Научная статья на тему 'Эффективность государственного земельного контроля и взаимодействие с органами исполнительной власти Москвы по вопросам устранения выявленных правонарушений'

Эффективность государственного земельного контроля и взаимодействие с органами исполнительной власти Москвы по вопросам устранения выявленных правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

(интернет-интервью заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Анжелы Витальевны Нуприенковой, а также начальника отдела государственного земельного контроля Сергея Алексеевича Ковалева в Информационном агентстве «ГАРАНТ») Государственный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства. Какие же меры принимаются Управлением Росреестра по Москве для повышения эффективности государственного земельного контроля? Какие основные виды правонарушений в области земельного законодательства выявляют государственные инспекторы? Как осуществляется взаимодействие с органами исполнительной власти и правоохранительными органами по вопросам устранения выявленных правонарушений? Эти и другие вопросы были в центре внимания представителей СМИ и профессиональной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность государственного земельного контроля и взаимодействие с органами исполнительной власти Москвы по вопросам устранения выявленных правонарушений»

43 (136) - 2011

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

эффективность государственного

ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

и взаимодействие с органами исполнительной власти москвы по вопросам устранения выявленных правонарушений

(интернет-интервью заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Анжелы Витальевны Нуприенковой, а также начальника отдела государственного земельного контроля сергея Алексеевича Ковалева в Информационном агентстве «ГАРАНТ») *

Государственный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. В современных условиях государственный контроль за рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше. Полномочия по организации и осуществлению государственного земельного контроля возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы. Должностные лица и специалисты Росреестра и его территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле». Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, а также внеплановых. Полномочия по его осуществлению на территории города Москвы

* Публикуется в сокращении.

возложены на Управление Росреестра по Москве и его территориальные подразделения. Какие же меры принимаются Управлением Росреес-тра по Москве для повышения эффективности государственного земельного контроля, какие основные виды правонарушений в области земельного законодательства выявляют государственные инспекторы, как осуществляется взаимодействие с органами исполнительной власти и правоохранительными органами по вопросам устранения выявленных правонарушений? Каковы итоги деятельности ведомства за первое полугодие 2011 г. и его первоочередные задачи в ходе осуществления государственного земельного контроля, насколько эффективна практика применения действующего законодательства в данной сфере? Эти и другие вопросы были в центре внимания представителей СМИ и профессиональной аудитории.

— Анжела Витальевна, расскажите, пожалуйста, об итогах деятельности Управления Росреестра по Москве за первое полугодие 2011 года и его первоочередных задачах в ходе осуществления государственного земельного контроля.

Нуприенкова А. В. По итогам первого полугодия 2011 г. Управлением Росреестра по Москве было проведено более 1 300 проверок соблюдения земельного законодательства. При этом практически в половине случаев выявлены правонарушения, зафиксировано 679 фактов нарушений законодательства. К числу таких правонарушений в основном относятся самовольное занятие земельного участка или использование земельных участков без оформленных правоустанавливающих документов. Данные вопросы регулируются ст. 7.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Коме того, выявлено использование земельных участков не по целевому назначению или не в соответствии с разрешенным использованием, которое установлено органами власти; уничтожение или повреждение межевых знаков, определяющих границы земельных участков; самовольная переуступка права владения и непредоставление государственному инспектору необходимых документов.

Хотелось бы обратить внимание на то, что обязательное требование, которое пользователи земельных участков обязаны исполнять при проведении проверки, — представить всю необходимую документацию, подтверждающую законность и правомерность пользования земельным участком. Также можно отметить невыполнение в срок законного предписания, т. е. по результатам проверки может быть вынесено предписание, требующее устранить выявленные замечания, нарушения законодательства. Устанавливается определенный срок для его исполнения. Одним из таких нарушений является невыполнение всех предписаний в срок. По результатам деятельности к ответственности привлечено 373 правонарушителя, т. е. пользователя земельных участков. При этом взысканы штрафы. Количество наложенных штрафов составляет более 5 млн. На сегодняшний день в качестве штрафа взыскано более 3 млн руб. Соответственно, дается время для уплаты штрафов, а далее время для устранения нарушений.

В качестве задач деятельности нашего ведомства можно отметить сам факт повышения эффективности, т. е. результативности проведенных проверок, доведения их до логического завершения. Необходимо убедиться в том, что выявленное правонарушение устранено и что пользователи земельных участков соблюдают требования земельного законодательства.

Нужно отметить, что в 2011 г. в российском законодательстве произошли небольшие изменения и, возможно, последуют определенные существенные последствия. Был принят новый Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 242-ФЗ), которым внесены изменения в целый ряд федеральных законов. В некоторых сферах деятельности государственный контроль был заменен на надзор, т. е. государственный инспектор, осуществляющий надзорные функции в той или иной сфере, может осуществлять гораздо больше полномочий, требований.

Помимо Федерального закона № 242-ФЗ был издан приказ Минэкономразвития России, утверждающий новый административный регламент «Осуществление государственной функции по государственному земельному контролю». Но в настоящее время он находится на государственной регистрации в Минюсте России. После проведения государственной регистрации он вступит в силу. И инспектор, и те, кого проверяют, будут обязаны исполнять требования этого административного регламента.

