16. Особенности депозитных и сберегательных сертификатов/ Углицких О.Н. Кли-шина Ю.Е. Горохов А. А. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 275-278
17. Особенности оценки эффективности управления предприятием гостиничного бизнеса/ Урумова Ф.М., Сизых Н.В.// Международная торговля и торговая политика. 2009. № 1. С. 131-135.
18. Концептуальные основания институциональной системой трансформации переходной экономики/ Урумова Ф.М.// диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Москва, 2004
19. Развитие современной портфельной теории: деформации ценообразования и арбитраж/ Нагапетян А.Р., Рубинштейн Е.Д., Урумова Ф.М.// Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 3. С. 106-115.
20. Основы институционального подхода в экономическом анализе/ Урумова Ф.М.// Ф.М. Урумова. Владикавказ, 2002.
21. Региональная конкуренция как фактор устойчивого экономического роста: институциональный подход/ Салов А.И., Урумова Ф.М.// В сборнике: Регион: экономика и финансы Международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Академии социального управления 20 мая 2014 г.. Под общей редакцией А.З. Дадаше-ва, Ф.М. Урумовой. 2014. С. 16-23.
22. Классификация общественных институтов и эффективность их реализации/ Урумова Ф.М.// Экономический журнал. 2005. Т. 9. С. 75-92.
23. Сущность институциональной конкуренции и условия ее появления/ Журавлева Г.П., Урумова Ф.М.// Экономический журнал. 2005. Т. 9. С. 36-42.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЕПУТАТСКОГО КОРПУСА КаджаевИ.С., аспирант Академия социального управления, Москва
Согласно Федеральному закону от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", статья 5. - депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и : не признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда; не имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; не осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; не осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление; не
подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Аналогичные избирательные кодексы, лишь с небольшими дополнениями существуют и действуют во всех регионах и других территориальных образованиях Российской Федерации.
Но ни в одном из всех существующих законов и кодексов избирательных законодательств Российской Федерации не говорится о том, что депутат должен быть человеком образованным, специалистом в какой-нибудь области, чтобы избранный депутат занимался самой главной и неотъемлемой частью работы депутата любого уровня - законотворчеством.
Что касается высших представительных органов государственной власти - Государственной Думы Российской Федерации и региональных законодателей, то в отношении них не возникает сомнений в части высокого уровня профессиональной работы и компетентности, а в отношении эффективной работы представительных органов местного уровня - возникают большие сомнения.
Конечно, можно дать обоснование, что избиратель имеет возможность выбирать и избирать и проголосовать только за самых достойных кандидатов, которые бы действительно, в том числе, занимались законотворчеством, но к сожалению, и мы прекрасно знаем, что в нашей реальной жизни это не всегда так.
Москва в этом вопросе шагнула далеко вперед: 30 декабря 2002 г. инициативная группа из представителей от органов местного самоуправления 11 районов провела первое заседание, на котором было принято решение о создании координирующего центра для объединения равноправных муниципальных образований, а уже 22 января 2003 г. состоялась Учредительная конференция Ассоциации муниципальных образований города Москвы, в которой приняли участие 125 представителей и уполномоченных от муниципальных образований столицы. На конференции было принято решение создать Ассоциацию муниципальных образований города Москвы. Создана была Ассоциация Совет муниципальных образований города Москвы с целью координации действий органов местного самоуправления в городе Москве в целях развития местного самоуправления.
На сегодняшний день в Ассоциацию входят 146 муниципальных образований города Москвы (в том числе 21 муниципальное образование «Новой Москвы»).
В 2009 году Совет муниципальных образований города Москвы совместно с Департаментом территориальных органов исполнительной власти города Москвы провел открытый конкурс среди учебных заведений на участие в организации обучения муниципальных служащих, глав муници-
пальных образований, депутатов советов депутатов в Единой системе обучения «Муниципальная школа», победителями которого стали Московский городской университет управления Правительства Москвы и Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.
