Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОДХОД / EFFICIENCY OF STATE (MUNICIPAL) MANAGEMENT / MANAGEMENT APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамкова Е.А., Кочубей Е.И.

Установлены способы оценки эффективности и результативности государственного (муниципального) управления. Уточнено понятийное устройство регламентации деятельности государственных (муниципальных) органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тамкова Е.А., Кочубей Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

The methods of evaluating the effectiveness and efficiency of state (municipal) management are established. The conceptual structure of regulation of activity of the state (municipal) bodies is specified.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 338.2

Тамкова Е.А. студент 2 курса факультет менеджмента Кочубей Е.И., к.филос.н.

доцент

кафедра бизнес-процессов и экономической безопасности Академия маркетинга и социально-информационных технологий -

ИМСИТ Россия, г. Краснодар

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: установлены способы оценки эффективности и результативности государственного (муниципального) управления. Уточнено понятийное устройство регламентации деятельности государственных (муниципальных) органов.

Ключевые слова: эффективность государственного (муниципального) управления, результативность государственного (муниципального) управления, управление, подход.

Tamkova E.A.

2nd year student of the faculty of management Academy of marketing and social information technologies-IMSIT

Russia, Krasnodar

Kochubey E.I.

candidate of philosophical Sciences, associate Professor of business

processes and economic security Academy of marketing and social information technologies - IMSIT

Russia, Krasnodar THE EFFECTIVENESS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Abstract: the methods of evaluating the effectiveness and efficiency of state (municipal) management are established. The conceptual structure of regulation of activity of the state (municipal) bodies is specified.

Key words: efficiency of state (municipal) management, efficiency of state (municipal) management, management approach.

В системе государственного и муниципального управления ключевым моментом, опровергающим или поддерживающим определенные методы и формы деятельности, является эффективность. В связи с этим большую часть проблем механизма государственного управления можно объединить в одну проблему, которая является актуальной и важной как для федерального и регионального уровней, так и межгосударственного уровня. Это проблема эффективной организации деятельности сферы государственного и муниципального управления.

Существуют различные концептуальные модели, каждая из которых пытается найти и обосновать механизм повышения эффективности деятельности государственной власти. Рассмотрим основные из них:

1. Подход, основанный на концепции лидерства. Представители данного направления считают, что эффективность организации связана со стилем руководства, лидерскими навыками, стилем управления, индивидуальными характеристиками и качествами руководителей министерств, департаментов и ведомств, системами и методами их подбора, критериями оценки выполнения поставленных задач и профессиональным развитием.

2. Подход, развивающий теорию веберовской рациональной бюрократии. Представители данного направления, акцентируют внимание на разграничении администрирования и иерархической структуры, функциональной специализации, точных правил работы, а также четком регламентировании профессиональной деятельности государственных служащих, что позволяет создать необходимые предпосылки для получения эффективных результатов деятельности государственной власти.

3. Подход, основанный на теории жизненных циклов. Основной концептуальной идеей данного подхода является идея взаимосвязи эффективности работы государственных службы и воздействии постоянных или временных коалиций или групп внутри системы управления.

4. Концепция профессионализма основано на предположении о том, что эффективная деятельность государственной власти в полной мере зависит от уровня профессионализации представителей органов государственной власти, наличия профессиональных чиновников, от уровня их подготовки, компетентности и профессионализма.

5. Концепция экономической ответственности положила в основу эффективности государственной власти экономический подход, который доказывает, что повышение качества деятельности государственной власти обусловлено созданием и развитием механизма конкуренции среди министерств, ведомств, служб и системой внедрения инноваций, а также наличием системы подотчетности государственных органов, в первую очередь перед налогоплательщиками.

Несмотря на то, что каждая из выше представленных концепций выбирает один из управленческих механизмов, общим для них является то, что они все направлены на поиск путей повышения качества и эффективности государственного управления.

Создавая органы государственного и муниципального управления, население ожидает от них обеспечения услугами в соответствии со своими потребностями. Граждане страны обязаны чувствовать, что качество их жизни улучшается, эффективно работают государственные и муниципальные структуры, предоставляющие общественности разнообразные услуги.

На повышение эффективности и результативности деятельности органов государственного и муниципального управления направлены

реформы имеющейся системы государственной и муниципальной службы.

