Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА / ЛЕКСИКА / МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донкова Кристина Андреевна

Данная статья посвящена рассмотрению эффективности использования современных информационных технологий, а именно компьютерных игр, в обучении лексике английского языка. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ игр с коммуникативной лексической направленностью и игр, расширяющих лексический запас в процессе изучения английского языка как иностранного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF USING COMPUTER GAMES IN TEACHING ENGLISH VOCABULARY

This article deals with the issue of effective usage of contemporary information technologies, namely computer games, in teaching English vocabulary. The author carries out a comparative analysis of computer games with lexico-communicative orientation and games aiming to expand vocabulary when learning English as a second language.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ДОНКОВА К. А.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению эффективности использования современных информационных технологий, а именно компьютерных игр, в обучении лексике английского языка. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ игр с коммуникативной лексической направленностью и игр, расширяющих лексический запас в процессе изучения английского языка как иностранного.

Ключевые слова: компьютерная игра, английский язык, лексика, мотивация учащихся, эффективность обучения.

DONKOVA K. A.

EFFECTIVENESS OF USING COMPUTER GAMES IN TEACHING ENGLISH VOCABULARY

Abstract. This article deals with the issue of effective usage of contemporary information technologies, namely computer games, in teaching English vocabulary. The author carries out a comparative analysis of computer games with lexico-communicative orientation and games aiming to expand vocabulary when learning English as a second language.

Keywords: computer game, English language, vocabulary, motivation of students, learning efficiency.

На сегодняшний день образовательная сфера общества претерпела значительные изменения. В связи с этим в преподавании иностранного языка возникла необходимость в некоторых преобразованиях с той целью, чтобы выпускники отвечали требованиям современного общества и государства и были конкурентоспособны на рынке труда [2].

Наиболее оптимально этому запросу отвечает такая форма организации учебного процесса, как игра. Игра, в свою очередь, представляет собой особый вид деятельности, который получает расцвет в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра не только удовлетворяет основные потребности ребенка, но и является средством обучения иностранному языку.

В этой связи исследователи отмечают, что в процессе игры осуществляется одновременное взаимодействие подсознания, разума и фантазии ребенка. Чувство равенства, атмосфера заинтересованности и воодушевление во время игры предоставляют детям возможность побороть чувство неуверенности в употреблении иноязычной лексики в речи. Игра, не требуя эмоционального напряжения, формирует у учащихся умение быстро

принимать решения и совершенствует их умственную деятельность. Исходя из вышесказанного, мы можем обобщить, что с помощью игры у школьников реализуется интернациональное воспитание, развивается интерес к иноязычному общению, культуре и формируются речевые механизмы [1].

Цель данного исследования состоит в выявлении наиболее эффективных ресурсов при обучении английскому языку посредством сравнительно-сопоставительного анализа лексических игр с использованием информационно- компьютерных технологий. Мы провели исследование, в ходе которого были проанализированы компьютерные игры на различных онлайн-платформах. Всего было проанализировано 20 приложений.

Итак, сперва рассмотрим основную типологию ИКТ, использующих лексические игры при обучении английскому языку, и выявим отличительные особенности этих игр.

1. Образовательные приложения с играми. К данным играм логично обращаться в основной части урока при моделировании речевых ситуаций или организации тренировки грамматических правил. Работа над лексикой и, в том числе, грамматикой, осуществляется более плодотворно за счет акцентирования внимания детей на нагляднообразном мышлении. Игры этой группы содержат в себе творческий компонент, который направлен на демонстрирование творческих способностей и воображения обучающихся.

Приведем примеры такого рода игр:

• Memrise [15] - образовательный сервис, основанный на научной методике. Главное «оружие» приложения - мемы, позволяющие лучше запоминать материал. Игровые режимы варьируются и тренируют разные аспекты памяти обучающихся: визуальное изучение, повторение и закрепление. В приложении доступны тысячи видео и аудиозаписей от носителей языка, тесты, аудирование и т.д. Преимущество в работе с данным сервисом состоит и в том, что курсы можно скачать и изучать их офлайн.

