Научная статья на тему 'Эффективность деятельности руководителя школы: условия и показатели'

Эффективность деятельности руководителя школы: условия и показатели Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ / COMPETENCE / PROFESSIONAL CULTURE / PROFESSIONAL QUALITIES / THE PERSONAL QUALITIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE HEAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селюкова Е. А.

Рассмотрены основные признаки понятия компетентность; данная категория представлена как условие, определяющее эффективность деятельности руководителя современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE HEAD OF SCHOOL: CONDITIONS AND INDICATORS

In article the basic signs of concept competence, are considered; the given category is presented as a condition defining efficiency of activity of the head of modern school.

Текст научной работы на тему «Эффективность деятельности руководителя школы: условия и показатели»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы общей педагогики

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ: УСЛОВИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ

Е.А. СЕЛЮКОВА,

кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета Научная специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: easeljukova @yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены основные признаки понятия компетентность; данная категория представлена как условие, определяющее эффективность деятельности руководителя современной школы.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная культура, профессиональные качества, личные качества, коммуникативная компетентность руководителя.

EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE HEAD OF SCHOOL: CONDITIONS AND INDICATORS

E.A. SELJUKOVA,

the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

Annotation. In article the basic signs of concept competence, are considered; the given category is presented as a condition defining efficiency of activity of the head of modern school.

Keywords: competence, professional culture, professional qualities, the personal qualities, communicative competence of the head.

Эффективность работы руководителя общеобразовательной школы определяется профессиональной компетентностью в определении содержания образования, в осуществлении связи между образованием и развитием личности, качеством образования и его практической направленностью. Ориентация руководителя школы на личностно-ориентированные цели образования также является показателем совершенствования профессиональной компетентности.

Современный руководитель общеобразовательной школы должен ясно представлять, что понимается под результатом образования, в какой образовательной парадигме осуществляется управленческая и педагогическая деятельность, уметь операционально ставить цели образовательной деятельности учреждения в целом и субъектов педагогической деятельности, прогнозировать результаты образования на перспективные, четвертные периоды, постоянно осуществлять сравнение

целей и результатов, добиваясь поиска проблем в выявленных рассогласованиях, владеть инструментарием рассмотрения цели и результата в одинаковых измерителях и параметрах.

В любом виде профессиональной деятельности важное значение имеет выявление сущности понятия «компетентность».

В.Ю. Кричевский приводит основные признаки понятия компетентности: «Наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики; набор операционных изменений; владение алгоритмами решения трудных задач; способность творческого подхода к профессиональной деятельности».

Авторский коллектив под руководством Э.М. Никитина соотносит уровень квалификации с профессионально-педагогической компетентностью.

В работе Ю.Н. Кулюткина дается такое определение: «Компетентность — это система знаний

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы общей педагогики

и умении педагога, проявляющаяся при решении возникающих в практике профессионально-педагогических задач».

Профессиональная компетентность руководителя общеобразовательной школы может быть представлена как целостная система, состоящая из множества элементов, одним из которых является его правовая культура. От современного руководителя образовательного учреждения требуется четкое представление о законодательной основе образования, знание нормативно-правовых актов и правовых факторов, влияющих на эффективность управления общеобразовательной школой.

В целом профессиональная компетентность определяется как процесс осознания руководителем «себя» в каждой из трех составляющих пространства профессионального труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе профессионального общения, в системе собственной личности.

За основу эталонной модели принята «профессиональная компетентность руководителя общеобразовательной школы», которая определяется как совокупность знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность выполнения руководителем своих профессиональных функций. Функции управленческой деятельности:

♦ информационно-аналитическая;

♦ мотивационно-целевая;

♦ планово-прогностическая;

♦ организационно-исполнительская;

♦ контрольно-диагностическая;

♦ регулятивно-коррекционная.

Они взяты за основу моделирования профессиональной деятельности руководителя общеобразовательной школы.

Осознание и оценка руководителем своих профессиональных качеств, знаний, умений и навыков в отношении функций деятельности определяется как содержание профессиональной компетентности, которая дополняется характером самооценки профессиональных потребностей и мотивов деятельности.

Показатели развития профессиональной компетентности руководителя школы определены через самооценки своих управленческих ка-

честв и умений, мотивации в деятельности, которые воздействуют на развитие профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации.

