■' обогащение профессионального опыта, развитие рефлексивных навыков и умений педагогов, позитивная динамика субъективной удовлетворенности разными аспектами педагогической деятельности.
Итак, личностно ориентированное сопровождение инновационной деятельности, значимыми компонентами которой явились организация группового проектирования, супервизия образовательной деятельности и участие педагогов в семинаре-тренинге является важным фактором развития мотивационной готовности педагогов. Психологическое сопровождение инновационной деятельности, непосредственно связанное с образовательным процессом, позволяет решать задачи реализации инновационного проекта в образовательном учреждении с опорой на личностный опыт самих педагогов, повышает их внутреннюю мотивацию, способствует более целостному включению учителей в инновационную деятельность.
Библиографический список
1. Афанасьева Н.В, Специфика работы психолога в личностно-ориентированной модели со-
провождения И Психология образования: Культурно-исторические и социально-правовые аспекты: Материалы III Национальной научно-прак-тнческой конференции. Т. 1. - М., 2006. -С. 37-38.
2. Варламова Е.П, Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. -1997. - № 5. - С. 28-44.
3. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов / сост. Т.В. Морозова. — М., 2001.-160 с.
4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. - Минск: Университетское, 1985.-206 с.
5. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности // Вопросы психологии. -1989.-№6.-С. 100-107.
6. Пискарева И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: Дис.... канд. пед. наук. - Кострома, 2000. -150 с.
7. Сластенин В.А., ПодымоваЛ.С. Педагогика: Инновационная деятельность.-М., 1997.
О.В. Кружкова ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Адекватная и эффективная психологическая защита позволяет сохранить положительное представление человека о собственном Я. Эффективность структуры психологических защит личности педагогов можно оценить с точки зрения конгруэнтности ее трем основным условиям адекватного действия психологической защиты: соответствия угрозе, гибкости и зрелости.
обходим, поскольку предоставляет время для решения проблемы, но если время идет, а человек проблему не решает, то напряжение защитного механизма может являться препятствием в адаптации. В подобной ситуации поведение педагога становится трудно-предсказуемым и неадаптированным, что в конечном итоге может негативно сказаться на эффективности и экологичности его профессиональной деятельности и социальной активности. Эта неоднозначность и противоречивость действия психологической защиты обуславливает актуальность и востребованность определения критериев эффективности ее функционирования.
Поскольку к настоящему времени было выявлено несколько типов защиты (перцептивная, интеллектуальная и т.п.), уровней ее функциони-
Одной из центральных фигур образовательного процесса является педагог. Особенности личности педагога выступают объектом пристального внимания отечественных и зарубежных ученых. В процессе профессиональной деятельности особое значение приобретают его индивидуально-психологичес-кие особенности, в частности функционирование структуры психологических защит личности. Защиты представляют собой психические механизмы, служащие для разрешения внутренних конфликтов и переработки болезненных переживаний. Психологическая защита помогает «уйти от угрожающей реальности», преобразовать угрозу. Но не всегда функционирование психологической защиты приносит пользу для личности. В некоторых ситуациях, защитный механизм не-
рования (внутриличностный, межличностный и т.д.), множество отдельных механизмов, кроме того, известно, что все эти образования так или иначе взаимосвязаны между собой и выполняют общую защитную функцию по отношению к личности, то, на наш взгляд, целесообразно ввести понятие «структура психологических защит личности». Структура психологических зашит личности - это некоторое личностное образование, выполняющее функции стабилизации личности, предохраняющее ее от чрезмерных, наносящих вред эмоциональных переживаний. Подобной точки зрения на системность психологической защиты придерживаются такие исследователи, как Г.В. Грачев (система информационной защиты), В.Н. Куликов (сложная структурно-функциональ-ная система психологической защиты), В.Г. Каменская (система психологической защиты) и др.
Функциями психологической защиты можно назвать следующие:
- избегание или овладение неким мощным угрожающим чувством;
- поддержание сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного Я, и как следствие, сохранение самоуважения.
