— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-11 -22 УДК 332
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ В КОНТЕКСТЕ САНКЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Онищенко Е.А., Ржечицкая Е.И., Цыкин Г.С.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Аннотация. В данной статье рассматривается эффективность финансовых мультипликаторов в условиях санкционной экономики Российской Федерации. Исследование направлено на анализ теоретических аспектов финансовых мультипликаторов и их практического применения в условиях экономических санкций. В статье проводится обзор существующих санкционных режимов и их макроэкономических последствий для России, а также анализируется воздействие санкций на работу финансовых мультипликаторов. Особое внимание уделяется сравнительному анализу изменений в работе мультипликаторов до и после введения санкций, с акцентом на успешные кейсы и стратегии преодоления санкционного давления. В заключение формулируются рекомендации для правительства и бизнеса по эффективному использованию финансовых мультипликаторов в условиях санкционной экономики и обозначаются перспективные направления для дальнейших исследований.
Ключевые слова: экономические санкции, финансовые мультипликаторы, налоговый мультипликатор, инвестиционный мультипликатор, ВВП, инфляция, безработица.
THE EFFECTIVENESS OF FINANCIAL MULTIPLIERS IN THE CONTEXT OF THE SANCTIONS ECONOMY
Elizaveta A. Onishchenko, Elizaveta I. Rzhechitskaya, Gleb S. Tsykin
Financial University under the Government of the Russian Federation
Abstract. This article examines the effectiveness of financial multipliers in the conditions of the sanctioned economy of the Russian Federation. The research is aimed at analyzing the theoretical aspects of financial multipliers and their practical application in the context of economic sanctions. The article provides an overview of the existing sanctions regimes and their macroeconomic consequences for the Russian Federation, as well as analyzes the impact of sanctions on the operation of financial multipliers. Special attention is paid to the comparative analysis of changes in the work of multipliers before and after the imposition of sanctions, with an emphasis on successful cases and strategies to overcome sanctions pressure. In conclusion, recommendations are formulated for the government and business on the effective use of financial multipliers in the conditions of the sanctions economy and promising areas for further research are outlined.
Keywords: economic sanctions, financial multipliers, tax multiplier, investment multiplier, GDP, inflation, unemployment.
Финансирование: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
Введение.
Экономические санкции, наложенные на Российскую Федерацию, оказывают значительное воздействие на экономику страны, приводя к ограниченному доступу к международным финансовым рынкам, сокращению инвестиций и замедлению экономического роста. Это создает потребность в эффективных инструментах для поддержания экономической активности.
Исследование направлено на оценку эффективности финансовых мультипликаторов в условиях санкций, включая анализ теоретических основ и практического применения этих инструментов, а
также воздействия санкций на их функционирование. Особое внимание уделяется сравнению условий до и после введения санкций и анализу успешных стратегий преодоления экономических проблем.
Тема актуальна из-за необходимости разработки эффективных экономических стратегий для минимизации негативных последствий санкций и поддержки экономического роста. Глубокое понимание изменений в работе финансовых мультипликаторов поможет в принятии обоснованных экономических решений и разработке политики, способствующей устойчивому развитию.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Обсуждение. Результаты.
Теоретические основы финансовых мультипликаторов.
Финансовые мультипликаторы - ключевые инструменты макроэкономического анализа, оценивающие воздействие экономических переменных на уровень экономической активности. Они представляют собой коэффициенты, которые демонстрируют, как изменения в одних параметрах, например, государственных расходах, влияют на валовой внутренний продукт (ВВП). Финансовые мультипликаторы характеризуются своим стимулирующим эффектом, временным лагом между введением мер и их воздействием на экономику, а также силой, с которой они влияют на ВВП.
