Научная статья на тему 'Эффективность и комплексная оценка строительства тоннельных автодорожных систем'

Эффективность и комплексная оценка строительства тоннельных автодорожных систем Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
171
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / TRANSPORT PROBLEM / ТОННЕЛЬНАЯ СХЕМА / ГОРОД / CITY / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / CRITERION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / TUNNELS / INTEGRATED ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Макаров Владимир Владимирович, Хрулёв Евгений Александрович, Миробян Анастасия Александровна

Рассмотрены проблемы комплексной оценки эффективности тоннельных автодорожных схем в мегаполисах, в частности улучшение экологической и инфраструктурной обстановки в городе после строительства автодорожных тоннелей. Предложен комплексный критерий оценки альтернативных вариантов тоннельных схем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Макаров Владимир Владимирович, Хрулёв Евгений Александрович, Миробян Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The efficiency and integrated assessment of the road tunnel systems construction

The article deals with the issues of an integrated assessment of the efficiency of road tunnel systems in mega cities, including those of the improvement of the city environment and infrastructure after road tunnels being built. It presents an integrated assessment of alternatives to the tunnel systems.

Текст научной работы на тему «Эффективность и комплексная оценка строительства тоннельных автодорожных систем»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ. Геомеханика и строительная геотехнология

УДК 622.22.272: 622.016

В.В. Макаров, Е.А. Хрулёв, А.А. Миробян

МАКАРОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор технических наук, профессор кафедры горного дела и комплексного освоения георесурсов Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). Суханова ул., 8, Владивосток, 690950. E-mail: vlmvv@ mail.ru

ХРУЛЁВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кафедра горного дела и комплексного освоения георесурсов Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). Суханова ул., 8, Владивосток, 690950. E-mail: dvnpucomg@gmail.com МИРОБЯН АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - инженер-проектировщик (Дальневосточное отделение Сибирского филиала ОАО «Гипросвязь»). Просп. 100-летия Владивостока, 40а, Владивосток, 690001. E-mail: nastiona_8002@mail.ru

Эффективность и комплексная оценка строительства тоннельных автодорожных систем

Рассмотрены проблемы комплексной оценки эффективности тоннельных автодорожных схем в мегаполисах, в частности улучшение экологической и инфраструктурной обстановки в городе после строительства автодорожных тоннелей. Предложен комплексный критерий оценки альтернативных вариантов тоннельных схем.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, тоннельная схема, город, экология, безопасность, критерий, эффективность.

Введение

Транспортная, территориальная и экологическая обстановка мегаполисов в настоящее время оценивается крайне отрицательно, и это не только российская проблема [7]. Сегодня мы видим, что поверхность крупных городов засорена всевозможными инфраструктурными и техническими объектами, в этом конгломерате зданий и сооружений не остается места для самого человека, его комфортного проживания. Крупнейшие мегаполисы мира - Москва и Париж, Лондон и Торонто, Рим и Венеция очень быстро разрастаются в пределах отведенных границ, и проблема освоения подземного пространства стоит крайне остро. Разные страны, например Япония и Америка, по-разному подходят к решению вопросов оптимизации использования жизненного пространства, в Париже активно строятся большие трех-четырехэтажные подземные паркинги, позволяющие уменьшить пробки на дорогах. Магазины, культурные центры, спортивные объекты и даже библиотеки «уходят» под землю. Интересен в этом плане и опыт Скандинавских стран: Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии.

Безусловно, освоение подземного пространства современными методами позволит разгрузить пространство города, создать комфортные условия для жизни людей, улучшить экологическую обстановку [7].

Строительство тоннелей, метрополитенов, подземных магазинов, парковок стало обыденным явлением, но Россия в настоящее время отстает от стран, где подземное строительство является неотъемлемой частью жизни. Основная причина заключается не столько в отсутствии

© Макаров В.В., Хрулёв Е.А., Миробян А.А., 2016

средств, сколько в отсутствии грамотного градостроительного планирования, рассчитанного на несколько десятилетий вперед.

