Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МАГНИТНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЧИ И ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ КОГОРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОДНОМ ЦЕНТРЕ В КАЗАХСТАНЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МАГНИТНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЧИ И ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ КОГОРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОДНОМ ЦЕНТРЕ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейростимуляция / ТМС / репетитивная транскраниальная магнитная стимуляция / ЗРР / задержка речи / детская неврология / ретроспективный анализ / neurostimulation / TMS / repeatable transcranial magnetic stimulation / speech and language delay / pediatric neurology / retrospective analysis

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Байкатов Амир Тимурович, Жумаханов Даурен Бахытбекович

Это исследование представляет собой ретроспективный анализ клинического применения транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) для терапии задержки речевого развития (ЗРР) у 1406 детей от 3 до 8 лет. Пациенты были разделены на группы по сопровождающему диагнозу, включая неуточненную ЗРР, расстройства аутистического спектра, моторную, сенсорную ЗРР, синдром дефицита внимания и гиперактивности и другие. Оценка терапии показала значительное преобладание положительной динамики (р < 0.0156). Исследование демонстрирует значительное преобладание положительной динамики при ТМС для терапии ЗРР, с эффективностью, зависящей от зоны стимуляции, условий и параметров магнитной стимуляции. Полученные данные могут помочь оптимизировать протоколы ТМС-стимуляции у детей с ЗРР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Байкатов Амир Тимурович, Жумаханов Даурен Бахытбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICACY AND SAFETY OF THERAPEUTIC USE OF TRANSCRANIAL MAGNETIC STIMULATION IN PEDIATRIC SPEECH AND LANGUAGE DELAY: A RETROSPECTIVE COHORT STUDY FROM A SINGLE CENTRE IN KAZAKHSTAN

This study is a retrospective analysis of the clinical use of transcranial magnetic stimulation (TMS) for the treatment of delays of speech and language in 1406 children aged 3 to 8 years. Patients were divided into groups according to the accompanying diagnosis, including unspecified mental disorder, autism spectrum disorder, motor, sensory mental disorder, attention deficit hyperactivity disorder, and others. Evaluation of therapy showed a significant predominance of positive dynamics (p < 0.0156). The study demonstrates a significant predominance of positive dynamics with TMS for the treatment of mental retardation, with effectiveness depending on the stimulation zone, conditions and parameters of magnetic stimulation. The data obtained may help optimize TMS stimulation protocols in children with developmental delays.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МАГНИТНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЧИ И ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ КОГОРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОДНОМ ЦЕНТРЕ В КАЗАХСТАНЕ»

УДК 616.8-08: МРНТИ 76.29.51:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МАГНИТНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЧИ И ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ КОГОРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОДНОМ ЦЕНТРЕ В КАЗАХСТАНЕ

* Жумаханов Д.Б., Байкатов А.Т.

ТОО Казахстанский медицинский университет "ВШОЗ" г. Алматы, Казахстан

Аннотация

Это исследование представляет собой ретроспективный анализ клинического применения транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) для терапии задержки речевого развития (ЗРР) у 1406 детей от 3 до 8 лет. Пациенты были разделены на группы по сопровождающему диагнозу, включая неуточненную ЗРР, расстройства аутистического спектра, моторную, сенсорную ЗРР, синдром дефицита внимания и гиперактивности и другие. Оценка терапии показала значительное преобладание положительной динамики (р < 0.0156). Исследование демонстрирует значительное преобладание положительной динамики при ТМС для терапии ЗРР, с эффективностью, зависящей от зоны стимуляции, условий и параметров магнитной стимуляции. Полученные данные могут помочь оптимизировать протоколы ТМС-стимуляции у детей с ЗРР.

