Научная статья на тему 'Эффективность дифференцированного применения средств и методов в учебно-тренировочном процессе юных пловцов'

Эффективность дифференцированного применения средств и методов в учебно-тренировочном процессе юных пловцов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
426
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ОБЪЕМ И ИНТЕНСИВНОСТЬ НАГРУЗКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / AMOUNT AND INTENSITY OF THE LOAD / PHYSICAL / TECHNICAL AND SPECIAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранов В. А.

Различный уровень здоровья и физической подготовленности современных школьников обусловливает необходимость дифференцированного применения средств и методов в процессе спортивной подготовки. В статье изложено обоснование эффективности дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных пловцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE DIFFERENTIATED USE OF MEANS AND METHODS IN PROCESS OF TRAINING OF YOUNG SWIMMERS

Different level of health and physical preparedness of nowadays schoolchildren cause the necessity of the differentiated use of means and methods in process of sportstraining. In the article the substantiation of the effectiveness of the differentiatedapproach in training of young swimmers is described.

Текст научной работы на тему «Эффективность дифференцированного применения средств и методов в учебно-тренировочном процессе юных пловцов»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

В. А. БАРАНОВ

Различный уровень здоровья и физической подготовленности современных школьников обусловливает необходимость дифференцированного применения средств и методов в процессе спортивной подготовки. В статье изложено обоснование эффективности дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных пловцов.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, объем и интенсивность нагрузки, физическая, техническая, специальная подготовка.

На современном этапе в системе дополнительного образования происходит отказ от унитарных подходов к физическому воспитанию. Педагогические коллективы спортивных школ имеют право выбора собственных путей реализации здоровьеформирующих технологий, внедрения дифференцированного подхода в учебно-тренировочный процесс, необходимых в условиях подготовки спортсменов с различным уровнем физической подготовленности.

В последние годы отмечается тенденция снижения уровня здоровья и физической подготовленности школьников. Поэтому проблема оптимизации объема и интенсивности нагрузки в процессе физического воспитания и спортивных занятий с детьми является особенно актуальной.

По мнению П. В. Квашука [2] совершенствование системы подготовки юных спортсменов связано с научной разработкой теоретико-методологических и технологических аспектов реализации дифференцированного подхода на этапах многолетней подготовки.

Анализ научно-методических публикаций свидетельствует о том, что проблема дифференцированного применения средств и методов в физическом воспитании и спорте привлекает внимание многих авторов [1-5]. Некоторые из них [3; 5] исследуют методику дифференцированного подхода на уроках физической культуры и в процессе внеурочных занятий.

На наш взгляд, данную работу следует начинать в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрастном периоде происходит становление двигательных способностей, формируется фундамент двигательного опыта, заклады-

ваются основы функциональных резервов организма [4; 7].

В нашем исследовании предпринята попытка экспериментально обосновать эффективность дифференцированного применения средств и методов в учебно-тренировочном процессе юных пловцов.

В 2008-2010 гг. на базе специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 6 города Тамбова проводился педагогический эксперимент, в котором участвовали школьники из групп начальной подготовки второго года обучения в возрасте восьми-девяти лет. Сформированы экспериментальная (20 чел.) и контрольная (17 чел.) группы.

В начале эксперимента было проведено контрольное тестирование физической, технической и специальной подготовленности детей в экспериментальной и контрольной группах. Существенных различий по уровню подготовленности не выявлено.

В соответствии с намеченным планом экспериментальную группу мы разделили по уровню подготовленности на подгруппы:

- подгруппа с высоким уровнем подготовленности;

- подгруппа со средним уровнем подготовленности;

- подгруппа с низким уровнем подготовленности.

Дифференцированное применение тренировочной нагрузки в экспериментальной группе проводилось по подгруппам.

Эффективность предложенной методики определялась по результатам физической, техниче-

скои и специальном подготовленности пловцов из экспериментальной и контрольной групп.

В экспериментальной группе дифференцированное применение средств и методов тренировки планировалось по трем направлениям:

1. Оптимизация объема и интенсивности нагрузки в процессе физической подготовки.

2. Дифференцированное применение средств и методов технической подготовки.

3. Оптимизация объема и интенсивности нагрузки в процессе специальной подготовки.

Следует отметить, что для групп разной подготовленности могут использоваться как одинаковые, так и разные средства и методы тренировочного процесса, но величина нагрузки всегда планируется разная.