• AnkiDroid [4]. С помощью учебных флеш-карточек в приложении AnkiDroid обучающимся эффективнее заучивать новую информацию, предложенную учителем на уроке английского языка, а также есть возможность скачать интересующие конкретно вас карточки и таким образом учить слова нужной тематики.

2. Приложения с дополненной реальностью. Такие игры актуальны в основной части урока и позволяют наиболее полно и реалистично переместить ученика из учебного класса в условия реальной жизни и ситуаций. Удобно, что игры осуществляются в групповых формах, а значит, основаны на непосредственном общении обучающихся.

В качестве примеров таких игр можно обозначить:

• AltspaceVR [3]. Программы создаются, как правильно, на тех же платформах,

на которых разрабатывают компьютерные игры с помощью различных инструментов для разработки программ виртуальной и дополненнойреальности.

• ClassVR [6]. Это обучающая VR-платформа с уроками, посвященными английскому языку и культуре.

Компания Mondly, в свою очередь, разработала веб-сайт и приложения с бесплатными и платными курсами и предлагает уроки виртуальной и дополненной реальности. В приложении Mondly Languages [16] объединены технологии чат-бота и распознавания речи. Пользователи погружаются в атмосферу выбранного ими изучаемого иностранного языка. Ученики могут сразу вовлекаться как в устную, так и в письменную коммуникацию. Подбор коммуникативных ситуаций включает повторяемость, новизну материала и создание благоприятных условий для общения.

В MondlyVR [18] принцип изучения иностранного языка остается таким же, однако данное приложение предоставляет возможность для изучения языков в виртуальной реальности для устройств, совместимых с Daydream, Cardboard VR и Samsung Gear VR.

Отличительной же особенностью MondlyAR [17] является то, что здесь есть аватар «учитель», который перемещает в комнаты учащихся виртуальные объекты - планеты, животных, музыкальные инструменты и вовлекает пользователя в беседу, дает мгновенную обратную связь по произношению с помощью технологии чат-бота.

3. Интерактивные образовательные ресурсы с играми. К этой группе относятся игры, которые могут охватить практически все этапы урока, начиная с организационных моментов и заканчивая этапом контроля и рефлексии. Например, Plickers [19] - это удобное приложение для молниеносной оценки знаний учеников прямо на уроке.

Важно обратиться и к такому эффективному обучающему ресурсу, как Quizlet [20]. С помощью данного сервиса преподаватели и учащиеся могут практиковать иностранный язык при подготовке к уроку, тесту или контрольной работе или использовать Quizlet в основной части урока при изучении или проверке грамматического или лексического модуля.

Еще одним полезным приложением является Classtime [5]. Это инструмент для учителей, который помогает мгновенно оценить прогресс класса и каждого ученика индивидуально. Classtime позволяет создавать интерактивные уроки с использованием различных типов вопросов, красивых формул, изображений и Youtube видео, командных игр и пазлов.

Стоит отметить приложение Kahoot [12] для разработки образовательных проектов. С его помощью можно создать тест, опрос, учебную игру или устроить марафон знаний.

Отдельно рассмотрим лексические игры с коммуникативной лексической направленностью и игры с целью расширения лексического запаса.

К наиболее эффективным играм с коммуникативной лексической направленностью можно отнести следующие.

• The Grammar of Doom [23] - приключенческая игра, где изучающим английский язык предстоит раскрывать тайны, скрытые в стенах старого волшебного храма. Чтобы выйти из игры победителем, необходимо вооружиться знаниями грамматики и словарным запасом, чтобы строить английские предложения и решать загадки. Данную игру можно использовать в основной части урока, где главной целью учителя является повторение ранее изученных тем, или в конце урока при закреплении грамматического и лексического материала, если учащиеся только ознакомились с новой темой.

• ESL Crossword Puzzles [9]. С помощью кроссвордов в ESL Crossword Puzzles можно проверить не только знание лексики, что является первостепенным в обращении к данному ресурсу, но и навыки чтения. Разгадывая кроссворды, дети проявляют не только интеллектуальную, но и речевую активность, что является особенно важным для их успешного овладения английским языком. В свою очередь, учитель может обратиться к этому образовательному ресурсу при проверке домашнего задания с целью повторения изученной лексики и проанализировать, насколько хорошо учащиеся усвоили материал.

