Научная статья на тему 'Эффективность хирургического лечения больных с деструктивными формами туберкулеза легких в сочетании с хламидийной и микоплазменной инфекциями'

Эффективность хирургического лечения больных с деструктивными формами туберкулеза легких в сочетании с хламидийной и микоплазменной инфекциями Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
142
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Данилов Е. А., Кожемякин А. М., Ямковой С. Д.

Для оценки влияния хламидийной и микоплазменной инфекций (ХМИ) на характер течения туберкулезного процесса и результаты хирургического лечения в хирургическом отделе Центрального НИИ туберкулеза РАМН в период с 1998 года по 2003 год были проанализированы истории болезней 130 больных, из них: туберкулема в фазе распада 13 (10%), инфильтративный туберкулез легких в фазе распада – 10 (7,7%), фиброзно-кавернозный туберкулез одной доли легкого – 15 (11,5%), фиброзно-кавернозный туберкулез более одной доли легкого 55 (42,3%), казеозная пневмония– 10 (7,7%), туберкулезная эмпиема, осложненная бронхиальной фистулой 27 (20,8%). ХМИ обнаружены в организме (респираторный и урогенитальный тракт) у 95 человек (73%), у 35(27%) не обнаружены. В группе неинфицированных больных значительно чаще преобладали ограниченные формы деструктивного туберкулеза, а в группе инфицированных – распространенные. Лечение сопутствующих ХМИ с помощью аппарата фонового резонансного излучения «Стелла 1» проведено 55 больным из 95 инфицированных. У них в 89,1% случаев достигнута положительная динамика и стабилизация в течении легочного туберкулеза, а у нелеченых лишь в 47,5%. В группе леченых частота послеоперационных осложнений была 25,7%, а в группе нелеченых – 65,7%. В сочетании с ХМИ отмечалось преобладание экссудативно-некротических реакций над продуктивными в зоне туберкулезного воспаления, наличие генерализованных продуктивных васкулитов и значительное поражение крупных бронхов в виде казеозного эндоили панбронхита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Данилов Е. А., Кожемякин А. М., Ямковой С. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The efficiency of surgical treatment of the patients with the destructive forms of a pulmonary tuberculosis in combination with chlamydia’s and mycoplasma’s infections

130 cases (tuberculoma in a phase of destruction 13 (10 %), infiltrative tuberculosis in a phase of destruction 10 (7,7 %), fibrous-cavernous tuberculosis within the lobe of lung 15 (11,5 %), fibrous-cavernous tuberculosis more than one lobe of lung 55 (42,3 %), caseous pneumonia 10 (7,7 %), tuberculous empyema complicated with bronchial fistula 27 (of 20,8 %)) in Surgical Department of Central Tuberculosis Scientific Research Institute of Russian Academy of Medical Sciences (Moscow) during the period 1998-2003 have been analysed for the goal to value the influence of Chlamydia’s and Mycoplasma’s infections (CMI) on the course of tuberculosis process and results of surgical treatment. Among 130 examined patients СМI were founded in organism (respiratory and urogenital tracts) of 95 patients (73 %), not found at 35 (27 %). Limited forms of destructive tuberculosis were significantly prevailed among noninfected patients, extensive forms – among infected patients. 55 patients from 95 infected have passed full course of treatment against CMI using phon resonant radiation device «СТЕЛЛА 1». Positive changes in disease course and stabilisation of tuberculous process were developed in 89,1 % cases among patients treated against CMI and only in 47,5 % cases among nontreated patients. The frequency of postoperational complications was 25,7% among patients treated against CMI and 65,7% among nontreated patients. Morphological features of tuberculosis in combination with CMI were: prevalence of exudation-necrotic reactions over productive in the zone of tuberculous inflammation, presence of generalised productive vasculites and significant affection of main bronchuses as caseous endoor panbronchitis.

Текст научной работы на тему «Эффективность хирургического лечения больных с деструктивными формами туберкулеза легких в сочетании с хламидийной и микоплазменной инфекциями»

Эффективность хирургического лечения больных с деструктивными формами туберкулеза легких в сочетании с хламидиинои и микоплазменнои инфекциями.

