Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОНОГОРОДОВ РОССИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОНОГОРОДОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / ПРЕДПРИЯТИЕ / ГОРОД / БИЗНЕС / НАСЕЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / РАЗВИТИЕ / COMPANY TOWN / ENTERPRISE / CITY / BUSINESS / POPULATION / PRODUCTION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шершнева Ю.А.

В данной статье рассмотрены понятия и меры поддержки предпринимательства в таких населенных пунктах как «Моногород» Российской Федерации. Проанализированный особенности развития малого и среднего бизнеса в моногородах. Выявлены основные проблемы этого направления и предложены пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF STATE SUPPORT OF SINGLE-INDUSTRY TOWNS OF RUSSIA

This article discusses the concepts and measures of entrepreneurship support in such settlements as the “Single-industry town” of the Russian Federation. The analyzed features of the development of small and medium-sized businesses in single-industry towns. The main problems of this direction are identified and solutions are proposed.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОНОГОРОДОВ РОССИИ»

УДК 332.1

Шершнева Ю.А. студент магистратуры Краснодарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»

Россия, г. Краснодар

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОНОГОРОДОВ РОССИИ

Аннотация - в данной статье рассмотрены понятия и меры поддержки предпринимательства в таких населенных пунктах как «Моногород» Российской Федерации. Проанализированный особенности развития малого и среднего бизнеса в моногородах. Выявлены основные проблемы этого направления и предложены пути решения.

Ключевые слова - моногород, предприятие, город, бизнес, население, производство, развитие.

Shershneva Y.A. master's degree student Krasnodar cooperative Institute (branch) of the Autonomous non-profit educational organization of higher education of the Centrosoyuz of the Russian Federation «Russian University of cooperation» Russia, Krasnodar

THE EFFECTIVENESS OF STATE SUPPORT OF SINGLE-INDUSTRY

TOWNS OF RUSSIA

Annotation - this article discusses the concepts and measures of entrepreneurship support in such settlements as the "Single-industry town " of the Russian Federation. The analyzed features of the development of small and medium-sized businesses in single-industry towns. The main problems of this direction are identified and solutions are proposed.

Key words - company town, enterprise, city, business, population, production, development.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует множество различных программ по развитию малого и среднего бизнеса в регионах страны. Одной из таких программ является развитие Моногородов.

Официальное определение, моногорода (монопрофильный город) говорит что, это поселение (городской округ), организации и жители которого не способны своими силами компенсировать риски внешней

экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населенного пункта, как правило, имеющее градообразующее предприятие, на котором занято не менее 25% трудоспособного населения этого населенного пункта». В соответствии с этим определением установлены следующие критерии отнесения населенного пункта к моногородам:

- наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на котором занято на основной работе более 25% экономически активного населения;

- наличие предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, на долю которых приходится более 50% объема промышленного производства.

Первые поселения, которые можно было отнести к моногородам стали возникать в России еще при Петре I, в конце XVII- в начале XVШ веков. В это время в стране начали, появляется первые крупные производства, при них стали возникать небольшие трудовые поселки. Одним из ключевых ранних периодов развития монопоселений стал XIX век. С развитием массового производства товаров, возникали новые отрасли, связанные с обработкой тех или иных ресурсов. Первые поселения возникли в Кемеровской и Ростовской областях. Рассвет развития моногородов пришелся на период Советского Союза. Массовое возведение крупных предприятий привело и к развитию моногородов радом с ними. Несколько моногородов возникало в СССР во время Великой Отечественной войны-после эвакуации предприятий. Основные проблемы моногородов начались после обвала Советского Союза. Ряд экономических трудностей, привели к закрытию крупных предприятий, соответственно к массовым сокращениям и в целом безработице по стране. Далее встал вопрос изношенности оборудования и его замены. В целом положение усугублялось, тем что нехватка средств у населения существенно отразилась на развитии населенных пунктов, в частности по таким отраслям как здравоохранение, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство. Относительно недавно государство обратило внимание на развитие и поддержку моногородов. Потому что этот вид городов составляет большую часть от общего количество населенных пунктов и городов России.1

Муниципальные образования, имеющие статус моногород имеют как общие признаки, так и существенные отличия.

