Научная статья на тему 'Эффективность финансово-экономического управления Единой национальной электрической сетью'

Эффективность финансово-экономического управления Единой национальной электрической сетью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Надежда Константиновна

Выявлены и проанализированы проблемные вопрсы в организации финансово-экономического управления ЕНЭС, требующие корректировки и совершенствования с целью повышения эффективности системы. Разработаны принципы повышения эффективности системы финансово-экономического управления. Предложена схема распределения ресурсов, проведения закупок и выплат и состав функциональных блоков системы финансово-экономического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнова Надежда Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem points in the financial and economic management UNEN are revealed and analyzed. That problem points require the correction for increase of effectiveness. Principals of increase of effectiveness FEM are developed. Model of distribution of the resources, control of the purchases and payments, the composition of the functional blocks FEM are offered.

Текст научной работы на тему «Эффективность финансово-экономического управления Единой национальной электрической сетью»

-►

Экономика и управление в энергетике

Смирнова Н.К.

эффективность финансово-экономического управления Единой национальной электрической сетью

Реформирование электроэнергетики РФ предполагало выделение отдельных бизнесов, часть из которых создавали конкурентную зону, а часть осталась в зоне государственного регулирования. Активы магистральных сетей перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети - в Межрегиональные распределительные сетевые компании, а функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.

В процессе реформирования действующей системы финансово-экономического управления (ФЭУ) ЕНЭС административные методы заменяются на корпоративные, основывающиеся на российских и международных стандартах управления ведущих компаний.

На систему ФЭУ ОАО "СО ЦДУ ЕЭС" накладываются следующие ограничения:

• основная деятельность Общества связана с предоставлением услуг оперативно-диспетчерского управления, регулируемого государством;

• система управления основной деятельностью Общества имеет 3-х уровневую структуру;

• в анализе ФЭУ принято допущение о возможности пренебречь запасами продукции, незавершенного производства, оборудования, сырья, материалов в связи с их незначительностью или отсутствием.

Выделение объектов системы ФЭУ выполнено по критериям:

• методы планирования и контроля, правила распределения полномочий и ответственности, принципы принятия решений различаются для каждого из функциональных блоков;

• устоявшаяся практика проведения группировки финансово-экономических показателей;

• существенность групп финансово-экономических показателей.

Основными структурными элементами системы ФЭУ являются центры ответственности, то есть руководители Общества, несущие ответственность за определенные финансово-экономические показатели.

В результате анализа организации ФЭУ ОАО "СО ЦДУ ЕЭС" определены проблемные точки, требующие корректировки при модернизации и частичной автоматизации системы ФЭУ:

1. Неэффективная система распределения ресурсов:

- в основе алгоритма распределения ресурсов лежит принцип выделения лимитов;

- отсутствие финансово-экономической ответственности у технологических и административных служб за согласования договоров;

- отсутствие явных резервов у руководителей филиалов;

- отсутствие реально действующего годового планирования;

- смета затрат не отражает полную сумму ресурсов, которые потребляет филиал;

- классификатор затрат не позволяет эффективно управлять распределением ресурсов.

2. Нецелостная система контроля:

- контроль за платежами выполняется по смете затрат и инвестиционной программе;

- отсутствует контроль проведения закупок (договоров);

- отсутствует методика формирования отчета об исполнении сметы.

3. Проблемы в управлении денежными средствами:

- "зависание" денежных средств на счетах филиалов;

- функции Казначейства ограничены рамками Исполнительного Аппарата;

- сильно упрощенный механизм управления кредиторской задолженностью.

4. Общие проблемы:

- отсутствие делегирования полномочий, дублирование функций;

- разделение деятельности на текущую и инвестиционную осуществляется по бухгалтерским стандартам, а не с управленческой точки зрения.

Для корректировки действующей системы ФЭУ ЦДУ ЕЭС предложены и обоснованы следующие принципы:

• Принцип централизованного управления доходами и поступлениями. Планирование, ведение договорной работы и сбор финансовых поступлений от деятельности Общества осуществляется в Исполнительном Аппарате (ИА).

• Принцип распределения ресурсов под согласованные задачи. Планирование и распределение ресурсов производится на основе утвержденных перечней задач планового периода структурных подразделений общества.

• Принцип выделения функциональных центров ответственности. Необходимость выделения функциональных центров ответственности (ФЦО) обусловлена потребностью Общества в централизованном управлении функциональными направлениями. Количество ФЦО связано со значимостью и необходимостью в централизованном управлении соответствующими функциональными направлениями.

• Принцип коллегиального 2-х ступенчатого принятия решений по распределению ресурсов. Принятие решения о выделении ресурсов филиалам осуществляется в два этапа:

- распределение ресурсов под задачи ИА для выполнения общесистемных проектов и под задачи ОДУ (включая потребности РДУ);

- распределение выделенных ресурсов каждым ОДУ под его собственные задачи и задачи подчиненных ему РДУ.

• Принцип оперативного контроля за исполнением решений по расходованию ресурсов. Оперативный контроль за исполнением решений

по расходованию ресурсов осуществляется в двух точках:

— при заключении договоров или принятии решений о разовых закупках (по счетам);

— при выдаче ресурсов для потребления и при принятии решения о проведении платежей.

• Принцип централизованного управления денежными потоками. Централизованное управление денежными потоками производится путем создания "Расчетного центра" в ИА, который осуществляет платежи по финансовым обязательствам Общества и его филиалам.

В табл. 1 представлен сравнительный анализ существующих и предлагаемых принципов построения системы ФЭУ ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС":

Схема распределения ресурсов, проведения закупок и выплат, построенная на основе предложенных принципов, показана на рис. 1.