Данилов Е.А. ([email protected] ), Кожемякин А.М., Ямковой С.Д. Центральный НИИ туберкулеза РАМН, г. Москва.

С 1992 года отмечается рост заболеваемости туберкулезом в мире [1] и более частое развитие распространенных прогрессирующих форм этого заболевания [10,13,14,16,17]. Наличие сопутствующей неспецифической инфекции дыхательных путей является одним из факторов, способствующих прогрессирующему течению туберкулеза [4]. В последние годы возросла роль хламидий и микоплазм как возбудителей пневмоний и бронхитов [12]. Все они относятся к группе внутриклеточных паразитов и способны к генерализации в организме [2,3,11,18]. Исследования, проведенные в последние годы, выявили высокие показатели инфицированности туберкулезных больных хламидиями и микоплазмами - от 43,8% [15] до 61,4% [9]. Изучение взаимодействия туберкулеза легких с хламидийной и микоплазменной инфекциями (ХМИ) стало одним из новых направлений научных исследований, однако к настоящему времени существует не так много работ, посвященных данной проблеме.

С целью определения распространенности ХМИ у больных деструктивными формами туберкулеза легких и оценки их влияния на характер течения туберкулезного процесса и результаты хирургического лечения были проанализированы истории болезней 130 больных в хирургическом отделе Центрального НИИ туберкулеза РАМН в период с 1998 года по 2003 год.

Больные имели следующие клинические формы легочного туберкулеза: туберкулема в фазе распада - 13 (10%), инфильтративный туберкулез легких в фазе распада - 10 (7,7%), фиброзно-кавернозный туберкулез одной доли легкого - 15 (11,5%), фиброзно-кавернозный туберкулез более одной доли легкого - 55 (42,3%), казеозная пневмония-10 (7,7%), туберкулезная эмпиема, осложненная бронхиальной фистулой - 27 (20,8%). Всем больным проводили традиционное исследование по поводу туберкулеза и, кроме того, исследование на хламидии и микоплазмы при поступлении, перед операцией и после операции. У 103 (79,2%) больных в мокроте обнаружены микобактерии туберкулеза (МБТ) методом люминесцентной бактериоскопии и посева, причем у 32 (24,6%) больных бактериовыделение было массивным (МБТ > 100 в поле зрения). У 78 (60%) больных в мокроте методом посева обнаружена неспецифическая микрофлора. Наиболее часто выделяемыми микробами являлись: Streptococcus a-haemolyticus, Streptococcus pneumoniae, Streptococcus ß-haemolyticus и Branchamella catarrhalis. Учитывая, что ХМИ инфекции имеют способность к генерализации [2,3,11,18], у всех больных наряду с исследованием органов дыхания на ХМИ инфекции, проводилось исследование урогенитального тракта. Для этого методом прямой

иммунофлюоресценции исследовали материал брашбиопсии после бронхоскопии и одновременно соскоб со слизистой оболочки уретры у мужчин и шейки матки у женщин.

В материале брашбиопсии слизистой оболочки бронхов ХМИ обнаружены у 65 человек (50%). В материале слизистой оболочки урогенитального тракта ХМИ

обнаружены у 72 человек (55,4%). Были выделены два вида хламидий - Chlamydophila pneumoniae и Chlamydia trachomatis и два вида микоплазм - Mycoplasma pneumoniae и Mycoplasma hominis. Совпадение видовой принадлежности возбудителей в материалах из бронхов и урогенитального тракта обнаружено у 87 (67%) больных, несовпадение у 8 (6%), у 35 (27%) ХМИ не обнаружено (коэффициент ассоциации Q=0,535 (хламидии), 0,41(микоплазмы), связь достоверна [7]), что указывает на генерализованное течение ХМИ инфекций. Итого, из 130 обследованных больных хламидии обнаружены в организме у 31 (23,8%), микоплазмы у 37 (28,5%) и их сочетание у 27 (20,7%) больных, у 35 (27%) не обнаружены. Общий показатель инфицированности составил 73% (95 человек).

