Научная статья на тему 'Эффективность формирования профессионально важных качеств техника-судоводителя в процессе специально организованной физической подготовки'

Эффективность формирования профессионально важных качеств техника-судоводителя в процессе специально организованной физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / НАПРАВЛЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / PROFESSIONAL VALUES / DIRECTED PHYSICAL TRAINING / MOTION REGIME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастушков Юрий Михайлович

Статья посвящена проблеме формирования профессионально важных качеств техника-судоводителя в процессе специально организованной физической подготовки. В ней представлена система специальной физической подготовки курсантов судоводительской профессии на этапах профессионального обучения в морском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пастушков Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of forming the professionally important qualities among the mechanic-navigators during the process of specially organized physical training

This article is devoted to the problem of forming among the mechanic-navigators the professionally important qualities during the process of specially organized physical training. It also contains the system of special physical exercises for navigating students during their professional education in marine institute.

Текст научной работы на тему «Эффективность формирования профессионально важных качеств техника-судоводителя в процессе специально организованной физической подготовки»

ВЫВОДЫ

Проведенные профессиографические исследования условий и характера труда горных мастеров и результаты оценки тяжести труда позволили создать модель специалиста горного профиля, которой свойственны следующие основные требования, предъявляемые к организму при работе в подземных условиях:

1. Устойчивость к утомлению при выполнении рабочих операций и продолжительных пеших переходов по горным выработкам.

2. Устойчивость к высоким и низким температурам внешней среды.

3. Развитие дыхательного аппарата.

4. Устойчивость к утомлению при нервно-эмоциональных нагрузках.

5. Устойчивость к неблагоприятным факторам горного производства (перепадам давления, шуму, вибрации, недостаточной освещенности).

Контактная информация: Panfilio@yandex.ru

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ТЕХНИКА-СУДОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Юрий Михайлович Пастушков, старший преподаватель,

Амурский филиал морского государственного университета (АфМГУ),

г. Благовещенск

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования профессионально важных качеств техника-судоводителя в процессе специально организованной физической подготовки. В ней представлена система специальной физической подготовки курсантов судоводительской профессии на этапах профессионального обучения в морском вузе.

Ключевые слова: профессионально важные качества, направленная физическая подготовка, двигательный режим.

EFFICIENCY OF FORMING THE PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES AMONG THE MECHANIC-NAVIGATORS DURING THE PROCESS OF SPECIALLY ORGANIZED PHYSICAL TRAINING

Jury Mihajlovich Pastushkov, the senior teacher,

The Amur Branch of Marine State University,

Blagoveshchensk

Annotation

This article is devoted to the problem of forming among the mechanic-navigators the professionally important qualities during the process of specially organized physical training. It also contains the system of special physical exercises for navigating students during their professional education in marine institute.

Key words: professional values, directed physical training, motion regime.

Современный морской флот предъявляет повышенные требования к физической и психической подготовленности выпускников морских вузов. Поэтому создание рациональной методики процесса физического воспитания, обеспечивающего возможность успешной реализации подготовки специалистов флота к трудовой деятельности, является одним из главных направлений исследований в данной области.

Специальность техника-судоводителя является ведущей, и от развития у них профессионально важных качеств зависит безопасность мореплавания, живучесть личного состава экипажей, выполнения производственного задания [1].

Научное обоснование системы применения физических упражнений в организации воспитания курсантов судоводительской специальности во взаимосвязи берег-море имеет не только локальное значение, но также является одной из важных про-

блем теории и практики профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Целью нашего исследования явилось совершенствование учебнопедагогического процесса путем направленного использования средств физической культуры при подготовке в морских вузах техников-судоводителей. При постановке исследования предполагалось, что повысить качество подготовки техника-судоводителя можно, совершенствуя взаимосвязь ППФП на берегу и в море.

Рассмотрение результатов четырехлетнего эксперимента, в котором участвовали курсанты двух опытных и контрольной групп (в количестве стандартных групп курсантов), выявило на всех этапах профессионального обучения у испытуемых первой группы, занимавшихся ППФП на берегу и в море с высоким двигательным режимом еженедельных занятий физическими упражнениями, обнаружены наиболее высокие показатели уровня развития большинства профессионально важных качеств судоводителя. Данные обследованных по всем системным характеристикам соответствовали модели квалифицированных специалистов и по критерию пригодности достоверно превысили на 6,2% уровень техника-судоводителя. У курсантов второй группы, занимавшихся ППФП только на берегу с меньшим двигательным режимом занятий, показатели комплексной подготовленности хотя и приблизились к модели специалиста, но на фоне более высоких уровней общей и специальной физической подготовленности испытуемых первой группы результаты в системных характеристиках психофизиологических функций у них достоверно ниже, чем у техника-судоводителя. Преимущественное различие обнаружено между ними по показателю успешности решения логических задач с пространственным ориентированием, что мы объясняем специфическим воздействием занятий спортивным ориентированием на формирование данной функции у испытуемых первой группы. Самый низкий уровень изученных характеристик по модельным показателям подготовленности специалиста отмечен в контрольной группе, где испытуемые отстали от уровня техника-судоводителя на 21,3%.

