Научная статья на тему 'Эффективность деятельности представительных органов местного самоуправления (на примере города Ставрополя)'

Эффективность деятельности представительных органов местного самоуправления (на примере города Ставрополя) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ ВЛАСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / REPRESENTATIVE BODY OF LOCAL GOVERNMENT / EFFECTIVENESS OF MUNICIPAL GOVERNMENT / SOCIAL INVOLVEMENT OF POPULATION / LEGAL ACTS / LAW-MAKING ACTIVITY / MUNICIPAL ENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Духина Татьяна Николаевна

В статье представлены результаты проведенного автором социологического исследования эффективности деятельности представительного органа местного самоуправления города Ставрополя. Определены точки совпадения позиций жителей города и представителей самоуправления, а также обозначены «разрывы» в восприятии эффективности функционирования муниципального уровня власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The efficiency of representative bodies of local government (case study of Stavropol city)

The article presents the sociological research results evaluating the efficiency of the representative body of Stavropol local government. The author considers the points of convergence of city residents and representatives of local government, as well as describes the"gaps" in the perception of the efficiency of the municipal government.

Текст научной работы на тему «Эффективность деятельности представительных органов местного самоуправления (на примере города Ставрополя)»

УДК 352.075(470.630-21Ставрополь) Духина Татьяна Николаевна

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, психологии и социологии Ставропольского государственного аграрного университета

Dukhina Tatiana Nikolayevna

D.Phil. in Social Science, Professor, Education Science, Psychology and Social Science Department, Stavropol State Agrarian University

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ)

THE EFFICIENCY OF REPRESENTATIVE BODIES OF LOCAL GOVERNMENT (CASE STUDY OF STAVROPOL CITY)

Аннотация:

В статье представлены результаты проведенного автором социологического исследования эффективности деятельности представительного органа местного самоуправления города Ставрополя. Определены точки совпадения позиций жителей города и представителей самоуправления, а также обозначены «разрывы» в восприятии эффективности функционирования муниципального уровня власти.

Ключевые слова:

местное самоуправление, представительный орган местного самоуправления, эффективность муниципального уровня власти, социальная активность населения, нормативные акты, правотворческая деятельность, муниципальное образование.

Summary:

The article presents the sociological research results evaluating the efficiency of the representative body of Stavropol local government. The author considers the points of convergence of city residents and representatives of local government, as well as describes the "gaps" in the perception of the efficiency of the municipal government.

Keywords:

local government, representative body of local government, effectiveness of municipal government, social involvement of population, legal acts, law-making activity, municipal entity.

В управленческой деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления, используются формы, методы и средства, направленные на достижение целей и задач муниципальной власти. В рамках муниципальных управленческих отношений реализуются функции, компетенции и полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. В целях изучения мнения населения города Ставрополя о деятельности представительного органа местного самоуправления - Ставропольской городской думы - в марте - апреле 2015 г. были проведены два социологических исследования с участием автора статьи в форме опроса. В первом из них в качестве респондентов выступили жители, постоянно проживающие в Ставрополе свыше 5 лет (опрошено 250 человек), во втором респондентами (экспертами) стали 35 муниципальных служащих аппарата думы, стаж работы которых в сфере местного самоуправления составлял от 2 до 10 лет и более. Эти категории соотносились таким образом: от 5 до 10 лет - 46,7 %, от 2 до 5 - 33,3, свыше 10 лет - 20,0 %.

В таблице 1 приведены данные, отражающие оценку населением возможности влияния рядовых граждан на решения местных властей. Обращает на себя внимание следующий факт: большинство респондентов считает, что жители скорее не могут воздействовать на решения, чем могут, - 44,6 %; 36,0 % опрошенных признают, что простое население совсем лишено этой возможности. Таким образом, доверие к муниципальной власти находится на крайне низком уровне, население Ставрополя считает, что никак не может повлиять на решения местных органов власти, поэтому и не стремится к участию в управлении собственным городом.

Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос о возможности

влияния населения на решения местных властей

Могут ли рядовые граждане влиять на решение местных властей? Доля, %

Да 10,7

Скорее да, чем нет 6,7

Скорее нет, чем да 44,6

Не имеют возможностей 36,0

Затрудняются ответить 2,0

В таблице 2 приведены данные, демонстрирующие спектр мнений респондентов из числа жителей города относительно того, кто в наибольшей степени заинтересован в удовлетворении

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 5)

социальных потребностей горожан. Наблюдается тревожная тенденция: депутаты, согласно распределению мнений опрошенных, находятся здесь «на последнем месте», даже общественные организации, органы исполнительной власти и бизнесмены в большей степени, по мнению населения, стремятся удовлетворить потребности жителей.

