Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 9 (263).
Экономика. Вып. 37. С. 25-28.
А. Ю. Шатин
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ:
СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ
Исследован современный аспект эффективности государственной собственности крупных российских компаний. Выявлены и проанализированы тенденции эффективности управления государственной собственностью, предложены мероприятия по повышению эффективности управления государственной собственностью российских компаний.
Ключевые слова: корпорация, глобализация, концентрация капитала, институциональная структура рынка.
Государственная собственность выполняет ряд важнейших функций и на финансовом рынке. Влияет на процентные ставки на рынках ссудных капиталов, тем самым воздействует на темпы роста экономики, обеспечивает поступление средств в бюджет и регулирует наличие ликвидных средств в экономике. В рамках государственной собственности денежные средства аккумулируются и используются в сферах, от развития которых зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства страны.
Доходы от государственной собственности можно подразделить на две составляющие: невозобновляемые доходы от продажи (приватизации); постоянно воспроизводимые доходы от использования (аренда и лизинг, передача в пользование в форме хозяйственного ведения и оперативного управления и др.).
Формирование государственного сектора в России имеет свою специфику. Государственный сектор в нашей стране сформировался не путем наделения государства определенными экономическими функциями, а путем разгосударствления и приватизации тотально огосударствленной экономической системы, т. е. путем ограничения экономических функций государства и превращения государственного сектора экономики из доминирующего в подчиненный уклад. Это обстоятельство нельзя не учитывать при определении наиболее эффективных способов управления государственной собственностью.
Умение эффективно управлять государственной собственностью — ключевой вопрос развития российской экономики. Фактически при эффективном управлении должна быть решена триединая задача: обеспечение сохранности объектов государственной собственности; рациональное ее использование; приращение государственного имущества.
Повышение конкурентоспособности отраслей экономики России посредством концентрации производства и капитала путем создания интегрированных структур и повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью через приватизацию, акционирование, государственно-частное партнерство и другие механизмы является целью преобразований в промышленном секторе российской экономики.
Для оценки эффективности преобразований применяются следующие показатели:
- относительные показатели динамики развития отраслей промышленности: темпы роста, коэффициент опережения;
- относительные показатели концентрации производства и капитала, в качестве которых использованы: динамика численности занятости, коэффициент концентрации, изменение капитализации;
- показатели финансовой эффективности: коэффициент ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент автономии;
- показатели экономической эффективности на основе удельного веса убыточных предприятий, темпов роста доходов от использования государственной собственности.
К положительным результатам проводимых преобразований в экономике можно отнести рост обрабатывающих производств темпами, превышающими общие темпы роста экономики и опережающими развитие обрабатывающих отраслей промышленности в сравнении с добывающими. Полученные выводы были сделаны в результате рассмотрения динамики развития добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности (табл. 1).
Таблица 1
Динамика развития добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности
Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Индекс промышленного производства, % 105,1 106,3 106,8 100,6 90,7 108,2
Темпы роста добывающих отраслей, % 106,3 103,3 103,1 101 107,5 120,1
Коэффициент опережения 1,01 0,97 0,97 1,00 1,19 1,11
Темпы роста обрабатывающих отраслей, % 106 108,5 108,4 102,6 96,1 122,1
Коэффициент опережения 1,01 1,02 1,01 1,02 1,06 1,13
Темпы роста металлургического производства 107,0 109,7 104,5 115,4 70,7 139,1
Темпы роста производства машин и оборудования 99,7 111,7 126,7 123,9 81,7 121,6
В период преобразований в промышленности России были получены как положительные, так и отрицательные результаты, которые представлены в табл. 2.
Вознаграждение и возмещение затрат на управление доверительным управляющим или управляющим компаниям ставится в зависимость от достижения определенных финансовых результатов деятельности организации, согласованных с государством. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» позволяет приобретать в собственность акции после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления. При этом договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается одновременно с договором доверительного управления. В настоящее время только 42 пакета акций, принадлежащих государству, переданы в доверительное управление. Это объясняется недостатком квалифицированных менеджеров и нерешенностью вопросов, связанных с источ-
никами и размерами оплаты услуг доверительных управляющих и управляющих компаний.