К общим признакам следует отнести:

•большая часть моногорода была создана в период проведения индустриализации Советского Союза, когда единый инвестор в лице государства, в соответствии с народнохозяйственными планами развития производительных сил и производственных отношений, принимал решения по созданию моногородов.

•основные объекты социальной инфраструктуры находятся на балансе градообразующих предприятий, содержались и обслуживались предприятием. При этом культурные, спортивные, развлекательные услуги были свободно доступны всем жителям. Например такие объекты как г. Губкин Лебединского ГОКа, ДК «Горняк Комбината КМА Руда», г. Воркута бассейн «Дельфин» «Воркутауголь», детские сады и т.д.

•основные объекты коммунальной инфраструктуры: источники теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, инженерные сети-также находились на балансе предприятий.

•огромное количество жилого фонда также находилось на обслуживании предприятий.

Органы государственной власти и управления местного районного уровня как само собой разумеющееся воспринимали то, что на них не лежит обязанность по содержанию в надлежащем состоянии социальной и коммунальной инфраструктуры, особенно в небольших (до 20 тысяч человек) населенных пунктах.

Экономические реформы «Новой России» с 1991 г. привели к тому, что хозяйствующие субъекты (градообразующие предприятия) стали заниматься своим прямым делом, выпуском продукции тем самым обеспечивая выплату уплату платежей, налогов, сборов, заработанной платы.

Практически одномоментно в течение, 5-10 лет, все эти объекты: социальная, коммунальная, дороги ( в республики Коми из 6 тыс.км дорог 2 тыс. были переданы ведомствам в собственность Республики Коми) перешли в управление органов местного самоуправления со значительным недоремонтом, износом, устаревшие морально.

Бюджеты всех уровней не были готовы к дополнительной финансовой нагрузке. Органы муниципальных образований не были готовы организационно и технически. Наиболее остро эта проблема проявилось в небольших муниципальных образованиях.

Принципиальных отличий муниципальных образований имеющих статус моногородов с точки зрения инвестиционной привлекательности несколько.

1. По численности населения: крупный населенный пункт имеет развитую транспортную схему, социальную инфраструктуру, человеческий потенциал, большое количество энергетических мощностей, коммунальную инфраструктуру.

2. По месту расположения значительное количество регионов (Север, Северо-Запад, Сибирь, Дальний Восток, из которых миграция населения стала тенденцией, повернуть потоки переселения может только государство.

3. Наличие источников сырья для промышленности иное, чем сырье используемое основанием (градообразующем) предприятием.

На основании всех выше перечисленных факторов можно сказать, что муниципальные образование имеющие статус моногорода разные и меры государственной поддержки не могут быть усреднены и абстрактны.

Показатели эффективности использования средств гос.поддержки должны иметь объективные показатели: тонны, куб.м, километры, штуки. Не мифические вновь созданные рабочие места без четкого пояснения: какие и сколько.

Таблица.1 Суммы государственной поддержки моногородам с разбивокой по годам.___

2019 2020 2021

680,8 млн. руб 640,9 млн. руб 652,0 млн.руб

Исходя из данных указанных в таблице можно сказать, что общая тенденция сумм государственной поддержки с учетом инфляции, снижается, также снижение на одного жителя в среднем в ценах на 2019-2021 гг. приблизительно 54,1 тыс.руб.

Таблица 2 Органы государственного управления, виды и суммы государственной поддержки._

Лини« ВСЕГО

2019 2020 2021

Митижгономра^вития России 25 261 521 9 114 221 Ю 903 221

ВЭБРФ 1» ООО ООО О О

Поддс^пля гтдянш и (или) развития иш^ртструктуры поддержки субъектов СМП 25 221 521 9 054 221 Ю 803 221

Моногорода РФ 2 806 300 4 689 100 4 689 100

Фонд -оператор цмгладсшсшх грантов по развитию гражданского общества 8 007 932 8 014 129 8 014 129