Ключевые слова: нейростимуляция, ТМС, репетитивная транскраниальная магнитная стимуляция, ЗРР, задержка речи, детская неврология, ретроспективный анализ

Введение. Развитие понятных средств общения необходимо для высокосоциального вида [1]. Язык, хотя и возник в результате чрезвычайно сложного механизма кодирования и передачи информационных битов, является специфическим инструментом, повсеместно используемым людьми [2]. В то время как центральная нервная система обычно считается биологическим субстратом этого механизма, преобладающее с годами представление об определенной действующей области мозга в современных исследованиях сменилось идеей широко распределенной и высокоинтерактивной сети [3]. Способность производить речь на языке или способность общаться устно и/или вручную проявляется у человека к трем годам возраста при нормальном развитии [4]. Задержкой этого проявления страдают до девятнадцати процентов детей в возрасте от двух до семи лет с постепенным увеличением

заболеваемости на протяжении десятилетий [5]. Хотя в некоторых случаях речевые и языковые проблемы решаются без вмешательства, в значительной части случаев проблема сохраняется, что приводит к увеличению частоты социальных и психиатрических осложнений [6]. Направление причинно-следственной связи проследить довольно сложно, однако некоторые симптомы и особенности, связанные с речью и языком, заложены в различные клинически установленные состояния [7].

Репетитивная транскраниальная магнитная стимуляция (рТМС) - это неинвазивный и безболезненный метод воздействия на корковую возбудимость, индуцируя или усиливая нейропластичность мозга. Использование транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) в терапии детей с задержкой развития речи представляет собой новаторский подход, соответствующий современному взгляду на механизмы нейрореабилитации [3]. Несмотря на то, что существуют данные о положительном влиянии повторяющейся рТМС на лингвистические дефициты, особенно в сочетании со стандартной речевой терапией [8], в настоящее время недостаточно данных о применении ТМС у детей с задержкой развития речи. Однако существуют исследования показывающие потенциал анодальной префронтальной транскраниальной постоянной стимуляции в сочетании с стандартной речевой терапией для улучшения речевых функций у пациентов с синдромом ломкой Х-хромосомы [9]. Также Хан и коллеги [10] обнаружили, что комбинация ТМС и речевой терапии может быть эффективной в улучшении речевых показателей у пациентов с постинсультной афазией.

Это исследование представляет собой первый ретроспективный анализ клинического применения ТМС в терапии ЗРР у значительной группы детей.

Потенциальные зоны - мишени. Традиционно зоны Брока и Вернике считаются основными в обработке речи: зона Брока во фронтальном оперкулуме отвечает за производство речи, а зона Вернике в верхнем височном бугре — за её восприятие [11]. Исследования показывают, что нормальная речевая функция задействует более широкую сеть мозговых областей [12]. Дорсолатеральная префронтальная кора (ДЛПФК) также играет ключевую роль в обработке речи, включая переключение языков, фонологическую осведомленность и выбор слов [13]. Сенсорная интеграция в левой теменной доле также важна: повреждения в этой области связаны с нарушениями вербальной памяти и спонтанной речи [14]. Мозжечок участвует в моторной донастройке речи, влияя на планирование и производство речевых звуков [15].

Материалы и методы

Участники. В исследование было включено 1406 детей в возрасте от 3 до 8 лет с диагнозом ЗРР, проходивших курс ТМС-терапии с октября 2020 по ноябрь 2023 года в одном центре. Все участники и их законные представители предоставили информированное согласие на проведение курса ТМС и использование анонимизированных данных. Критерии исключения включали наличие судорожных расстройств, тяжелых соматических заболеваний, а также психиатрических расстройств, требующих медикаментозной терапии.

Объект и способы измерения. Из 3670 пациентов, прошедших курс ТМС-терапии в центре нейрофизиологии и нейрореабилитации в городе Алматы, для текущего исследования наблюдалось 1406 пациентов в возрасте от трех до восьми лет с диагностированной задержкой развития языка и речи. Перед проведением курса, медицинские специалисты центра проводили симптоматический осмотр пациента, собирали его анамнестические данные и историю болезни, включая заключеские логопедического осмотра и ЭЭГ-исследование. Этап развития речи детей был оценён специалистами центра согласно таблице развития речи, адаптированной от Виссер-Бочане [16]. При переходе ребёнка на следующий этап после курса ТМС, специалистами фиксировалась положительная динамика.

Протокол курса стимуляции. Каждому участнику проводилась серия низкочастотных рТМС-сессий с частотами 0.2 Гц, 0.3 Гц, 0.5 Гц и 1 Гц. Стимуляция осуществлялась над левой дорсолатеральной префронтальной корой, правой дорсолатеральной префронтальной корой, зонами Брока, Вернике, левой теменной долей и мозжечком. Интенсивность стимуляции устанавливалась на уровне от 25 до 36% мощности магнитного поля аппарата. Для стимуляции был использован терапевтический ТМС-аппарат Нейро-МС/Д (Нейрософт) с катушкой-восьмёркой. Каждая сессия длилась 20 минут и включала 1200 импульсов. Сессии проводились ежедневно в течение 10 дней.