— Какие меры принимаются Управлением Росреестра по Москве для повышения эффективности государственного земельного контроля ? В каких направлениях планируется совершенствование деятельности в области государственного земельного надзора?

Нуприенкова А. В. В качестве мер, которые мы принимаем в вопросах государственного земельного надзора, можно отметить следующее: в органах власти субъекта города Москвы имеется система комиссий по самовольной застройке. В составе этих окружных комиссий имеется представитель Управления Росреестра по Москве, в частности отдела государственного земельного контроля, который присутствует на этих заседаниях и фиксирует факты, которые озвучены на заседаниях комиссии, может высказывать свои предложения по реализации каких-то мер, устраняющих или предупреждающих самовольное занятие земельных участков, самовольные постройки на них. Кроме этого, можно отметить, что при выполнении контрольно-надзорных функций органы власти, которые наделены такими полномочиями,

могут привлекать к проведению мероприятий организации, аккредитованные в соответствующей сфере. На сегодняшний день в качестве такой организации, в качестве экспертов, привлекаемых к проведению проверок, аккредитован московский филиал Ростехинвентаризации. И в ряде случаев, выходя на проверку, привлекаются представители этой организации. Они оказывают помощь, дают квалифицированные заключения о самовольности-несамовольности постройки, реконструкции и т. д. В тех случаях, когда считаем, что результат проверки или какие-то меры должны приниматься органами власти субъекта РФ или муниципальных образований города Москвы, материалы по выявленным проверкам направляются в соответствующие подразделения правительства Москвы и муниципальные образования для принятия мер по самовольным постройкам, по фактам использования земельных участков без оформленных правоустанавливающих документов и т. д. Считаем, что подобные меры будут способствовать устранению этих правонарушений, контролю за ситуацией со стороны Росреестра и со стороны органов власти Москвы. Я считаю, что эти действия идут на пользу всем сторонам. На сегодняшний день это пока все меры, которые можем предложить. Если будут приняты какие-то нормативные акты, позволяющие Росреестру реализовывать иные способы взаимодействия с органами власти, я думаю, что мы обязательно ими воспользуемся.

— Сергей Алексеевич, расскажите, пожалуйста, как осуществляется взаимодействие с органами исполнительной власти Москвы и правоохранительными органами по вопросам устранения выявленных правонарушений?

Ковалев С. А. Работа Управления Росреестра по Москве была бы неполной без принятия комплекса мер, направленных, прежде всего, на устранение тех нарушений земельного законодательства, которые выявляются при работе инспекторов нашего Управления. Поэтому под взаимодействием мы понимаем, прежде всего, комплекс мер, комплекс реагирования не только Управления, но и других органов власти города Москвы, правоохранительных органов, федеральных органов на те правонарушения, которые выявляются в ходе работы. Основным направлением взаимодействия является исполнение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осу-

ществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», направленного на обеспечение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок. В этих случаях Управлением Росреестра по Москве формируется план проверки, который согласуется с прокуратурой города Москвы. В него включаются те юридические лица, в отношении которых имеются подозрения либо факты, сведения о наличии правонарушений в области земельного законодательства. При проведении проверок, в случае выявления фактов нарушений земельного законодательства, Управлением Росреестра по Москве принимается ряд мер, направленных на то, чтобы была реакция. Прежде всего, это выдача предписаний той стороне, которая нарушила законодательство. И вторая сторона — органы власти Москвы не исключаются из области взаимодействия, поскольку вторым шагом является совместная работа с органами власти Москвы, например с Департаментом земельных ресурсов, с которым создана соответствующая рабочая группа. В рамках этой группы не только происходит обмен информацией, но и ведется работа по обсуждению принятия тех мер, которые зависят от той или иной стороны по фактам, выявленным в связи с нарушением земельного законодательства. Чаще всего мы передаем информацию, связанную с работой Департамента, в части устранения нарушений порядка использования земельных участков, т. е. в случаях, когда определено одно целевое назначение, но владелец земельного участка использует его с нарушением данной нормы. Вопросы изменения целевого назначения находятся в ведении Департамента земельных ресурсов. В этих случаях мы передаем Департаменту всю необходимую информацию для принятия мер. В то же время сам пользователь, как иногда выясняется, может совершить данное правонарушение. В случае если он не знает о том, что совершает правонарушение, ему предлагается принять соответствующие меры, обратиться в Департамент земельных ресурсов для заключения дополнительного соглашения к договору аренды, например, которым будет изменен вид разрешенного использования. Таким образом, это одна из областей нашего взаимодействия. Вторая часть взаимодействия связана с устранением замечаний или нарушений земельного законодательства, связанных с самовольным захватом земельных участков, что в Москве приобрело катастрофические

размеры. Имеется соответствующая информация по юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые занимают земельные участки без каких-либо документов. Эта информация передается в Департамент земельных ресурсов либо в территориальные органы федеральной власти, если эти земли относятся к федеральной собственности, для принятия мер, связанных с устранением замечаний. Префектуры, территориальные управления Росимущества имеют право в судебном порядке принимать решения об освобождении этих земельных участков.