Эти инструменты можно классифицировать по видам в зависимости от измеряемых экономических параметров. Среди них выделяют:
1) налоговые мультипликаторы, оценивающие влияние изменений налоговой политики на ВВП;
2) бюджетные мультипликаторы, анализирующие эффекты изменений в государственных расходах;
3) инвестиционные мультипликаторы, изучающие воздействие изменений в инвестиционной активности;
4) экспортные мультипликаторы, оценивающие влияние экспорта на ВВП.
Фискальные мультипликаторы и уровень доходного неравенства представляют собой коэффициенты, которые измеряют влияние изменений в фискальной политике, таких как государственные расходы или налоги, на общие макроэкономические показатели, например, ВВП. Эти мультипликаторы отражают, насколько изменение одного экономического показателя (например, государственных расходов) влияет на другой показатель (например, уровень национального дохода) в экономике [4].
Теоретические основы финансовых мультипликаторов подкреплены различными экономическими моделями.
Кейнсианская модель подчеркивает роль государственных расходов в стимулировании совокупного спроса и ВВП.
Модель ISLM анализирует взаимодействие между фискальной и монетарной политикой, влияющее на уровень экономической активности.
Модель ADAS используется для изучения макроэкономических колебаний и влияния экономических шоков на уровень цен и ВВП.
Мультипликатор-акселератор модель объясняет, как начальное увеличение спроса может стиму-
лировать дальнейшие инвестиции и экономический рост.
Методология исследования.
Для анализа эффективности финансовых мультипликаторов в условиях санкционной экономики Российской Федерации используются следующие методы и инструменты:
1) эконометрические модели. Они позволяют количественно оценить влияние различных факторов на макроэкономические показатели. В исследовании используются модели временных рядов, такие как авторегрессионные модели с распределенными лагами (ARDL), которые помогают выявить краткосрочные и долгосрочные эффекты санкций на экономику;
2) статистический анализ. Статистические методы включают в себя дескриптивную статистику для описания основных характеристик данных и корреляционный анализ для выявления взаимосвязей между переменными. Используются также методы регрессионного анализа для оценки зависимости между макроэкономическими показателями и финансовыми мультипликаторами;
3) сравнительный анализ. Метод применяется для сопоставления показателей экономической активности, бюджетной политики и инвестиционной среды до и после введения санкций. Этот метод позволяет выявить изменения в эффективности финансовых мультипликаторов и оценить их влияние на экономику.
Для обеспечения надежности и достоверности анализа используются следующие источники данных:
- государственная статистика. Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) предоставляют информацию о макроэкономических показателях, таких как ВВП, инфляция, занятость и инвестиции. Эти данные являются основными для анализа изменений в экономике РФ;
- международные отчеты. Отчеты международных организаций, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), предоставляют сравнительные данные по экономике России и других стран, находящихся под санкциями. Эти отчеты помогают понять глобальный контекст и сравнить российский опыт с опытом других стран;
- академические исследования. Рецензируемые научные статьи и исследования предоставляют теоретическую и эмпирическую базу для анализа финансовых мультипликаторов. Эти источники помогают глубже понять механизмы работы мультипликаторов и их влияние на экономику в условиях санкций.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Воздействие санкций на экономику.
В 2024 году на Российскую Федерацию продолжают оказывать влияние многочисленные санкции на различные аспекты её экономики и политики. Эти меры включают финансовые ограничения, такие как ограниченный доступ российских банков и компаний к международным финансовым рынкам, что затрагивает основные финансовые учреждения, включая Сбербанк и ВТБ. Торговые санкции ограничивают экспорт и импорт ключевых технологий и товаров, особенно в сфере высоких технологий и оборонной промышленности. Персональные и секторальные санкции усиливают давление на экономическую и политическую элиту, а также на важные отрасли, включая энергетику и транспорт.