Многие исследователи считают, что психологическая защита хотя и предотвращает нарушение целостности и гармоничности внутреннего мира профессионала, но ее действие косвенно может весьма негативно отразиться на дальнейшем профессиональном развитии человека. В угрожающей ситуации профессионал под действием защиты (а ее деятельность протекает на бессознательном уровне) не может адекватно и объективно оценить угрожающие ему факторы и построить эффективную линию поведения в каждой конкретной ситуации, под действием защиты его деятельность обусловлена стереотипами поведения, что не может гарантировать ее приемлемость.
На наш взгляд, роль структуры психологических защит наиболее адекватно рассматривать не с точки зрения ее позитивности/негативности для личности, а основываясь на функциях защитных механизмов. Основной задачей психологической защиты является сохранение личности или ее позитивного состояния. Следовательно защитные механизмы - это механизмы стабилизации личности, предохранения ее от чрезмерных нагрузок. И, естественно, их наличие и активизация не позволяют нам говорить о развитии личности, про-
явлении творческого потенциала профессионала, поскольку движение личности вперед возможно только при разрешении, а следовательно и наличии, противоречий и конфликтов, нарушающих субъективно-комфортное состояние человека.
Механизмы защиты в той или иной степени присутствуют в поведении человека всегда, но можно говорить об успешно функционирующей структуре защит и об неадекватно действующей структуре психологических защит личности. Опираясь на проведенный теоретический анализ изучаемой проблемы, мы выделили параметры эффективного функционирования структуры психологических защит личности:
-соответствие защиты источнику угрозы, т.е. предпринимаемые предохранительные или защитные действия в большинстве случаев должны быть соразмерны наличию угрозы, ее источнику, характеру и пр.;
- гибкость защиты - возможность использования в рамках структуры психологических защит личности разных защитных реакций (механизмов) в зависимости от сложившейся ситуации;
- зрелость защиты - наличие в структуре психологических защит личности преимущественно зрелых, развитых механизмов защиты, обеспечивающих оптимальный уровень защищенности личностных образований без торможения развития личности.
На наш взгляд подобные параметры выполняются лишь тогда, когда:
- в структуре психологических защит личности нет доминирующих защит (доминирующая защита применяется в большинстве ситуаций вне зависимости от их характеристик и адекватности применения данного механизма);
- все защиты выражены относительно в равной степени;
- наибольший удельный вес в общей напряженности имеют механизмы относящиеся к зрелым защитам («работающие» с внутренними границами - между Эго, Суперэго и Ид, или между наблюдающей и переживающей частями Эго; по мнению Р. Плутчика, к ним относятся компенсация, гиперкомпенсация и рационализация).
Методика исследования. Цепью проведенного нами исследования была оценка эффективности функционирования структуры психологических защит личности педагогов начального профессионального образования. Предметом исследования явилась эффективность функциониро-
вания структуры психологических защит личности педагогов начального профессионального образования. Объект исследования - структура психологических зашит личности педагогов начального профессионального образования.
Основная гипотеза исследования состояла в том, что эффективная структура психологических защит личности педагога должна адекватно выполняет функцию овладения травмирующим личность переживанием (чувством, эмоцией). Основная гипотеза получает уточнение в ряде вспомогательных гипотез,
1. Эффективная защитная структура личности должна соответствовать трем основным требованиям: конгруэнтности угрозе, гибкости и зрелости.
2. Эффективная защитная структура личности позволяет сохранить и осознать поступающую извне информацию о Я человека без существенных изменений ее содержания.
3. Неадекватно действующая защитная структура личности провоцирует проявление внутри-личностного конфликта, выражающегося в виде выраженного недовольства человека самим собой.
Исследование проводилось в восьми образовательных учреждениях начального профессионального образования городов Свердловской области, Екатеринбурга и Челябинска. В исследовании пронимали участие 157 педагогов и мастеров производственного обучения в возрасте от 24 до 67 лет (средний возраст 42 года), имеющие общий стаж 3-53 года (средний стаж 20,23 года), в том числе педагогический 3-41 год (средний педагогический стаж 14 лет).
Для эмпирического подтверждения гипотезы нами было проведено исследование с применением следующих диагностических методик: опросник «Индекс жизненных стилей», разработанный Р. Плутчиком, X, Келлерманом и X. Конте
в 1979 году; тест-опросник самоотношения, разработанный В.В. Сталиным и С.Р. Пантелеевым.
