-►
Экономика и управление в энергетике
Смирнова Н.К.
эффективность финансово-экономического управления Единой национальной электрической сетью
Реформирование электроэнергетики РФ предполагало выделение отдельных бизнесов, часть из которых создавали конкурентную зону, а часть осталась в зоне государственного регулирования. Активы магистральных сетей перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети - в Межрегиональные распределительные сетевые компании, а функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.
В процессе реформирования действующей системы финансово-экономического управления (ФЭУ) ЕНЭС административные методы заменяются на корпоративные, основывающиеся на российских и международных стандартах управления ведущих компаний.
На систему ФЭУ ОАО "СО ЦДУ ЕЭС" накладываются следующие ограничения:
• основная деятельность Общества связана с предоставлением услуг оперативно-диспетчерского управления, регулируемого государством;
• система управления основной деятельностью Общества имеет 3-х уровневую структуру;
• в анализе ФЭУ принято допущение о возможности пренебречь запасами продукции, незавершенного производства, оборудования, сырья, материалов в связи с их незначительностью или отсутствием.
Выделение объектов системы ФЭУ выполнено по критериям:
• методы планирования и контроля, правила распределения полномочий и ответственности, принципы принятия решений различаются для каждого из функциональных блоков;
• устоявшаяся практика проведения группировки финансово-экономических показателей;
• существенность групп финансово-экономических показателей.
Основными структурными элементами системы ФЭУ являются центры ответственности, то есть руководители Общества, несущие ответственность за определенные финансово-экономические показатели.
В результате анализа организации ФЭУ ОАО "СО ЦДУ ЕЭС" определены проблемные точки, требующие корректировки при модернизации и частичной автоматизации системы ФЭУ:
1. Неэффективная система распределения ресурсов:
- в основе алгоритма распределения ресурсов лежит принцип выделения лимитов;
- отсутствие финансово-экономической ответственности у технологических и административных служб за согласования договоров;
- отсутствие явных резервов у руководителей филиалов;
- отсутствие реально действующего годового планирования;
- смета затрат не отражает полную сумму ресурсов, которые потребляет филиал;
- классификатор затрат не позволяет эффективно управлять распределением ресурсов.
2. Нецелостная система контроля:
- контроль за платежами выполняется по смете затрат и инвестиционной программе;
- отсутствует контроль проведения закупок (договоров);
- отсутствует методика формирования отчета об исполнении сметы.
3. Проблемы в управлении денежными средствами:
- "зависание" денежных средств на счетах филиалов;
- функции Казначейства ограничены рамками Исполнительного Аппарата;
- сильно упрощенный механизм управления кредиторской задолженностью.
4. Общие проблемы:
- отсутствие делегирования полномочий, дублирование функций;
- разделение деятельности на текущую и инвестиционную осуществляется по бухгалтерским стандартам, а не с управленческой точки зрения.
Для корректировки действующей системы ФЭУ ЦДУ ЕЭС предложены и обоснованы следующие принципы:
• Принцип централизованного управления доходами и поступлениями. Планирование, ведение договорной работы и сбор финансовых поступлений от деятельности Общества осуществляется в Исполнительном Аппарате (ИА).
• Принцип распределения ресурсов под согласованные задачи. Планирование и распределение ресурсов производится на основе утвержденных перечней задач планового периода структурных подразделений общества.
• Принцип выделения функциональных центров ответственности. Необходимость выделения функциональных центров ответственности (ФЦО) обусловлена потребностью Общества в централизованном управлении функциональными направлениями. Количество ФЦО связано со значимостью и необходимостью в централизованном управлении соответствующими функциональными направлениями.
• Принцип коллегиального 2-х ступенчатого принятия решений по распределению ресурсов. Принятие решения о выделении ресурсов филиалам осуществляется в два этапа:
- распределение ресурсов под задачи ИА для выполнения общесистемных проектов и под задачи ОДУ (включая потребности РДУ);
- распределение выделенных ресурсов каждым ОДУ под его собственные задачи и задачи подчиненных ему РДУ.
• Принцип оперативного контроля за исполнением решений по расходованию ресурсов. Оперативный контроль за исполнением решений
по расходованию ресурсов осуществляется в двух точках:
— при заключении договоров или принятии решений о разовых закупках (по счетам);
— при выдаче ресурсов для потребления и при принятии решения о проведении платежей.
• Принцип централизованного управления денежными потоками. Централизованное управление денежными потоками производится путем создания "Расчетного центра" в ИА, который осуществляет платежи по финансовым обязательствам Общества и его филиалам.
В табл. 1 представлен сравнительный анализ существующих и предлагаемых принципов построения системы ФЭУ ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС":
Схема распределения ресурсов, проведения закупок и выплат, построенная на основе предложенных принципов, показана на рис. 1.
Ключевым элементом распределения ресурсов в 3-х уровневой системе управления СО - ЦДУ ЕЭС (рис. 2) является Бюджетный комитет (БК) ИА.
В БК входят представители ИА и представители всех ОДУ. На основании плана доходов и поступлений БК распределяет ресурсы по трем основным направлениям: затраты функциональных направлений, затраты подразделений и перспективные проекты. Применение данной схемы позволяет более эффективно распределять ресурсы для решения поставленных задач Общества на всех его уровнях управления.