В ходе реформирования приняты правовые, организационные и экономические основы функционирования государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы [3; 5]. Установленные новые методы к развитию муниципальной службы Российской Федерации [4]. С 2006 г. в России начала проводиться административная реформа, предусматривающая введение способов и операций управления, нацеленного на результат, и проектного управления в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ и подведомственных государственным органам организациях [1]. Создание этой системы государственного управления обязана была реализоваться одновременно с внедрением новых групповых механизмов целеполагания и целедостижения, а также бюджетирования, направленных на результат.

Рассматривая разнообразные подходы к определению эффективности деятельности органов государственного управления, можно отметить два нюанса: или анализируется степень деятельности организации, но в тени остаются результаты деятельности, или же все внимание уделяется результатам, без учета расходов на их выполнение. Тот и другой метод усложняют разработку измеримых показателей оценки деятельности органов государственного и муниципального управления, делают недосягаемые для понимания населением ожидаемые итоги.

Эффективность управления — степень результативности управления с минимальными расходами на осуществление управленческих функций. Наиболее значимым при определении результативности и эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления считается вопрос о выборе критериев и показателей.

Эффективность деятельности государственных и муниципальных исполнительных органов управления можно определять, во-первых, расходами на осуществление населению услуг, количеством и качеством данных услуг; во-вторых, расходами на полученный итог профессиональной служебной деятельности государственного гражданского (муниципального) служащего или органа исполнительной власти; в-третьих, степенью производительности в государственном секторе; в-четвертых, согласованностью экономного процесса с результативностью деятельности государственных и муниципальных исполнительных органов управления.

Любой из перечисленных способов определения эффективности деятельности государственных и муниципальных исполнительных органов управления требует значимого методического объяснения, так как в научной литературе еще не выработан единый аспект к рассматриваемой вопросу.

При определении эффективности деятельности государственных и муниципальных исполнительных органов управления по показателям количества и качества предоставляемых услуг общественности необходимо отличать государственные (муниципальные) услуги и государственные

(муниципальные) функции. Государственная услуга характеризуется как деятельность органа исполнительной власти по выполнению запроса физического и юридического лица в получении материальных и финансовых средств в случаях, предусмотренных законодательством или в предоставлении им документальных данных.

Исполнение государственных (муниципальных) функций и предоставление государственных (муниципальных) услуг на всей территории РФ должно осуществляться единообразно и соответствовать условиям качества, удовлетворяющим население. Для этого устанавливается стандарт их исполнения. Стандарт государственной (муниципальной) услуги может утверждаться самостоятельно или в составе административного регламента нормативно-правовым актом органа исполнительной власти. Последовательность действий в развитии стандартизации деятельности органов власти можно определить следующим образом: организационная подготовка, сбор информации, исследование, разработка проекта требований к порядку предоставления услуги, апробация проекта предоставления услуги или функции, обсуждение и экспертиза проекта, доработка и утверждение административных регламентов (стандартов), внедрение административных регламентов, мониторинг исполнения и пересмотр административных регламентов.

При разработке административных регламентов следует учесть качество предоставляемой услуги и качество обслуживания.

Качество государственной (муниципальной) услуги — совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять потребности получателя в плане содержания и результата услуги. Качество и доступность услуги оцениваются удовлетворением функциональных и информационных потребностей получателя. К критериям качества услуги следует относить: доступность информации об услуге, потраченное на получение услуги время, удобство графика работы учреждений, длительность и условия ожидания приема, организацию очередности, обращение обслуживающих специалистов.

Стандартизация деятельности органов исполнительной власти посредством внедрения административных регламентов предоставления услуг и исполнения функций служит основой для разработки показателей эффективности деятельности учреждений органов исполнительной власти и работников. В данном контексте рассматриваются показатели снижения бюджетных расходов на предоставление единицы услуги в результате унификации, стандартизации выполнения функции или предоставления услуги и показатели сокращения времени обслуживания получателя услуги.

Использованные источники:

1. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 -2008 годах: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 окт. 2005 г. № 1789-р.

2. Концепция реформирования системы государственной службы Российской

Федерации: утв. Президентом РФ 15 авг. 2001 г. № Пр-1496.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

4. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ.

5. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ

6. Динамика численности работников государственных органов и органов местного самоуправления по ветвям власти. Корниенко В.В., Кочубей Е.И.. Вектор экономики. 2018. № 12(30). С. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.