Обучение проводится с целью формирования кадрового резерва и реализации кадровой политики. За 2012 год по программе Единой системы обучения «Муниципальная школа» в Московском городском университете управления Правительства Москвы и Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова прошли обучение 662 муниципальных служащих. Повышение квалификации муниципальных служащих проводились на базе Московского городского университета управления Правительства Москвы и Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Всего в 2012 году муниципальным служащим было предложено 11 программ:
- «Особенности муниципального управления в условиях реализации реформы местного самоуправления в городе Москве»;
- «Местное самоуправление в городе Москве: состояние, проблемы и перспективы развития»;
- «Организация и проведение торгов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд»;
- «Организационное и правовое обеспечение кадровой деятельности органов местного самоуправления в городе Москве»;
- «Опыт и проблемы реализации органами МСУ государственных полномочий города в сфере опеки и попечительства»;
- «Охрана прав детей, опека и попечительство в городе Москве: состояние, проблемы и пути их решения»;
- «Организация и ведение досуговой и социально- воспитательной работы с населением по месту жительства»;
- «Работа комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Москве и основные направления её совершенствования»;
- «Практика и проблемы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»;
- «Правовое обеспечение деятельности внутригородских муниципальных образований в городе Москве»;
- «Финансово - экономические основы деятельности местного самоуправления в городе Москве»;
- «Управление государственными и муниципальными заказами».
Осенью 2012 года в целях изучения особенностей организации местного
самоуправления в городе Москве, деятельности органов местного самоуправления по реализации вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, вопросов организации эффективного взаимодействия с органами исполнительной власти города Москвы был организован специальный курс лекций и семинаров. Заявки на обучение по данной программе поступили от 621 депутата.
В период с января по май 2013 года по программе ЕСО «Муниципальная школа» в Московском городском университете управления Правительства Москвы и Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова были организованы и проведены программы обучения по направлениям:
- охрана прав детей, опека и попечительство в г. Москве;
- делопроизводство в органах местного самоуправления;
- деятельность комиссий по делам несовершеннолетних;
- финансово-экономические основы деятельности органов местного самоуправления в городе Москве;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением;
- организация и проведение торгов на размещение заказов.
По программе профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление» (продолжительность обучения 524 часа) в период с сентября 2012 года по июнь 2013 года прошли обучение 28 человек.
Всего за I полугодие 2013 года по программе повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошли обучение 266 муниципальных служащих.
На базе Ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы» создана «Академия муниципального депутата», в рамках которой проводятся лекционные и практические занятия, дискуссии депутатов советов депутатов с руководителями профильных департаментов города Москвы.
В рамках Академии организуются выездные обучающие семинары, «круглые столы», форсайт-дебаты с участием ведущих экспертов - теоретиков и практиков в области местного самоуправления в Москве.
По итогам проведения лекций и дискуссий совместно с профильными департаментами Правительства города Москвы разрабатываются Методические пособия для депутатов советов депутатов. Пособия содержат подробные инструкции и алгоритмы. Они рассылаются в электронном формате в муниципальные образования, а также доступны на нашем сайте в разделе Методический кабинет/ Методические пособия.
С 24 по 26 апреля 2013 года на базе Совета было проведено обучение по вопросу организации аудиовидеозаписи заседаний советов депутатов муниципальных округов и размещению видео на сайте муниципального образования.
Обучение было рассчитано на депутатов советов депутатов и сотрудников администраций, ответственных за съемку и размещение аудиовидео-записи в сети Интернет. Занятия проходили в группах по 20 человек. Обучение по аудиовидеозаписи заседаний прошли 107 человек (депутаты советов депутатов и сотрудники администраций) из 79 муниципальных образований города Москвы.
Для проведения занятий научно-методическим отделом Ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы» разработаны «Методические рекомендации по осуществлению аудиовидеозаписи заседаний советов депутатов муниципальных округов и размещению видео в сети Интернет» с пошаговыми алгоритмами работы.
В мае 2013 года был проведен семинар для руководителей муниципальных округов СВАО города Москвы по теме: «Система финансового контроля местных бюджетов в городе Москве». Подобные занятия осенью 2013 года будут организованы для руководителей всех муниципальных округов столицы.