• Games to learn English [11]. На сайте собраны онлайн-игры разного уровня сложности, но задача у них одна - помочь выучить слова и разобраться в грамматике. С помощью данных игр возможно не только в увлекательной форме познакомиться с неизвестными лексическими единицами и грамматическими темами английского языка, но также осмыслить и обобщить уже изученные. Ученики легко преодолевают сложности при знакомстве с новым материалом в процессе игры на этом сайте за счет работы с правильно подобранным материалом в соответствии с их уровнем языка, возрастом, интересами и предпочтениями. В связи с этим урок проходит непринужденно и с пользой.

• Sesame Street [21]. Это не столько обучающий сайт, сколько игровой ресурс для детей-носителей языка. Тем не менее, он подойдет для погружения обучающихся в английский язык. Яркие и забавные изображения на сайте способствуют сосредоточению во время работы, мобилизуют психическую активность, тренируют творческое воображение и, несомненно, вызывают интерес к занятиям языком.

• Fun Brain [10]. Обучающий сайт, собравший множество онлайн-игр, материалов для чтения и видеороликов. Word Confusion - одна из самых полезных. Игра научит ребенка правильно использовать слова, которые часто путают даже носители. К Word Confusion логично обращаться в основной части урока, чтобы разнообразить задания и

поддержать уровень заинтересованности и вовлеченности учеников. Это создаст динамичную и стимулирующую для обучения атмосферу и поможет довести материал до уровня системности в сознании учащихся.

• Digital Dialects [7]. Хороший сайт, который поможет ребенку запоминать новые слова. Весь сайт - это 12 игр, каждая из которых позволяет заучить 10-15 новых слов, причем не только научиться их читать, но и отработать правильное произношение. Работая на этом сайте, учащийся за счет многократного повторения языковых единиц преодолевает неуверенность при их использовании, и у него появляется вера в собственные способности. За счет этого процесс изучения английского языка становится результативным.

Теперь остановимся на более эффективных играх, обогащающих лексический запас изучающего английский язык:

• Duolingo [8] - бесплатный сервис для изучения английского языка, предлагающий многочисленные письменные уроки и диктанты, однако разговорным навыкам тут уделяется меньше внимания. В Duolingo есть игровое «дерево навыков», по которому продвигаются пользователи, и словарный раздел, где можно практиковать уже изученные слова. Пользователи получают «очки опыта» по мере изучения языка. Навыки считаются изученными, когда пользователи выполняют все связанные с ними уроки. За один курс пользователь может изучить до 2000 слов. Немаловажно, что на каждом этапе система запоминает, какие вопросы вызвали трудности при работе и какие ошибки были допущены обучающимися. По окончании прохождения всего «дерева навыков» курса, пользователь может продолжить совершенствовать приобретенные навыки, просматривать карточки со словами и практиковать язык с помощью переводов.

• Memory match [14]. Необходимо изначально создать модуль минимум из восьми вопросов. Игрок повторяет слова: кликает на слово и справа видит к нему определение. Затем начинается игра, где надо подобрать к определениям нужные слова. С помощью данной игры учитель может начать урок, опросив таким образом учащихся выученный лексический материал быстро и в непривычной интересной форме.

• Lingualeo [13] - это эффективный сервис для увлекательной практики языков, в котором доступно 7 бесплатных режимов изучения и 5 режимов только для премиум-подписчиков. План обучения подбирается индивидуально для обучающегося и обновляется в зависимости от уровня знания языка и его интересов. Lingualeo предлагает изучать английский язык с помощью интересных пользователю материалов: аудиокниг и песен, видеозаписей или текстов. Среди источников оригинального текста и аудио - выступления на конференциях TED и курсы образовательного сайта Coursera. Кроме того, в Lingualeo есть программы подготовки к ЕГЭ и TOEFL. Особенно примечательно для учителя то, что в

рамках этого сервиса предоставляется возможность создавать собственные курсы и делиться ими с учениками.