Результаты исследования и их обсуждение.
По результатам диагностики методикой «Индекс жизненного стиля» группа респондентов была разделена на три подгруппы:
- респонденты, чья структура психологических защит наиболее сбалансирована, т.е. все защитные механизмы используются примерно в одинаковой степени в зависимости от ситуации, среди них нет доминирующих - 23,6% респондентов;
- респонденты, чья структура психологических защит сбалансирована в недостаточной степени, т.е. присутствуют доминирующие защитные механизмы, использующиеся в большинстве ситуаций, но в наибольшей степени выражены зрелые защиты (19,1% респондентов);
- респонденты, чья структура психологических защит не сбалансирована, т.е. в ней в основном доминируют примитивные защитные механизмы (57,3% респондентов).
Проведенный сравнительный анализ подтвердил, что все три подгруппы значимо различаются по уровню выраженности 6 защитных механизмов (кроме регрессии и замещения).
При этом распределение механизмов в структуре психологических защит личности респондентов разных подгрупп произошло следующим образом (табл. 1).
Хотя доля зрелых защитных механизмов в первой подгруппе меньше (40%), чем в подгруппах № 2 (49%) и № 3 (41%), однако, анализ стандартного отклонения и дисперсий выраженности защитных механизмов в подгруппах позволяет заметить, что наиболее сбалансированная структура психологических защит присутствует только в первой подгруппе. Тем более, что если рассчитывать долю зрелых защитных механизмов
Таблица 1
Распределение механизмов в структуре психологических защит личности педагогов по подгруппам
Выраженность механизмов защиты в %по подгруппам
Подгруппа I Подгруппа 2 Подгруппа 3
Рационалгаа ция 18% Рационализация 20% Проекция 21%
Проекция 17% Проекция ! 8% Отрицание 17%
Отрицание 17% Гипфкомпенсация 16% Рационализация 16%
Гипфкомпенсация 12% Отрицание 14% Гипер компенсация 15%
Регрессия 11% Компенсация 13% Компенсация 10%
Компенсация 10% Вытеснение 8% Вытеснение 8%
Вытеснение 8% Регрессия 7% Регрессия 8%
Замещение 7% Заме щеп ие 4% Замещение 5%
Таблица 2
Взаимосвязь механизмов защиты и элементов самоотношения
Под- группа Механизм защиты Элементы самоотношения П
Пол ожител ь ная Отрицательная 1
корреляционная связь корреляционная связь |
Вытеснен ие - Самой нгерес (г=-0.521 *)
Регрессия - Самоуважение (/^-0,450*)
1-я Рационализация Ожидание положительного отношения со стороны других (/-=0,578**) Отношение других (г=0,52б*)
Регрессия Аутосимпатия (г=0,569*)
2-я Замещение Самообвинение (г=0,665**) И1ггаральное чувство Я (г—0,573*) Самоуважение (г^-0,564*) Аутосимпатия (г^-0,619**)
Проекция Самопонимание (/"=0,527*) -
Вытеснение Интегральнэе чувство Я (г=—0,331*) Самоуважение (/-=-0,331*) Ожидание положигельного отношения со стероны других (г—0,293*)
Регрессия Самообвинение (г=0,318*) Интегральное чувство Я (>=-0,455**) Самоуважение (г=-0,493**) Ожидание положигельного
3-я отношения со стороны других (г=-0,378**) Самопринятие (г=-0Д89*) Саморуководство (г=^0,476**) Самой шерес (/-=-0,367**) Самопонимание (г=-0,360*)
Замещение Самообвинение (г=0,300*) Интегральнэе чувство Я (г=~0,349*) Самсу важение (г=^0390**) Отношение других (/-—0,304*) Самопонимание (/•=-0,349*)
Компенсация Самообвинение (г=0,381**) Иэтегральдае чувсгво Я (/--0,359*) Самоуважение (г=-0,337*) Самопонимание (г=—0,347“')
Гипер компенсация Самообвинение (/-=0,331 *) Ожидание положительного отношения со стороны других (/--0,289*)
Рационализация Аутосимпнгия (/-=0,310*) -
Примечание. *-/?<0,05; **—/?<0,01. в идеальной модели структуры психологических защит личности, удовлетворяющей всем выдвинутым требованиям (конгруэнтности, гибкости, зрелости), то доля зрелых защитных механизмов должна составлять приблизительно 37,5% (исходя из общего числа защитных механизмов - 8 и количества зрелых защит - 3).
