вопрсх:ы российской юстиции выпуск n«33
УДК 336.225
Сухарькова Дарья Михайловна Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Высшая школа государственного аудита
Россия, Москва dariashrkv2003@gmail. com Sukharkova Daria Lomonosov Moscow State University Higher School of State Audit Russia, Moscow
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК СРЕДСТВО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ САНКЦИЙ В НЕФТЕГАЗОВОЙ СФЕРЕ Аннотация: данная работа посвящена анализу эффективности выработанных Правительственной комиссией фискальных мер по ликвидации последствий санкционных ограничений. Исследование практической реализации внесенных изменений в налоговое законодательство показал, что принятые меры неэффективны в условиях необходимости быстрого снижения экономической нагрузки на российские нефтегазовые компании.
Ключевые слова: санкции, фискальные меры, налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, нефтегазовые доходы.
TAX LEGISLATION EFFICIENCY AS A MEANS OF ELIMINATING THE CONSEQUENCES OF SANCTIONS IN THE OIL AND GAS SECTOR Annotation: the article is devoted to the analysis of the effectiveness of the tax measures elaborated by the Government Commission to eliminate the consequences of the restrictions caused by the sanctions. The study of the practical implementation
вопрсх:ы российской юстиции
of the amendments to the tax legislation proved that adopted measures are ineffective in the context of the urgent necessity to promptly reduce the economic burden on Russian oil and gas companies.
Key words: sanctions, tax measures, mineral extraction tax, tax on additional income from the extraction of oil and gas, oil and gas revenues.
Роль нефтегазовых доходов всегда значима для Российской Федерации как ресурсодобывающей страны, особенно в условиях острой внешнеполитической обстановки. В настоящее время российский топливно-энергетический комплекс функционирует в условиях внешних ограничительных мер. С 2022 года западные страны начали проводить политику дестабилизации российского нефтяного рынка посредством блокирования сделок с некоторыми российскими экспортирующими нефтяными компаниями [9], установления эмбарго или «ценовых потолков» в отношении российской нефти [8]. Рассматриваемые санкции были в первую очередь направлены на снижение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от экспорта российских энергоресурсов, более половины внешнего товарооборота которых до 2022 года приходилось на «недружественные» страны.
После столкновения с установленными ограничениями цены на российскую сырую нефть, поставляемую морским путем, в размере 60 долларов за баррель [4], российские компании были вынуждены делать послабления для дальнейшего выхода на новые рынки и нивелирования торгово-экономических ограничений, вызванных санкциями. В качестве ответной меры был издан Указ Президента [4] о запрете экспорта российской нефти в страны, устанавливающие «механизм фиксации предельной цены» на российскую нефть. Исключения могли составлять только поставки, санкционированные на основании специального разрешения Президента Российской Федерации.
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
Также в соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ходе совещания о текущей ситуации в нефтегазовом секторе 14 апреля 2022 г. [14], российские нефтяные компании начали переориентацию энергоэкспорта на рынки Юга и Востока. Новая «география» экспортных энергопоставок повлекла за собой трудности, связанные с налаживанием логистики, технологическим обеспечением, увеличением стоимости фрахта судна для перевозки российских нефти и нефтепродуктов. Кроме того, негативное развитие событий в части санкционных ограничений приводит к снижению экспортного потенциала Российской Федерации, поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, «затовариванию» внутреннего рынка с последующими негативными последствиями для нефтедобычи и нефтепереработки.
Для решения вышеуказанных проблем в 2022 году была созвана Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, итоги которой были выражены в соответствующем положении [6]. Автору представляется интересным рассмотреть реализацию и оценить эффективность всех выработанных высшим исполнительным органом государственной власти фискальных мер, направленных на ликвидацию последствий санкционных ограничений в нефтегазовой сфере. Выбор данных мер для анализа обуславливается тем, что многие ученые считают регулирующую функцию налогов наиболее эффективной в условиях санкций (М.В. Ризаева, Мельникова Н.П., Тихонова А.В., Гаврилов И.П., Шульдякова В.В.) [11, с. 125; 10, с. 99; 12, с. 54-57]. Так, целью настоящего исследования является проверка доводов о существенном влиянии мер налогового законодательства на проблемы, возникшие вследствие введения санкционных ограничений, на примере предложений Правительственной комиссии 2022 года.
Первая мера, предложенная Правительством Российской Федерации, заключалась в проработке вопроса перевода расчета налога на добычу полезных
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
ископаемых (далее - НДПИ) с котировок «Юралс» на базисе CIF (Cost, Insurance and Freight) на базис FOB (Free On Board) [7], для учета реальных ценовых условий на рынке при уплате налогов. Различие данных базисов, закреплённых в Инкотермс, состоит в месте доставки товара и субъекте ответственности за него. В случае с базисом CIF товар доставляется до пункта выгрузки, а ответственность за его случайную гибель несет собственник до момента его выгрузки. FOB предполагает, что доставка товара происходит до порта отправления, следовательно, ответственность за случайную гибель товара во время морской перевозки отправитель не несет. Итак, предложение Правительства Российской Федерации заключалось в изменении расчета налоговой базы НДПИ в статье 346.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) [2] с целью снижения финансовых рисков российских нефтеперерабатывающих компаний и повышения рентабельности их деятельности в условиях санкций. Данная мера не была поддержана Минфином России в силу нерентабельности, поскольку разница в «Юралс» CIF и «Юралс» FOB составляет около 3-5 долларов США за баррель, что существенно уменьшает доходы федерального бюджета Российской Федерации от НДПИ (ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ)
[3].
