Научная статья на тему 'Эффективность «Двадцатки» как основа и фактор ее легитимности'

Эффективность «Двадцатки» как основа и фактор ее легитимности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГРУППА ДВАДЦАТИ" / ЛЕГИТИМНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ «ГРУППЫ ДВАДЦАТИ» / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / LEGITIMACY / G20 EFFECTIVENESS / GLOBAL GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косолапов Николай Алексеевич

В предлагаемой Вашему вниманию статье рассматривается проблема легитимности «Группы двадцати», роль легитимности в деятельности «двадцатки» и возможные пути повышения эффективности «Группы двадцати» в условиях дефицита легитимности. Статья подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ» в 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G20 Effectiveness as Basis for its Legitimacy

The article explores the issue of G20 legitimacy, its role in facilitating G20 effectiveness and possible ways of improving G20 effectiveness in the deficiency of legitimacy. The legitimacy of G20 at this stage is not an issue. States representing a major share of world GDP and international financial transactions are expected to undertake all available steps to ensure sustainable growth of the world economy, finance and trade. The inevitable legitimacy problems must be analysed timely and adequately to avoid future crises and catastrophic shocks. The publication is prepared within the framework of a joint project of Russian International Affairs Council (RIAC) Project and International Organisations Research Institute of the NRU HSE "Enhancing Effectiveness of Russia's Participation in G8, G20 and BRICS in accordance with Russian Priorities and National Interests" in 2011.

Текст научной работы на тему «Эффективность «Двадцатки» как основа и фактор ее легитимности»

Эффективность «двадцатки» как основа и фактор ее легитимности

Н.А. Косолапов

Косолапов Николай Алексеевич — к.и.н., зав. отделом международно-политических проблем Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН; E-mail: kosolap@imemo.ru

В статье рассматривается проблема легитимности «Группы двадцати», роль легитимности в деятельности «двадцатки» и возможные пути повышения эффективности «Группы двадцати» в условиях дефицита легитимности.

Статья подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в "Группе восьми", "Группе двадцати" и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ» в 2011 г.

Ключевые слова: «Группа двадцати», легитимность, эффективность работы «Группы двадцати», глобальное управление.

Key words: G20, legitimacy, G20 effectiveness, global governance.

На данном этапе тема легитимности «двадцатки» как международного института и ее действий не является приоритетной. Государства, на которые приходится львиная доля мирового валового продукта и международных финансовых операций, не только имеют право, но и обязаны предпринимать все доступные им меры для того, чтобы мировые экономика и финансы, торговля и иные хозяйственные связи и обмены развивались стабильно, без резких кризисов и катастрофических потрясений, а проблемы, неизбежные в этих сферах, своевременно и адекватно анализировались и для них находились бы взаимно согласованные решения.

С этой точки зрения факт образования в свое время «Группы двадцати» и ее деятельность вплоть до настоящего момента представляются абсолютно легитимными в рамках и международного, и национального права. Участники «двадцатки» преследуют не только собственные национальные интересы и цели, что тоже совершенно легитимно в сложившейся международной системе, но и работают в интересах всех государств, безусловно заинтересованных в стабильности и прогнозируемости мирохозяйственных процессов и отношений.

Исходя из того, что обладателями суверенитета в современном мире являются государства и они же являются по этой причине единственными источниками правовой легитимности, факт образования «Группы двадцати» нельзя рассматривать как ущемление каких-либо полномочий ранее созданных межправительственных международных организаций. Эти полномочия никоим образом не затрагиваются пока ни фактом образования «двадцатки», ни ее деятельностью. А государства-учредители в принципе вправе внести изменения в уставы и цели созданных ими международных организаций, когда сочтут это необходимым.

Однако в долгосрочной перспективе значение проблемы легитимности решений «двадцатки» и ее деятельности в целом, как представляется, будет усиливаться. Причем это произойдет как в случае в целом успешной работы «двадцатки», так и при повторяющейся неэффективности ее рекомендаций. В первом случае окажется необходимой углубленная проработка правовых и практических вопросов реализации принимаемых «двадцаткой» решений, а также ответственности за их несоблюдение и/или его последствия. Во втором случае легитимации потребуют сохранение группы и сферы ее компетенций и/или вопросы ее реформирования.

Следует, видимо, учитывать, что легитимация — не единовременный акт, а процесс, требующий непрерывного поддержания. На длительных отрезках времени может возникать, притом неоднократно, рассогласование правовой и иных видов легитимности, что, возможно, окажет негативное воздействие на участников «Группы двадцати» и результативность их работы.

Под «иными видами» подразумевается легитимность политическая, а также идеологическая (конфессиональная) и психологическая. Все эти виды могут проявляться гармонично, подкрепляя друг друга (что случается крайне редко). Но могут вступать и в противоречие (что бывает гораздо чаще) и в итоге приводить к деструктивным последствиям.

В идеале эффективная деятельность способствует психологической легитимности актора и тем самым укрепляет его политическую легитимность, а также служит одним из важных условий реализации правовой легитимности. Но не всегда реальные процессы выстраиваются в соответствии с этим идеалом.

К эффективности «двадцатки» изначально предъявлены очень высокие требования. По сути, от нее ждут не «латания прорех», а поиска и приведения в действие путей и средств, которые помогли бы обуздать кризисные процессы и явления, расползающиеся по мировым экономике и финансам. Это задача политико-экономическая. Если в прошлом капитализм был осмыслен политико-экономически в масштабах национального государства и в этих же масштабах были предложены методы и инструментарий антикризисного регулирования, то в условиях глобального мира этот мир и его связи с государствами (как территориально-хозяйственными комплексами) и с транснациональными банками и корпорациями (как важнейшими субъектами (акторами) глобальной экономики) придется осмысливать как единое политико-экономическое целое. Причем до тех пор, пока нет адекватного теоретического осмысления этих связей, трудно рассчитывать на появление эффективных средств глобального антикризисного регулирования. В то же время ответственность за его приведение в действие во многом передана «Группе двадцати».