Кроме того среди доминирующих защитных механизмов во второй подгруппе присутствуют только две из четырех примитивных защит (про-
екция у 41% респондентов и отрицание у 18% респондентов). В третьей подгруппе среди доминирующих присутствуют все восемь защитных механизмов, и зрелые среди них занимают отнюдь не первые места по частоте доминирования (рационализации доминирует у 31% респондентов, гиперкомпеисация-у 30%, компенсация-у 10%).
Выше приведенные данные позволяют нам сделать вывод, что сформированная нами подгруппа № 1 полностью соответствует выдвину-
тым выше требованиям (соответствие угрозе, гибкость, зрелость), а третья подгруппа удовлетворяет эти требования в наименьшей степени.
Для подтверждения гипотезы об эффективности структуры психологических защит личности необходимо было найти взаимосвязи между выраженностью защитных механизмов и элементами само-отношения по каждой из подгрупп. Данная задача была реализована при помощи корреляционного анализа. Таким образом, мы получили следующие результаты, отображенные в таблице 2.
Интересен тот факт, что в первой подгруппе было обнаружено только 4 значимых взаимосвязи, во второй группе - б, в третьей - 23. Можно предположить, что структура психологических защит личности респондентов первой подгруппы и элементы их самоотношения - относительно независимы друг от дру1а, следовательно функционирование структуры психологических защит- личности не приводит к существенному искажению поступающей и воспринимаемой человеком информации,
На основе данных корреляционного анализа в подгруппе 3, становится очевидной малая степень эффективности и адаптивности структуры психологических защит личности респондентов в данной подгруппе, поскольку четыре из восьми защитных механизмов статистически значимо положительно коррелируют с самообвинением, что свидетельствует о реально существующих, но неразрешенных внешних (замещение) и внутренних (регрессия, компенсация и гиперкомпенсация) конфликтах. Кроме того, частое использование вытеснения, регрессии, замещения и компенсации приводит к недовольству респондентов собственным Я (снижение самоуважения, самопонимания и самопринятия), а так же к мало адаптивному поведению (недостаточное саморуковод-ство своими действиями), и в целом, к ухудшению взаимоотношений с окружающими (ожидание негативного отношения со стороны других).
Замещение во второй подгруппе также имеет значимую положительную взаимосвязь с самообвинением, что говорит о проблеме в разрешении внешних конфликтов респондентов этой подгруппы. Однако общий адаптивный потенциал структуры психологических защит во второй подгруппе значительно выше по сравнению с подгруппой № 3. Об этом свидетельствуют положительные корреляции защиты с аутосимпатией и самопониманием. Все же применение такого
механизма, как замещение негативно влияет на самоуважение, аутосимпатию и интегральное положительное чувство Я.
Эффективность и адаптивность структуры психологических защит личности респондентов в первой подгруппе вполне очевидны. Механизм рационализации коррелирует с положительными социальными экспектациями (ожидание положительного отношения других), что является косвенным доказательством адекватного социально одобряемого поведения респондентов. Присутствуют и отрицательные взаимосвязи психологической защиты и самоотношения. Интенсивное использование механизмов регрессии и вытеснения может привести к снижению самоинтере-са и самоуважения. Однако учитывая, что в иерархии защит в первой подгруппе данные механизмы находятся на 5 и 7 местах, а их совокупная доля в общей напряженности защиты составляет 19%, то их влияние на функционирование всей системы защиты достаточно невелико.
Проведенное нами эмпирическое исследование эффективности функционирования структуры психологических защит личности педагога позволяет сделать следующие выводы.
1. Психологическая защита, являясь достаточно сложным и многомерным психическим образованием, подразумевает системность своего функционирования и структурность строения. Поэтому ее можно назвать структурой психологических защит личности.