Статистический анализ. Для анализа полученных данных была использована линейная регрессия со смешанными эффектами (ЛРС). Формула:

Y=Xp+Zy+G

Где:

У - вектор зависимой переменной.

X - матрица дизайна для фиксированных эффектов.

в - вектор коэффициентов фиксированных эффектов.

Ъ - матрица дизайна для случайных эффектов.

у - вектор коэффициентов случайных эффектов.

е - вектор остаточных ошибок.

Характеристика исследовательской выборки. В данном исследовании представлены данные ретроспективного анализа 1406 детей с задержкой развития речи (ЗРР) и сопутствующими расстройствами. Трёхмерный график (Рис. 1) иллюстрирует распределение по параметрам пола и возраста, а так же их распределение по клиническим диагнозам среди пациентов. В выборке преобладают мальчики (76,03%), средний возраст детей составляет 5,58 лет. Большая часть пациентов (55%) имеет неуточнённую ЗРР, за которой следуют расстройства аутистического спектра (20,7%) и моторная ЗРР (18,6%). Среди характерных симптомов, 63,4% детей имели моторное развитие, не соответствующее возрасту, 18,6% использовали отдельные слова для коммуникации, а 8,7% не имели устной речи. Эхолалия наблюдалась у 5,5% детей, а невнятная речь у 7,3%. Нарушение восприятия обращённой речи было зафиксировано у 17,1% детей, а нарушение её производства - у 12,7%. 14,8% детей не коммуницировали со сверстниками, а атипичная волновая активность была зарегистрирована у 22% пациентов. В исследовании также отмечена информация по очерёдности рождения детей: 29,5% были первыми, 18,7% - вторыми, 11,4% - третьими, 6,5% - четвёртыми, и 3,6% - пятыми детьми в семье.

Пол

Женский

■ Мужской

Рис. 1 График Количества Пациентов, Возрастом от Трёх до Восьми Лет, Получавших ТМС-терапию в Клинике Ыеиго1аЬ с 10.20 по ОЭ.23 по Полу, Возрасту и Диагнозу

Примечание: СД - Синдром Дауна, УО - Умственная Отсталость, СДВГ - Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности,

ЦП - Церебральный Паралич, РАС - Расстройство Аутистического Спектра, ЗПРР - Задержка ПсихоРечевого Развития, ЗРР - Задержка Развития Речи

Результаты. Результаты терапии были оценены по ранжированным категориям: отсутствие изменений (0), присутствие изменений (2), и значительные изменения (3).

Критерий знаковых рангов Уилкоксона показал значительное преобладание положительной динамики над отрицательной (155.5, р = 0.0156), а знаковый тест подтвердил значительное преобладание положительной динамики над её отсутствием (р < 0.001). 42.8% пациентов прошли несколько курсов ТМС-стимуляции, всего за три года было проведено 2464 курса. Логистическая регрессия со смешанными эффектами (ЛРС) не выявила значительной корреляции между количеством пройденных курсов и положительной (р = 0.73) или отрицательной (р = 0.492) динамикой.

Влияние характеристик пациента. Трёхмерный график (Рис.2) иллюстрирует распределение положительной и отрицательной динамики среди пациентов, проходивших разное количество курсов. ЛРС не показала значительной связи положительной динамики (р = 0.749) или её отсутствия (р = 0.836) с диагнозом. Однако выявлена слабая зависимость между диагнозом и отрицательной динамикой (сое£= 0.005±0.002, р = 0.013). Уточняющий анализ показал значительную корреляцию отрицательной динамики с диагнозом СДВГ (сое£= 0.091±0.032, р = 0.004), отставанием моторного развития (сое£= 0.045±0.016, р = 0.005), и лепетной речью (сое£= 0.065±0.022, р = 0.004). Также отсутствие положительной динамики связано с отсутствием обращённой речи (сое£= 0.065±0.023, р = 0.005) и зрительного контакта (сое£= 0.072±0.023, р = 0.002).