Макроэкономические последствия санкций заметны в усилении инфляционного давления, особенно из-за увеличения стоимости импорта и сокращении рабочих мест в ключевых отраслях. Санкции оказывают особенно сильное воздействие на финансовый сектор, ограничивая доступ к международному капиталу и повышая стоимость заимствований, что негативно сказывается на инвестиционной активности и устойчивости банковской системы. Ограничения в международной финансовой деятельности приводят к росту процентных ставок и ухудшению качества активов, усиливая долю проблемных кредитов и снижая общую финансовую стабильность.
Эффективность финансовых мультипликаторов в условиях санкций.
До введения санкций финансовые мультипликаторы в России работали в условиях относительно стабильной экономической среды. Государственные расходы, налоговая политика и инвестиции оказывали ожидаемое стимулирующее воздействие на экономическую активность, способствуя росту ВВП и улучшению основных макроэкономических показателей.
После введения санкций эффективность финансовых мультипликаторов существенно упала, возникли ограничения на доступ к международным финансовым рынкам, технологиям и инвестициям, что негативно сказалось на результативности государственных расходов. Ограничения на импорт технологий и оборудования привели к увеличению затрат на государственные проекты и снизили их рентабельность. Как следствие, мультипликатор государственных расходов уменьшился, поскольку рост ВВП на каждую единицу государственных расходов стал менее значительным.
Помимо этого, произошло ухудшение налогового мультипликатора. Снижение доходов населения и бизнеса в условиях санкций привело к снижению налоговых поступлений, что ограничило возможности для налогового стимулирования экономики. Повышение налогов для компенса-
ции бюджетных дефицитов также имело негативный эффект на экономическую активность.
Еще одним последствием введения санкций стало снижение инвестиционного мультипликатора. Ограничение доступа к капиталу и технологиям привело к сокращению инвестиций в ключевые сектора экономики. Это негативно сказалось на долгосрочном экономическом росте и снижении эффективности инвестиционного мультипликатора.
До введения санкций российская экономика демонстрировала стабильный рост, поддерживаемый устойчивыми государственными расходами, активной налоговой политикой и значительными инвестициями. Основные макроэкономические показатели показывали положительную динамику.
Согласно прогнозам ОЭСР на 2023 год, российская экономика должна была продемонстрировать рост ВВП на уровне 0,3 % в годовом исчислении. Инфляция ожидалась на уровне 7,2 %, что является снижением по сравнению с предыдущими годами, но все еще достаточно высоким показателем. Уровень безработицы прогнозировался на уровне 5,5 % [7].
В 2023 году номинальный объем ВВП вырос с 106606,6 млрд руб. в 2020 году до 171041,0 млрд руб. Рост ВВП в 2021 году (130 795,3 млрд руб.) был поддержан стабильными государственными расходами и значительными инвестициями. Однако, в 2022 году, несмотря на рост до 151455,6 млрд руб., экономика начала испытывать давление санкций, ограничивших доступ к международным рынкам и технологиям. В 2023 году рост ВВП до 171041,0 млрд руб. можно объяснить адаптацией экономики к новым условиям и смещением акцентов на внутренние ресурсы и им-портозамещение.
Уровень инфляции в 2021 году составил 8,39 %, что выше по сравнению с 4,91 % в 2020 году. Ситуация усугубилась в 2022 году, когда инфляция достигла 11,94 % из-за роста цен на импортируемые товары и ограничений, связанных с санкциями. В 2023 году инфляция снизилась до 5,27 %, что может быть связано с мерами по стабилизации экономики и адаптации к новым условиям торговли и производства.
Уровень безработицы постепенно снижался с 5,8 % в 2020 году до 3,5 % в 2023 году. В 2021 году снижение уровня безработицы до 4,3 % было обусловлено восстановлением экономики после пандемии СОУЮ-19. В 2022 и 2023 годах снижение до 3,7 % и 3,5 % соответственно может быть связано с усилиями правительства по поддержке занятости и переориентацией экономики на внутренние потребности.