В качестве критериев выделения объектов системы ФЭУ приняты:
Таблица 1
Сравнительный анализ принципов ФЭУ ОАО "СО-ЦДО ЕЭС"
Существующие принципы управления Предлагаемые принципы управления
Распределение ресурсов по лимитам, задачи определяются по выделенным лимитам. Распределение ресурсов под согласованные задачи.
Распределение ресурсов сверху вниз: ИА ^ филиалы ОДУ и РДУ Коллегиальное двухступенчатое принятие решений по распределению ресурсов: ЦДУ ^ ОДУ, ОДУ ^ РДУ.
Выделение функциональных центров ответственности (только заработная плата). Выделение функциональных центров ответственности.
Отсутствие оперативного контроля за исполнением решений по расходованию ресурсов. Частичный контроль осуществляется путем ограничения финансирования и наложения лимитных ограничений на проведение платежей. Организация оперативного контроля за исполнением решений по распределению и использованию ресурсов (заключение договоров, выполнение работ и проведение платежей).
Децентрализация выплат. Отсутствие деятельности по управлению свободными ресурсами. Осуществление централизованных займов. Централизация управления денежными потоками (с целью организации оптимального управления свободными и заемными денежными средствами).
о
<У>
План централизованных закупок
Задачи ЦД'У
1Бториз. заявка
О/ЦУ )Ппан мвлних расходов. 3/п
Задачи
РДУ Утвержденная смета РДУ )С[ РДУ План мелких расходов, 3/п\ РДУ
Закупки
|Ж1 договоров, аипипнаини по ним пбяэйтапьств)
Планирование деятельности {задачи)
Распределение ресурсов
(Планирование затрат)
Платежи
Централ, программы
Выплаты
Обязательства ЦДУ
Обязательства
по договор-ам ОДУ, РДУ
Задачи ОДУ
Утверяденндя смета ОЛУ
ВымлгНы
3/П ОДУ Мелкие расколы ОДУ
Выплаты
Контроль
3/П РДУ М&лкие рйсхацы РДУ
Рис. 1. Схема распределения ресурсов, проведения закупок и выплат
Рис. 2. Схема распределения ресурсов
Рис. 3. Состав функциональных блоков системы ФЭУ
• различие принципов принятия решений: методы планирования, правила распределения полномочий и ответственности, принципы принятия решений различаются для каждого из функциональных блоков;
• применимость существующей практики группировки финансово-экономических показателей: устоявшаяся практика проведения группировки финансово-экономических показателей рассматривается как заданный внутренний параметр системы ФЭУ;
• существенность: группы финансово-экономических показателей ранжируются, исходя из принципа значимости и существенности, их использование осуществляется в соответствии с присвоенным рангом для каждого из выделенных функциональных блоков.
Состав функциональных блоков финансовой структуры Общества и соответствующие взаимосвязи между ними показаны на диаграмме (рис. 3).
Для увеличения эффективности распределения ресурсов и улучшения управленческих решений планирование доходов и поступлений должно осуществляться в соответствии со статьями предложенного и обоснованного классификатора, в котором выделены доходы
от основной деятельности и доходы от прочей деятельности.
Для планирования, балансировки и корректировки затрат при условии выявления приоритетности каждого назначения, анализа и осуществления контроля за затратами используется "Классификатор по назначению", в котором выделены затраты на производство, административные затраты и общие затраты, и дополнительно выделены амортизация и затраты на покупку основных средств, не входящих в инвестиционную программу. Каждая из групп разбивается на несколько назначений, уточняемых по элементарным статьям затрат.
Таким образом, имеем обоснованные предложения по решению имеющихся проблем и оптимизации финансово-экономического управления Единой национальной электрической сетью, ожидаемым результатом внедрения которых, являются:
• повышение эффективности работы финансово-экономических служб;
• повышение оперативности и качества предоставляемой руководству СО - ЦДУ ЕЭС финансово-экономической информации;
• повышение оперативности в принятии управленческих решений.
Чекалин В.С., Маркин В.В.
Обоснование организационной структуры системы стратегического управления энергоэффективностью в регионе
Решение вопросов энергетического обеспечения промышленности и населения становится все более актуальным для многих стран. Это связано с ростом масштабов производства, повышением уровня комфортности проживания в крупных и мелких населенных пунктах по всему миру. Энергия, являясь одним из базовых видов исходных ресурсов в сфере материального производства, обеспечивает бесперебойность функционирования промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и других отраслей национальной экономики, нормальную жизнедеятельность населения. Увеличение энергетических потребностей предприятий, появление новых бытовых приборов и электроники в квартирах и офисах вызывает возникновение энергетических проблем
в периоды пиковой нагрузки. В то же время, отсутствие научно обоснованных темпов разработки минерально-сырьевых ресурсов стало причиной истощения многих уникальных месторождений, а перемещение работ в районы с более сложными горно-геологическими условиями приводит к систематическому падению уровня добычи органического топлива.
Для того чтобы снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций в тепловых и электрических сетях, повысить надежность энергообеспечения зданий и других объектов общественного назначения, необходимо создать устойчивые энергетические системы на всех уровнях - от местного до национального. Устойчивые энергетические системы предполагают увеличение использования