2. Действие структуры психологических защит личности достаточно неоднозначны, но ее основными функциями многие исследователи называют избегание или овладение неким мощным угрожающим чувством (эмоцией), а также поддержание сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного Я (сохранение самоуважения). Исходя из этого можно выделить эффективно функционирующую защиту (выполняющую свои функции и позволяющую адаптироваться личности с сохранением адекватности восприятия и поведения), и мало эффективную защиту (приводящую к снижению адаптации).
3. Условием эффективности структуры психологических защит личности является соответствие ее трем основным требованиям: соответствия угрозе, гибкости и зрелости, что подтверждается данными проведенного нами исследования.
4. Наиболее эффективная и адаптивная структура психологических защит личности наблюда-
ется у респондентов первой подгруппы (где защита максимально удовлетворяет выдвинутым выше требованиям), поскольку под ее действием сохраняется позитивное представление личности о себе, а потери и искажения информации, касающейся образа Я, минимальны.
5. Наименее эффективная и адаптивная структура психологических зашит личности наблюдается у респондентов третьей подгруппы (где защита минимально удовлетворяет выдвинутым выше требованиям). У респондентов данной подгруппы наблюдается проявление неразрешенного в ну тр«личностного конфликта, выражающегося в недовольстве собственным Я.
Подводя итог, можно заметить, что межличностное взаимодействие и взаимоотношения в учебно-воспитательном процессе предполагают учет всех социально-психологических характеристик его участников. В условиях педагогической деятельности личность педагога становится его основным профессионально-трудовым инструментом. Благодаря обаянию, притягательности и силе своей личности педагог формирует, корректирует и развивает мировоззрение, профессионализм, социально-психологические качества и саму личность учащегося. При этом педагог выступает не просто человеком, осуществляю-
щим педагогическую деятельность, но и наставником. И здесь для успешного осуществления профессиональной деятельности важно, чтобы внутренние реакции и поведенческие паттерны педагога были адекватны ситуации. Их конгруэнтность имеет особое значение в условиях повышенной стрессогенности профессионал ьн о-педагогического общения.
Немаловажную роль в определении качества исполняемой профессиональной деятельности педагога играют особенности его личности, такие, как направленность, профессионально-педагогические центрации личности, стиль взаимодействия с окружающими, формально-динамические свойства, характерологические особенности и психологические защиты. Как правило, формирование психологической защиты происходит спонтанно, вследствие чего, под воздействие негативных, стрессогенных факторов жизненных ситуаций и профессиональной деятельности в большинстве случаев возникает ригидная, малоэффективная структура психологических защит. Создание условий для развития и коррекции адекватной, внутренне согласованной и эффективной структуры защит личности педагога является одним из основных направлений деятельности психолога в образовательном учреждении.
А.В. Левченко ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ОТЦА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОБСТВЕННОМ ОТЦОВСТВЕ У МОЛОДЫХ МУЖЧИН
В статье рассматривается актуальная проблема исследования психологической готовности к отцовству среди юношей и молодых мужчин. Представлена оригинальная авторская проективная методика расстановки фигур, описан опыт применения метода.
Интерес современных исследований к изучению проблем отцовства объясняется недостаточной проработанностью данного вопроса по сравнению со степенью изученности сферы материнства. Многие авторы [4; 6] говорят о существующем в сегодняшнем обществе «кризисе отцовства», проявляющемся в ослаблении и неэффективности роли и функций отца в семье. Постепенный отход от традиционной патриархальной модели семьи повлек за собой рост негативных социальных явлений; высокий уровень внебрачной рождаемости, увеличение числа разводов, снижение числа
повторных браков, насилие в семье, в совокупности затрудняет социализацию ребенка [9].
Процессы, длительное время протекающие в России, повлияли на духовный мир, ценности и жизненные стратегии молодых людей. Е.Ю. Яр-чевский [10] пишет о кризисе ценностей или мировоззренческом кризисе молодежи, крайне мало ориентированной на выполнение родительских ролей, более склонной к «инфантильному гедонизму».
С юридической точки зрения, отцовство - это одно из отношений родства между людьми, которое лежит в большой группе семейных отноше-
© А.В. Левченко, 2008
165