Выявилось, что наибольшие приросты результатов произошли на этапе общей физической подготовки. Этап специальной физической подготовки явился стабилизирующим моментом в формировании общей и специальной физической подготовленности. Третий этап обнаружил в опытных группах достоверный сдвиг в улучшении общей и специальной физической подготовленности. В то время как у испытуемых контрольной группы на фоне стабилизации уровня специальной физической подготовленности общая физическая подготовка достоверно ухудшилась, что стало соответствовать их начальному уровню. Под влиянием специальных средств развитие изученных качеств и функций произошло неодинаково. Так, в показателях выносливости основное увеличение произошло на этапе активного формирования профессионально важных качеств и психофизиологической готовности к профессии техника-судоводителя. Преимущественное развитие ловкости выявлено на этапе общей прикладной физической подготовки. Силовые способности возросли на этапе специальной физической подготовки. Нами установлено, что темпы приростов функций на этапах общей и специальной физической подготовки были ниже, чем рост результатов общей и специальной физической подготовленности. Можно полагать, что к организации учебного процесса необходимо подходить дифференцированно с использованием предлагаемой методики профилированного процесса физического воспитания курсантов судоводительской специальности на протяжении всего цикла занятий в морском вузе.

Известно, что основным показателем успешности освоения специальности является процесс самостоятельной производственной деятельности. В этой связи нами проанализированы результаты наблюдений, дневники самоконтроля, экспертные оценки за учебно-производственные практики, динамики помехоустойчивости психофизиологических функций в условиях модельного эксперимента, выполнение производственных тестов в условиях моря. Анализ в целом показал, что за одинаковое время обучения курсанты опытных групп достигли более высокой степени выполнения

некоторых практических элементов судоводительской работы. В значительной мере это объясняется направленным воздействием средств ППФП на организм курсантов во время занятий физической культурой. Полученные нами результаты засвидетельствовали эффект положительного переноса тренированности организма курсантов в упражнениях, разработанных нами по программе ППФП для успешности освоения профессии техника-судоводителя. При этом выяснилось, что оптимальный двигательный режим занятий направленной физической подготовкой на берегу должен быть не менее 6 часов в неделю с соответствующим закреплением пройденного материала в условиях моря, где целесообразно использовать 4-5-разовые 45-50-минутные тренировки.

Результаты исследований [2, 3] показали, что совершенствование общей физической подготовленности способствуют более высокому уровню развития профессионально важных качеств, быстрейшему освоению специальности и повышению производительности труда. Вместе с тем, в работе [4] показано, что между показателями общей физической подготовленности и работоспособностью на производстве прямой зависимости нет, что свидетельствует о том, что общая физическая подготовленность лишь создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптация к условиям производства. Сравнительный анализ результатов нашего исследования определил, что успешность освоения матросских навыков и умений, в большей степени, зависит от уровней общей и специальной физической подготовленности испытуемых. Нами обнаружено, что успешность освоения практических двигательных навыков в условиях судна зависит от высокого уровня развития выносливости и ловкости, быстроты. Однако по показателям производственного тестирования специализированно для профессии техника-судоводителя выяснилось, что успешность освоения специальности в целом зависит от способностей решения логических задач с пространственным ориентированием, функций внимания и психомоторных процессов.

Таким образом, разработанная нами трехэтапная система специальной физической подготовки курсантов судоводительской профессии предусматривала дифференцированный подход к комплексному формированию профессионально важных качеств в динамике их становления от матроса до техника-судоводителя, что в целом и обеспечило качественную подготовку испытуемых к успешному выполнению ими предстоящей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данченко, С. А. Профессиональная направленность моряков : учеб. пособие / С.А. Данченко ; Мор. гос. ун-т. - Владивосток : [б.и.], 2005. - 56 с.

2. Карпов, В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов речных училищ : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Карпов В.А. ; Московская гос. акад. физ. культуры. - М., 2003. - 23 с.

3. Минин, Е.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка судового механика : автореф. дис. .канд. пед. наук / Минин Е.Ф. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1991. - 25 с.

4. Мусаелов, И.В. Производственная физическая нагрузка в трудовом коллективе / И.В. Мусаелов, Л.Н. Нифонтова. - М. : Профиздат, 1985. - 200 с.

Контактная информация: pastushur@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.