ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Канцур Анна Германовна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Батыкова Анна Сергеевна
студентка гр. zm722 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
E-mail: [email protected]
EFFICIENCY OF THE USE OF GROUP WORK IN TEACHING A FOREIGN
LANGUAGE
Anna Kantsur, Ph.D
аssociate Professor, Department of Foreign Language Teaching Methods, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Anna Batykova
student of the Faculty of Foreign Languages, group zm722, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]
Аннотация. Работа в группах становится не только более привлекательной альтернативой жестко регламентированному управлению учебным процессом, но и эффективной заменой общения студентов с носителем языка, а также инструментом создания иноязычной среды для развития коммуникативной компетенции изучающих иностранный язык. В статье рассматриваются особенности организации групповой работы на уроке иностранного языка и приводятся педагогические аргументы в пользу использования данной формы работы на уроке.
Ключевые слова: групповая работа, коммуникативная компетенция, индивидуализация, мотивация, обучение в сотрудничестве.
Abstract. Group work is not only a more attractive alternative to the strictly regulated management of the educational process, but also an effective substitute for communication of students with native speakers, as well as a tool of creation of foreign language environment for the development of communicative competence of foreign language learners. The article discusses the features of the organization of group work in the classroom and provides pedagogical arguments in favor of using this form of work in the classroom.
© Канцур А.Г., Батыкова А.С., 2021
Keywords: group work, communicative competence, individualization, motivation, learning in collaboration.
Современное обучение иностранному языку - это обучение общению, обучение в процессе общения и, прежде всего, общения учащихся друг с другом [2]. Эффективность современного урока иностранного языка в настоящее время во многом зависит от подхода учителя к его организации и от тех форм социального взаимодействия, которые он выбирает для своего урока. Принято выделять четыре основные формы социального взаимодействия на уроке - фронтальную, индивидуальную, парную и групповую. Стоит отметить, что каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки, тем не менее, при разумном применении всех этих форм можно достичь высокой эффективности работы на уроке.
Групповая работа относится к коллективным формам социального взаимодействия - ее характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися и их совместная согласованная деятельность. Согласно определению Е.Н. Щурковой, «групповая работа - это организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению» [1].
Групповая деятельность учащихся на уроке состоит из следующих этапов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Одним из самых важных этапов организации групповой работы является распределение учащихся на группы, ведь эффективность работы в группе будет целиком и полностью зависеть от правильности формирования групп.
Оптимальной величиной группы является 4-6 человек. При меньшем количестве участников работа в группе может оказаться неэффективной, а при большем количестве участников не все учащиеся будут принимать участие в обсуждении [7].
Для успешной групповой работы необходимо подобрать состав групп, которые могут быть скомплектованы по разным критериям, например:
по желанию; по однородности и разнородности учебных способностей; случайным образом; по содержанию задания [3; 4].
Таким образом, у учителя есть широкие возможности варьировать состав групп в зависимости от уровня подготовки учащихся, поставленных целей учебного задания, от эмоционального состояния учеников и от уровня форсированности коммуникативных действий.
Затем учитель объявляет тему, цель и задачи урока, обеспечивает учащихся необходимыми инструкциями, выдает материал и поясняет задания, которые тем предстоит выполнить. Его пояснения должны быть четкими и понятными для всех учащихся, для этого он может сопровождать пояснения примерами и иллюстрациями.
Перед непосредственным началом работы в группе учитель может распределить роли участников групп. Распределение ролей в группе помогает правильно организовать работу над заданиями, учащиеся знают, кто за что отвечают, но при этом каждый принимает участие в обсуждении заданий.
Помимо инструкций к выполнению заданий учитель также должен установить время выполнения каждого задания. Время является одной из ключевых проблем при организации групповой работы, так как темп работы у всех групп может быть разный, даже если учитель пытается сформировать группы по принципу схожести в темпе работы. Для такой проблемы существует выход - учитель может дать дополнительные задания группе, быстрее справившейся с работой.
Подведение итогов может быть проведено по-разному: учащиеся-репортеры могут выходить и презентовать итоги работы в группе перед всем классом, в то время как остальные учащиеся слушают, дополняют и задают вопросы.
Немецкие методисты рассматривают такой метод, как Wirbelgruppe («смешанная группа») в качестве возможного варианта подведения итогов работы группы [7].