В контрольной группе учебно-тренировочные занятия проводились по общепринятой методике.

Рис. 1. Схема реализации дифференцированного подхода в процессе подготовки юных пловцов экспериментальной группы

Для определения уровня развития физических качеств спортсменов экспериментальной группы и дальнейшего распределения их по подгруппам с высоким, средним и низким уровнем физической подготовленности использовались следующие упражнения:

- бег 30 м из положения высокого старта, (оценка быстроты);

- челночный бег 3 х 10 м, (оценка координационных способностей и быстроты);

- прыжок в длину с места, (оценка скорост-но-силовых качеств);

- подтягивание на перекладине: мальчики -высокая перекладина, девочки - низкая, (оценка силы);

- наклон вперед из положения стоя, (оценка гибкости);

- шестиминутный бег, (оценка выносливости).

В занятиях по общей физической подготовке объем и интенсивность упражнений в подгруппах планировались в зависимости от уровня развития двигательных качеств. При этом направленность упражнений существенно не различалась. Особое внимание на занятиях мы обращали на развитие «отстающих» двигательных качеств.

Дифференцированный подход в технической подготовке юных пловцов обеспечивает доступность задания для каждого обучаемого и предусматривает подбор различных по сложности овладения упражнений, используемых при обучении и совершенствовании спортивных способов плавания, техники выполнения стартов и поворотов.

В процессе дифференцированного применения средств технической подготовки мы составляли комплексы упражнений на суше и в воде для каждой подгруппы. В отдельных случаях ре-

318

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

комендовали индивидуальные задания. При разработке комплексов упражнений для изучения и совершенствования техники плавания предусматривался плавный переход от простых к более сложным упражнениям. При этом дозировка упражнений для каждой подгруппы существенно отличалась.

В процессе развития и совершенствования специальной подготовленности дети из первой подгруппы выполняли больший объем тренировочной нагрузки в сравнении со своими сверстниками. В занятиях с менее подготовленными детьми мы уделяли больше технике плавания и постепенно доводили их потенциальные возможности до более высокого уровня. Уровень специальной подготовленности спортсменов в течение экспе-

Во всех шести тестах по физической подготовленности спортсменами экспериментальной группы были показаны более высокие результаты в сравнении с учащимися контрольной группы. Достоверные различия отмечены в тестировании на определение гибкости, силовых способностей, в развитии выносливости, а также у мальчиков в упражнениях на определение скоростных и координационных способностей. В то же время не выявлено достоверных раз-

Анализ количественных показателей технической подготовленности юных пловцов свидетельствует о более качественном уровне техники плавания у мальчиков и девочек эксперименталь-

римента оценивался по результатам плавания на различных дистанциях вольным стилем.

Распределение детей на подгруппы по уровню подготовленности позволило применять различные по объему и интенсивности тренировочные задания на суше и в воде. При этом главным принципом вариативности нагрузки мы считали ее оптимальность для каждого школьника.

На заключительном этапе эксперимента мы провели контрольное тестирование юных пловцов из экспериментальной и контрольной групп по физической, технической и специальной подготовленности. Полученные данные позволяют определить темпы прироста результатов, а также определить достоверность различий в результатах спортсменов экспериментальной и контрольной групп.

личий в развитии скоростно-силовых способностей, а также у девочек в упражнениях на определение скоростных и координационных способностей.

Уровень технической подготовленности спортсменов оценивался по степени владения техникой плавания способами кроль на груди и кроль на спине и определялся с помощью экспертной оценки отдельных элементов техники по методике Р. Б. Хальянда [8].

ной группы. Уровень специальной подготовленности спортсменов по окончании эксперимента оценивался по результатам плавания на дистанции 400 м вольным стилем (табл. 3).