Таблица 2 - Спектр мнений респондентов относительно акторов удовлетворения социальных потребностей горожан_

Кто в наибольшей степени стремится удовлетворить социальные потребности жителей Ставрополя? Доля,%

Депутаты представительного органа 2,7

Общественные организации 16,0

Бизнесмены 8,0

Работники органов исполнительной власти 4,0

Работники бюджетной сферы 4,7

Никто не стремится 64,6

В таблице 3 приведены данные, характеризующие взаимоотношения населения с местными органами власти. Положительным представляется то, что довольно большое число респондентов обеих категорий могут охарактеризовать отношения жителей с органами самоуправления как партнерство (25,3 и 46,7 % соответственно). Таким образом, несмотря на достаточно критическое восприятие горожанами института местного самоуправления в Ставрополе, возможность установления партнерских отношений между властью и общественностью сохраняется.

Таблица 3 - Распределение ответов респондентов относительно характера взаимоотношения населения с органами местного самоуправления, %_

Как бы Вы охарактеризовали отношения населения с органами местного самоуправления? Население Эксперты

Как партнерство 25,3 46,7

Как соперничество 10,0 20,0

Власть равнодушна к проявлениям инициативы со стороны населения 64,7 33,3

Следующий вопрос касался достижения органами местного самоуправления основной цели, а именно повышения уровня и качества жизни населения Ставрополя. Результаты опроса показали следующее: большая часть респондентов из числа муниципальных служащих считает, что местная власть обеспечивает развитие города, однако подобной позиции придерживаются только 8 % опрошенных жителей. Подавляющее большинство респондентов среди населения утверждает, что представители местных органов власти знают о реальных проблемах горожан, но не хотят их решать. Подобный разрыв в восприятии эффективности функционирования института местного самоуправления между его представителями и местным населением может привести к кризису местной власти. Необходимо отметить, что наряду с низким уровнем доверия населения к органам местной власти достаточно остро стоит проблема социальной активности самих жителей при решении вопросов местного значения.

В таблице 4 приведено мнение респондентов - муниципальных служащих - о готовности населения к участию в управленческих процессах. Они полагают, что граждане чувствуют себя в полной мере готовыми повлиять на происходящее только в своем дворе, на уровне города - в незначительной мере. Поскольку горожане не считают себя готовыми воздействовать на происходящее в городе, они не будут активно участвовать в разрешении проблем Ставрополя.

Таблица 4 - Распределение ответов респондентов из числа муниципальных служащих на вопрос о готовности населения влиять на происходящее, %_

В какой мере население чувствует себя готовым влиять на происходящее? В своем дворе На работе, учебе В городе В стране

В полной мере 60,0 - - -

В значительной мере 40,0 33,3 - 20,0

В незначительной мере 20,0 - 33,3 33,3

Не ощущают готовности - - 26,7 26,7

Затруднились ответить 6,7 20,0 20,0 20,0

Анализ полученных ответов на вопрос о мерах, способных повысить эффективность деятельности муниципальных служащих, позволил выявить, что рядовые жители города и респонденты из числа муниципальных служащих отдали предпочтение разным, по их мнению наиболее действенным, способам. Обычные горожане на первое место (62 %) поставили такую меру, как усиление

общественного контроля за работой чиновников, при этом с ними согласилась лишь пятая часть опрошенных из числа муниципальных служащих. В свою очередь сотрудники местных органов власти отдали приоритет таким мерам, как введение пожизненного запрета на занятие государственных и муниципальных должностей чиновникам, уличенным в коррупции, и повышение заработной платы муниципальным служащим. Необходимо отметить, что если вариант увеличения зарплаты не пользовался популярностью у жителей муниципалитета (выбрали только 8 %), то пожизненный запрет на занятие должностей является вторым по популярности ответом у данных респондентов.

В целом опросы показали, что на современном этапе функционирования института местного самоуправления в Ставрополе имеется существенное расхождение в оценках эффективности муниципального управления между населением муниципального образования и муниципальными служащими, представляющими непосредственно органы самоуправления.

«Результаты социологического опроса как отражение общественного мнения представляют собой важнейший индикатор степени достижения целей развития местного сообщества и могут быть учтены при корректировке мероприятий плана социально-экономического развития муниципального образования в направлении активизации деятельности по решению наиболее острых проблем, волнующих горожан» [1, с. 88]. В качестве основных способов увеличения эффективности функционирования института местного самоуправления можно предложить повышение качества принимаемых управленческих решений, налаживание взаимодействия с местными и региональными СМИ, обеспечение большей гласности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Ссылки:

1. Барсукова Т., Авджян Е. Социологический анализ проблем совершенствования института местного самоуправления // Власть. 2009. № 11. С. 87-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.