!Мишфовсторг России 251 172 782 267 358 713 283 612 679

Минсельхоз России 109 597 960 Ю1 793 760 91 894 388

Минвостокраз вития России 20 565 430 20 875 460 896 ООО

Минкавказ России 11 519 591 11 ОЗЗ 867 11 ОЗЗ 867

Мине вязь 12 034 948 15 984 948 25 898 948

Минкультуры 6 475 650 7 824 800 4 832 700

Минспорта России 9 750 559 8 152 574 Ю 677 132

Минпросвещения России 114 993 642 90 006 741 91 929 788

Минтруд 500 ООО 150 ООО 150 ООО

АО {«Российский экспортный центр» (РЭЦ) 5 040 100 5 317 400 5 621 400

Минздрав 28 537 857 23 619 370 9924 725

Минстр ой 56 025 ООО 66 215 ООО 91 727 800

Ро стуризы 571 ЗОО 821 ЗОО 821 ЗОО

Всего 706 082 092 650 025 603 663 430 397

На основании данных указанных в таблице, сумма средств, непосредственно предполагаемых к использованию бюджетами муниципальными образованиями, имеющими статус моногорода.

Условно можно считать, что в результате освоения денежных средств по ведомству, создаются новые рабочие места. В основном это частичное обновление существующих основных фонов социальной и коммунальной инфраструктуры.

Начинающие субъекты предпринимательской деятельности только теоретически могут получить меры государственной поддержки на старте. Необходимо наличие управленческого персонала, имеющего квалификацию, опыт, связи в госструктурах, банках. Перечень мер государственной поддержки, оказываемых федеральными ведомствами как видно из ранее приведенной таблице (таблица 2) доступен действующим предприятиям отдельных отраслей.

Самое главное, они лишены, каких либо преференций по сбыту продукции.

Декларативные утверждения, что в моногорода придут субъекты малого и среднего бизнеса, создадут новые предприятия выпускающие продукцию отличную от продукции «градообразующего предприятия», не имеют под собой никакой экономической основы, тем более фантастикой звучит утверждение, что реальные результаты государственной поддержки будут видны через 10-15 лет. Для примера, с момента подачи заявку на геологоразведку участка недр для добычи, в частности песка для нужд строительства, до момента официальной добычи первого кубического метра, проходит период протяженностью 20-26 месяцев. Это время оформления и получения разрешений, согласований, решений, лицензий, паспортов, сертификатов. При проектном объеме извлекаемого запаса около 1 млн.куб.м., затраты на оформление лицензии составят 16-18 руб. на 1 куб.м. Это без затрат на строительство подъездных путей .

Время оформления документов, дающих право и возможность пользования электрической энергией для целей производства измеряется не одним месяцем. До начала строительства кабельных и высоковольтных линий, этап получения технических условий, проектирования, согласования проектов, если объект не сложный 16-18 месяцев, и затраты в зависимости от региона на технологическое подсоединение могут составлять до 80-90 тыс.руб. за киловатт подсоединяемой мощности. Плюс затраты на проектирование, строительство, для примера 1 км дороги спроектировать и построить 1,2-1,6 млн.рубл.

Время после окончания строительства высоковольтных линий до момента официального включения рубильника согласно регламентов электросетевых и энергосбытовых компаний 6,5-7,5 месяцев.

Еще более продолжительное время, до 3 лет, для выполнения газификации объекта. Размер затрат зависит от многих различных факторов.

По информации фонда «Моногорода» за период с 2016-2018 гг. по программе «Комплексное развитие моногородов» привлечено 2 трл.руб. инвестиций, создано 400 тыс. рабочих мест. Инвестиции на создание одного рабочего места составили 5 млн. рублей.

По информации Центральной профсоюзной газеты «Солидарность» 280 резидентов в ТОР (территория опережающего экономического развития) в моногородах, предусматривают 80 млн. инвестиций на появление 25 тыс. рабочих мест, на создание одного рабочего места 3,2 млн. рублей.

Также фонд предлагает с 1 января 2019 года по 2022 год включительно, создать в моногородах 21 тысячу рабочих мест на общую сумму инвестиций 97 млн. рублей, это значит что, на создание одного рабочего места 4,62 млн. рублей.

При этом субсидии предпринимателям в размере 5 млн. рублей требуют от них создания 20 рабочих мест (как обязательное условие получения субсидии ), т.е специалист фонда оценки затрат на одно рабочее место 0,25 млн. рублей.