Освоение подземного пространства является одним из наиболее перспективных путей дальнейшего развития мегаполисов. При переносе под землю основных транспортных потоков, магазинов и развлекательных центров, объектов энергетики и связи, складских помещений и других промышленных объектов, без которых городу не обойтись, на поверхности освобождаются большие территории. Эти участки можно было бы использовать для размещения парковых и пешеходных зон, для строительства спортивных и детских сооружений.

В этой связи вопросы рационального переноса наземных сооружений в подземные условия приобретают важное значение. Появляется необходимость оценки принимаемых технических решений не только по критерию стоимости, но и по эффективности решения других проблем мегаполиса, таких как экологические, безопасность жизнедеятельности, комфортность проживания и инфраструктурная привлекательность.

Дорожно-транспортная ситуация на дорогах города Владивостока

Из года в год во Владивостоке идет стремительный рост количества автомобилей, из-за этого, особенно в часы пик, образуются заторы, увеличивается число вредных выбросов в атмосферу, ухудшается настроение и самочувствие людей, находящихся в «пробке». По показателю количества автомобилей на 1000 жителей (520-560 по разным оценкам) Владивосток прочно удерживает первое место в России [4]. В связи с ограниченной возможностью увеличения пропускной способности автомобильных дорог, высокой плотностью городской застройки и преобладающим горным рельефом здесь необходимо строительство автодорожных тоннелей.

За последние годы было сделано многое по улучшению дорожного движения, что было связано с подготовкой к проведению саммита АТЭС: разгрузилась основная трасса от центра города до аэропорта Кневичи, построены два моста (введение в эксплуатацию Золотого моста уменьшило поток машин по улице Светланской и заторы на площади Луговой). Несмотря на эти и другие успехи, выявились новые проблемные участки дороги: 1) площадь Борцов Революции -Океанский проспект, до поворота на улицу Уборевича и далее - до улицы Суханова, до поворота с выездом на Золотой мост; 2) улица Гоголя - район Второй Речки. По сути, «пробки» в узких местах транспортной схемы города не исчезли, а стали возникать очень быстро по сравнению с предыдущим периодом.

Таким образом, транспортная специфика города узкие дороги, не способные обеспечить необходимую пропускную способность, что осложняется сопочным рельефом, а также недостаточное число парковок на такое количество машин требует разработки крупных мероприятий для решения возникших проблем. Строительство надземной системы дорог в условиях города связано с проблемами экологии. Такие же негативные последствия влечет использование для новых автомобильных трасс акватории Амурского залива.

Для анализа ситуации с тем, как разрешаются подобные ситуации в других странах, приведем пример города Бостона, где возникли проблемы, сходные со строительством Некрасовского путепровода во Владивостоке, пропускная способность которого себя исчерпывает. В Бостоне все транспортные коммуникации было решено убрать под землю - и это решение оказалось весьма успешным [7].

Цель настоящей статьи - представить проект сети автодорожных тоннелей в городе Владивостоке и на этом примере показать необходимость комплексной оценки предлагаемых технических решений.

Создание сети автодорожных тоннелей во Владивостоке

Для разгрузки центральной части транспортной сети Владивостока предлагается решение, связанное с созданием сети автодорожных тоннелей. Еще в июне 2013 г. на международном семинаре, посвященном памяти почетного строителя России Алексея Летуновского, студенческое кон-

структорское бюро (СКБ) кафедры горного дела и комплексного освоения георесурсов Инженерной школы ДВФУ предложило проект радиально-кольцевой системы тоннелей, объединяющей практически все районы города (см. рисунок). Проект не только не утратил своей актуальности, но и в связи с предполагаемым строительством ВКАД1 стал более значимым.

Как показали расчеты, система тоннелей позволяет резко сэкономить время на проезд - на скорости до 60 км/час можно будет доехать:

• от мыса Эгершельд до площади Луговой - за 9 мин (1,5 ч в настоящее время);

• с улицы Гоголя до Второй Речки - за 4 мин (1,3 ч);

• с улицы Гоголя до улицы Тухачевского - за 5 мин (1,1 ч);

• максимальное время из любой точки города в любое место - 20 мин.