Еще одной мерой реагирования является непосредственная работа в порядке обратной связи. У нас есть информация, которую мы получаем при мониторинге земельных участков. Проверяя один объект, можем обнаружить, что имеются нарушения в отношении соседнего объекта. В целях сбора дополнительной информации также обращаемся в местные органы власти, получаем от них соответствующую информацию. Таким образом, во всей этой взаимосвязи вместе с органами государственной власти города Москвы и федеральными органами власти в отношении тех земельных участков, которые здесь находятся, принимается комплекс мер, направленных на пресечение и устранение выявленных нарушений. Что же касается правоохранительных органов, то и здесь у нас имеется определенный опыт, потому что есть случаи, когда занятие этих земельных участков сопряжено с уголовными преступлениями. В таких случаях данные материалы мы обычно направляем как в прокуратуру, так и в следственный комитет. Поэтому я могу констатировать, что на сегодняшний день дополнительно открыто новое направление. Сведения по выявленным фактам самовольного занятия земельных участков либо использования его юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями либо физическими лицами без документов, оформленных надлежащим образом, мы начали направлять в налоговую инспекцию для того чтобы она в пределах своей компетенции решала вопросы, связанные с неосновательным обогащением. Поскольку, самовольно захватив земельный участок и используя его как обычный, пользователь не платит никаких налогов, не платит арендной платы и, соответственно, не несет никаких расходов, связанных с использованием данного земельного участка, а в последующем городу придется каким-то образом решать эти проблемы. Это

основные направления взаимодействия с органами государственной власти и правоохранительными органами города Москвы.

— Сергей Алексеевич, наша организация была привлечена к административной ответственности за использование земельного участка без правоустанавливающих документов с наложением штрафа. Вынесено предписание, которым установлен 30-дневный срок для устранения данного правонарушения. Поясните, пожалуйста, можно ли продлить срок устранения нарушения? Установлены ли законодательством конкретные сроки исполнения предписаний по земельным правонарушениям?

Ковалев С. А. Следует пояснить, что инструкцией Минюста России, которой в данном случае в своей работе руководствуется Управление Росреес-тра по Москве, были утверждены предельные и минимальные сроки для устранения нарушений законодательства, которые выявляются при проведении проверок. Такой 30-дневный срок устанавливается для ст. 7.1 КоАП РФ. Это тот самый случай, о котором говорили, — самовольное занятие земельных участков либо использование их без надлежаще оформленных документов. Должен заметить, что законодатель между этими двумя нарушениями поставил знак равенства, т. е. тяжесть наказания за самовольное занятие земельного участка и за использование его без надлежаще оформленных документов является одинаковой.

К сожалению, мне не известно, о каком правонарушении идет речь в данном вопросе. Если здесь идет речь о правонарушении, связанном с самовольным занятием земельного участка, то в таких случаях сроки не продлеваются, потому что если имеет место факт самовольного захвата земельного участка, то его незамедлительно необходимо освободить. Это не ваша собственность и нечего ею пользоваться ни одного дня после того, как этот факт был выявлен.

Что же касается использования земельных участков без надлежаще оформленных документов, то здесь ситуация рассматривается в каждом конкретном случае. Если по истечении 30-дневного срока юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не принимали никаких мер, то в этих случаях можем дать ему возможность продлить срок исполнения исходя из тех конкретных причин, которые он нам называет, но не более двух месяцев. Но после этого материалы будут передаваться в

суд. Бывают случаи, когда сторона принимает какие-то меры, но результат зависит уже не от нее. Допустим, документы на оформление земельных участков находятся в органах государственной власти и Управлении Росреестра по Москве. В этих случаях мы также включаем это предприятие в список, который передаем рабочей группе, Департаменту земельных ресурсов либо направляем в территориальное управление. Мы даем ему время, но для этого юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо должны заблаговременно, примерно за 10 дней до конца срока, обратиться к нам с просьбой о продлении сроков и приложить необходимые документы, которые свидетельствуют о том, что им действительно предпринимаются меры. Также хотел бы добавить, что мы можем прекратить по истечении этого срока производство по делу в случаях, если за этот срок данное замечание будет устранено. Если земельный участок будет освобожден тем, кто его самовольно занимает, либо получено соответствующее решение от органов исполнительной власти города Москвы либо территориальных органов Росимущества по оформлению документов, то мы дело закрываем.

—Анжела Витальевна, если жильцом дома был самовольно занят и огорожен земельный участок для стоянки его личного автомобиля, то каким образом можно привлечь нарушителя к ответственности?

Нуприенкова А. В. Как уже было отмечено, проведение внеплановых проверок может быть инициировано тем, что поступили жалоба или заявление от какого-либо лица о наличии факта нарушения земельного законодательства. Если в обращении указаны сведения об этом лице, то орган, осуществляющий государственный земельный надзор, может проверить, имеется ли в плане проведения проверок данное лицо и, если оно включено в план проведения проверки, то мы выходим с плановой проверкой. Это самый хороший случай, когда мы знаем информацию о лице-правонарушителе, и он у нас включен в перечень плановых проверок. Если же информация известна, но в плане проведения проверок на текущий год это лицо не фигурирует, то ставится вопрос о проведении внеплановой проверки. Порядок проведения внеплановых проверок уже назывался. Если получим согласование органов прокуратуры на проведение подобной внеплановой проверки, то можем ее провести и в зависимости от характера правона-

