рые основываются на уважении взаимных интересов и заботе о партнере, и возможности делегирования пол -номочий, ответственности на базе различных этапов моделирования и формирования деловой соционики.
Эффективность функционирования любой системы управления организацией и ее составляющих определяется вкладом в общеорганизационные цели и качеством использования персоналом имеющихся знаний, те. процесса установления и применения правил с целью упорядочения в данной области и при участии всех заинтересованных сторон. Этот подход к руководству организацией, нацеленный на качество [6], основанный на участии всех ее членов в достижении долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества, а в рамках оптимизации управления - использовании концепции развивающего управления персоналом, - будет составлять основу эмоци -онального и интеллектуального коэффициента, результаты чего указывают на высокую степень эффективности организационных возможностей. Решение об использовании той или иной технологии формализует проявление «адаптации для себя» и «адаптации для организации» как особые формы технологической специфики организации и предопределения различных целей будущей эффективности качества организаций.
Приведенные аспекты организационного менеджмента адаптации механизма рынка труда в дальнейшем могут дать информацию по анализу возможного проявления демографических и экономических оценок в системе управления [4. С. 5]. По данным Центра демографии и экологии человека ИНП РАН, с 2006 - 2007 гг. начнется быстрое сокращение числа трудоспособных россиян. К 2050 г их будет на 45 % меньше, чем было в 2000 г, и на 20% меньше, чем в 1950 г К 2100 г. останется около 35% от того числа трудоспособных граждан, которое было в 2000 г. Аспекты демографии и экологии дадут в будущем возможность анализировать адаптационный потенциал организационного использования рынков труда и способствовать разрешению комплексного изучения проблем воспроизводства населения, дезадаптации личности.
1. Вопросы экономики. 2006. № 8.
2. Вопросы экономики. 2007. № 9.
3. Мартынов Л.М. Инфоком - менеджмент. М.: Логос, 2007.
4. Общественные науки и современность. 2005. №12.
5. Хартли РФ. Ошибки и успехи менеджмента. М.: Поколение, 2007.
6. Хачатуров А.К., Куликов Ю.А. Основы менеджмента качества: учеб. пособие. М.: Дело и сервис, 2003.
УДК 334.734
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВЫХ КООПЕРАТИВОВ НА ЗЕРНОВОМ РЫНКЕ
В настоящее время зерновой рынок формируется в основном за счет производства зерна российских сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с развитием многоукладной экономики все больший удельный вес в производстве зерна занимает малый и средний агробизнес, представленный в основном крестьянскими (фермерскими ) хозяйствами. Так, в Саратовской области на долю КФХ приходилось в 2005 г. 42,2% от областного валового сбора зерна. На зерновом рынке в последние годы обозначились практически все многочисленные проблемы функционирования отечественного агропромышленного комплекса, накопившиеся в дореформенный период и в годы рыночных преобразований. При пассивной роли государства и стихийно складывающихся рыночных отношениях разросшаяся сеть теневых, по-лукриминальных связей и разного рода многочисленных посредников тормозит создание эффективного зернового рынка. Он представляет собой во многом неконтролируемую, неорганизованную сферу купли-продажи зерна. Основной фигурой в нем выступает торговый посредник. Пострадавшими сторонами оказываются как сельскохозяйственные товаропроизводители (от занижения закупочных цен на продаваемое ими зерно и распределение прибыли от реализации конечной продукции зернопродуктового комплекса) и население (от высоких цен на продовольствие и снижения его качества), так и государство (от недополучения налогов). В последнее время соотношение доходов от производства зерна и продовольствия на него было примерно в такой пропорции: на долю производителей зерна, особенно малого и сред-
Ю.В. Ванюшкина,
аспирантка кафедры экономики и управления аграрны1.м производством, СГСЭУ
него агробизнеса, приходилось 20%, на предприятия переработки - 30 % и торговли - 50%.
Для решения данной проблемы создаются кооперативы и интегрированные структуры, объединяющие все звенья цепи от производства до реализации зерна и продуктов его переработки конечному потребителю, а также специализированные финансовые институты, обслуживающие все звенья таких структур.