2

Радиально-кольцевая схема автодорожных тоннелей во Владивостоке

В представленных альтернативных вариантах тоннельной схемы автомобильного транспорта рассмотрены все существующие на сегодняшний день способы строительства и обосновано применение щитового его способа, как обеспечивающего наименьшие затраты и минимизирующего время. Оценки себестоимости строительства, произведенные СКБ, показывают, что затраты здесь не превышают затрат на предполагаемое строительство ВКАД, а время создания сооружений составляет 8-10 лет, что также сопоставимо со временем строительства ВКАД.

Однако в рассмотренных вариантах следует учитывать вопросы экологии, безопасности дорожного движения, улучшения городской наземной и подземной инфраструктуры. С этой целью необходим комплексный критерий оценки вариантов.

Комплексная оценка эффективности строительства

Под комплексной оценкой эффективности строительства тоннеля понимается сравнение показателей совокупности основных параметров эксплуатации дорог в настоящее время с показателями после введения в эксплуатацию сети тоннелей, выраженной в балльной форме (экономический, социальный и экологический эффекты). Кроме того, многовариантное проектирование пред-

1 ВКАД - Владивостокская кольцевая автомобильная дорога. См.: https://www.youtube.com/Watch?v=YHDznJIHQ0o

2Освоение георесурсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Горный информационно-аналитический бюллетень (спец. выпуск 13). 2015. № 4. С. 23.

полагает сравнение различных технических решений, и одного технико-экономического анализа здесь недостаточно. Так, в случае сравнения двухъярусного и двухтоннельного вариантов необходим учет полноты использования подземного пространства, что не нашло пока отражения в современных нормативных документах.

В отношении отражения экологических требований в разрабатываемых государственных стандартах Закон «О стандартизации» исходит из правила: если продукция, работы или услуги, на которые разрабатываются государственные стандарты, связаны или касаются охраны окружающей среды, то такие стандарты должны содержать требования по безопасности для окружающей среды, жизни и здоровья указанных видов сертифицируемой деятельности (ст. 7) [5].

В основе экологической оценки эффективности строительства тоннелей рассмотрим количество выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта на дорогах Владивостока и уровень шума автотранспорта [2].

Оценка количества вредных выбросов в атмосферу. Учитывая интенсивность развития всех видов транспорта, уделяется особое внимание влиянию вредных выбросов, в частности автотранспорта, на загрязнение атмосферы и влияние метеорологических параметров на рассеивание вредных выбросов от автотранспорта в приземном слое атмосферы [6]. Уже сейчас во Владивостоке остро стоит проблема с неограниченным количеством вредных выбросов.

По данным Администрации Приморского края, объемы выбросов от автотранспорта в 2013 г. составили 182,962 тыс. т, что на 4,3 % больше, чем в 2012 г. Увеличение связано с ростом количества автотранспорта, зарегистрированного на территории Приморского края на 46,602 тыс. ед., в том числе легковых автомобилей - на 44,421 тыс. ед. [1].

Общий выброс загрязняющих веществ автотранспортными средствами при движении по территории населенных пунктов Приморского края в 2013 г. представлен в табл. 1. Среднегодовые концентрации двуокиси азота и пыли превышают ПДК в 1,5-2 раза, воздушный бассейн Владивостока загрязнен представляющей серьезную опасность для здоровья человека двуокисью азота [3], что раздражает и зачастую разъедает слизистую оболочку глаз и легких. Под действием этого газа могут утяжеляться уже имеющиеся заболевания дыхательной системы - бронхит, астма, интенсивнее распространяются инфекции дыхательных путей.

Чтобы уменьшить количество выбросов, движение по улицам желательно делать безостановочным, так как наибольший объем выхлопных газов автомобиль выделяет в момент торможения и набора скорости. Особенно высоко содержание выхлопных газов у светофоров и в местах заторов движения. В часы «пик», когда у перекрестков образуются «пробки», машины выжигают кислород и насыщают атмосферу выхлопными газами.