рушений привлечь нарушителя к ответственности. Если же в жалобе не указана информация о лице, потенциальном или возможном правонарушителе, то здесь, конечно, ситуация усложняется, поскольку для осуществления проверки мы должны провести некоторые мероприятия, позволяющие идентифицировать это лицо. Для этой цели мы как раз будем осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами в поисках того, кому принадлежит сооружение, свидетельствующее о факте самовольного занятия земельного участка. Соответственно, это займет гораздо больше времени. Если мы узнаем информацию об этом лице и прокуратура нам не согласовала проведение внеплановой проверки, то можем включить проведение проверки в план на следующий календарный год, если успеваем по срокам подготовки этого перечня. Но обращаю внимание, что самое главное — начать эту процедуру можно только в том случае, если нам подана жалоба или заявление о том, что, возможно, имеется нарушение земельного законодательства.

—Анжела Витальевна, расскажите, пожалуйста, сколько сделок купли-продажи с домами и участками зарегистрировано в Москве в 2010 г. и в первом полугодии 2011 г.? Сколько нарушений было выявлено Управлением Росреестра по Москве в ходе проверок законности совершения этих сделок?

Нуприенкова А. В. По поводу данного вопроса хотелось бы обратить внимание на следующее. К сожалению, в массах бытует мнение, что государственный инспектор, который сегодня осуществляет государственный земельный контроль или надзор, вправе проверить деятельность как органа кадастрового учета, так и регистрирующего органа на предмет того, насколько правомерны принимаемые им решения в части законности регистрируемых сделок. У государственного инспектора нет таких полномочий. Государственный инспектор осуществляет только проверку соблюдения земельного законодательства пользователями земельных участков. При совершении сделок государственный земельный контроль не осуществляется. С точки зрения статистики и количества подобного рода сделок можно сказать, что это не массовые сделки на территории данного субъекта РФ, поэтому какой-то специальный учет либо подсчет не ведется.

Поскольку вопрос был задан заблаговременно, то была подготовлена статистика. Получается следующая картина: в 2010 г. в Москве было заре-

гистрировано 11 сделок купли-продажи земельных участков и 179 сделок купли-продажи домов. По всей вероятности, имеются в виду жилые дома. В первом полугодии 2011 г. была совершена всего одна сделка по земельным участкам и 64 сделки по жилым домам. Как видно, цифры подтверждают, что на территории Москвы это не носит массового характера.

Ковалев С. А. Если государственный регистратор на этапе оформления или регистрации прав проверяет законность данной сделки, то осуществляется государственный земельный контроль вне зависимости от того, кому принадлежит земельный участок. При этом следует обратить внимание на то, что собственники земельных участков очень часто думают о том, что раз они стали собственниками земельных участков, то имеют право делать с ними все, что им захочется: самим определять их целевое назначение, вести на них строительство, или разбивать огород, или какие-то палатки. Здесь необходимо предостеречь, что одним из существенных нарушений земельного законодательства является именно незнание собственником тех законов, которые действуют на данной территории, в данном случае в городе Москве. Поэтому хотел бы обратить внимание на то, что, приобретая земельный участок и заключая соответствующий договор купли-продажи, обращайте, пожалуйста, внимание на то, как определяется его целевое назначение из первоначальных документов: было ли это актом, который выдавался землепользователю, либо это был договор купли-продажи, который заключался с органами государственной власти Москвы, допустим, Департаментом земельных ресурсов города Москвы или Департаментом имущества города Москвы, и как в тот период определялось целевое назначение земельных участков для того чтобы при проведении государственной регистрации, когда в свидетельстве будет прописано назначение данного земельного участка, это не являлось в последующем основанием для оспаривания сделки или же для предъявления претензий, почему меня вообще проверяет инспектор. Просьба обращать на это внимание!

Нуприенкова А. В. Сергей Алексеевич задал интересный вопрос: почему меня вообще проверяют, мы такие хорошие, соблюдаем все нормы, и проведения земельного контроля в данном случае не требуется. Хотела бы обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ

и Земельным кодексом РФ, в котором дается определение государственного земельного надзора, обращается внимание на то, что проверки соблюдения земельного законодательства проводятся в отношении всех лиц, всех пользователей, всех собственников вне зависимости от форм собственности, будь то Российская Федерация или частное лицо (физическое или юридическое) или органы власти, органы муниципального образования. В ряде случаев сталкиваемся с тем, что нам присылают так называемое письмо и говорят, что прежде, чем вы к нам придете, согласуйте, пожалуйста, проведение проверки с нашей вышестоящей организацией. Обращаем внимание на то, что мы проверяем деятельность конкретного юридического лица, и законодательством не предусмотрено согласование проверки с вышестоящей организацией данного юридического лица. Более того, поправками, которые вступили в силу с 1 августа 2011 г., в Кодексе об административных правонарушениях РФ появилась новая ст. 19.4.1, предусматривающая наказание или санкции за воспрепятствование проведению проверки, т. е. законной деятельности государственного инспектора. Эта статья предусматривает достаточно существенные штрафы как в отношении физического лица, должностного лица, так и в отношении юридического лица, которые препятствуют проведению соответствующей проверки. Поэтому хотела бы предупредить о том, что не надо принимать мер, препятствующих доступу инспектора на территорию при проведении проверки. Это может обернуться санкциями в соответствии с этой новой статьей.

