Казанский вестник молодых ученых Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков
УДК 372.8
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСНИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
М.С. Фатахова
Аннотация. Статья посвящена об эффективности использования песенного материала на современных уроках английского языка. Проанализированы и предложены характерные фонетические, лексические, грамматические упражнения для лучшего усвоения материала на разных этапах обучения. Главное достоинство песни — легко вплетается в сюжет урока и благоприятно воздействует на мотивационную сферу обучающихся для достижения наибольшего эффекта в изучении иностранного языка.
Ключевые слова: песня, текст, мотивация, методика, фонетика, грамматика, урок, воспитание
Задача гуманизации образования, т.е. приобщения учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, может успешно решаться в процессе изучения иностранного языка.
Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка; воздействовать на интеллект, эмоции ребенка и его образно-художественную память; содействовать эстетическому воспитанию детей.
Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.
Песня, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а с другой, носителем культурологической информации. При отборе содержания национально-культурного компонента из всего многообразия лингвострановедческого материала выделяется то, что имеет педагогическую ценность, что «способно содействовать не только обучению общению на иностранном языке, но и приобщению к культуре страны изучаемого языка».
Использование песен на изучаемом языке актуально на начальном этапе обучения иностранным языкам. Во-первых, учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострано-ведческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ученика. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:
1) для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
2) на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала;
3) на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;
4) как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексического и грамматического материала. Вот примерная последовательность работы.
- Учитель сообщает краткую информацию о песне, ее характере, основном содержании, истории создания;
- Перед первым предъявлением песни школьникам предлагается обратить внимание на характер песни (лирическая, шуточная и т.п.)
- Ученики прослушивают песню.
- После первого предъявления учитель с помощью вопросов проверяет степень понимания текста песни.
Казанский вестник молодых ученых Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков
- Для обеспечения полного понимания содержания учитель выделяет в тексте песни грамматические явления, новые слова и обеспечивает их закрепление.
- Фонетическая отработка текста песни: учитель обращает внимание на темп и правильность произнесения отдельных слов и текста.
- Песня прослушивается повторно с опорой на текст.
- Разучивается мелодия в процессе совместного исполнения песни.
- На последующих уроках повторяют один - два раза до полного его усвоения. Приведу примеры песен, которые дети поют на уроках английского языка во втором классе. Одна из песен - это песня об алфавите. Песня помогает учащимся в наиболее интересной для них форме повторить и запомнить буквы в той последовательности, в какой они расположены в алфавите. Учитывая быструю утомляемость учеников начальных классов на уроке, я предлагаю им несложные, веселые песенки, музыкальные игры, сопровождаемые различными действиями или элементарными танцевальными движениями.
Песни для обучения детей среднего и старшего школьного возраста также очень популярны в настоящее время. Дети часто приходят в класс, напевая песни, совсем не зная и не понимая их слов. Знание же слов песни, дает школьникам возможность «блеснуть» перед одноклассниками, лучше понять внутренний мир своих кумиров и возможно помочь с овладением английского языка.
Существует множество упражнений и приемов использования песен в процессе обучения английскому языку: песенный диктант, построчное составление песни, замена слов картинками, учитель произносит начало фразы, обучающиеся заканчивают.
В заключении хотелось бы отметить, что использование песен создает психологически благоприятный климат и комфортную атмосферу в классе. Приемы работы с песнями сочетаются с другими приёмами и делают урок лёгким, интересным и запоминающимся, создавая эффект новизны. Любой материал на песенной основе запоминается легче и быстрее, прочнее и откладывается в долговременной памяти обучающихся. Но музыка - это не самоцель и не развлечение на уроке, а естественная ее часть, которая должна вплетаться в сюжет урока и благоприятно воздействовать на мотивационную сферу обучающихся. Home on the range
Oh, give me a home, where the buffalo roam Where seldom is heard a discouraging word And the skies are not cloudy all day. Refrain:
Home, home on the range Where the deer and the antelope play Where seldom is heard a discouraging word And the skies are not cloudy all day. New Words:
Buffalo- буйвол, to roam- бродить, deer- олень, a discouraging word- недоброе слово, breeze- ветерок, balmy- ароматный TASK
I. Read new words with translations and explain meaning of words: home and house.
II. Fill the blanks.
Oh, give me a home, where the .... roam Where the .... and the antelope .... Where seldom is heard a discouraging word And the .. are not cloudy all day. Home, .. on the range Where the deer and the .. play .... seldom is heard a discouraging .... And the skies are not cloudy all.....
М.С. Фатахова ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСНИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
III. 1) What is this song about?
2) What is the theme?
3) What author tries to show us in his work?
Музыкальные паузы, зарядки с песней - это необходимый элемент урока. Обширный выбор английских песен позволяет использовать их на уроках.
И хотелось бы добавить о том, что главное в работе каждого учителя - это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился в творческий поиск. В значительной мере этому способствует работа над песнями.
Литература
1. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О содержании национально-культурного компонента в обучении английскому языку. Иностранные языки в школе. 2015 №5.
2. Макковеева Ю.А. В мире английской песни. - Архангельск: Поморский университет, 2007. - 62с.
3. Мощенко Л.В. Песня на уроке английского языка-http://festival.1september.ru/articles/415918/
4. Павлова Е.А. Игровые упражнения с песнями и стихами на уроках английского языка. - М.: Чистые пруды, 2016. - 29с.
5. Шевченко Е.И. Использование музыкального материала на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. - 2017 №2 с.27-29.
Сведения об авторе
Фатахова Миляуша Салиховна, учитель английского языка высшей категории, МБОУ «Татаро-английская гимназия №16», e-mail: [email protected]
EFFECTIVE USE OF SONGS IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS
M.S. Fatakhova
Abstract. The article is devoted to the effectiveness of using the song material in English lessons. Phonetic, lexical and grammatical exercises are suggested for better assimilation of the material. The main advantage of the song- easy to use during the lesson and it has a positive effect on the motivation of students to achieve the greatest effect. Keywords: a song, motivation, a lesson, phonetics, grammar, method, education
Data about the author
Fatakhova M. an English teacher, «Tatar-English gymnasium №16», e-mail: [email protected]