Таблица 1. Клинические формы туберкулеза легких и инфицированность ХМИ (в абсолютных величинах и процентном соотношении по каждой группе*).

Формы туберкулеза Хламидии и микоплазмы

не обнаружены обнаружены

Инфильтративный туберкулез легких 9 (25,7%) 1(1,1%)

Казеозная пневмония — 10 (10,5%)

Туберкулема 11 (31,5%) 2 (2,1%)

Фиброзно-кавернозный туберкулез одной доли легкого 9 (25,7%) 6 (6,3%)

Фиброзно-кавернозный туберкулез более одной доли легкого 4 (11,4%) 51 (53,7%)

Туберкулезная эмпиема плевры, осложненная бронхиальной фистулой. 2(5,7%) 25 (26,3%)

ИТОГО 35 (100%) 95 (100%)

* - разница значима, р<0,002

Как видно из таблицы 1, в группе неинфицированных больных значительно чаще преобладали ограниченные формы деструктивного туберкулеза - туберкулема, инфильтративный и фиброзно-кавернозный туберкулез одной доли легкого. В группе инфицированных значительно чаще встречались распространенные формы - фиброзно-кавернозный туберкулез (одно- и двухсторонний), туберкулезная эмпиема,

и "I С» 1—1 с» и

осложненная бронхиальной фистулой. Больные с казеозной пневмонией были все инфицированы.

Всем 130 больным проводилась предоперационная подготовка, включающая в себя противотуберкулезную терапию 4-5 химиопрепаратами с учетом данных чувствительности МБТ и антибактериальную терапию с учетом данных чувствительности неспецифической микрофлоры. Больным с туберкулезной эмпиемой проводилась дренажная и открытая санация плевральной полости. Лечение сопутствующих хламидийной и микоплазменной инфекций явилось новым компонентом в плане предоперационной подготовки. В качестве альтернативного метода лечения ХМИ использовалась терапия фоновым резонансным излучением (ФРИ) [5,6] КВЧ диапазона аппаратом «Стелла 1» (лицензия МЗ России рег.№42/99-1437-1532 от 08.11.99г.), генерирующим голографические спектральные аналоги [5,6] антибиотиков: азитромицина, кларитромицина и ломефлоксацина, не дающие побочных реакций. Курс лечения - 3-4 недели. Из 95 инфицированных больных

лечение против ХМИ проведено 55, поэтому были сформированы 3 группы больных: 1-я группа (опытная) - 40 (30,8%) больных, инфицированных ХМИ, не прошедших курс ФРИ терапии; 2-я группа (опытная) - 55 (42,3%) больных, инфицированных ХМИ, прошедших курс ФРИ терапии; 3-я группа контрольная - 35 (26,9%) больных, у которых ХМИ не обнаружены. После завершения курса ФРИ терапии у больных 2 группы отмечалось освобождение организма от ХМИ, что подтверждено данными контрольных иммунофлюоресцентных проб. У больных 1 группы инфицированность сохранялась. Эффективность предоперационной подготовки оценивалась по клинико-лабораторной и рентгенологической динамике течения туберкулезного процесса. Признаками эффективной предоперационной подготовки являлись: положительная динамика (исчезновение симптомов интоксикации, прекращение бактериовыделения, уменьшение количества каверн, их размеров, рассасывание инфильтрата, ликвидация бронхиальной фистулы и очищение полости эмпиемы от некроза), а также стабилизация туберкулезного процесса. Признаком неэффективной предоперационной подготовки являлось прогрессирование туберкулеза. Самые высокие показатели эффективности предоперационной подготовки были во 2 и 3 группах - 89,1% (49 человек) и 94,3% (33 человека), соответственно. Самый низкий показатель был в 1 группе - 47,5 % (19 человек). Так как у части больных (40) достигнута положительная динамика и туберкулезный процесс приобрел регрессирующее течение, оперативные вмешательства им не проводились. Из 130 прооперировано 90 больных.