— Анжела Витальевна, расскажите, пожалуйста, в каких случаях землеустройство проводится в обязательном порядке?

Нуприенкова А. В. Вопрос, наверное, имеет отношение в том числе к проведению проверок, потому что одним из моментов или вопросов, которые проверяются в ходе государственного земельного контроля, является соответствие территории фактического пользования тем границам, которые установлены в отношении данного земельного участка. Термин «землеустройство» не новый, он существует достаточно давно. И у нас по этому поводу есть Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». В этой связи хочется отметить следующее: до 2008 г. границы земельных участков у нас устанавливались в процессе землеустройства. Был такой термин «территориальное землеустройство».

С мая 2008 г. после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» землеустройство в отношении земельных участков не осуществляется. В отношении земельных участков в будущем и в отношении объектов капитального строительства у нас проводятся кадастровые работы. Что касается землеустройства в нынешнем его понимании, то это мероприятия, которые подразумевают изучение состояния земель, т. е. некой территории, как земли на этой территории используются, деградируют и т. п. Осуществляются планирование, организация рационального использования земель, предусмотрена разработка схем землеустройства, которая определяет возможность осуществления той или иной деятельности на определенной территории, описание местоположения или установления на местности границ объектов землеустройства, организация рационального использования земель внутрихозяйственного землеустройства, мероприятия по организации использования территории коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Поскольку земельные участки уже не являются объектами землеустройства, то что же теперь является объектом землеустройства? Это у нас территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, населенных пунктов, зоны с особыми условиями использования территорий и территориальные зоны. На сегодняшний день мы все знаем, что меняется граница города Москвы, вернее, меняется граница между двумя субъектами РФ, Москвой и Московской областью. И работы по описанию местоположения границ этих двух субъектов РФ должны проводиться именно в рамках землеустройства. Подготовленные материалы представляются в установленном порядке уже на согласование законодательного органа власти субъекта РФ и на утверждение Совета Федерации. И после утверждения они считаются вступившими в силу. 13 июля 2011 года Советом Федерации была утверждена граница между субъектами РФ — Москвой и Московской областью, но это еще не та новая граница, о которой все говорят, и с установлением которой к Москве прибавляется 160 тыс. га. И хотелось бы отметить, что проведение землеустройства является обязательным мероприятием как раз в случае изменения границ объектов землеустройства, т. е. в случае изменения границы между Москвой и Московской областью землеустройство должно было быть проведено в обязательном порядке.

— Хотелось бы затронуть вопрос о новом институте кадастровых инженеров. Отразилось ли как-то появление такого института на снижении стоимости услуги и сокращении сроков подготовки к кадастровому учету?

Нуприенкова А. В. Понятие «кадастровые инженеры» появилось впервые, зафиксировано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Предусматривалось, что работы по описанию объектов недвижимости, к которым отнесены земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и помещения, описание этих объектов недвижимости, которые являются объектами кадастрового учета, будут осуществлять кадастровые инженеры. В отношении земельных участков нам было достаточно просто перейти к ведению кадастра недвижимости и осуществлению кадастровых работ. Это было сделано сразу после вступления в силу закона о кадастре недвижимости с 1 марта 2008 г. Правда, при этом был установлен определенный переходный период, понимая, что кадастровые инженеры в один день у нас не появятся. Почему не появятся за один день? Потому что, чтобы получить статус кадастрового инженера, необходимо сдать квалификационный экзамен. По результатам квалификационного экзамена выдается квалификационный аттестат. Этот аттестат действует на всей территории РФ. Он не ограничен по времени, т. е., если физическое лицо, которое имеет этот квалификационный аттестат, работает качественно, без замечаний, то естественным путем доживает до того времени, когда решает, что он прекращает эту деятельность. Если же есть какие-то замечания по работе этого кадастрового инженера, то в законе предусмотрено основание для прекращения действия квалификационного аттестата — для аннулирования этого квалификационного аттестата. Что касается стоимости кадастровых работ, к сожалению, в законе предусмотрено, что типовые нормы времени, а также типовые договоры на выполнение кадастровых работ могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. На сегодняшний день таким органом является Министерство экономического развития РФ. Но, поскольку Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ предусматривает значительное количество подзаконных актов, они на сегодняшний день не все изданы, то до этих норм времени и типовых