Таблица 1

Показатели физической подготовленности школьников по окончании эксперимента

Тесты Пол Экспер. группа (Х ± т) Контр. группа ^ ± т) Критерий Стьюдента t

Бег 30 м (с) Мальчики 5,26±0,15 5,68±0,08 2,47

Девочки 5,51±0,24 5,84±0,31 0,84

Челночный бег 3х10 м (с) Мальчики 8,61±0,12 9,07±0,08 3,19

Девочки 8,93±0,23 9,25±0,15 1,16

Прыжок в длину с места (см) Мальчики 173±3,75 166±4,14 1,25

Девочки 169±2,18 165±3,08 1,06

Наклон вперед (см) Мальчики 8,4±0,41 5,6±0,72 3,38

Девочки 11,7±0,93 7,2±0,85 3,57

Подтягивание на перекладине Мальчики 6,6±0,83 3,8±0,62 2,70

(Кол-во раз) Девочки 19,8±1,14 16,3±0,96 2,35

6-ти минутный Мальчики 1140±18 1032±33 2,87

бег (м) Девочки 1071±24 995±16 2,64

Таблица 2

Показатели технической подготовленности пловцов после эксперимента

Способ плавания Испытуемые Оценка техники (балл) Критерий Стьюдента

Экспер. группа Контр. группа t

(Х±т) (Y±m)

Кроль на груди Мальчики 26,14±0,81 23,37±0,69 2,60

Девочки 25,64±0,72 23,11±0,47 2,94

Кроль на спине Мальчики 25,42±0,79 23,02±0,66 2,33

Девочки 24,44±0,53 21,75±0,98 2,41

Таблица 3

Результаты специальной подготовленности пловцов после эксперимента

Дистанция, способ плавания Испытуемые Результат (мин., с.) Критерий Стьюдента t

Экспер. группа (Х ± m) Контр. группа (Y±m)

400 м. вольным стилем Мальчики Девочки 7,07±0,08 7,14±0,16 7,51±0,11 7,58±0,08 3,23 2,46

Мальчики и девочки из экспериментальной группы показали достоверно более высокие результаты в сравнении с контрольной группой в плавании на 400 м вольным стилем. Различные по объему и интенсивности тренировочные задания позволили более эффективно реализовать индивидуальные возможности организма учащихся экспериментальной группы.

Одна из проблем в работе детских спортивных школ в современных условиях - это сохранность контингента занимающихся. В условиях неблагоприятной демографической ситуации проблема закрепления одаренных детей в ДЮСШ особенно актуальна. Одна из причин отсева детей в спортивных школах - неадекватный подбор и дозировка упражнений для занимающихся.

Разделение учащихся экспериментальной группы на подгруппы по уровню подготовленности позволило с наименьшими потерями закончить 2-х годичный эксперимент. В экспериментальной группе уровень сохранности контингента занимающихся составил 85 %, что на 14 % превышает показатель контрольной группы (71 %).

Выводы

1. В современных условиях общего снижения уровня здоровья и физической подготовленности школьников в процессе спортивных занятий важно учитывать индивидуальные особенности организма детей.

2. Дифференцированное применение физических упражнений в учебно-тренировочном процессе пловцов на этапе начальной подготовки способствует повышению эффективности занятий.

3. Статистический анализ результатов педагогического эксперимента позволяет отметить более высокий уровень физической, технической и специальной подготовленности пловцов из экспериментальной группы.

4. На заключительном этапе нашего исследования в экспериментальной группе отмечен более

высокий уровень сохранности контингента занимающихся (85 %) в сравнении с контрольной группой (71 %).

Литература

1. Губа В. П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. М., 2009.

2. Квашук П. В. Пути исследования и реализации дифференцированного подхода в системе подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2003. № 10. С. 45-47.

3. Короткова Е. А. Дифференцированное физкультурное образование школьников: монограф. Тюмень, 2000.

4. Спортивное плавание / под ред. Н. Ж. Булгаковой. М., 1996.

5. Сулейманов И. И., Ниязова Н. С., Короткова Е. А. Содержание и технология дифференцированного физкультурного образования учащихся общеобразовательной школы // Теория и практика физ. воспитания. 1995. № 9. С. 52-56.

6. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

7. Фомин Н. А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М., 1972.

8. Хальянд Р. Б. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля: учеб. материал. Таллин, 1984.

* * *

EFFECTIVENESS OF THE DIFFERENTIATED USE OF MEANS AND METHODS IN PROCESS OF TRAINING OF YOUNG SWIMMERS

V. A. Baranov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Different level of health and physical preparedness of nowadays schoolchildren cause the necessity of the differentiated use of means and methods in process of sportstraining. In the article the substantiation of the effectiveness of the differentiate-dapproach in training of young swimmers is described.

Key words: pedagogical experiment, amount and intensity of the load, physical, technical and special preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.