обслуживания. Это могут быть кассиры, операторы, продавцы, парикмахеры. Данные каналы занимаются обслуживанием потоков заявок, которые поступают на вход системы большей частью не регулярно, а в случайные моменты времени.

101 Будылина Е. А., Гарькина И. А., Сухов Я. И. Системы массового обслуживания: марковские процессы с дискретными состояниями // Молодой ученый. 2014. №6 С. 148

Обслуживание заявок, в общем случае, также длится не постоянное, заранее известное, а случайное время. СМО делится на типы по ряду признаков. По числу каналов она разделяется на одноканальные (один канал обслуживания) и многоканальные (количество каналов больше или равно 2). 102 На примере задачи можно определить эффективность работы многоканальной СМО с неограниченной очередью.

В магазине канцелярских товаров одновременно имеются 2 кассы, т.е. работают 2 продавца. Поток покупателей поступает с интенсивностью 15 чел/ч. Время обслуживания заявки равным 20 чел/ч. Необходимо найти все показатели эффективности СМО.

В задаче приводится двухканальная СМО (2 продавца) с неограниченной очередью. Коэффициент нагрузки в таком магазине равен: У

Р = ц;

где ^-коэффициент нагрузки, у- интенсивность потока покупателей, д-

время обслуживания заявки 15

' = 20 = °'75

Вероятность того, что в магазине не окажется покупателей, равна:

Среднее число заявок в очереди равно:

¿04 —

,11+1

п!

Ро

(1-9

2 =

п

0,753* 0,4545 0,1917

1,563

2! * 2(1

0,75

= 0,123

Среднее время пребывания покупателя в очереди: 1 1

Гоч = - * ¿оч =-- * 0,123 = 0,164

У 0,75

в минутах равно: 0,164*60=10 минут

Среднее число покупателей в магазине:

Таким образом, по задаче можно сделать следующий вывод: Коэффициент нагрузки высок, вследствие этого покупатель ждет свою очередь около 10 минут. Так магазин потеряет много своих клиентов. Поэтому необходимо менять систему обслуживания в нем.

Таким образом, теория массового обслуживания применяется во многих областях производства, бытового обслуживания, экономики и финансов. Если рассматривать применение и пользование данной системой со стороны предпринимателя, то она поможет минимизировать убытки и наладить общение с клиентами.

102 Монсик В. Б. Система массового обслуживания неделимых групповых заявок с очередью неграниченной длины//Научный вестникМГТУГА/Вып.№184.М.:2012.С. 1

Со стороны потребителя эффективное использование предпринимателем системы массового обслуживания поможет вдвойне удовлетворить требования клиента. Так как он меньше времени будет стоять в очереди за товаром, или же быстрее получит свою услугу.

В одноканальном типе СМО работает только 1 канал обслуживания. В многоканальной системе открыты два канала или более. Клиенты ожидают в общей очереди и обращаются в первый освободившийся канал обслуживания. Применение СМО способствует выявлению факторов, влияющих на эффективность обслуживания клиентов.

Использованные источники:

1. Алиев Т.И., Муравьева-Витковская Л.А., Соснин В.В. Моделирование: задачи, задания, тесты. - СПб: НИУ ИТМО, 2011. - 197 с.

2. Замятина О.М. Моделирование сетей: учебное пособие / О.М. Замятина: Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 168 с.

3. Карташевский В. Г. Основы теории массового обслуживания. Учебник для вузов. - М.: Горячая линия, 2013.- 130 с.

4. Щербаков В.А., Генералова С.В., Высочанская Е.Ю. Программные средства офисного назначения (MS EXCEL для экономистов) // Саратов, 2013.-192 с.

5. Позднякова Е.П., Малышева Л.В. Всеармейские олимпиады по математике: Учебное пособие. Часть II. -Москва: ФУ БХУХО, 2017. -405 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.