договоров пока очередь не дошла, т. е. выпускаются первоочередные документы, которые необходимы на сегодняшний момент. А до этих документов пока не добрались. Поэтому сложно сказать, как повлияет наличие этого института на снижение или увеличение стоимости кадастровых работ, можно отметить следующее. В ст. 47 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрена возможность регулирования цен на кадастровые работы, цен, тарифов, ставок и т. д. органами власти субъектов РФ. Впервые подобная норма появилась еще в Федеральном законе «О государственном земельном кадастре». Тогда предусматривалось регулирование цен на выполнение работ по описанию границ земельных участков в рамках дачной амнистии. Сегодня сферу деятельности такого регулирования расширили, она может касаться и других объектов, т. е. не только тех земельных участков, на которые распространяется действие так называемой дачной амнистии. На сегодня пока нельзя сказать, что появление института кадастровых инженеров привело к резкому снижению стоимости кадастровых работ. Они по своей сути аналогичны бывшему межеванию, бывшему территориальному землеустройству. Работы сами по себе затратные, потому что оборудование, с помощью которого осуществляются эти работы, имеет достаточно высокую цену. Но если у нас институт кадастровых инженеров получит очень широкое развитие, то в рамках конкуренции все-таки будет снижение цен на выполнение этих работ. И еще здесь нужно отметить, кадастровые работы предполагалось осуществлять в отношении и земельного участка, и объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, по сути, одновременно одним лицом. То есть это может привести и к сокращению сроков и, соответственно, стоимости работ. Но сегодня пока еще нужно ходить в две организации: к кадастровому инженеру по земельному участку и в органы технической инвентаризации в отношении иных объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке. Пока можно только это прокомментировать.

— Допустим, жилой дом расположен на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства. Анжела Витальевна, скажите, пожалуйста, в каком порядке можно осуществить государственную регистрацию права собственности на этот жилой дом?

Нуприенкова А. В. Судя по тому виду разрешенного использования земельного участка, который указан в вопросе, — ведение личного подсобного хозяйства, — в отношении земельных участков и объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, возможно применение упрощенного порядка регистрации права на соответствующие объекты недвижимости. Что касается жилого дома, то здесь применима ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Так, до 1 марта 2015 г. дан льготный период оформления, не требуется представления документов о вводе в эксплуатацию соответствующего жилого дома для регистрации прав на этот объект. Необходимо будет представить документ, подтверждающий факт создания самого объекта недвижимости, т. е. кадастровый паспорт этого жилого дома и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположено это здание, т. е. подтвердить, что постройка жилого дома законна. В принципе, можно отметить, что правоустанавливающий документ можно не представлять, если право на этот земельный участок уже было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, т. е. документ этот уже в распоряжении регистрирующего органа имеется, и повторно его представлять не требуется.

— С 1 августа 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 242-ФЗ, которым в ряд федеральных законов внесены изменения, связанные с проведением государственного надзора и контроля. Каким образом вновь принятый закон устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора?

Нуприенкова А. В. В связи с вступлением в силу данного закона немного изменилось определение. Если раньше был государственный земельный контроль, то теперь должны осуществлять государственный земельный надзор. Понимание и понятие государственного земельного контроля привели в соответствие с теми определениями и понятиями, которые существуют в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Теперь государственный земельный надзор будет в целом осуществляться с соблюдением требований

данного Федерального закона. В рамках данного закона предусмотрено, что возможно проведение как плановых проверок, так и внеплановых проверок деятельности и использования земельных ресурсов теми или иными лицами. Что касается плановых проверок, то здесь заранее готовится план проверок, составляется перечень лиц, которые будут проверяться на будущий год. Этот перечень представляется для согласования в органы прокуратуры. Прокуратура согласовывает в целом все проверки, проводимые на определенной территории в отношении всех юридических лиц. Если выявляются пересечения, т. е. одна и та же организация проверяется разными надзорными инстанциями, в этом случае решается вопрос, кто именно будет осуществлять проверку данного юридического лица. К началу календарного года этот список согласовывается окончательно Генеральной прокуратурой РФ, вывешивается на сайте и прокуратуры, и надзорной инстанции. На сегодняшний день на сайте Управления Росреестра по Москве размещен план проведения проверок в 2011 г. Уже сегодня ведется работа по подготовке плана проверок на 2012 г. Что касается внеплановых проверок, то такие проверки также предусматриваются Федеральным законом № 294-ФЗ по определенным основаниям. Одним из таких оснований является проверка исполнения выданного ранее предписания. Инспектор должен убедиться в том, что выявленное в плановой проверке правонарушение устранено. Вот для этого осуществляется и проводится внеплановая проверка. В ряде случаев возможно проведение внеплановой проверки и без предыдущей плановой проверки. Допустим, было обращение или жалоба о том, что имеет место угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, окружающей среде, памятникам культуры и т. д. В этом случае проведение внеплановой проверки должно быть согласовано с прокуратурой. Если прокуратура разрешает проведение внеплановой проверки, то проверка проводится. В некоторых случаях возможно проведение внеплановой проверки и по поручению органов прокуратуры, если эти факты, например, были выявлены в ходе прокурорских проверок или жалоб, которые поступили в прокуратуру. На сегодняшний день в нашем отделе работают 42 государственных инспектора. Если открыть план проведения проверок на 2011 г., то можно оценить, что нагрузка на инспектора, осуществляющих проведение проверок в сфере

государственного земельного надзора, достаточно большая.

— Анжела Витальевна, что означают понятия «самовольное занятие земельного участка» и «использование земельного участка без оформленных документов»?В чем заключается различие?