Парадокс в том, что если такие средства будут разработаны и успешно задействованы, то «двадцатка» неизбежно и существенно затронет интересы многих глобальных игроков и, вероятнее всего, встретится с мощной организованной кампанией делегитимации самой группы и ее деятельности как несовместимых с идеалами и целями либерализма. Нынешние институты и методы регулирования экономики, несмотря на доказанную полезность, до сих пор сталкиваются с агрессивным идеологическим неприятием. Можно не сомневаться, что успешная деятельность «Группы двадцати» спровоцирует со временем еще более ожесточенную идеологическую реакцию.

В то же время эффективность работы «двадцатки» находится пока под большим вопросом в силу характера ее целей. Понятно, что «поддержание диалога», «укрепление финансовой архитектуры», «создание возможностей для диалога», «поддержка эконо-

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. 2012. № 2 (37)

мического роста и развития» и тем более «глобальная экономическая стабильность» — понятия, практически исключающие их квантификацию и объективные оценки.

Видимо, в долгосрочной перспективе эффективность работы группы целесообразно понимать как сочетание: (а) ее способности поддерживать диалог между участниками по названному кругу проблем, притом диалог своевременный и компетентный; (б) способности группы формировать реалистические рекомендации по рассматриваемым проблемам; (в) готовности участников группы реализовывать эти рекомендации и побуждать к тому же силой примера и убеждения другие страны, международные организации и, при необходимости, других участников глобальной экономики и политики.

Главная опасность на этом пути может оказаться связанной с ползучей бюрократизацией всей современной жизни, причем в значительной степени ее транснациональных сфер. Об этом явлении написано более чем достаточно. Мы стоим очень близко к порогу глобального бюрократического кризиса, и бюрократизация «двадцатки» может сделать группу иррелевантной, после чего вопрос ее легитимности утратит всякий смысл.

«Двадцатка» — не автономная структура, а часть складывающейся системы глобального управления. И потому ее легитимность будет зависеть не только от эффективности работы самой группы, но и во многом — притом неоднозначно — от того, как будут восприниматься в мире глобальное управление в целом, его отдельные субъекты, результаты и эффективность этого управления и составляющих его усилий.

На русский язык понятие "global governance" переведено некорректно. По сути, об управлении в прямом смысле речь не идет. К тому же политически и по факту практика глобального управления, представленная деятельностью «восьмерки», «двадцатки», а также ведущих международных организаций, должна была бы называться «глобальным самоуправлением». Учитывая, что все решения субъектов глобального управления имеют рекомендательный характер, эта практика вообще не может быть признана управлением: в противном случае надо было бы констатировать уже далеко зашедшее формирование в мире авторитарной вертикали глобальной власти. Иерархии инициаторов глобального самоуправления, более и менее дееспособных акторов в этой области, а также инициаторов и лидеров такого самоуправления, с одной стороны, и желающих или способных исполнять роли ведомых либо наблюдателей — с другой, явно существуют. Но эти иерархии пока — среда и отчасти объекты глобального регулирования, но отнюдь не система, четко выстроенная под задачи управления ею самой и идущими в ней процессами.

В отличие от правительства, которое предполагает наличие обязательной правовой легитимности осуществляемого управления, глобальное управление осуществляется в отсутствие такой легитимности и опирается на легитимность политическую, психологическую, этическую, конфессионально-идеологическую и/или на их различные сочетания (но все-таки на легитимность, а не на произвол субъекта управления, что крайне существенно).

Центральная проблема глобального управления, препятствующая его переводу в собственно управление — дефицит легитимности. Если оставаться на почве права, то потенциальные источники легитимности сегодня — лишь воля законных правительств государств, реализующих суверенитет народов этих стран. Все остальное подобных оснований для легитимности глобального управления не дает. Навязывание воли страны-лидера (авторитарный глобализм) есть вариант произвола, и сам лидер это хорошо понимает, т.е. в какой-то мере рискует потерять легитимность даже в собственных глазах.

Иными словами, легитимное с точки зрения права глобальное управление может возникнуть в современном мире только из межгосударственных отношений и никак иначе. ООН не обладает полномочиями для осуществления глобального управления и в современных реалиях не имеет шансов на их получение. Глобальная империя, если бы она была возможна, означала бы управление имперское — пусть глобальное по физико-территориальным масштабам, но имперское по сути.

Дефицит легитимности глобального управления можно рассматривать двояко: как трудную и, видимо, долговременную преграду на пути к установлению реально функционального и в полной мере легитимного глобального управления. И как обстоятельство, объективно оправдывающее использование неформальных средств и методов глобального влияния, «глобализации по понятиям». В эту последнюю категорию в целом удачно вписываются «восьмерка», «двадцатка», а также (с некоторыми оговорками) группа БРИКС.

Если все изложенное справедливо, то это означает, что «Группе двадцати» предстоит еще долгие годы не просто работать в условиях дефицита легитимности, испытывая из-за этого периодические политико-бюрократические встряски и кризисы, но и во многом самой, собственным лидерством, своими решениями и примером, способностью держать политические и иные удары участвовать в формировании будущей глобальной легитимности, без которой нам все равно не обойтись.

Причем роль «Группы двадцати» как ответственной за стабильность глобальных экономики, финансов, роста и развития, будет здесь едва ли не ключевой. Представляется, что единство участников «двадцатки» должно быть направлено не только на разработку конкретных рекомендаций, но и (а возможно, и в первую очередь) на решение этой, в полном смысле слова глобальной сверхзадачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.