Принимаемые меры в настоящее время недостаточны, об этом свидетельствует сравнение табл. 1 и табл. 2. Согласно приведенным данным, за 3 года (подобные данные публикуют раз в 3 года) количество только легковых автомобилей в крае выросло в 1,5 раза - в основном за счет Владивостока.

Таблица 1

Общий выброс загрязняющих веществ автотранспортными средствами при движении по территории населенных пунктов Приморского края в 2013 г.

Типы автотранспортных средств Вид топлива Количество автотранспортных средств Загрязняющие вещества,

Легковые автомобили Бензин 736 811 94,522

Грузовые автомобили и автобусы полной массой менее 3500 кг Бензин 29 147 24,011

Дизельное топливо 8 097 1,027

Грузовые автомобили более 3500 кг Бензин 17 618 38,1

Дизельное топливо 39 641 12,88

Автобусы полной массой более 3500 кг Бензин 1 982 10,316

Дизельное топливо 3 264 2,106

Итого 836 560 182,962

Таблица 2

Общий выброс загрязняющих веществ автотранспортными средствами при движении по территории населенных пунктов Приморского края в 2010 г.

Типы транспортных средств Вид топлива Количество автотранспортных средств Загрязняющие вещества (тыс. т)

Легковые автомобили Бензин 479 888 61,562

Грузовые автомобили и автобусы полной массой менее 3500 кг Бензин 38 133 31,413

Дизельное топливо 10 895 1,381

Грузовые автомобили более 3500 кг Бензин 25 273 54,653

Дизельное топливо 56 864 18,477

Автобусы полной массой более 3500 кг Бензин 1 484 7,723

Дизельное топливо 2 444 1,576

Итого 614 979 176,785

Отличительной особенностью вредных выбросов под землей является то, что ими можно «управлять», в то время как выхлопной газ от машин на поверхности быстро улетучивается, и «поймать» его нельзя. Что касается газов в тоннеле, их местоположение ограниченно стенами тоннеля, и его можно, условно, «поймать». Для нормального функционирования подземного сооружения необходима принудительная вентиляция, иначе существовать в нем будет невозможно. Так как отработанный воздух при выдаче на поверхность будет проходить через вентилятор в выдающий воздух канал, то в этом канале можно разместить устройство, позволяющее нейтрализовать вредные газы в составе воздуха, что снизит количество вредных выбросов.

Вторым решающим фактором является резкое снижение пробега автомашин за счет ликвидации пробок и экономия горючего. По предварительной оценке, количество вредных выбросов в атмосфере после строительства сети автодорожных тоннелей будет уменьшено в 8-10 раз.

В балльном отношении (по 10-балльной шкале, где 10 баллов соответствуют ПДК): 1) вариант «до» строительства - 1 балл; 2) вариант «после» строительства - 7 баллов.

Оценка уровня шума автотранспорта. Под термином «шум» понимается всякий неприятный и нежелательный звук или совокупность звуков, мешающих восприятию полезных сигналов, нарушающих тишину, оказывающих вредное и раздражающее влияние на организм человека, снижающих его работоспособность [6]. Как физиологическое явление звук определяется ощущением, воспринимаемым органом слуха и взаимодействием на него звуковых волн. Поэтому звук мы рассматриваем как физическое явление, а шум - как экологический показатель.

По данным администрации города Владивостока, уровень шума в местах основных транспортных развязок составляет около 70 дБ при норме 55 дБ. Максимальный уровень шума наблюдается в интервалах времени суток 8:30-9:30 , 13:30-14:30 и 16:30-17:30.

Имеющаяся архитектурно-планировочная структура Владивостока не учитывает транспортного шума. Сегодня единственная мера борьбы с шумом в городах - правильная организация застройки и проектирование дорог, использование глушителей в средствах транспорта и наличие зеленых насаждений. Изоляция от шума - всего лишь полумеры. Бороться нужно с причиной, а не со следствием. После строительства сети автодорожных тоннелей (кольцевого и радиальных) город разгрузится, большая часть от общего потока автомобилей будут пользоваться подземными дорогами, что, соответственно, снизит уровень шума.