Итак, мы описали и предложили наиболее эффективное использование на уроке по английскому языку игр с коммуникативной лексической направленностью и игр с целью расширения лексического запаса. Обе группы игр, несомненно, гарантируют продуктивную работу при изучении английского языка. Однако, между ними есть существенная разница, заключающаяся в том, что в лексических играх с коммуникативной направленностью (ESL Crossword Puzzles, Games to learn English, Fun Brain) главной целью является овладение языком как явлением социальным, служащим средством общения в устной форме (аудирование и говорение), а также и в письменной форме (чтение и письмо). В то время как игры, расширяющие лексический запас (Duolingo, Lingualeo, Memory match), направлены лишь на овладение правилами употребления конкретных языковых единиц, не на коммуникацию в целом. Подобные игры увеличивают активный словарь лишь за счет механического введения новой лексики. А игры с коммуникативной лексической направленностью за счет творческого применения уже изученной лексики в новых контекстах. Следовательно, игровой аспект в описанных выше приложениях выражен неодинаково.

Таким образом, в ходе сравнительно-сопоставительного анализа лексических игр мы приходим к следующему заключению. Для максимальной оптимизации процессов обучения английского языка с использованием исследуемых ИКТ, логично изначально использовать лексические игры на расширение словарного запаса с целью знакомства учащегося с новой лексической единицей. Только на дальнейшем этапе изучения иностранного языка использовать игры коммуникативного лексического характера, способствующие развитию лексического навыка по свободному употреблению слов и словосочетаний для выражения своих мыслей и понимания высказываний собеседника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артамонова Л. Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе // English. - 2008. - № 4. - С. 36-38.

2. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F_1487775798/Sovremennye_metody_i_tekhnologii_prep odavaniya_inostrannykh_yazykov.pdf (дата обращения: 22.03.2021).

3. AltspaceVR [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.microsoft.com/enus/p/altspacevr/9nvr7mn2fchq?activetab=pivot:overvie wtabhttps://www.microsoft.com/enus/p/altspacevr/9nvr7mn2fchq?activetab=pivot:ov erviewtab (дата обращения: 18.04.2021).

4. AnkiDroid [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.ichi2.anki&hl=ru&gl=US. (дата обращения: 18.04.2021).

5. Classtime [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.classtime.com/ru/ (дата обращения: 18.04.2021).

6. ClassVR [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.classtime.com/ru/ (дата обращения: 18.04.2021).

7. Digital Dialects [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.digitaldialects.com/English.htm (дата обращения: 18.04.2021).

8. Duolingo [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.duolingo.com/learn. -(Дата обращения: 18.04.2021).

9. ESL Crossword Puzzles [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.digitaldialects.com/English.htm (дата обращения: 18.04.2021).

10. Fun Brain [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.funbrain.com/videos/highlights-animated-storybooks/lets-go-fishing (дата обращения: 18.04.2021).

11. Games to learn English [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gamestolearnenglish.com/ (дата обращения: 18.04.2021).

12. Kahoot [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kahoot.it/ (дата обращения: 18.04.2021).

13. Lingualeo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lingualeo.com/ru (дата обращения: 18.04.2021).

14. Memory match [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://play.google.com/store/search?q=Memory%20match&c=apps&hl=ru&gl=US (дата обращения: 18.04.2021).

15. Memrise [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.memrise.com/ru/ (дата обращения: 18.04.2021).

16. Mondly Languages [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://app.mondly.com/home (дата обращения: 18.04.2021).

17. MondlyAR [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.producthunt.com/posts/mondlyar (дата обращения: 18.04.2021).

18. MondlyVR [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://store.steampowered.com/app/1141930/Mondly_Learn_Languages_in_VR/ (дата обращения: 18.04.2021).

19. Plickers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.plickers.client.android&hl=ru&gl (дата обращения: 18.04.2021).

20. Quizlet [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://quizlet.com/latest (дата обращения: 18.04.2021).

21. Sesame Street [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sesamestreet.org/home (дата обращения: 18.04.2021).

22. Spin to win [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://play.google.com/store/search?q=Spin%20to%20win&c=apps&hl=ru&gl=US (дата обращения: 18.04.2021).

23. The Grammar of Doom [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.english-online.org.uk/games/grofdoom/grofdoom1.htm (дата обращения: 18.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.