Нуприенкова А. В. Наверное, проще будет объяснить на примерах, в чем здесь разница. Признаками самовольного занятия земельного участка являются, например, установление ограждения, осуществление какой-либо деятельности на данной территории, право на осуществление которой лицу не предоставлялось — все это самовольное занятие земельного участка, но правильнее, наверное, говорить «самовольное занятие территории». Что касается использования земельного участка без правоустанавливающих документов, то здесь ситуация чуть лучше. В этом случае есть документы, которые подтверждают, что этот земельный участок предназначен или предоставлен данному лицу для осуществления той или иной деятельности, но по тем или иным причинам это лицо не завершило процесса оформления прав на соответствующий земельный участок. Если посмотрим нормы Земельного кодекса РФ, то завершение процедуры оформления прав на земельные участки — это государственная регистрация этих прав или ограничения прав. К сожалению, многие считают, что им достаточно распоряжения о предоставлении земельного участка, а дальнейшее оформление каких-либо документов, подтверждающих право пользования участком, процесс необязательный. Но это глубокое заблуждение. Эти нарушения тоже выявляются в ходе проверок, осуществляемых государственными инспекторами.

—Анжела Витальевна, разъясните, пожалуйста, порядок приема документов на самовольно возведенные строения и пристройки к ним в случаях, если домовладение находится в долевой собственности? Кто должен представить заявление о регистрации: один заявитель или все участники долевой собственности?

Нуприенкова А. В. Здесь указано, что домовладение находится в долевой собственности, т. е. правообладатель земельного участка пользуется этим участком на законных основаниях. Скорее всего, проблема здесь связана с тем, что собственник этого земельного участка — не одно лицо, а группа лиц. Отсюда, вероятно, возникает пробле-

ма взаимоотношений внутри этой группы лиц. В соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства на земельном участке строений, сооружений вспомогательного характера выдачи разрешений на строительство не требуется. Слово «домовладение» говорит о том, что это земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства. Потребуется документ, подтверждающий факт создания объекта, и правоустанавливающий документ на земельный участок. Что касается того, кто должен обратиться за регистрацией, т. е., кто из этой группы лиц вправе представлять интересы всей группы лиц, то с точки зрения права группа лиц рассматривается точно так же, как и одно лицо, т. е. воля этой группы лиц должна быть единой. Регистрация права на возведенные объекты может осуществляться только с согласия всех лиц, имеющих права на соответствующий земельный участок. На государственную регистрацию права одного из собственников помимо декларации или кадастрового паспорта, в зависимости от того, что было построено, необходимо предоставить еще и соответствующие заявления от других сособственников этого домовладения. То есть каждый из участников долевой собственности должен подать соответствующее заявление. Эти заявления можно оформить через нотариуса, в этом случае нотариально заверяется подпись лица, которое оформляет соответствующее заявление. Либо подавать заявление можно непосредственно в регистрирующий орган.

— Пожалуйста, расскажите, что надо делать, если потеряно свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество? Взимается ли госпошлина за выдачу повторного свидетельства взамен утраченного?

Нуприенкова А. В. Действующее законодательство предусматривает возможность повторной выдачи правообладателю по его ходатайству (заявлению) нового свидетельства, например взамен утерянного, пришедшего в негодность.

За повторной выдачей свидетельства правообладатель (его представитель по доверенности) вправе обратиться в регистрирующий орган, представив соответствующее заявление и документ, удостоверяющий личность (представитель физического лица также предъявляет доверенность).

За повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права взамен утерянного взимается государственная

пошлина, которая согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ установлена для физических лиц в размере 200 руб.

Выдача повторного свидетельства производится во всех приемных Управления Росреестра по Москве, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Адреса приемных и графики их работы размещены на интернет-сайте Управления http://www. to77.rosreestr. ru.

— Анжела Витальевна, подскажите, пожалуйста, где можно получить информацию о кадастровой стоимости земельного участка?

Нуприенкова А. В. Законом о государственном кадастре недвижимости предусмотрено две возможности получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Один из способов получения такой информации предусматривает обращение к публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Росреестра (www. rosreestr. ru) в сети Интернет, в которой должны быть воспроизведены общедоступные кадастровые сведения, в том числе сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Однако изменения в приказ Минэкономразвития России от 19.10.2009 № 416, предусматривающие включение в состав публичной кадастровой карты сведений о кадастровой стоимости, внесены не так давно, в связи с чем технически данный ресурс пока еще не готов для реализации указанных положений, но информация, необходимая для отражения на публичной кадастровой карте, уже готова.

Еще один способ получения информации о кадастровой стоимости земельного участка реализуется в заявительном порядке.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.

Кроме того, ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ о кадастре предусмотрен перечень лиц и организаций, которые могут получить бесплатно внесенные в государственный кадастр недвижимос-

ти сведения в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового плана территории. В частности, в соответствии с ч. 13 ст. 14 данного закона обладатели прав на земельные участки вправе бесплатно получить сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно приказу Минюста России от 19.03.2008 № 66 сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости предоставляются в виде кадастровой выписки, состоящей только из раздела КВ. 1.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 27.02.2010 № 75 «Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости» и сведения государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового плана территории предоставляются по запросу установленной формы, поэтому в запросе необходимо будет указать вид документа «кадастровая выписка о земельном участке» и в перечне разделов кадастровой выписки указать «КВ. 1».

Если необходимы будут иные сведения государственного кадастра недвижимости о том или ином земельном участке, необходимо иметь в виду, что приказом Минэкономразвития России от 30.07.2010 № 343 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы» с 16.10.2010 установлен размер платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, который варьируется в зависимости от вида документа и наличия или отсутствия бумажного носителя.