Влияние санкций проявилось в снижении эффективности финансовых мультипликаторов, что выразилось в изменении структуры и динамики основных макроэкономических показателей.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Ограничения на импорт технологий и оборудования увеличили затраты на государственные проекты и снизили их рентабельность, что, в свою очередь, уменьшило мультипликатор государственных расходов. Снижение доходов насе-
Основные макроэкономические
ления и бизнеса привело к ухудшению налогового мультипликатора, а ограничение доступа к капиталу и технологиям - к снижению инвестиционного мультипликатора.
Таблица 1
затели России (2020-2023 гг.)
Год Номинальный объем ВВП (млрд руб.) Инфляция (%) Безработица (%)
2020 106967,5 4,91 5,8
2021 130795,3 8,39 4,3
2022 151455,6 11,94 3,7
2023 171041,0 5,27 3,5
Источник: Официальный сайт Росстата // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. иЯ1_ : ИНрБ:// rosstat.gov.ru (дата обращения 15.07.2024).
170000
160000
£
й 150000
CL
ч Е
С
g 140000 £
о
S 3
5 130000 tu
X
<3
120000
110000
.........
..............................J
; У У / \ \ \ ч ч ъ ч ч ч
-#- номинальный объем ВВП Инфляция -• - Безработица
/ \ / \ /
/ ............./1......... / ч X ч / ч / ч Г V ч ...........
/ ¿г \ \ \ \ ..„>_____________________
/ .......V......................... % \ \ \ \ ч ч ч ч
.............................7' .....................Z..... V ч V
1 ■ч ч ч \
* > /
У
12
2020.0
2020.5
2021.0
2021.5 ГОД
2022.0
2022.5
2023.0
Рисунок 1 - Основные макроэкономические показатели России (2020-2023 гг.). Источник: Официальный сайт Росстата // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL : https://rosstat.gov.ru (дата обращения 15.07.2024).
Опыт Ирана и Северной Кореи, находящихся под санкциями, может предложить полезные уроки для России.
Иран с 2010 года находится под жесткими экономическими санкциями, которые ограничили его доступ к международным финансовым рынкам и технологиям. В ответ на это Иран развивал внутренние производства и диверсифицировал экономику. Например, Иран увеличил внутренние инвестиции в сельское хозяйство и промышленные секторы, что помогло смягчить воздействие санкций на экономику. Однако, несмотря на эти усилия, Иран все еще сталкивается с высоким уровнем инфляции.
Согласно данным Международного валютного фонда (МВФ) и других источников, ВВП Ирана с 2020 года показал колебания, при этом рост был зафиксирован на уровне 3,3 % в 2020 году, 4,7 % в 2021 году, но замедлился до 3 % в 2022 году и до 2 % в 2023 году. Прогнозы МВФ на 2024 год предполагают рост в 3,3 % [8].
Что касается инфляции, в 2021 году она составила около 43,4 %, а затем оставалась на уровне около 40 % в 2022 и 2023 годах. Эти уровни инфляции значительно выше, чем прогнозируемые ранее. Фактические данные показывают, что экономическая нестабильность и санкции продолжают оказывать существенное давление на экономику Ирана, особенно в контексте инфля-
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
ции, которая остается высокой. Прогнозы были достаточно точными в отношении общего тренда, хотя точные значения иногда отклонялись от фактических показателей.
Санкции против Северной Кореи ограничили её доступ к международной торговле и финансам. В ответ на это страна сосредоточилась на самообеспечении и внутреннем производстве. Однако отсутствие доступа к современным технологиям и капиталу существенно ограничивает экономическое развитие страны, приводя к хроническим дефицитам товаров и низкому уровню жизни населения.
Северная Корея предоставляет ограниченные и ненадежные данные о своей экономике, поэтому любые оценки ВВП и инфляции основаны на внешних оценках и моделях. По оценкам, ВВП Северной Кореи в 2020-2022 годах показал снижение, с ожидаемым сокращением примерно на 0,2 % в 2022 году. Это связано с усилением санкций и внутренними экономическими проблемами. Инфляция в Северной Корее также остается высоко нестабильной, но точные данные отсутствуют. Прогнозы МВФ и ОЭСР для Северной Кореи, как правило, показывают медленный рост ВВП и высокую инфляцию, соответствующую экономическим вызовам страны.