Рис. 2 Гоафик Результатов Терапии Пациентов, Возрастом от Трёх у н> Восьми Лет, Получавших ТМС терапию в Клинике Ыеиго1аЬ с 10.20 по О23 по Диагнозу и Количеству Пройденных Курсов Примечание: СД - Синдром Дауна, У О - Умственная Отсталость, СДВГ Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности,

ЦП - Церебральный Паралич, РАС - Расстройство Аутистическото Спектра, ЗПРР - Задержка ПсихоРечевого Развития, ЗРР Задержка Развития Речи

Влияние параметров стимуляции. Большинство пациентов получали магнитную стимуляцию в различных зонах мозга в зависимости от клинической картины. Частота положительной, отрицательной и отсутствующей динамики после курса стимуляции каждой

зоны, а также при различных параметрах магнитных импульсов и мощности магнитного поля, представлена на столбчатом графике (Рис. 3). Стимуляция зоны Брока (coef.= 0.065±0.15, p <0.001) и левой дорсолатеральной префронтальной коры (лПФК) (coef.= 0.049±0.022, p = 0.002) менее вероятно приводила к положительным эффектам, тогда как стимуляция мозжечка (coef= 0.101±0.026, p <0.001) и левой теменной доли (ЛТД) (coef.= 0.059±0.021, p = 0.006) более вероятно приводила к негативным эффектам. Стимуляция с частотой 0.2 Гц и стимуляция с мощностью магнитного поля 36% также ассоциировались с негативными эффектами ф < 0.001).

На графике UpSet (Рис. 4) представлены наиболее часто использованные комбинации зон стимуляции и их результаты. Пуассоновская регрессия выявила значительное низкое соотношение положительной к отрицательной динамике для трех комбинаций зон: зона Вернике, зона Брока и правая префронтальная кора (пПФК) (coef.= 0.201±0.078, p = 0.01); зона Вернике, лПФК и пПФК (coef.= 0.196±0.039, p <0.001); зона Вернике, зона Брока, лПФК и пПФК (^.= 0.217±0.07, p = 0.002).

Отрицательная динамика при стимуляции зоны Брока чаще наблюдалась при частоте 0.2 Гц (coef.= 0.138±0.042, p = 0.001) и реже при мощности поля 35% (coef.= 0.048±0.019, p = 0.011). Схожим образом, негативная динамика при стимуляции зоны Вернике чаще наблюдалась при частоте 0.2 Гц (coef.= 0.113±0.04, p = 0.004) и реже при мощности 35% ф = 0.001) и 26% ф = 0.004). Стимуляция мозжечка с частотой 0.2 Гц также ассоциировалась с негативной динамикой (coef.= 0.405±0.183, p = 0.027). Анализ ЛРС также выявил, что отсутствие зрительного контакта снижало вероятность положительной динамики (coef.= 0.076±0.026, р = 0.003).

Обсуждение. Большой объём выборки (1406 пациентов) и разнообразие показателей хоть и расширяют фокус анализа, но позволяют опираться на закон больших чисел в отслеживании тенденций, заглушая, характерный для натуралистического исследования, шум. Пуассоновское распределение пациентов по возрасту соотносится с выбором фокусной группы по критическому периоду психо-социального развития. Альтернативным объяснением может быть совпадение середины выборки (пять - шесть лет) с возрастом начала обучения в школе у детей в Казахстане. Превалирование пациентов мужского пола типично для нарушений развития нервной системы и отражается в полученных нами данных

(76.03%). Учёные из Мэрилэнда предполагают, что причиной демографического перекоса может быть отсутствующий у мальчиков фермент, способствующий смягчению эффектов родового стресса [17]. Это превалирование, помимо меньшей доли в выборке, с большой вероятностью объясняет отсутствие перекоса только у групп с синдромом Дауна и эпилепсией (8 и 6 пациентов), имеющих отличную этиологию заболевания. На СДВГ, лидирующем в превалировании мальчиков в текущей выборке (83.4%), был сфокусирован масштабный демографический анализ 19 тысяч шведских близнецов, предполагающий, что часть перекоса обусловлено использованием недифферинцированных метрик при постановке диагноза [18]. Не смотря на большую показательность уточнённого дигноза, группа пациентов с неуточнённой ЗРР может быть полезной при подмечании метрик, характерных для сенсорной, моторной и сенсомоторной вариаций состояния. Большой процент отстающих в моторном развитии детей в выборке (63.4%), помимо превалирования в состояниях, в симптомы которых оно входит, может быть объяснён лонгитюдным анализом влияющего на их моторное развитие, ментального состояния японских школьников [19]. Эхолалия, более характерная для детей с РАС, была более выражена у группы детей с СДВГ (5% против 15%), прочие показатели совпали с проявлениями соответствующих состояний.