Ключевым элементом распределения ресурсов в 3-х уровневой системе управления СО - ЦДУ ЕЭС (рис. 2) является Бюджетный комитет (БК) ИА.

В БК входят представители ИА и представители всех ОДУ. На основании плана доходов и поступлений БК распределяет ресурсы по трем основным направлениям: затраты функциональных направлений, затраты подразделений и перспективные проекты. Применение данной схемы позволяет более эффективно распределять ресурсы для решения поставленных задач Общества на всех его уровнях управления.

В качестве критериев выделения объектов системы ФЭУ приняты:

Таблица 1

Сравнительный анализ принципов ФЭУ ОАО "СО-ЦДО ЕЭС"

Существующие принципы управления Предлагаемые принципы управления

Распределение ресурсов по лимитам, задачи определяются по выделенным лимитам. Распределение ресурсов под согласованные задачи.

Распределение ресурсов сверху вниз: ИА ^ филиалы ОДУ и РДУ Коллегиальное двухступенчатое принятие решений по распределению ресурсов: ЦДУ ^ ОДУ, ОДУ ^ РДУ.

Выделение функциональных центров ответственности (только заработная плата). Выделение функциональных центров ответственности.

Отсутствие оперативного контроля за исполнением решений по расходованию ресурсов. Частичный контроль осуществляется путем ограничения финансирования и наложения лимитных ограничений на проведение платежей. Организация оперативного контроля за исполнением решений по распределению и использованию ресурсов (заключение договоров, выполнение работ и проведение платежей).

Децентрализация выплат. Отсутствие деятельности по управлению свободными ресурсами. Осуществление централизованных займов. Централизация управления денежными потоками (с целью организации оптимального управления свободными и заемными денежными средствами).

о

<У>

План централизованных закупок

Задачи ЦД'У

1Бториз. заявка

О/ЦУ )Ппан мвлних расходов. 3/п

Задачи

РДУ Утвержденная смета РДУ )С[ РДУ План мелких расходов, 3/п\ РДУ

Закупки

|Ж1 договоров, аипипнаини по ним пбяэйтапьств)

Планирование деятельности {задачи)

Распределение ресурсов

(Планирование затрат)

Платежи

Централ, программы

Выплаты

Обязательства ЦДУ

Обязательства

по договор-ам ОДУ, РДУ

Задачи ОДУ

Утверяденндя смета ОЛУ

ВымлгНы

3/П ОДУ Мелкие расколы ОДУ

Выплаты

Контроль

3/П РДУ М&лкие рйсхацы РДУ

Рис. 1. Схема распределения ресурсов, проведения закупок и выплат

Рис. 2. Схема распределения ресурсов

Рис. 3. Состав функциональных блоков системы ФЭУ

• различие принципов принятия решений: методы планирования, правила распределения полномочий и ответственности, принципы принятия решений различаются для каждого из функциональных блоков;

• применимость существующей практики группировки финансово-экономических показателей: устоявшаяся практика проведения группировки финансово-экономических показателей рассматривается как заданный внутренний параметр системы ФЭУ;

• существенность: группы финансово-экономических показателей ранжируются, исходя из принципа значимости и существенности, их использование осуществляется в соответствии с присвоенным рангом для каждого из выделенных функциональных блоков.

Состав функциональных блоков финансовой структуры Общества и соответствующие взаимосвязи между ними показаны на диаграмме (рис. 3).

Для увеличения эффективности распределения ресурсов и улучшения управленческих решений планирование доходов и поступлений должно осуществляться в соответствии со статьями предложенного и обоснованного классификатора, в котором выделены доходы

от основной деятельности и доходы от прочей деятельности.

Для планирования, балансировки и корректировки затрат при условии выявления приоритетности каждого назначения, анализа и осуществления контроля за затратами используется "Классификатор по назначению", в котором выделены затраты на производство, административные затраты и общие затраты, и дополнительно выделены амортизация и затраты на покупку основных средств, не входящих в инвестиционную программу. Каждая из групп разбивается на несколько назначений, уточняемых по элементарным статьям затрат.

Таким образом, имеем обоснованные предложения по решению имеющихся проблем и оптимизации финансово-экономического управления Единой национальной электрической сетью, ожидаемым результатом внедрения которых, являются:

• повышение эффективности работы финансово-экономических служб;

• повышение оперативности и качества предоставляемой руководству СО - ЦДУ ЕЭС финансово-экономической информации;

• повышение оперативности в принятии управленческих решений.

Чекалин В.С., Маркин В.В.

Обоснование организационной структуры системы стратегического управления энергоэффективностью в регионе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение вопросов энергетического обеспечения промышленности и населения становится все более актуальным для многих стран. Это связано с ростом масштабов производства, повышением уровня комфортности проживания в крупных и мелких населенных пунктах по всему миру. Энергия, являясь одним из базовых видов исходных ресурсов в сфере материального производства, обеспечивает бесперебойность функционирования промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и других отраслей национальной экономики, нормальную жизнедеятельность населения. Увеличение энергетических потребностей предприятий, появление новых бытовых приборов и электроники в квартирах и офисах вызывает возникновение энергетических проблем

в периоды пиковой нагрузки. В то же время, отсутствие научно обоснованных темпов разработки минерально-сырьевых ресурсов стало причиной истощения многих уникальных месторождений, а перемещение работ в районы с более сложными горно-геологическими условиями приводит к систематическому падению уровня добычи органического топлива.

Для того чтобы снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций в тепловых и электрических сетях, повысить надежность энергообеспечения зданий и других объектов общественного назначения, необходимо создать устойчивые энергетические системы на всех уровнях - от местного до национального. Устойчивые энергетические системы предполагают увеличение использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.