Для России из опыта Ирана и Северной Кореи можно сделать следующие выводы:
1) диверсификация экономики. Как Иран, Россия должна сосредоточиться на диверсификации своей экономики, уменьшая зависимость от экспорта энергоресурсов и развивая внутренние отрасли, такие как сельское хозяйство и производство;
2) развитие внутренних технологий. Необходимость инвестиций в развитие собственных технологий и производств, чтобы снизить зависимость от импортных технологий и оборудования;
3) гибкая налоговая и бюджетная политика. Адаптация налоговой и бюджетной политики к новым экономическим условиям для поддержания экономической активности и социальной стабильности.
Проблемы и вызовы эффективности финансовых мультипликаторов.
Санкционный режим оказывает значительное влияние на финансовую политику государства, что отражается на реализации финансовых мультипликаторов.
Санкции снижают доходы бюджета за счет падения налоговых поступлений и ограничивают возможность заимствований на международных рынках, что уменьшает возможности для государственных инвестиций и социальных программ.
Ограничение импорта ведут к росту цен на товары и услуги, что усложняет поддержание стабильности макроэкономических показателей.
Использование финансовых мультипликаторов в экономике, находящейся под санкционным давлением, сталкивается с рядом препятствий. Эти факторы можно разделить на внутренние и внешние:
К внутренним факторам относятся:
- низкая степень кредитоспособности у потребителей и предприятий, что затрудняет получение кредитов и использование финансовых ресурсов для инвестиций;
- недостаточная прозрачность и эффективность финансовых рынков, что может привести к неполной передаче изменений ключевых ставок или других монетарных мероприятий на реальную экономику;
- высокий уровень задолженности у домашних хозяйств и компаний, что может сдерживать спрос на кредиты и инвестиции.
К внешним факторам относятся:
- ограниченный доступ к международным рынкам. Санкции ограничивают возможность российских компаний привлекать зарубежные инвестиции и технологии;
- колебания цен на энергоресурсы. Зависимость от экспорта нефти и газа делает экономику уязвимой к изменениям мировых цен на энергоресурсы.
Практическое применение финансовых мультипликаторов в санкционной экономике.
Несмотря на санкционное давление, в России были предприняты различные меры и инициативы, направленные на смягчение последствий санкций и поддержку экономики. Некоторые из них оказались достаточно успешными.
Импортозамещение. Программа импортозаме-щения, запущенная правительством, направлена на развитие отечественного производства и снижение зависимости от импортных товаров и технологий. В результате, Россия смогла значительно увеличить производство в сельскохозяйственном секторе, пищевой промышленности и машиностроении.
Развитие малого и среднего бизнеса. Введение налоговых льгот и упрощение процедур регистрации для малого и среднего бизнеса способствовали увеличению числа новых предприятий. Это помогло создать новые рабочие места и стимулировать экономическую активность на местном уровне.
Инвестиции в инфраструктуру. Государственные инвестиции в инфраструктурные проекты, такие
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
как строительство дорог, мостов и модернизация транспортной сети, стимулировали экономический рост и улучшили логистическую инфраструктуру страны.
Для оценки эффективности бюджетных и налоговых мер, направленных на поддержку экономики в условиях санкций, рассмотрим два ключевых аспекта:
1) бюджетные меры. Увеличение государственных расходов на инфраструктурные проекты и социальные программы помогло поддержать экономическую активность и снизить уровень безработицы. Однако высокие бюджетные дефициты и увеличение государственного долга являются существенными рисками;
2) налоговые меры. Снижение налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса, а также введение налоговых каникул для новых предприятий, оказались эффективными мерами для стимулирования предпринимательской активности. Тем не менее, снижение налоговых поступлений создает дополнительные вызовы для бюджетной политики.