Государственная собственность является материальной основой для реализации инвестиционных приоритетов государства. Она должна играть консолидирующую роль, компенсируя отсутствие финансовых ресурсов у частных организаций. Управление государственной собственностью предусматривает прежде всего организацию совместных инвестиционных проектов, в которых государственные организации задействованы наряду с частными. Поэтому эффективное управление государственной собственностью предполагает не экстенсивное ее увеличение, а стимулирование привлечения частных инвестиций в экономику для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны.
Участие государства в капитале кредитных организаций во многих случаях имеет «непрозрачный» характер, не приносит бюджету ощутимых выгод и не способствует решению стоящих перед государством задач, связанных со стимулирова-
Таблица 2
Данные эффективности преобразований в промышленности России
Вид эффективности Положительные результаты Отрицательные результаты
Относительные показатели динамики развития Относительные показатели концентрации производства и капитала Финансовая эффективность Экономическая эффективность Темпы роста добывающих отраслей, коэффициент опережения Показатели капитализации высокие в машиностроении и металлургии при низком и среднем уровне концентрации производства Коэффициент автономии в целом соответствует норме Снижение удельного веса убыточных предприятий Снижение численности занятых в обрабатывающих отраслях при наличии роста в целом по экономике Капитализация в судостроении в рейтингах не отмечена при высокой степени концентрации производства Недостаточная платежеспособность и финансовая устойчивость Темпы роста доходов отстают от темпов роста доходов по бюджету в целом
нием экономического роста через активизацию инвестиционного процесса. В данном контексте необходимо как значительное сокращение числа кредитных организаций, находящихся в той или иной форме под контролем государства, так и повышение эффективности управления ими. В настоящее время государство участвует в капитале более 600 кредитных организаций.
Созданные государством специализированные банки («Российский банк развития» и «Россельхозбанк») сильно оторваны от нужд развития экономики и не способствуют оживлению инвестиционной активности, сконцентрировав финансовые ресурсы на проведении в основном спекулятивных операций на финансовом рынке. В частности, на данное обстоятельство указывают авторы работы «Модернизация банковской системы России на этапе экономического роста», подготовленной Центром развития в 2002 г. Поэтому одной из задач в сфере управления государственной собственностью является создание условий, при которых «Российский банк развития» начал бы реально функционировать для повышения инвестиционной активности российской экономики. Перед этим банком нужно поставить задачу поиска и консолидации государственных и частных финансовых ресурсов для целей инвестирования в реальный сектор экономики, а также создания атмосферы стабильности и предсказуемости при проведении банком инвестиционной политики.
Деятельность государственных организаций не может быть успешной при отсутствии внятной стратегии в сфере государственного инвестирования. При ее выработке необходимо учитывать некоторые сложности, характерные для современного состояния российской экономики. В первую очередь — значительные коррупционные риски, связанные с государственным финансированием. Кроме того, отечественный бюрократический аппарат сегодня не имеет в достаточной мере опыта и знаний, позволяющих определять конкретные направления и масштабы государственных инвестиций. Тем не менее, это не означает, что государство должно полностью отказаться от использования принадлежащих ему активов для развития рыночной инфраструктуры, а лишь подчеркивает необходимость разработки эффективной системы контроля за принадлежащими государству организациями.
Государственную инвестиционную политику необходимо строить на принципах открытости
и предсказуемости. В этой связи особую важность приобретает квалифицированный анализ инвестиционных проектов с участием государственных организаций. Государственная поддержка инвестиционной деятельности выражается прежде всего в формировании институциональных основ финансовой системы, поддержке конкуренции в банковском бизнесе, инвестициях в рыночную инфраструктуру при условии соблюдения основных принципов организации кредитных отношений. При этом кредитование инвестиционных проектов государственными кредитными организациями может в ряде случаев подкрепляться прямым бюджетным финансированием, предусматривающим частичную компенсацию процентных платежей по предоставленным кредитам. Однако предоставление таких льгот должно осуществляться только в случае полного и своевременного погашения предоставленных кредитов, а также их использования по целевому назначению.
