Научная статья на тему 'Эффективность гражданской службы глазами населения'

Эффективность гражданской службы глазами населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
766
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / РЕФОРМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ / ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЧИНОВНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА ЧИНОВНИКОВ / THE RESULTS OF CIVIL SERVANTS'' LABOR / CIVIL SERVICE / REFORM / EFFICIENCY / LEGISLATION ON CIVIL SERVICE / THE SALARIES OF CIVIL SERVANTS / PROFESSIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчаренко Роман Константинович

Статья посвящена исследованию проблемы повышения эффективности государственной гражданской службы. Приводятся результаты социологического опроса граждан, проживающих в Ростовской области, о возможных путях решения данной проблемы. Показано, что приоритетными направлениями такой работы, по мнению населения, является совершенствование законодательства о государственной службе, повышение профессионального уровня чиновников и установление прямой зависимости между величиной денежного содержания гражданских служащих и персональными результатами их служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF CIVIL SERVICE THROUGH THE EYES OF THE POPULATION

The article investigates the problem of improving the efficiency of civil service. The paper presents the result of sociological survey of citizens, living in the Rostov region n term ofpossible solutions to declared problem. It is shown that the priorities of such work according to population, is improvement of legislation on public service, professional development of officials and establishing a direct relationship between the magnitude of salaries of civil servants and the results of their personal performance.

Текст научной работы на тему «Эффективность гражданской службы глазами населения»

УДК 35.08

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ГЛАЗАМИ НАСЕЛЕНИЯ

Овчаренко Роман Константинович,

государственный советник Ростовской области 2 класса, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента НОУ ВПО «Ростовский социально-экономический институт»,

г. Ростов-на-Дону, Россия аЩ999@тЬох. ты

Статья посвящена исследованию проблемы повышения эффективности государственной гражданской службы. Приводятся результаты социологического опроса граждан, проживающих в Ростовской области, о возможных путях решения данной проблемы. Показано, что приоритетными направлениями такой работы, по мнению населения, является совершенствование законодательства о государственной службе, повышение профессионального уровня чиновников и установление прямой зависимости между величиной денежного содержания гражданских служащих и персональными результатами их служебной деятельности.

Ключевые слова: гражданская служба, реформа, эффективность,

законодательство о гражданской службе, денежное содержание чиновников, профессиональный уровень, результаты труда чиновников.

EFFECTIVENESS OF CIVIL SERVICE THROUGH THE EYES

OF THE POPULATION

Roman Ovcharenko, State Councilor of the Rostov region 2 class, Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor of Management Department

Rostov Social-Economic Institute, Rostov-on-Don, Russia

alfa999@inbox. ru

The article investigates the problem of improving the efficiency of civil service. The paper presents the result of sociological survey of citizens, living in the Rostov region n term ofpossible solutions to declared problem. It is shown that the priorities of such work according to population, is improvement of legislation on public service, professional development of officials and establishing a direct relationship between the magnitude of salaries of civil servants and the results of their personal performance.

Keywords: civil service, reform, efficiency, legislation on civil service, the salaries of civil servants, professional level, the results of civil servants' labor.

Одним из важнейших направлений модернизации государственного управления современной России является реформирование государственной службы. В процессе реформы появились Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», и Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», которые мы можем рассматривать и в качестве результатов, и в качестве самих механизмов реформ. В настоящее время реформирование госслужбы осуществляется в соответствии с федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»,

утвержденной Указом Президента РФ от 10.03.2009 №261. Наряду с прочими разделами эта программа содержит также требования к ожидаемым результатам ее реализации, в качестве которых в том числе выступают создание и внедрение системы показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Однако главным показателем эффективности работы чиновников, по нашему мнению является мнение населения. Поэтому для выявления оценочных суждения граждан по основным проблемным вопросам развития государственной гражданской службы в феврале-апреле 2011 года нами был проведен выборочный социологический опрос населения Ростовской области. Всего было опрошено 419 респондентов в 5 муниципальных образованиях Ростовской области -городах Батайске, Ростове-на-Дону, Таганроге, а также в Аксайском и Красносулинском районах (в том числе в городах Аксае и Красном Сулине).