Практические рекомендации для государственных органов и частного сектора по улучшению эффективности мультипликаторов.
Для повышения эффективности финансовых мультипликаторов в условиях санкционной экономики следует принять следующие стратегические меры.
Для государственных органов:
- развитие инфраструктуры - продолжение вложений в проекты по строительству дорог, мостов и энергетических объектов, что будет способствовать экономической активности и созданию новых рабочих мест;
- поддержка инноваций - увеличение финансирования научных исследований и разработок, а также создание благоприятных условий для коммерциализации инновационных решений;
- оптимизация налоговой политики - введение налоговых льгот для ключевых отраслей и малого бизнеса с целью стимулирования инвестиций и экономического роста.
Для частного сектора:
- инновации и модернизация - инвестирование в современные технологии и оборудование для повышения производительности и конкурентоспособности;
- повышение операционной эффективности -внедрение лучших практик управления и оптимизация бизнес процессов для снижения издержек и увеличения прибыли;
- сотрудничество с государством - активное участие в государственных программах поддержки бизнеса и партнерство с государственными органами для реализации совместных проектов.
Для более глубокого понимания и улучшения использования финансовых мультипликаторов в условиях санкционной экономики рекомендуется провести дальнейшие исследования в следующих областях:
- анализ долгосрочных эффектов санкций, а именно изучение долгосрочных последствий санкций на экономику России и оценка устойчивости экономических стратегий;
- влияние инноваций на мультипликаторы. Исследование роли инноваций и технологического развития в повышении эффективности финансовых мультипликаторов;
- сравнительные исследования. Сравнительный анализ опыта других стран, находящихся под санкциями, для выявления лучших практик и адаптации их к российским условиям;
- эффективность государственных программ. Оценка эффективности различных государственных программ поддержки экономики в условиях санкций.
Заключение.
В ходе проведенного исследования была проанализирована эффективность финансовых мультипликаторов в условиях санкционной экономики Российской Федерации.
Основные выводы включают:
Снижение эффективности финансовых мультипликаторов. Санкции существенно снизили эффективность государственных расходов, налоговой и инвестиционной политики. Это связано с ограничением доступа к международным рынкам, технологиям и инвестициям.
Воздействие на макроэкономические показатели. Несмотря на введенные санкции объем ВВП увеличился, уровень инфляции и уровень безработицы снизился.
Успешные меры и инициативы. Программы им-портозамещения, поддержка малого и среднего бизнеса, а также инвестиции в инфраструктуру показали свою эффективность в смягчении негативного воздействия санкций.
На основании проведенного анализа можно сделать следующие итоговые выводы.
Необходимость адаптации экономической политики. В условиях санкционной экономики требуется гибкость и адаптация экономической политики, направленная на смягчение негативных последствий санкций и повышение устойчивости экономики.
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Роль государственных программ. Государственные программы поддержки, такие как импорто-замещение и поддержка малого и среднего бизнеса, играют ключевую роль в стимулировании экономической активности и снижении зависимости от внешних факторов.
Инвестиции в инновации и технологии. Для повышения эффективности финансовых мультипликаторов необходимо инвестировать в развитие внутренних технологий и инноваций, что позволит увеличить производительность и конкурентоспособность экономики.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Грищенко В.О. Денежный мультипликатор в современных финансовых системах / В.О. Грищенко // Деньги и кредит. 2017. № 9. С. 10-17.
2. Соколов И.А. Оценка воздействия бюджетно-налоговой политики на темпы экономического роста / И.А. Соколов, Е.О. Матвеев // Мир новой экономики. 2023. № 4. С. 65-78.
3. Ануреев С.В. Развивающие концепции общественных финансов на стыке экономических дисциплин / С.В. Ануреев // Экономика. Налоги. Право. 2021. № 3. С. 79-88.