Таблица 2. Характер оперативных вмешательств в исследуемых группах (число __больных).___

Характер оперативных 1 группа 2 группа 3 группа Всего

вмешательств

Атипичная резекция -- 2 11 13

Лобэктомия -- -- 3 3

Пульмонэктомия 22 21 4 47

Торакопластика 9 10 2 21

Трансстернальная 4 2 -- 6

окклюзия главного бронха

Операции не проводились 5 20 15 40

ИТОГО 40 55 35 130

В таблице 2 показаны оперативные вмешательства, проведенные в 3 группах больных. В ближайшем послеоперационном периоде у части больных имели место плевролегочные осложнения: несостоятельность механического шва культи бронха и реактивация гнойно-воспалительного процесса в плевральной полости.

Таблица 3. Результаты оперативных вмешательств в исследуемых группах больных (в абсолютных величинах и процентном соотношении по каждой __группе*).__

Результаты 1 группа 2 группа 3 группа

Послеоперационные осложнения 23 (65,7%) 9 (25,7%) 2 (10%)

Без осложнений 12 (34,3%) 26 (74,3%) 18 (90%)

ИТОГО 35(100%) 35(100%) 20(100%)

*- разница значима, р<0,002.

Из таблицы 3 следует, что в 1 группе послеоперационные осложнения возникали значительно чаще, чем во 2 группе. Частота осложнений в 3 группе также была невысокой. Летальных исходов не было.

Проведено морфологическое исследование резецированных участков легких, плевры и внутригрудных лимфатических узлов у 90 оперированных больных. Материал изучали с помощью световой и люминесцентной микроскопии. У больных 1 группы отмечено выраженное прогрессирование туберкулеза как в участке основного поражения, так и в отдалении от него. Формирующиеся туберкулезные гранулемы отличались малым количеством эпителиоидных клеток, преобладанием гигантских клеток инородных тел, макрофагов и лимфоцитов, содержащих в цитоплазме включения, напоминающие элементарные тельца хламидий и микоплазм [8]. Включения имели разную оптическую плотность. Плотные включения имели вид темно-фиолетовых зерен при окраске по Романовскому-Гимза. Клетки с данным типом включений имели положительную реакцию прямой иммунофлюоресценции на хламидии. Клетки с оптически пустыми включениями имели положительную реакцию прямой иммунофлюоресценции на микоплазмы. Клетки Лангханса, окружающие центральную зону распадающейся ткани, присутствовали в меньшем количестве. Аналогичная картина наблюдалась в грануляционном слое каверн, в стенках плевры. В перикавитарной зоне или в отдаленных участках обнаружены признаки нетуберкулезного воспаления. В полостях альвеол имелся белковый выпот, в том числе фибринозный, в некоторых местах выявлялись гиалиновые мембраны, выстилающие внутреннюю поверхность альвеол, множество слущенных альвеолоцитов II типа, альвеолярных макрофагов, имеющих внутриклеточные включения и дающих специфическое свечение при постановке реакции прямой иммунофлюоресценции. Отмечалось поражение всех слоев стенки сосудов легкого и плевры с развитием генерализованных васкулитов, а также поражение стенки бронхов с развитием казеозного эндо- и панбронхита, в том числе в зоне пересечения во время операции. Во внутригрудных лимфатических узлах наблюдалось утолщение капсулы, ретикулярные клетки пролиферировали, в их цитоплазме определялись включения, напоминающие элементарные тельца хламидий и микоплазм [8].

У больных 2 опытной группы (прошедших курс ФРИ терапии) и 3 контрольной группы подобных морфологических изменений не наблюдалось. Гранулемы имели типичный эпителиоидноклеточный характер. Васкулиты оставались только в зоне активного рассасывания инфильтрата, а воспалительные изменения в бронхах носили не казеозно-деструктивный, а продуктивный эпителиоидноклеточный характер. Характерных цитоплазматических включений в клетках не определялось. Внутригрудные лимфатические узлы оставались без изменений. Реакция прямой иммунофлюоресценции с мазками-отпечатками исследуемых тканей была отрицательной. Выводы:

1) Сочетание деструктивных форм туберкулеза легких с хламидийной и микоплазменной инфекциями в настоящее время достигает 73 %.