Значительные показатели положительной динамики (р < 0.001) в исследовательской выборке пациентов позволяют нам отвергнуть нулевую гипотезу и предположить эффективность ТМС в терапии детей с задержкой развития языка или речи. Повышении эффективности и минимизации нежелательных эффектов может способствовать создание протокола терапии, для которого могут быть полезны прочие наблюдения в рамках данного исследования. Отсутствие зависимости динамики и количества пройденных курсов (р > 0.05) позволяет нам предположить, что результаты терапии не влияли на частоту повторений курса, а результаты, с последующими курсами, варьировались с меньшей вероятностью. Значительная корреляция отрицательной динамики с диагнозом СДВГ (р = 0.004), а также с показателями отставания моторного развития (р = 0.005) и лепетной речи (р = 0.004) указывает на то, что пациенты с диагнозом СДВГ могут иметь более сложные реакции на терапию, и необходимо более интенсивное внимание к их результатам и адаптациям терапевтических подходов. Возможное воздействие превалирования пациентов мужского пола (83.4%) и пациентов с эхолалией (15%) в данной группе выборки маловероятно из-за меньшей статистической корреляции параметров (р > 0.05). Несмотря на общую тенденцию в динамике, различия ответа на терапию групп с разнящейся этиологией и симптоматикой открывает вопрос резонности персонализированного подхода для оптимизации терапевтического метода. Помимо практически-направленных наблюдений, отсутствие

прямых корреляций стимулируемых зон с различиями в сенсорно-моторной этиологии и симптоматики, делает это исследование ещё одним шагом к мультимодальному пониманию механизма речи и языка.

Многофакторность является серьезной проблемой при устранении симптоматических нарушений интегративных систем. В отсутствие причинно-следственного и механистического понимания необходимы более широкие подходы не только для тщательного изучения основ, но и для повышения эффективности наших действий по облегчению боли тех, кто страдает. Сейчас очевидно, что ранние стадии жизни позвоночных имеют решающее значение для экологически приемлемого развития, особенно с точки зрения социального и коммуникативного развития нашего вида. Однако доступ к когнитивно -фундаментальным механизмам речи и языка, а также к сбоям в этих механизмах представляет собой сложную задачу. Это исследование является одним из первых, в котором проверяется применение ТМС при задержках речевого и языкового развития. Несмотря на многообещающие результаты вмешательств, необходима серия должным образом контролируемых исследований для уточнения эффективных протоколов процедур ТМС с учетом этиологических и индивидуальных различий среди пациентов.

Выводы. Проведение курса ингибирующей репетитивной транскраниальной магнитной стимуляции на зоны Брока, Вернике и префронтальную кору детей дошкольного возраста положительно влияет на симптоматические проявления задержки развития речи и может дополнить арсенал инструментов для борьбы с ней. Несмотря на статистическую незначительность проявлений лёгких побочных эффектов, вариативность ответа при различии параметров протоколов стимуляции говорит о возможности оптимизации вмешательства для различных диагностических групп и необходимости дальнейшего изучения вопроса.

БАЛАЛАРДАГЫ С0ЙЛЕУ ЖЭНЕ ТЫДЩ КЕШ1ГУ1 YШIН ТРАНСКРАНИАЛЬДЫ МАГНИТТ1 ЫНТАЛАНДЫРУДЫ ТЕРАПЕВТ1К ЦОЛДАНУДЬЩ ТШМДЫЮ МЕН ЦАУШС1ЗД1Г1: ЦАЗАЦСТАНДАГЫ Б1Р ОРТАЛЫЩТА РЕТРОСПЕКТИВТ1

КОГОРТТЫ ЗЕРТТЕУ * Жумаханов Д.Б., Байкатов А.Т.