По проведенной нами предварительной оценке, уровень шума после строительства сети автодорожных тоннелей будет составлять не более 50 дБ. Таким образом, сравнение вариантов показывает: 1) вариант «до» строительства - 1 балл; 2) вариант «после» строительства - 7 баллов.

При этом необходимо учитывать, что снижение шума создает не только комфортные условия для труда и жизни, но и дает ощутимый косвенный экономический эффект, так как шум - это бесполезно растраченная энергия и снижение работоспособности людей.

Оценка безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения по российскому законодательству - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий [9]. Безопасность движения в тоннелях, как правило, выше, чем на открытых участках дороги (количество ДТП в тоннелях примерно на 50% меньше - однако последствия ДТП в тоннелях более серьезны) [10]. Вместе с тем тоннели позволяют не только существенно сокращать расстояния между отдельными районами города в холмистой местности, но и обеспечивать доставку в них жизненно необходимых грузов в экстремальных условиях, характерных для Владивостока: летом тайфуны, зимой - обильные снегопады и бураны.

Различают активные меры, которые должны предотвратить аварии, и пассивные меры, направленные на уменьшение последствий аварий. Опыт развития строительства и эксплуатации тоннелей, накопленный в нашей стране и за рубежом, позволил существенным образом повысить безопасность движения. Это было достигнуто за счет внедрения оборудования современных технических средств контроля дорожного движения, модернизации вентиляции, насосных установок, а также электроснабжения, освещения и другого оборудования, повышения пожарной безопасности, уменьшения вредных примесей в воздухе.

Оценим безопасность дорожного движения при проведении сети кольцевого и радиальных автодорожных тоннелей в городе Владивостоке: 1) вариант «до» строительства - 1 балл; 2) «после» строительства - 8 баллов.

Оценка инфраструктурной привлекательности проекта. Параметр инфраструктурной привлекательности учитывается для особо важных проектов, вносящих радикальные изменения в состояние транспорта в городе в целом или его отдельном районе. В этом случае оценке подлежит время движения основного пассажиропотока и затрачиваемое время в пути для отдельных категорий граждан. Время в пути более 20 мин в черте города, по принятым оценкам, делает маршрут трудным [11].

Проведем оценку инфраструктурной привлекательности проекта проведения сети кольцевого и радиальных автодорожных тоннелей во Владивостоке: 1 ) вариант «до» строительства - 1 балл; 2) вариант «после» строительства - 10 баллов.

Комплексная оценка эффективности строительства для Владивостока

Проанализируем состояние движения «до» строительства и «после» ввода в эксплуатацию тоннелей по разделам «Экология», «Безопасность», «Инфраструктурная привлекательность проекта».

Итак, эффективность по разделам:

«Экология» (сумма по двум факторам - загазованность воздуха и шум): 7 баллов против 1. Увеличение эффективности достигается за счет резкого сокращения времени нахождения автомобиля в движении, что является преимуществом тоннеля. То есть автомобиль вместо одного часа нахождения в пробке будет тратить 5 мин езды в тоннеле.

«Безопасность» - 8 баллов против 1.

«Инфраструктурная привлекательность проекта»: 10 баллов против 1.

Просуммировав все разделы, получим: 25 баллов против 3.

Комплексный критерий оценки эффективности подземного строительства может быть принят в следующем виде:

N

где К - оценки по отдельным видам г-х показателей,

N

q - относительный «вес» /-го показателя ^ q = 1,

1=\

N - число показателей.

Для условий Владивостока, при одинаковом «весе» учитываемых показателей, достигается значение = 8,3, как легко можно вычислить из приведенных выше соображений. Это очень высокий показатель, свидетельствующий об эффективности предлагаемого технического решения.

Таким образом, ввод в транспортную систему Владивостока радиально-кольцевой тоннельной схемы по сравнению с наземным движением выиграет в скорости движения, времени нахождения в пути, экологичности и безопасности, что сделает столицу Приморья инфраструктурно привлекательной для бизнеса и проживания.