В качестве гипотезы было сделано предположение о том, что на повышение эффективности работы государственных гражданских служащих могут повлиять следующие факторы: совершенствование законодательство о госслужбе; повышение требований к профессиональному уровню чиновников, уровню профессиональной культуры; повышение денежного содержания госслужащих с одной стороны, а с другой - установление прямой зависимости между величиной денежного содержания гражданского служащего и персональными результатами его профессиональной деятельности; совершенствование системы отбора персонала на госслужбу; ротация кадров; ужесточение ответственности чиновников.

Результаты опроса показали следующее. Большинство опрошенных граждан Ростовской области видят решение проблемы в необходимости совершенствования законодательства о государственной гражданской службе -11,01%, столько же опрошенных жителей области - 11,01%, считают, что необходимо повысить требования к уровню профессиональных знаний и умений чиновников. 10,30% считают, что необходимо установить прямую

зависимость между уровнем денежного содержания чиновника и его персональными результатами работы. 7,99% полагают, что необходимо повысить требования к уровню культуры чиновников, в том числе знанию и использованию норм деловой этики и этикета, 7,10% выступают за совершенствование системы профессиональной подготовки чиновников, 7,37% - за совершенствование системы отбора на гражданскую службу, 7,02% - за осуществление постоянной ротации кадров: через небольшие интервалы времени (3-5 лет) перемещать чиновников с уровня поселения на уровень района, с уровня района на уровень области (края) и наоборот, а также из одного региона в другой, и столько же - 7,02%, видят выход в ужесточении ответственности чиновников за некачественное выполнение своих обязанностей.

Далее мнения распределились следующим образом: 6,39% от общего количества опрошенных уверены, что необходимо повысить уровень денежного содержания чиновников; 4,71% респондентов указали на необходимость ужесточения требований к моральному облику гражданских служащих; 3,73% - на необходимость совершенствования системы оценки персонала государственных органов; 3,46% предлагают расширить перечень социальных гарантий, предоставляемых чиновникам; 3,02% полагают, что необходимо более широко изучать и активно внедрять в российские реалии зарубежный опыт управления.

Примечательно, что лишь небольшая часть респондентов - всего 2,78%, имеют мнение, согласно которому в настоящее время государственные органы работают настолько плохо, а гражданские служащие настолько коррумпированы, что только полная замена кадров способна решить проблему эффективности госслужбы, а 5,95% полагают, что бюрократизм, волокита, мздоимство и т.п. - извечные проблемы России в работе государственных органов, которые полностью преодолеть невозможно никогда.

Следует отметить, что большинство представителей различных

социальных групп остановили свой выбор на двух основных предложениях - о совершенствовании законодательства о государственной гражданской службе (10,2% тружеников сельского хозяйства, 9,82% рабочих, 11,85% представителей образования, здравоохранения и культуры, 11,84%

предпринимателей, фермеров, 8,86% пенсионеров и 16,28% занимающихся домашним хозяйством) и о повышении требований к уровню профессиональных знаний и умений чиновников (12,24% тружеников сельского хозяйства, и 10,71% рабочих, 11,85% представителей образования, здравоохранения и культуры, 12,5% предпринимателей, фермеров, 14,49% работников торговли).

Кроме того, 12,24% работников сельского хозяйства считают, что необходимо «привязать» размер денежного содержания чиновника к его персональному результату работы, 12,24% из них полагают, что необходимо повысить требования к уровню культуры чиновников, в том числе знанию и использованию норм деловой этики и этикета, а 8,16% за ужесточение

ответственности чиновников за некачественное выполнение своих

обязанностей.

Среди рабочих кроме того 10,71% ратуют за введение за правило осуществления постоянной ротации кадров между уровнями власти, 12,5% полагают, что необходимо «привязать» размер денежного содержания чиновника к персональному результату его профессиональной служебной деятельности.

А вот работники торговли, с одной стороны, предлагают повысить уровень денежного содержания чиновников (11,59%), а с другой - ужесточить их ответственность за некачественное выполнение своих обязанностей (11,59%).

Пенсионеры обращают внимание на необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки (10,13%), а также системы отбора на гражданскую службу (10,13%).

Среди временно неработающих 14,77% респондентов выступают за ужесточение ответственности за некачественное выполнение своих обязанностей, а 15,91% и того больше - полагают, что бюрократизм, волокита, мздоимство - извечные проблемы России в работе государственных органов, которые полностью преодолеть невозможно никогда.