"КДСЖМ" ^азакстан медициналык университетi ЖШС Алматы, ^азакстан

Туй1ндеме

Бул зерттеу 3 жастан 8 жаска дейiнгi 1406 балада тшдщ кеш^уш (Т^Б) емдеу Yшiн транскраниальды магнитпк ынталандыруды (ТМС) клиникалы; колданудыц ретроспектива талдауы болып табылады. Пациенттер шеспе диагнозы бойынша топтарга бeлiндi, оньщ iшiнде аныкталмаган психикалы; бузылулар, аутизм спектршщ бузылуы, моторлы, сенсорлы; психикалы; бузылулар, зейiн тапшылыгы гиперактивтшпнщ бузылуы жэне т.б. Терапияны багалау оц динамиканыц айтарлыктай басымдылыгын кeрсеттi (p <0,0156). Зерттеу стимуляция аймагына, магнитп ынталандыру жагдайлары мен параметрлерiне байланысты тиiмдiлiгi бар акыл-ой кемiстiктерiн емдеуге арналган TMS-пен оц динамиканыц айтарлыктай басымдылыгын керсетедь Алынган деректер дамуында ауыткулары бар балаларда TMS ынталандыру хаттамаларын оцтайландыруга кeмектесуi мYмкiн.

Клт свздер: нейростимуляция, цайталанатын транскраниальды магнитт1 ынталандыру, сойлеудщ кеш1гу1, балалар неврологиясы, ретроспективт1 талдау

EFFICACY AND SAFETY OF THERAPEUTIC USE OF TRANSCRANIAL MAGNETIC STIMULATION IN PEDIATRIC SPEECH AND LANGUAGE DELAY: A RETROSPECTIVE COHORT STUDY FROM A SINGLE CENTRE IN KAZAKHSTAN

* Zhumakhanov D.B., Baikatov А-T.

LLP Kazakhstan Medical University "KSPH" Almaty, Kazakhstan

Abstract

This study is a retrospective analysis of the clinical use of transcranial magnetic stimulation (TMS) for the treatment of delays of speech and language in 1406 children aged 3 to 8 years. Patients were divided into groups according to the accompanying diagnosis, including unspecified mental disorder, autism spectrum disorder, motor, sensory mental disorder, attention deficit hyperactivity disorder, and others. Evaluation of therapy showed a significant predominance of positive dynamics (p < 0.0156). The study demonstrates a significant predominance of positive dynamics with TMS for the treatment of mental retardation, with effectiveness depending on the stimulation zone, conditions and parameters of magnetic stimulation. The data obtained may help optimize TMS stimulation protocols in children with developmental delays.

Key words: neurostimulation, TMS, repeatable transcranial magnetic stimulation, speech and language delay, pediatric neurology, retrospective analysis

Список использованной литературы

1. Fujita H, Fujita K. Human language evolution: a view from theoretical linguistics on how syntax and the lexicon first came into being. Primates. 2022 Sep;63(5):403-415. doi: 10.1007/s10329-021-00891-0. Epub 2021 Apr 5. PMID: 33821365; PMCID: PMC9463227.

2. Kuhl PK. Brain mechanisms in early language acquisition. Neuron. 2013 Sep 9;67(5):713-27. doi: 10.1016/j.neuron.2010.08.038. PMID: 20826304; PMCID: PMC2947444.

3. Nasios, G., Dardiotis, E. and Messinis, L. (2019) 'From broca and Wernicke to the neuromodulation era: Insights of Brain Language Networks for neurorehabilitation', Behavioural Neurology, 2019, pp. 1-10. doi:10.1155/2019/9894571.

4. McLaughlin MR. Speech and language delay in children. Am Fam Physician. 2011 May 15;83(10):1183-8. PMID: 21568252.

5. Lindsay, Geoff & Strand, Steve. (2016). Children with Language Impairment: Prevalence, Associated Difficulties, and Ethnic Disproportionality in an English Population. Frontiers in Education. 1. 10.3389/feduc.2016.00002.

6. Zengin-Akku§ P, £elen-Yolda§ T, Kurtipek G, Özmert EN. Speech delay in toddlers: Are they only 'late talkers'? Turk J Pediatr. 2018;60(2):165-172. doi: 10.24953/turkjped.2018.02.008. PMID: 30325123.

7. Mottron L, Bzdok D. Autism spectrum heterogeneity: fact or artifact? Mol Psychiatry. 2020 Dec;25(12):3178-3185. doi: 10.1038/s41380-020-0748-y. Epub 2020 Apr 30. PMID: 32355335; PMCID: PMC7714694.