Сельскохозяйственные потребительские снабженческо-сбытовые кооперативы являются наиболее приемлемой формой сотрудничества между средними и мелкими сельхозтоваропроизводителями и зерновы-ми рынками. Кооператив является одной из наиболее распространенных форм деловой активности, сочетающей в себе возможности и достоинства как социального объединения людей, так и бизнес-организации. Кооператив как некоммерческая организация позволяет организовывать совместную деятельность сельхозтоваропроизводителей таким образом, чтобы они, будучи его членами, имели возможность сообща решать существующие проблемы и способствовать удов -летворению своих потребностей в снабженческо-сбытовых и перерабатывающих услугах, не теряя своей деловой, экономической и юридической независимости.
Для повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов (СПСК) на зерновом рынке необходимо прежде всего усовершенствовать взаимоотношения в цепочке:
У каждого звена этой цепочки существуют свои интересы, которые регулируются системой взаимоотношений, устанавливаемых между кооперативами и сель-хозтоваропроизводителями-членами кооператива, а также между кооперативами и агентами зернового рынка. Эти интересы можно разделить на внешние и внутренние по отношению к кооперативу Но главенствующим, направляющим и определяющим в функционировании сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов является интерес сельхозтоваропроизводителей, занимающих центральное место в этой цепочке. Это главная особенность сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Их интересы рассматриваются как результат совместной деятельности сельхозтоваропроизводителей (его членов), направленной на удовлетворение их интересов в получении тех или иных услуг, которые могут представить СПСК.
На результат взаимодействия интересов сельхозтоваропроизводителя и интересов самих кооперативов оказывают влияние интересы государства, которые выступают как внешние по отношению к СПСК и находят выражение в законах, системе налогов и других институциональных основах.
На внутренние интересы СПСК оказывают влияние внешние интересы окружения, которое формируется в связи со спецификой деятельности зернового рынка. Так, на интересы сельскохозяйственного потребитель-
ского снабженческо-сбытового кооператива влияют интересы оптовых покупателей сельскохозяйственной и переработанной продукции на продовольственном рынке, т. е. спрос на тот или иной вид продукции определенного качества.
Интересы СПСК, в свою очередь, влияют на деятельность сельхозтоваропроизводителей, выставляя свои требования к ассортименту и качеству продукции. Интересы поставщиков средств производства для АПК таким же образом влияют на деятельность СПСК и сельхозтоваропроизводителей, хотя сельхозтоваропроизводитель также предъявляет свои требования к качеству и ассортименту поставляемых средств производства в соответствии с требованиями современных интенсивных технологий сельскохозяйственного производства.
Взаимосвязь всех этих интересов регулируется системой договоров, уставами, внутренними регламентами, различными законотворческими документами и актами, что является составной частью организационно-экономического механизма функционирования СПСК.
Одним из элементов организационно-экономического механизма функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов является разработка показателей, характеризующих эффективность совершенствования взаимоотношений, отражающих рассматриваемые интересы.
Российский классик кооперативной теории А.В. Чаянов, рассматривая показатели развития кооперации и ее экономический эффект, делает упор на то, что прибыль кооператива не является главным критерием эффективности кооперации, основной критерий - это рост доходов его членов. Эти показатели являются основными для характеристики финансово-экономической деятельности СПСК, которые должны рассматриваться с двух сторон, отражая внутренние интересы кооператива:
1) эффективность работы самого кооператива как хозяйствующего субъекта с целью сохранения его жизнеспособности и повышение эффективности работы, которая представлена следующими показателями: объем и качество оказанных услуг, количество членов, объем паевых и других фондов, снижение суммы текущих и трансакционных издержек, себестоимости единицы продукции и услуг, затратность единицы услуг, степень участия членов в формировании фондов, показатели безубыточности, ликвидности, финансовой устойчивости и финансовой безопасности, доходность, окупаемость;
2) эффективность деятельности хозяйств-членов кооператива, которая характеризуется увеличением производства продукции, улучшением ее качества, ассортимента, ростом фондов, другими показателями расширения деятельности, снижением затрат на снабженческие функции, сбыт, ростом производительности труда, рентабельности, устойчивости производства.