Если цифра 0,25 млн. рублей на создание одного рабочего места экономически обоснована, тогда затраты фонда (инвесторов фонда) на создание одного рабочего места почти в 20 раз превышают экономическое обоснование.

Если цифра фонда 4,62 млн. рублей экономически обоснована, тогда слова о том что, фонд (в его лице государство) поддерживает развитие предпринимательства в виде субсидий 0,25 млн. рублей на создание одного рабочего места, мягко говоря, далеки от истины, потому что начинающий предприниматель, что бы получить 5 млн. рублей и создать 20 рабочих мест, должен изыскать своих средств 87,4 млн. рублей.

«Эффектинвость» работы фонда, которая в итоге свелась к перераспределению средств бюджета и перечислению субсидий регионам, подтвердили аудиторы «Счетной палаты» за 2 года работы программы развития трудоспособного населения сократилось на 350 тыс. человек.

Делая вывод можно сказать, что предпринимательская активность в моногородах за 2 года реализации программы снизилась, юридических лиц стало на 22,7% меньше.

Очевидно одно, что сама по себе проблема моногородов не разрешится. Те действующие предприятия: оборонная отрасль, космическая, атомная и сырьевая, уже имеющие продукцию конкурентную на внешних рынках продолжают свою работу. Они продолжат повышать эффективность своего производства, снижать энергоемкость, повышать производительность труда, оптимизировать численность персонала, оптимизировать структуру активов.

Эти города 10-15% от общего количества имеют шансы к развитию, именно через развитие предпринимательства.

В остальных моногородах, не имеющих видимой перспективы самого своего существования не значительный (40 и более лет) не возможно развитие предпринимательства, связного с капитальными вложениями в основные фонды.

Уполномоченным органам государственного управления страны необходимо по результатам объективного квалифицированного многофакторного анализа сказать:

- будет или не будет этот населенный пункт существовать через (20-40

лет);

- если «да», то какие факторы: уникальные сырьевые ресурсы, оптимальная логистическая транспортная схема, неограниченные энергоресурсы, перспективы трудовых ресурсов, и иные, имеющие существенное значение;

- определение отраслей, видов продукции, производство которых защищает интересы государства в области импортозамещения;

- доведение до предпринимательского сообщества (путей) действий государства с указанием перечней товаров, работ, услуги периодов времени когда импорт будет ограничен, запрещен. Это актуально в области производства товаров народного потребления, которые в структуре импорта в Российской Федерации около 70 млн. долларов США;

-ограничить трудовую миграцию в сферы: строительства, социального и бытового обслуживания, коммунального хозяйства. За счет средств господдержки обязать органы занятости населения организовывать внутреннюю миграцию на принципах: легальности, официального трудоустройства, соблюдения трудовых прав и социальных гарантий, комфортных сроков продолжительности вахты и межвахтового отдыха;

В первую очередь запретить привлечение иностранной рабочей силы организациям: государственным, муниципальным, отраслям в которых осуществляется государственное регулирование цен и тарифов.

Использованные источники:

1. Стратегия развития некоммерческой организации «Фонд развития моногородов», сайт «Моногорода РФ» 2019 URL http://моногорода.рф/about/ strategy/ (дата обращения 28.11.2019) .

2. Реестр мер поддержки моногородов: сайт «Моногорода РФ» 2018 URL http://моногорода.рф/documents/reestr.php (дата обращение 28.11.2019).

3. Профсоюзный словарь «Центральная профсоюзная: сайт газета «Солидарность» 2019 URL https://www.solidarnost.org/special/profdict/Vse_o_ monogorodah_.html (дата обращение 01.12.2019).

4. Государственная поддержка моногородов России: сайт «Институт экономики города» 2014 URL http://www.urbaneconomics.ru/node/4119_(дата обращения 29.11.2019).

5. Указ президента от 7 мая 2012 года № 596: сайт «Президент России» 2012 URL http://www.kremlin.ru/acts/bank/35260_(дата обращения 01.12.2019).

6. Статья «В моногорода Коми привлекли 68 миллиардов инвестиции»: сайт информационного агентства «БНК Коми» 2019 URL https://www.bnkom i.ru/data/news/97157/Хдата обращения 28.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.