Если смотреть в территориальном аспекте, то следует отметить, жители большинства включенных в выборку нашего исследования муниципальных образований практически одинаково высказались за совершенствование законодательства о гражданской службе (города Батайск (11,01%), Ростов -на-Дону (10,82%), Аксайский (11,61%) и Красносулинский (14,37%) районы), а также за необходимость повышения требований к уровню профессиональных знаний и умений чиновников (города Батайск (1110%), Ростов - на - Дону (10,3%), Аксайский (14,84%) и Коасносулинский (11,38%) районы).

А вот жители г.Таганрога в большинстве своем высказались за необходимость повышения требований к уровню культуры чиновников, в том числе знанию и использованию норм деловой этики и этикета (10,88%), а также за ужесточение требований к моральному облику чиновников (12,24%).

В то же время следует отметить, что жители городов в большей степени, чем жители сельских территорий, считают необходимым установить взаимосвязь между размером денежного содержания чиновников и их персональными результатами работы: г.Батайск (10,3%), г.Ростов-на-Дону (10,65%) и г.Таганрог (10,88%), с одной стороны, и Аксайский район (9,03%), Красносулинский район (7,19%).

Кроме того, заметим, что на открытий вопрос о путях совершенствования гражданской службы дали ответ 33,25% опрошенных, т.е. каждый третий респондент высказал свое видение решения рассматриваемых проблем. На наш взгляд во высказанные мнения многом совпадают по сути с предложенными в анкете вариантами ответов.

Большинство высказались за:

совершенствование законодательства (21 ответ);

усовершенствование системы профподготовки, повышение качества образования будущих чиновников (16 ответов) и ужесточение и расширение сферы ответственности, с другой стороны (тоже 16 ответов);

создание условий больший доступности и открытости госслужбы, реформирование государственной гражданской службы должно оказывать влияние на качество жизни россиян (14 ответов);

исключение бюрократизма и волокиты, сокращение цепочки «запрос-ответ» (как это ни странно, респонденты обратили внимание на том момент, что с введением информационных технологий бумаг стало больше); уменьшение сроков рассмотрения обращений граждан (13 ответов); совершенствование системы отбора кадров (9 ответов); осуществление ротации кадров, создание условий для карьерного роста по результатам работы, а не по знакомству (9 ответов);

придание особого значения служебной этике, ужесточение требований к моральному облику чиновников (9 ответов);

увеличение денежного содержания гражданских служащих, дифференциацию их денежных окладов в зависимости от предъявляемых требований к должности и результативности работы (8 ответов);

активную работу с кадровым резервом, развитие кадрового потенциала, формирование кадрового резерва молодых кадров (6 ответов); усиление борьбы с коррупцией (6 ответов);

уменьшение регламентации деятельности чиновников, увеличение их самостоятельности в работе, совершенствование системы согласований при решении вопросов. Необходимо также ответить, что в среди прочих респондентами были высказаны соображения об необходимости повышения престижа госслужбы, а также уменьшения объема рутинной работы.

Итак, по итогам исследования сделаем выводы. Гипотезы подтвердились.

Большинство опрошенных видят ресурсы повышения эффективности государственной гражданской службы в необходимости совершенствования законодательства, необходимости повышения требований к уровню профессиональных знаний и умений чиновников, установления прямой зависимости между уровнем денежного содержания чиновника и его персональными результатами работы.

Кроме того, были также получены ответы о целесообразности, повышения требований к уровню культуры чиновников, в том числе знанию и использованию норм деловой этики и этикета, совершенствования системы профессиональной подготовки чиновников и системы отбора на гражданскую службу, осуществления постоянной ротации кадров: через небольшие

интервалы времени (3-5 лет) перемещать чиновников с уровня поселения на уровень района, с уровня района на уровень области (края) и наоборот, а также из одного региона в другой, ужесточении ответственности чиновников за некачественное выполнение своих обязанностей.

Примечательным является тот факт, что только представителями социальной группы пенсионеров были даны ответы о том, что бюрократизм и волокиту на госслужбе не искоренить. Также примечательным является тот момент, что сами граждане считают, что реформирование государственной гражданской службы должно оказывать влияние на качество жизни россиян, что, собственно по нашему мнению, и должно определять смысл этих реформ.

Литература

1.Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

2.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»;

З.Указ Президента РФ от 10.03.2009 №261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

Рецензент:

Лысенко В.Д., кандидат философских наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.