Вторая мера, представленная Правительством Российской Федерации, заключалась в проработке вопроса индексации размера вычитаемых расходов для целей расчета налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее - НДД) с 2023 года для учета реальной инфляции. Итак, налоговой базой НДД является положительная разница между доходами и расходами налогоплательщика на данном участке недр при добыче углеводородного сырья. При этом законодателем установлен порядок расчета минимального налога, который налогоплательщик НДД уплачивает в случае, когда полученная в результате расчета сумма НДД меньше суммы минимального налога. Одним из элементов порядка расчета минимального налога является
вопрсх:ы российской юстиции выпуск №33
«сумма предельных расходов». Так, в 2022 году в целях обеспечения стабильных условий осуществления деятельности налогоплательщиков НДД была установлена сниженная фиксированная сумма предельных расходов на добычу углеводородного сырья для исчисления минимальной суммы НДД в размере 7 140 рублей с 01.01.2023 года и 8 600 рублей с 2024 года [1] взамен установленной предыдущей редакцией НК РФ суммы в размере 9520 рублей [2]. Так, указанная мера Правительства снизила финансовую нагрузку на российские нефтеперерабатывающие компании для целей более быстрого налаживания экспортных поставок углеводородного сырья на рынки Юга и Востока.
Третьей мерой, рассмотренной Правительственной комиссией, была реализация вопроса двухлетней отсрочки запланированной модернизации нефтеперерабатывающих заводов для целей получения российскими экспортерами углеводородного сырья налоговых вычетов. Данное предложение предполагало решение вопроса, связанного с задержкой поставок технологического оборудования для ремонта российских нефтеперерабатывающих заводов, а именно представление российским нефтеперерабатывающим компаниям дополнительные возможности в виде распоряжения «свободными средствами», полученными за счет налоговых вычетов, налаживания партнёрских отношений с покупателями, разрешения возникших логистических трудностей. Рассматриваемая мера была принята -перенесены сроки ввода основных средств в рамках реализации соглашений о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и инвестиционных соглашений [1]. Окончательно данная мера была реализована путем внесения изменений в формы и правила заключения (расторжения) соглашений о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и инвестиционных соглашений [5].
Четвертая мера заключалась во введении налогового вычета по НДПИ на нефть с целью поддержки субъектов реализации инвестиционных проектов по
вопрсх:ы российской юстиции выпуск n«33
обеспечению производства полимеров. Предложение было реализовано в п. 3.7. статьи 343.2 НК РФ, предоставившей налоговый вычет при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Иркутской области [1].
Рассмотрев все реализованные на нормативном уровне фискальные меры, предложенные Правительственной комиссией в 2022 году, необходимо сделать заключение об их эффективности. Так, согласно данным Минэнерго России в 2023 году экспорт российских углеводородов снизился 3,3 % по сравнению с 2022 годом, что является незначительным показателем. При этом нефтегазовые доходы федерального бюджета за 2023 год упали почти на 20 % по сравнению с предыдущим годом, что говорит о неэффективности фискальных правительственных мер, введенных в 2022 году, а, следовательно, о несущественном влиянии регулирующей функции налогов в условиях санкционных ограничений.
Действительно, для российских нефтеперерабатывающих компаний представленные за счет налоговых вычетов «свободные деньги» и временные ресурсы не могут иметь большого значения в решении проблем, связанных с последствиями санкций, в частности логистическими, представляющими угрозу для российского экспорта. Снизить последствия санкционных ограничений представляется только путем создания новой системы защиты интересов грузо- и судовладельцев - российских энергоэкспортёров - с участием суверенных государств в форме наднациональной перестраховочной международной компании с участием суверенных правительств стран-внешнеторговых партнеров Российской Федерации. Одним из преимуществ статуса такой международной организации являются наименьшие риски попадания под санкционные ограничения с учетом гарантий деятельности на территории стран-участниц вне зависимости от введенных санкций.
Список литературы:
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
1. Федеральный закон от 14.07.2022 № 323-ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ, 18.07.2022, № 29 (часть III), ст. 5290.
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. 2)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СЗ РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
3. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
4. Указ Президента РФ от 27.12.2022 № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» // СЗ РФ, 2023, № 1, ст. 194; № 18, ст. 3296; № 27, ст. 4977; № 52, ст. 9591.
5. Постановление Правительства РФ от 18.11.2022 № 2094 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ, 28.11.2022, № 48, ст. 8471.
6. Постановление Правительства РФ от 21.01.2022 № 25-2 (ред. от 31.10.2022) «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости Российской экономики в условиях санкций».
7. Incoterms 2020.
8. Council Regulation (EU) No 833/2014 of 31 July 2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine.
9. Council Regulation (EU) No 269/2014 of 17 March 2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine.
10. Мельникова Н.П., Тихонова А.В. — Налоговая политика России в условиях санкционного давления: теоретические подходы и альтернативные направления практической реализации // Национальная безопасность / nota bene. - 2023. - N° 3. - C. 107 - 123.
вогаюсы российской юстиции выпуск №33
11. Ризаева М.В. О реализации регулирующей функции налогов в промышленном секторе экономики в условиях санкций и ограничительных мер // Теория и практика общественного развития. 2022. No 6. C. 123-126.
12. Гаврилов, И. П. Нефтегазовая отрасль в условиях санкций / И. П. Гаврилов, В. В. Шульдякова // Проблемы развития современного общества : Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах, Курск, 19-20 января 2023 года / Под редакцией В.М. Кузьминой. Том 1. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2023. - С. 54-57.
13. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [эл. ресурс] URL: kremlin.ru.
14. Official website of the U.S. Department of the Treasury. [эл. ресурс] URL: treasury.gov.