8. Papanikolaou, K. et al. (2023) 'Noninvasive brain stimulation in primary progressive aphasia: A literature review', Advances in Experimental Medicine and Biology, pp. 567-574. doi:10.1007/978-3-031-31986-0_55.

9. Picciuca, C. et al. (2023) 'Transcranial direct current stimulation combined with speech therapy in Fragile X Syndrome Patients: A pilot study', Frontiers in Neurology, 14. doi:10.3389/fneur.2023.1268165.

10. Han, C. et al. (2024) 'The effectiveness and safety of noninvasive brain stimulation technology combined with speech training on aphasia after stroke: A systematic review and metaanalysis', Medicine, 103(2). doi:10.1097/md.0000000000036880.

11. Reulen, H. J., Schmid, U. D., Ilmberger, J., Eisner, W., Bise, K. Tumorchirurgie Im Sprachkortex in Lokalanästhesie Neuropsychologisches Und Neurophysiologisches Monitoring Während Operationen in Der Dominanten Hirnhälfte. Der Nervenarzt, 1997. doi: 10.1007/s001150050199

12. Curcic-Blake, B., Liemburg, E., Vercammen, A., Swart, M., Knegtering, H., Bruggeman, R., Aleman, A. (2012). When Broca Goes Uninformed: Reduced Information Flow to Broca's Area in Schizophrenia Patients with Auditory Hallucinations. Schizophrenia Bulletin, 2012.

13. Pestalozzi, M. I., Annoni, J.-M., Müri, R. M., Jost, L. B. (2020). Effects of Theta Burst Stimulation Over The Dorsolateral Prefrontal Cortex on Language Switching - A Behavioral and ERP Study. Brain and Language, 2020. doi: 10.1016/j.bandl.2020.104775

14. Park, E. J., Kim, Y. W., Nam, H. S., Choi, H. S., Kim, D. Y. (2021). Neural Substrates of Aphasia in Acute Left Hemispheric Stroke Using Voxel-Based Lesion-symptom Brain Mapping. Brain & Neurorehabilitation, 2021. doi: 10.12786/bn.2021.14.e14

15. Callan, D.E., Kawato, M., Parsons, L. et al. Speech and song: The role of the cerebellum. Cerebellum 6, 321-327 (2017). doi: 10.1080/14734220601187733

16. Visser-Bochane, M.I. et al. (2020) 'Identifying milestones in language development for young children ages 1 to 6 years', Academic Pediatrics, 20(3), pp. 421-429. doi:10.1016/j.acap.2019.07.003.

17. Chan JC, Morgan CP, Adrian Leu N, Shetty A, Cisse YM, Nugent BM, Morrison KE, Jasarevic E, Huang W, Kanyuch N, Rodgers AB, Bhanu NV, Berger DS, Garcia BA, Ament S, Kane M, Neill Epperson C, Bale TL (2020) Reproductive tract extracellular vesicles are sufficient to transmit intergenerational stress and program neurodevelopment. Nature Communications. 11:1499. PMID: 32198406

18. Taylor, M.J. et al. (2023) 'A twin study of genetic and environmental contributions to attention-deficit/hyperactivity disorder over time', Journal of Child Psychology and Psychiatry, 64(11), pp. 1608-1616. doi:10.1111/jcpp.13854.

19. Hirata, S. et al. (2021) 'Motor ability and mental health of young children: A longitudinal study', Frontiers in Education, 6. doi:10.3389/feduc.2021.725954.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии потенциального конфликта интересов, требующего раскрытия в данной статье.

Вклад авторов. Жумаханов Даурен внес вклад в разработку концепции, выполнение и написание статьи. Байкатов Амир внес вклад в выполнение, обработку результатов, и написание статьи. Заявляем, что данный материал ранее не публиковался и не находится на рассмотрении в других издательствах. Финансирование. Отсутствует.

Сведения об авторах:

Корреспондирующий автор. Байкатов Амир Тимурович, магистр когнитивных нейронаук, научный сотрудник центра Neurolab, E-mail: amir. sapar@zoho. com ORCID:

https://orcid. org/0000-0001-9334-9516

Жумаханов Даурен Бахытбекович, магистрант 2 года обучения по специальности «Медицина», ТОО Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», г.Алматы, Казахстан, E-mail: daurjuma@,gmail. com

Статья поступила: 31.05.2024 Статья принята: 05.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.