В соответствии с приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета ФБУ «Кадастровая палата» по Москве с 01.07.2010 наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Для получения сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости

земельного участка заявитель вправе обратиться с соответствующим запросом в ФБУ «Кадастровая палата» по соответствующему субъекту РФ либо заполнить электронную форму запроса, размещенную на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет.

— Анжела Витальевна, разъясните, пожалуйста, как оформить в собственность земельный участок, куда обратиться и какие документы необходимо предоставить?

Нуприенкова А. В. Порядок и состав необходимых для оформления прав на земельный участок документов определяется целью, для которой приобретается земельный участок. Для строительства земельные участки предоставляются в порядке, определяемом ст. 30, 31 и 32 Земельного кодекса РФ, для жилищного строительства — ст. 30.1 и 30.2 Земельного кодекса РФ.

Если речь идет о приобретении прав на застроенные участки, то порядок предоставления таких земельных участков определен ст. 36 Земельного кодекса РФ, а перечень документов, необходимых для представления в орган власти, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, установлен приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370. При этом следует обратить внимание, в данный приказ внесены изменения, согласно которым кадастровый паспорт застроенного земельного участка, права на который планируется оформлять, должен содержать сведения о частях земельного участка, занятых всеми зданиями, расположенными на земельном участке.

Если речь идет о приобретении прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, то такой порядок изложен в ст. 34 Земельного кодекса РФ, Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Лесном кодексе РФ.

— Скажите, пожалуйста, может ли гражданин получить земельный участок в бессрочное пользование под гараж?

Нуприенкова А. В. В соответствии со ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное бессрочное пользование гражданам земельные участки не предоставляются.

—Какие документы необходимо предоставлять для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства в упрощенном порядке?

Нуприенкова А. В. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на объекты недвижимости в упрощенном порядке, определяется ст. 25.3 закона о регистрации прав, при этом необходимо обратить внимание, что объекты незавершенного строительства в указанной статье, как, впрочем, и в ст. 36 Земельного кодекса РФ, не упоминаются.

—Анжела Витальевна, какие услуги в электронном виде оказывает Управление Росреестра по городу Москве, и всеми ли услугами можно воспользоваться бесплатно?

Нуприенкова А. В. Услуги в электронном виде — очень актуальная тема. Прежде всего следует отметить, что сегодня созданы порталы государственных услуг, общий портал для всех государственных органов. Распоряжением Правительства РФ определены те органы власти, которые обязаны обеспечить оказание услуг через этот государственный портал государственных услуг. У Росреестра есть собственный портал, на котором продублированы все функции и услуги, которые должны оказываться в электронном виде. На сегодняшний день к таким услугам отнесены: выдача общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, т. е. запрос можно подать в электронном виде и получить ответ либо в электронном виде, либо почтовым отправлением; подготовка документов в электронном виде для оказания услуги по кадастровому учету или регистрации прав, так называемая предварительная подготовка документов в электронном виде. На сегодняшний день услуги в электронном виде, связанные с предоставлением сведений государственного кадастра недвижимости, оказывает Кадастровая палата по городу Москве. В отличие от регистрации права, можно подать документы на постановку на учет новых земельных участков. К сожалению, на территории города Москвы последняя услуга не пользуется спросом. Пока не знаю причин такого факта, но это имеет место быть. Кроме того, в Управлении Росреестра по Москве можно осуществить через Интернет запись на прием в регистрирующее подразделение, т. е. это будет предварительная запись к определенно-

му времени. Вам даже не нужно никуда звонить. Заходите на сайт Росреестра, открываете нужную страничку, выбираете нужное время, которое вам удобно для подачи документов в соответствующий отдел, и все готово. С помощью нашего сайта также можно получить информацию о готовности документов. Можно в режиме он-лайн посмотреть состояние очередей. Вопросам очередей в наших регистрирующих подразделениях, особенно на территории Москвы и Московской области, уделяется достаточно большое внимание. Наверное, из электронных услуг пока все.

— А может ли гражданин, проживающий в другом регионе России, оформить через Интернет на себя дачный участок в Подмосковье или земельный участок в Москве и проверить действительно ли этот участок принадлежит реальным хозяевам, действительно ли он находится в собственности именно у данного человека?

Нуприенкова А. В. Убедиться в том, что земельный участок принадлежит определенному лицу, действительно можно. Это можно сделать через портал государственных услуг или через портал Росреестра, с которых можно запросить выписку по соответствующему земельному участку и убедиться в том, что данный объект принадлежит тому лицу, которое заявляется в качестве продавца. Что касается подачи документов на государственную регистрацию, то здесь пока такая услуга в электронном виде не оказывается, но она в перспективе, рано или поздно мы к этому придем. Сегодня при подаче документов на регистрацию прав нужно либо приезжать и сдавать документы лично, либо воспользоваться такой нормой Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», как подача документов почтовым отправлением. Здесь только нужно иметь в виду, что подпись лица-заявителя в заявлении о государственной регистрации должна быть заверена нотариально. К заявлению прилагается пакет, который необходим для регистрации права, в зависимости от того, что регистрируется.

Вела интервью Татьяна НИФТАЛИЕВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.