В ходе такого метода при подведении итогов участники одной группы отправляются в другие группы. Таким образом, образуются новые группы, а прежние, в свою очередь, смешиваются. В своей группе остается только лишь один из участников. Каждый из членов прежних групп представляет результаты своей группы.
На этапе оценивания учитель должен помнить, что при такой форме работы, как групповая, сложно оценивать каждого участника в отдельности, поэтому выставляется общая оценка за результаты групповой работы.
Методисты рекомендуют использовать работу в малых группах (включая работу в парах) в процессе обучения иностранному языку.
Существует, по крайней мере, пять педагогических аргументов в пользу групповой работы в процессе изучения иностранного языка.
Групповая работа позволяет увеличить время говорения обучающихся на иностранном языке, улучшить качество речи студентов, индивидуализировать обучение, создать положительный эмоциональный климат в речевой группе,
повысить мотивацию к изучению иностранного языка. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Групповая работа увеличивает время говорения на иностранном языке. Одной из главных причин неудовлетворительного владения иностранным языком является отсутствие достаточного количества времени, выделяемого на освоение нового речевого материала. Эта проблема особенно актуальна для больших классов (около 30 человек) в условиях которого студенты должны развить навыки восприятия иноязычной речи на слух, навыки устной речи и т.п.
В процессе анализа многочисленных занятий авторы исследования Джеймс Хоткер и Уильям Албранд [6] констатировали, что при жестко регламентированном подходе к организации учебного процесса учитель задает общий учебный темп и единое содержание урока для всех студентов. При этом учитель любого предмета занимает своим говорением от половины до двух третей времени от урока. Так, в 45-минутном уроке, в лучшем случае, на говорение студентов отводится 25 минут, из которых 5-10 минут обычно тратится на решение административных вопросов, таким образом, на говорение студентов остается 15 минут. В классе из 15 студентов это составляет в среднем одну минуту на студента за урок или два часа в год. Групповая работа не может решить эту проблему полностью, но может, несомненно, быть одним из способов решения. Допустим, если половина времени, отпущенного на говорение каждого студента, будет посвящена групповой работе, (где в группе объединяются 3-4 студента), то продолжительность говорения каждого студента увеличится до восьми часов в год, то есть время говорения студента увеличивается на 400 % [5]!
Групповая работа способствует улучшению качества речи студентов. Жестко регламентированный подход к организации занятия ограничивает не только время говорения на иностранном языке в течение урока, но и оказывает негативное влияние на качество речи студентов. Это происходит потому, что проводимые учителем фронтальные опросы тяготеют к весьма стилизованным беседам, которые только условно можно назвать коммуникативными, так как они редко встречаются за пределами школьных аудиторий. Учитель задает серию однотипных вопросов, например, "Do have breakfast in the morning?", "Do you like playing football?" Или "Do you come to class at nine o'clock?" на которые, обычно, есть только один правильный ответ, уже известный обеим сторонам, принимающим участие в беседе. Вторая сторона (студент), как правило, отвечает - "I do", а учитель подтверждает правильность ответа словами "Yes", "Right" или "Good".
Поскольку учитель старается поддерживать быстрый темп, задавая вопросы и стараясь получить быстрые и краткие ответы, студенты так же быстро приходит к осознанию, что форма высказывания важнее его содержания.
Групповая работа может помочь в решении данной проблемы. Во-первых, общение внутри группы является естественной средой для взаимодействия. Во-вторых, два или три студента, работающие вместе участвуют в создании согласованных и последовательных высказываний, тем
самым развивая дискурсивную компетентность, а не только умение строить грамматически правильные предложения. В-третьих, студенты могут взять на себя роли, которые ранее были исключительной прерогативой учителя и, таким образом, применять на практике спектр языковых функций, связанных с этими ролями [9]. При этом происходит развитие таких функций речевого высказывания как, например, выдвинуть гипотезу, предложить, обобщить, выразить согласие или не согласие, подвести итог, привлечь внимание слушателей, разъяснить и т.д. Обучающиеся, участвуя в обмене информацией, характерном для общения во внешней среде, а не классной комнаты, начинают творчески и спонтанно использовать иностранный язык, осознавая, что смысл высказывания так же важен, как и форма. Другими словами, происходит развитие навыков и умений, составляющих основу коммуникативной компетенции студента.
Групповая работа способствует индивидуализации обучения иностранному языку. Любой опытный преподаватель согласится с тем, что студенты, имеющие примерно одинаковый уровень владения иностранным языком имеют разные лингвистические способности. Так же зачастую не учитываются и другие индивидуальные отличия студентов, такие как возраст, пол, отношение к занятиям, мотивация, способности, личностные характеристики, интересы, родная культура и родной язык, предыдущий опыт изучения иностранного языка и цели изучения иностранного языка.