Фактически государство сегодня является единственным субъектом, способным взять на себя финансирование масштабных инфраструктурных проектов (ЖКХ, инновационный комплекс, связь, транспорт), без которых невозможно развитие ориентированного на внутренний рынок бизнеса. Частные организации пока не располагают средствами, достаточными для финансирования дорогих инфраструктурных проектов, кроме того, данная сфера приложения капитала не всегда привлекательна для частного бизнеса с точки зрения доходности. Поэтому государство, прежде всего посредством принадлежащих ему активов крупнейших банков («Сбербанк», «Российский банк развития», «Россельхозбанк», «Всероссийский банк развития регионов») и естественных монополий («Газпром») могло бы обеспечить кредитование важнейших инфраструктурных проектов в соответствии с приоритетами экономического роста.
В случае выработки эффективного механизма кредитования средства, вложенные государством в различные инвестиционные проекты, будут возвращены не только напрямую через обеспечение возврата вложенных средств, но и косвенно через увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Важное значение государственной собственности вытекает из необходимости выполнения государством таких функций, как предоставление общественных благ, обеспечение высоких
темпов развития рыночной инфраструктуры, а также стимулирование инновационного развития. Объекты, находящиеся в собственности государства исключительно в целях получения дохода, подлежат приватизации. Главными критериями эффективности управления государственной собственностью являются не формальные показатели прибыльности, сумм перечисленных в бюджет налогов или объема инвестиций (хотя и они имеют значение), а качество предоставляемых общественных благ, эффективность распространения и внедрения научных знаний и другие институциональные показатели.
Неудовлетворительное управление государственными активами и чрезмерные масштабы госсектора представляют серьезную угрозу для экономического роста в России. В настоящее время деятельность большинства государственных предприятий не увязана с решением задач социально-экономической политики, не обеспечен необходимый контроль за сохранностью и использованием государственного имущества. Не сформирована единая система учета активов и финансовых обязательств госсектора по заключенным договорам в соответствии со структурой бюджетной системы, поэтому на основе имеющихся данных можно составить лишь частичное представление о масштабах и направлениях движения финансовых потоков в государственном секторе России.
Для повышения эффективности управления государственной собственностью в России необходимы:
- завершение сплошной инвентаризации государственной собственности в стране и за рубежом;
- усиление контроля за деятельностью государственных организаций посредством повышения ответственности руководителей за вверенные им объекты, комплексной ревизии бюджетополучателей, мониторинга финансовых обязательств госсектора;
- определение целей, достижению которых служит каждый объект, находящийся в собственности, с указанием путей их достижения;
- реструктуризация государственного сектора, предусматривающая сокращение числа государственных унитарных предприятий до 10001500 через их акционирование и приватизацию, упразднение института хозяйственного ведения, сокращение количества находящихся в федеральной собственности пакетов акций через их прива-
тизацию, консолидацию государственных пакетов в вертикально интегрированных структурах, сохранение и, в случае необходимости, увеличение размера пакетов акций стратегически важных компаний в государственной собственности, прежде всего естественных монополий;
- повышение эффективности управления государственными учреждениями;
- утверждение основных показателей деятельности крупнейших государственных компаний в рамках бюджетного процесса. При этом детальному анализу с привлечением независимого аудита должны подвергаться не только инвестиционные программы, но и текущие расходы, их объем и обоснованность;
- решение проблем государственной собственности в контексте выработки стратегии государственного инвестирования и создания предпосылок для улучшения инвестиционного климата в целом, а также оптимизации размера и структуры государственных расходов.
Повышение эффективности управления государственной собственностью зависит не только от того, насколько правильно определены границы государственной собственности и выбраны те или иные методы управления ей. В не меньшей степени эффективность функционирования предприятий, созданных на базе государственной собственности, обусловлена тем, насколько работники этих предприятий заинтересованы в результатах своего труда, улучшении показателей деятельности государственных предприятий. Немаловажное значение при этом имеет существующая система регулирования социальнотрудовых отношений, которая должна способствовать привлечению в государственный сектор, в силу его особой народнохозяйственной значимости и достаточно высоких социальных гарантий, молодых, талантливых и высококвалифицированных специалистов.
Список использованных источников
1. Официальный сайт рейтингового агентства «РосБизнесКонсалтинг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rating.rbc.ru
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru
3. Официальный сайт рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.raexpert.ru