В июне 2013 года Советом совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ и Фондом им. Фридриха Эберта в России был организован круглый стол по теме «Партисипативный бюджет: международный опыт и перспективы применения в России», в котором приняли участие более 20 муниципальных депутатов Москвы.
Планируется провести цикл лекций и дискуссий по проблемам реализации советами депутатов переданных государственных полномочий в сферах капитального ремонта и содержания жилых домов, благоустройства. Также для глав муниципальных округов и бухгалтеров администраций будут проведены занятия по вопросам исполнения бюджета муниципального округа.
На сегодняшний день очевидны положительные результаты внутренних реформ Ассоциации муниципальных образований города Москвы, связанных с созданием высокопрофессиональной системы, развития академической школы обучения и получения квалифицированного образования для органов местного самоуправления.
В «Муниципальной школе» и «Академии муниципального депутата» при Ассоциации муниципальных образований города Москвы в основном учатся и получают высококвалифицированные знания муниципальные служащие, которые выполняют исполнительно-распорядительные функции органов местного самоуправления. А что касается преобладающего большинства из 1800 народных избранников - местных депутатов, то, как показывает статистика, учиться они пока не спешат. А правом законодательной инициативы смогут пользоваться только грамотные, прошедшие квалифицированную подготовку депутаты Советов депутатов.
Список литературы
1. ФЗ 20-ФЗ от 22.02.2014 (ред. от 15.02.2016) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
2. Алиев А.Т., Титов А.В. Основные факторы и ресурсы модернизации экономики на этапе ее перехода на инновационный путь развития // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 2.
3. Монако Т.П. Профессионализм и человеческий капитал // В мире научных открытий. 2015. № 7.10 (67).
4. Муратова Н.К., Семенова Т.В. Инновационное развитие - основа экономической безопасности страны // В книге: Актуальные вопросы экономики и управления в усло-
виях модернизации современной России. Монографический сборник. Смоленск, 2016. С. 24-33.
5. Урумова Ф.М. Классификация общественных институтов и эффективность их реализации // Экономический журнал. 2005. Т. 9.
6. Особенности налогообложения некоммерческих организаций в России и за рубежом/ Горохов А.А., Емельянов А.С., Углицких О.Н., Клишина Ю.Е. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 57-61.
7. Участие иностранного капитала в финансировании Российских организаций/ Емельянов А.С., Горохов А.А., Углицких О.Н., Клишина Ю.Е. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 67-72.
8. Значение государственного кредита в современных условиях/ Клишина Ю.Е., Углицких О.Н., Горохов А.А. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 122-126.
9. Особенности депозитных и сберегательных сертификатов/ Углицких О. Н. Кли-шина Ю.Е. Горохов А.А. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 275-278
10. Особенности оценки эффективности управления предприятием гостиничного бизнеса/ Урумова Ф.М., Сизых Н.В.// Международная торговля и торговая политика. 2009. № 1. С. 131-135.
11. Концептуальные основания институциональной системой трансформации переходной экономики/ Урумова Ф.М.// диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Москва, 2004
12. Развитие современной портфельной теории: деформации ценообразования и арбитраж/ Нагапетян А.Р., Рубинштейн Е.Д., Урумова Ф.М.// Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 3. С. 106-115.
13. Основы институционального подхода в экономическом анализе/ Урумова Ф.М.// Ф.М. Урумова. Владикавказ, 2002.
14. Региональная конкуренция как фактор устойчивого экономического роста: институциональный подход/ Салов А.И., Урумова Ф.М.// В сборнике: Регион: экономика и финансы Международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию Академии социального управления 20 мая 2014 г.. Под общей редакцией А.З. Дадаше-ва, Ф.М. Урумовой. 2014. С. 16-23.
15. Классификация общественных институтов и эффективность их реализации/ Урумова Ф.М.// Экономический журнал. 2005. Т. 9. С. 75-92.
16. Сущность институциональной конкуренции и условия ее появления/ Журавлева Г.П., Урумова Ф.М.// Экономический журнал. 2005. Т. 9. С. 36-42.