Работа в группах, очевидно, не может решить проблему учета всех этих особенностей студентов, многие из них до сих пор поддаются управлению с большим трудом, но может предложить определенные решения. В малых группах студенты могут работать над различными заданиями, удовлетворяющими их когнитивные потребности. Они могут делать это одновременно с другими группами, решающими свои задачи, при этом, не доставляя неудобства друг другу. Работа в группах, таким образом, является первым шагом на пути индивидуализация обучения, о которой многие говорят, но на практике не многим удается ее реализовывать.
Групповая работа способствует созданию благоприятного эмоционального климата в речевой группе. Застенчивые и лингвистически неуверенные студенты, испытывают значительное напряжение, отвечая перед группой/классом, так как необходимо отвечать без ошибок и быстро.
Исследование Мэри Роу, Джоаны Вайт и Пэсти Лайтбраун, посвященное анализу речи учителя и студентов на занятиях иностранным языком, показало, что если студент перед началом ответа делает паузу более одной секунды, не знает ответа на поставленный вопрос или ошибается в начале высказывания, то, скорее всего, учитель прерывает студента, повторяет или перефразирует вопрос, спрашивает другого ученика, исправляет ошибку или переключается на другого студента. Речь, конечно, идет не обо всех учителях, но многие действуют именно так, даже прежде чем успевают это осознать.
Работа в небольшой группе обеспечивает относительно близкое взаимодействие студентов друг с другом и создает более благоприятную среду, чтобы применять навыки говорения на иностранном языке [5].
Свобода от страха перед возможной ошибкой и нахождение в психологически комфортной атмосфере малой группы способствуют созданию позитивного настроя студентов, что в свою очередь, приводит к созданию персонализированной, творческой беседы, которая и является целью развития речевого умения.
Групповая работа повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Все преимущества групповой работы, описанные выше, приводят к повышению мотивации студентов изучающих иностранный язык. Эмпирические доказательства этого положения были представлены в исследованиях Эндрю Литтлджона. Было установлено, например, что обучение в малых группах способствует повышению мотивации студентов, начавших изучать испанский язык. Студенты, принимающие участие в опросе, сообщили, что, работая в небольших группах, они чувствовали себя менее подавленными и более свободными в выражении своих мыслей и не боялись делать ошибки, в отличие от работы под руководством преподавателя [8]. Так же в исследовании отношения студентов к французскому языку, проведенном в британской городской средней школе, Фитц-Гиббон и Рэй констатировали, что три четверти студентов оценили значительно выше свою симпатию к французскому языку как школьному предмету после завершения программы, в ходе которой четырнадцатилетние подростки помогали одиннадцатилетним сверстникам в освоении этого предмета [6].
Таким образом, групповая форма работы выступает в качестве мотивации к изучению иностранного языка, повышает интерес к предмету, показывает, что иностранный язык является реальной формой общения, вносит разнообразие в обычный ход урока. Использование групповых форм работы поможет сделать учебный процесс более эффективным, увлекательным и интересным для учащихся.
Список литературы
1. Бобро Т. А. Организация процесса обучения иностранному языку в средних специальных учебных заведениях на основе изучения эписистем // Иностранные языки в школе. 2005. №4.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 4.
3. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса Пресс, 2010. 640 с.
4. Сорокатая Е. А. Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов // Молодой ученый. 2015. №6. С. 686 - 689.
5. Barnes D. Language in the classroom. Bletchley, England: Open University Press, 1973.
6. Fitz-Gibbon C.I., and Reay D.G. 1982. Peer-tutoring: brightening up FL teaching in an urban comprehensive school // British Journal of Language Teaching. 1982. № 20(1). P. 39-44.
7. Jones D. J. The station approach: how to teach with limited resources // National Science Teachers Association. - 2007 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.nsta.org/publications/news/story.aspx?id=53323 (дата обращения: 27.07.2021).
8. Littlejohn A.P. Increasing learner involvement in course management // TESOL Quarterly. 1983. № 17(4). P. 595-608.
9. Long M. H., Adams L., McLean M. Doing things with words: verbal interaction in lockstep and small group classroom situations // On TESOL '76, Ruth Crymes and John Fanselow (Eds.). 1976. P.137-153.