Заключение

Владивосток в настоящее время столкнулся с нехваткой территории под освоение и застройку, что вызывает необходимость полного использования подземного пространства по примеру Японии и других стран АТР. Перспективы создания подземных транспортных комплексов в приморской столице эксперты оценивают как достаточно высокий. Рельеф Владивостока очень сложный, с выраженной нагорной частью. Именно через сопки могли бы проходить многие тоннели, в них же размещаться паркинги, а также другая необходимая городу инфраструктура.

Строительство сети автодорожных тоннелей во Владивостоке позволяет радикально решить следующие проблемы:

• экономно использовать наземную территорию за счет строительства городских подземных объектов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• упорядочить транспортное обслуживание населения и повысить безопасность дорожного движения,

• снизить уличный шум и загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей,

• повысить художественно-эстетические качества городской среды.

Работа выполнена при поддержке гранта Минобрнауки РФ № 5.2535.2014K в рамках государственного задания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Администрация Приморского края. Доклад об экологической ситуации в Приморском крае в 2013 году. Владивосток, 2014. 230 с. URL: http://www.primorsky.ru/ (дата обращения: 12.01.2016).

2. Бабушкина Н.П., Черепанова М.В. Влияние экологических факторов на развитие детского организма: монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. 192 с.

3. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма. URL: http://whqlibdoc.who.int/publications/2004/5777701582_rus.pdf (дата обращения: 12.01.2016).

4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году». URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1101 (дата обращения: 15.01.2016).

5. Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-I «О стандартизации» (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 30 декабря 2001 г., 10, 25 июля 2002 г.).

6. Карагодина Л.И. Город и шум // Природа. 1993. № 6. С. 10-15.

7. Освоение подземного пространства: пора выходить за рамки привычного // Вестник строительного комплекса. 2012. № 81. URL: http://www.vestnik.info/archive/46/article1040.html (дата обращения: 12.01.2016).

8. Официальный сайт ГИБДД МВД России по Приморскому краю: Статистика аварийности за 2010 год. URL: http://www.gibdd.ru (дата обращения: 16.01.2016).

9. Санитарные нормы. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. М.: Стройиздат, 2004.

10. Сильянов В.В. Приоритеты научных и практических работ в области безопасности дорожного движения // Наука и техника в дорожной отрасли. 2011. № 2. С. 1-2.

11. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О безопасности дорожного движения» (принят ГД ФС РФ от 15.11.1995).

12. FARS, Fatality Analysis Reporting System. URL: http://www.fars.nhtsa.dot.gov/Main/index.aspx.

THIS ARTICLE IN ENGLISH SEE NEXT PAGE

Geomechanics and Geotechnical Engineering

Makarov V., Khrulev E., Mirobyan A.

VLADIMIR V. MAKAROV, Professor, Department of Mining Engineering, School of Engineering, Far Eastern Federal University, Vladivostok. 8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690950, e-mail: vlmvv@mail.ru

EVGENY A. HRULEV, Department of Mining Engineering, School of Engineering, Far Eastern Federal University, Vladivostok. 8 Sukhanova St., Vladivostok, Russia, 690950, e-mail: dvnpucomg@gmail.com

ANASTASIA A. MIRABYAN, Engineer, Far Eastern Branch of the Siberian Branch of Giprosvjaz. 40A, 100-letiya Vladivostok Av., Vladivostok, 690001, Russia, e-mail: nastiona_8002@mail.ru

The efficiency and integrated assessment of the road tunnel systems construction

The article deals with the issues of an integrated assessment of the efficiency of road tunnel systems in mega cities, including those of the improvement of the city environment and infrastructure after road tunnels being built. It presents an integrated assessment of alternatives to the tunnel systems. Key words: tunnels, integrated assessment, criterion, transport problem, ecology, city.

REFERENCES

1. Primorsky Region Administration. Analytical review of the ecological status of Primorye in 2013. Vladivostok, 2014. 230 p. URL: http://www.primorsky.ru/ (in Russ). [Administracija Primorskogo kraja. Doklad ob jekologicheskoj situacii v Primorskom krae v 2013 godu. Vladivostok, 2014. 230 s.