Внешние интересы в последнее время определяются в основном таким фактором, как система налогов, которая регулирует взаимоотношения, с одной стороны, кооператива и его членов и, с другой, кооператива с агентами зернового рынка.
Система начисления налогов при реализации продукции через кооператив может быть разная в зависи-
мости от того, как осуществляется налогообложение сельхозтоваропроизводителей. Как известно, в нашей стране по закону для упрощения налогообложения малого и среднего агробизнеса сельхозтоваропроизводители могут перейти на уплату единого селькохо -зяйственного налога, согласно гл. 26.1 Налогового кодекса РФ, а могут остаться на обычной системе налогообложения. Если сельхозтоваропроизводитель остается на общепринятой системе налогообложения, то возникает следующая ситуация по налогообложению: и сельхозтоваропроизводитель, и кооператив (СПСК) уплачивают в бюджет такие основные налоги, как налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на имущество, единый социальный налог и т.д., а также производят отчисления во внебюджетные фонды.
В августе 2006 г. приняты изменения в закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации», согласно которым сельскохозяйственные потребительские кооперативы приобретают статус сельхозтоваропроизводителя.
Отсюда следует, что так же, как и члены кооператива, СПСК может перейти с общепринятой системы налогообложения на оплату единого сельскохозяйственного налога так же, как и его пайщики, не выделять НДС, тогда отпадает необходимость кооперативу увеличивать свои затраты на сумму НДС. Однако возника-
ет другой вопрос. НДС не подлежит возмещению у покупателей сельхозпродукции от кооператива, так как кооператив будет освобожден от его уплаты и в счетах-фактурах НДС не будет выделяться. Возникают большие опасения по поводу желания покупателей сельскохозяйственной продукции сотрудничать с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, по -тому что основными покупателями являются крупные элеваторы, которые находятся на общепринятой системе налогообложения. Им выгодно работать с налогоплательщиками, у которых в счетах-фактурах на реализацию выделен НДС, так как согласно ст. 171 -172 гл. 21 НК РФ они могут его отнести на налоговые вычеты. Поэтому покупают они зерно у кооперативов на 10% дешевле, но оприходование идет через фирму-однодневку. И возникает схема ухода от налогообложения. Поэтому мы предлагаем внести изменения в Налоговый кодекс РФ: «Освободить от налога на НДС операцию “реализация сельскохозяйственной продукции”». Это необходимо не только для ликвидации схем ухода от налогообложения, а большей степени для уменьшения налогового бремени сельскохозяйственных товаропроизводителей и доли «теневой» экономики, а в основном для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых кооперативов на зерновом рынке.
УДК 658.11
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Современный бизнес и предпринимательство как внутри России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья постоянно стремится к оптимизации своих бизнес-процессов (далее по тексту - процессов) за счет сокращения:
- внутрифирменных потерь, связанных со многими факторами, включающими в себя многочисленные барьеры при организации работы персонала нескольких подразделений для достижения единых целей предприятия, недостаточное знание и понимание реальных потребностей рынка, неэффективное использование потребляемых предприятием ресурсом, отсутствие у руководителей необходимых оперативных данных для принятия правильных решений в той или иной ситуации, слабую организацию труда руководителей среднего и низшего звена, а также конкретных исполнителей определенной работы и т.д.;
- внешних потерь, возникающих при реализации деятельности в цепочках «организация и ее поставщики» и «организация и ее потребители», включая потери предприятий, связанные с недостаточным качеством поставляемых материалов, сырья и комплектующих (теряются время, деньги и мотивация персонала из-за необходимости усиления входного контроля, претензионной работы, неуверенности в конечном результате, дополнительного перемещения, складирования и т.д.), а также потерь предприятия из-за отказа потребителей от выполнения своих договорных обязательств (несвоевременная оплата выполненных персоналом организации работ, нарушение сроков и объемов вывоза/потребления заказанных товаров или услуг, необоснованные претензии или завышенные требования к качеству товаров или услуг и т.д.), что приводит к товарному «коллапсу» (затариванию территории организации) неликвидными мате-
Л.Л. Душевин,
доцент кафедры экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