4. Дорофеев М.Л. Фискальные мультипликаторы и уровень доходного неравенства. (на примере стран ОЭСР, России и Китая) / М.Л. Дорофеев // Вопросы экономики. 2024. № 4. С. 111-126.
5. Официальный сайт Росстата. Макроэкономические показатели Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики, 2024. URL : https://rosstat.gov.ru
6. Международный валютный фонд. World Economic Outlook: Countering the Cost-of-Living Crisis // International Monetary Fund, 2023. URL : https://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2023/01/weodata/index.aspx
7. OECD Economic Outlook. OECD Publishing, 2023. Iss. 1 // URL : https://www.oecd-ilibrary.org/eco nom-ics/oecd-economic-outlook-volume-2023-issue-1_19a8be7d-en
8. Financial Tribune. IMF Economic Forecasts for Iran // Financial Tribune, 2022. URL : https://financialtri bune.com/articles/domestic-economy/115819/imf-economic-forecasts-for-iran
9. Index Mundi. South Korea vs. North Korea - economy comparison // Index Mundi, 2023. URL : https://www. indexmundi.com/factbook/compare/south-korea.north-korea
References:
1. Grishchenko V.O. Money multiplier in modern financial systems / V.O. Grishchenko // Money and credit. 2017. № 9. P. 10-17.
2. Sokolov I.A. Assessing the impact of fiscal policy on the rate of economic growth / I.A. Sokolov, E.O. Matveev // The world of the new economy. 2023. No. 4. Pp. 65-78.
3. Anureev S.V. Developing concepts of public finance at the intersection of economic disciplines / S.V. Anureev // Economy. Taxes. Law. 2021. № 3. P. 79-88.
4. Dorofeev M.L. Fiscal multipliers and the level of income inequality. (on the example of OECD countries, Russia and China) / M.L. Dorofeev // Questions of Economics. 2024. № 4. P. 111-126.
5. Official website of Rosstat. Macroeconomic indicators of the Russian Federation // Federal State Statistics Service, 2024. URL : https://rosstat.gov.ru 6. International Monetary Fund. World Economic Outlook: Countering the Cost-of-Living Crisis // Inter-national Monetary Fund, 2023. URL : https://www.imf.org/external/ pubs/ft/weo/2023/01/weodata/index.aspx
77. OECD Economic Outlook. OECD Publishing, 2023. Iss. 1 // URL : https://www.oecd-ilibrary.org/eco nom-ics/oecd-economic-outlook-volume-2023-issue-1_19a8be7d-en
8. Financial Tribune. IMF Economic Forecasts for Iran // Financial Tribune, 2022. URL : https://financialtri bune.com/articles/domestic-economy/115819/imf-economic-forecasts-for-iran
9. Index Mundi. South Korea vs. North Korea - economy comparison // Index Mundi, 2023. URL : https://www. indexmundi.com/factbook/compare/south-korea.north-korea
Информация об авторах
Онищенко Елизавета Алексеевна
стажер-исследователь Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики
Elizaveta A. Onishchenko
Intern Researcher at the Institute for Research on Socio-Economic Transformations and Financial Policy
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации
Ржечицкая Елизавета Игоревна
стажер- исследователь
Института исследований
социально-экономических трансформаций
и финансовой политики
Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации
Цыкин Глеб Сергеевич
стажер-исследователь
Института исследований
социально-экономических трансформаций
и финансовой политики
Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации
Financial University under
the Government of the Russian Federation
Elizaveta I. Rzhechitskaya
Intern Researcher
at the Institute for Research
on Socio-Economic Transformations
and Financial Policy
Financial University under
the Government of the Russian Federation
Gleb S. Tsykin
Intern Researcher
at the Institute for Research
on Socio-Economic Transformations
and Financial Policy
Financial University under
the Government of the Russian Federation