URL: http://www.primorsky.ru/ (data obrashhenija: 12.01.2016)].

2. Babushkina N.P., Cherepanova M.V. The impact of environmental factors on the development of the child's or-ganizm. Vladivostok, VGUES Publishing, 2006, 192 p. (in Russ). [Babushkina N.P., Cherepanova M.V. Vlijanie jekologicheskih faktorov na razvitie detskogo organizma: monografiya. Vladivostok: Izd-vo VGUEHS, 2006. 192 s.].

3. The World report on road traffic injury prevention.

URL: http://whqlibdoc.who.int/publications/2004/5777701582_rus.pdf (in Russ). [Vsemirnyj doklad o preduprezhdenii dorozhno-transportnogo travmatizma.

URL: http://whqlibdoc.who.int/publications/2004/5777701582_rus.pdf (data obrashhenija: 12.01.2016)].

4. State report "Russian Federation on the state and protection of the environment in 2011".

URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1101 (in Russ). [Gosudarstvennyj doklad "O sostojanii i ob ohrane okruzhajushhej sredy Rossijskoj Federacii v 2011 godu".

URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1101 (data obrashhenija: 15.01.2016)].

5. The Law of the Russian Federation, dated June 10, 1993, N 5154-I On Standardization (as amended on December 27, 1995, December 30, 2001, 10, 25 July 2002). (in Russ). [Zakon RF ot 10 ijunja 1993 g. № 5154-I "O standartizacii" (s izmenenijami ot 27 dekabrja 1995 g., 30 dekabrja 2001 g., 10, 25 ijulja 2002 g.)].

6. Karagodina L.I. City and noise. Nature. 1993;6:10-15. (in Russ). [Karagodina L.I. Gorod i shum // Priroda. 1993. № 6. S. 10-15].

7. The usage of underground space: it is time to go beyond the usual. Bulletin of the building complex. 2012; 81. URL: http://www.vestnik.info/archive/46/article1040.html (in Russ). [Osvoenie podzemnogo prostranstva: pora vyhodit' za ramki privychnogo // Vestnik stroitel'nogo kompleksa. 2012. № 81.

URL: http://www.vestnik.info/archive/46/article1040.html (data obrashhenija: 12.01.2016)].

8. The official website of traffic police Ministry of Internal Affairs of Russia for the Primorye Territory: Statistics of accidents in 2010. URL: http://www.gibdd.ru (in Russ). [Oficial'nyj sajt GIBDD MVD Rossii po Primorskomu kraju: Statistika avarijnosti za 2010 god. URL: http://www.gibdd.ru (data obrashhenija: 16.01.2016)].

9. Sanitary norms. CH 2.2.4 / 2.1.8.562-96. Noise in the workplace, in residential and public buildings and in residential areas. M., Stroyizdat , 2004. (in Russ). [Sanitarnye normy. SN 2.2.4/2.1.8.562-96. Shum na rabochih mes-tah, v pomeshhenijah zhilyh, obshhestvennyh zdanij i na territorii zhiloj zastrojki. M.: Strojizdat, 2004].

10. Silianov V.V. Priority of scientific and practical works in the field of traffic safety. Science and Technics in Road Branch. 2011;2:1-2. (in Russ). [Sil'janov V.V. Prioritety nauchnyh i prakticheskih rabot v oblasti bezopasnos-ti dorozhnogo dvizhenij a // Nauka i tehnika v dorozhnoj otrasli. 2011. № 2. S. 1-2].

11. The Federal Law of 10.12.1995 number 196-FZ (as amended on 01.12.2007) "On Road Traffic Safety" (adopted by the State Duma on 15.11.1995). (in Russ). [Federal'nyj zakon ot 10.12.1995 № 196-FZ (red. ot 01.12.2007) "O bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija" (prinjat GD FS RF ot 15.11.1995)].

12. FARS, Fatality Analysis Reporting System. URL: http://www.fars.nhtsa.dot.gov/Main/index.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.