Личностно-творческий компонент характеризует уровень личного саморазвития руководителя школы, степень овладения способами саморазвития, саморегуляции, самосовершенствования, нравственного, жизненного и профессионального самоопределения, отражает личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих актуализацию человеческого потенциала руководителя общеобразовательной школы, является его рефлексивная способность, поэтому она рассматривается как одна из ведущих характеристик управленческой культуры.

Личностно-творческий компонент придает управленческой культуре руководителя кроме социальной направленности различные субъективные свойства, характеризующие его творческую индивидуальность, субъектный опыт, индивидуально-личные способности. Личность руководителя обогащается в духовной, творческой, созидательной деятельности, направленной на преобразование школы.

Осваивая ценности, специальные, правовые, профессиональные знания, систему управленческих умений, технологию деятельности, руководитель трансформирует, адаптирует их благодаря личностным способностям к непрерывному образованию, к научному поиску, отношению к реальному уровню своей профессиональной компетентности.

Важнейшим личностным качеством, характеризующим уровень профессиональной культуры руководителя школы, является его индивидуальный стиль мышления.

В управленческой деятельности руководитель общеобразовательной школы самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.

Технологический компонент управленческой культуры руководителя школы включает в себя способы и приемы управления образовательным учреждением. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфиче-

- -Я. -

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы общей педагогики

ских педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя ориентироваться в области педагогического анализа, планирования, организации, контроля, регулирования и корректирования управленческой деятельности. Уровень управленческой культуры руководителя школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Технологический компонент профессиональной культуры руководителя школы включает в себя определение философского замысла логики управленческой деятельности и выработку на его основе идеологии, политики, способов и приемов управления педагогическим процессом.

Творчески работающий руководитель создает свои управленческие технологии в соответствии с внутренними потребностями конкретной школьной системы и с учетом индивидуальных творческих возможностей. Технологичность профессиональной деятельности руководителя школы призвана способствовать достижению высоких результатов управления школьной системой. Важное место отводится овладению руководителем информационными, личностно-ориентиро-ванными технологиями управления.

Успешная реализация профессиональных знаний и умений руководителя общеобразовательной школы в значительной степени зависит от того, насколько ему присущи такие деловые личные качества, как:

♦ целеустремленность, организованность, реалистичность и последовательность;

♦ уверенность, умение формулировать и четко ставить цели, ясно и настойчиво стремиться к их достижению;

♦ способность и умение убеждать подчиненных в правильности принятого им решения;

♦ чувство нового, творческий подход к делу;

♦ аналитико-синтетические умения в проведении хода и результатов работы в их оценке;

♦ потребность в постоянном расширении и углублении своих знаний в вопросах педагогики, психологии, экономики, юриспруденции, теории управления общеобразовательной школой.

В последнее время все больше внимания уделяется такому аспекту управленческой деятельности, как работа с людьми. Профессиональное

общение — это, прежде всего, внимание к людям, к их нуждам, уважение к ним. Все это зависит от профессионализма руководителя, его управленческой и общей культуры, его нравственной позиции.

Руководитель общеобразовательной школы — в первую очередь специалист по работе с людьми: сама должность требует от него умения строить взаимоотношения с подчиненными и вышестоящими руководителями, другими образовательными учреждениями, уметь обучать и развивать работников, обладать высокой психологической, педагогической, правовой, управленческой культурой, умело создавать условия для самоактуализации и личностного роста подчиненных. Очень важное качество руководителя — способность регулировать свое поведение. Умелый руководитель не увлекается командованием людей, а заботится об успешном решении проблемы оптимизации условий, необходимых для их трудовой деятельности. Руководитель — это менеджер, который, работая с людьми, отвечает за их профессиональные достижения и безопасность, организует и координирует их усилия для решения задач, стоящих перед образовательной школой.

Нормальное функционирование школы зависит от правильного распределения власти в управленческой системе.

Развитие высокодеятельностной профессионально компетентной личности в условиях преобразования общества, общеобразовательной школы как его части и внутришкольного управления ставит проблему развития коммуникативной компетентности руководителя образовательного учреждения на достаточно высокий уровень актуальности.

Заслуживает внимания не только проблема определения роли и места руководителя, но и задача формирования профессиональной направленности на совершенствование коммуникативной компетентности, отбора содержания повышения квалификации, форм, методов, средств, техники формирования, развития и совершенствования коммуникативной компетентности как элементов общей профессиональной культуры руководителей общеобразовательных школ, приобретающих важное значение в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.