2) При данном сочетании туберкулезный процесс имеет склонность к прогрессирующему течению с развитием тяжелых распространенных форм заболевания.

3) Проведение курса ФРИ терапии, направленной на ликвидацию ХМИ у больных деструктивными формами туберкулеза легких позволяет повысить эффективность комплексной предоперационной подготовки до 89,1% и снизить частоту послеоперационных осложнений.

4) Морфологическими особенностями туберкулезного воспаления при сочетании с хламидиозом и микоплазмозом являются: преобладание экссудативно-некротических реакций над продуктивными; наличие генерализованных продуктивных васкулитов; значительное поражение крупных бронхов в виде казеозного эндо- или панбронхита. Заключение: В условиях высокой инфицированности ХМИ больных деструктивными формами туберкулеза легких необходимо включать в план предоперационного обследования определение данных инфекций. При выявлении сопутствующей ХМИ с целью ее подавления рекомендуется включить в комплексную предоперационную подготовку больных туберкулезом легких в качестве альтернативного метода ФРИ терапию, что позволяет повысить эффективность хирургического лечения.

Список литературы:

1)Васильев И.Г. «Физические факторы в лечении деструктивного туберкулеза легких с бактериовыделением». Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Смоленск, 2001г., стр. 9.

2)Гаспарян М.О. Штыкунова Е.В. Актуальность проблемы хламидийной инфекции. // «Российский медицинский журнал». 1997, №4, стр. 48-49.

3)Гранитов В.М. «Хламидиозы». Москва, Медицинская книга, 2000 - 190 с.

4) Дорожкова И.Р. Селина Л.Г. «Комплексная бактериологическая и серологическая диагностика неспецифических заболевания органов дыхания». Методические рекомендации. Москва, 1984 г.- 23 с.

5) «Использование терапии фоновым резонансным излучением для купирования болевого синдрома при нейровертеброгенных заболеваниях» Методические рекомендации №99/91. Утверждены министерством здравоохранения России, 1999г.

6) «КВЧ-терапия». Сборник методических рекомендаций и пособий для врачей. Томск, 2003г., стр. 6.

7) Мерков А.М. Поляков Л.Е. «Санитарная статистика». Пособие для врачей. Л., Медицина, 1974г. - 384 с.

8) Серов В.В. Пауков В.С. «Воспаление» (руководство для врачей) Москва, Медицина, 1995, стр. 400-407.

9) Скрягина Е.С. Коломиец А.Г. Гриц М.А. Лукьяненко Л.Г. Гуревич Г.Л. Туберкулез и оппортунистическая инфекция. // «Проблемы туберкулеза», 1999, №6, стр. 25-26.

10) Хоменко И.С. «Течение деструктивного туберкулеза легких у больных с иммунодефицитом» Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Москва, 1993, стр. 9.

11) Чиженок П.П. Аверьянова Н.И. и др. Диагностика респираторных заболеваний хламидийной этиологии у детей. // «Материнство и детство», 1992, т.3, №1, стр.32-33.

12) Чучалин А.Г. Инфекционные заболевания нижнего отдела дыхательных путей. // «Пульмонология», 1999, №2, стр. 6-7.

13) Шилова М.В. «Туберкулез в России в 1999г.» Москва, 2000 - 47 с.

14) Шилова М.В. Сон И.М. «Заболеваемость туберкулезом населения России». Сборник. Москва, 1998, стр. 14-20.

15)Шумская И.Ю. «Диагностика микоплазменной и хламидийной инфекций бронхов у больных туберкулезом». Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Москва, 2000 г. - 180 с.

16) Duncan K. Tuberculosis. Overview: the current situation. // T.Pharmacol.-1997.-v.49 (Suppl 1).-p. 1-20.

17) Duncan K. Prospects for men anti-tuberculosis drugs // T. Pharmacol.-1997.- v. 49 (Suppl 1).-p. 21-23.

18)Leinonen M. Pathogenetic mechanisms and epidemiology of Chlamydia pneumoniae, Eur. Heart J. 14 suppl. p.57-61. Dec.1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.