ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Макулбаев А.О.
Макулбаев Ануар Орынбекович - директор, Южно-Казахстансий областной филиал АО «Народный Банк Казахстана», г. Шымкент, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассмотрены направления денежно-кредитной политики в Республике Казахстан, проанализированы показатели достигнутых основных целевых ориентиров. Проведенный анализ показал эффективность денежно-кредитной политики, проводимой Национальным Банком РК.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, инфляция, таргетирование, стабильность цен, национальная валюта, валютный курс.
В процессе экономического регулирования, государство широко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они рассматриваются двояко. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой - кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику [1].
Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства [2].
Необходимость денежно-кредитной политики государства
заключается в поддержание стабильной покупательной силы
национальной валюты и обеспечение эластичной системы
платежей и расчетов. С помощью денежно-кредитного
регулирования государство стремится смягчить
экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях
поддержания конъюнктуры государство использует кредит
18
для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны [3].
В Республике Казахстан Национальный Банк (НБ РК) осуществляет денежно-кредитную политику, целью которой является обеспечение стабильности цен в стране. Создание макроэкономической среды со стабильно-низкой инфляцией является одной из важных предпосылок устойчивого развития экономики. В рамках дезинфляционной стратегии с 2018 года НБ РК обозначена траектория снижения к 2020 году целевых ориентиров по инфляции и дальнейшего закрепления фактической инфляции на уровне ниже 4%.
Достижению данной задачи способствует стабилизация и нормализация рыночных процентных ставок как следствие низкой инфляции, развитие процентного канала и постепенное снижение роли канала обменного курса в денежной трансмиссии. Поэтому Национальный Банк проводит денежно-кредитную политику в режиме инфляционного таргетирования и подтверждает неизменность целей и принципов своей политики. Основным инструментом политики является базовая ставка. Денежно -кредитная политика осуществляется в условиях плавающего обменного курса тенге.
В 2018 году денежно-кредитная политика основывалась на принципах и подходах, ранее обозначенных Национальным Банком в предыдущих «Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Казахстан», и была направлена на достижение среднесрочной цели по инфляции. Режим инфляционного таргетирования обуславливал принятие решений, ведущих к достижению целевых показателей по инфляции. Целевой коридор на конец 2018 года был определен в границах 5-7%[4].
Годовая инфляция в 2018 году демонстрировала тенденцию на снижение, достигнув к ноябрю отметки в 5,3% (в декабре 2017 года - 7,1%), что близко к нижней границе целевого коридора (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика инфляции и вклад ее компонентов, % [4]
Постепенному снижению инфляционного давления способствовали поддержание денежно-кредитных условий на уровне, близком к нейтральному, а также ограниченный импорт инфляции, обусловленный низким инфляционным фоном в странах - торговых партнерах. Кроме того, наблюдалось достаточное предложение на рынках продовольствия и замедление темпов роста цен на регулируемые услуги. Сдерживающим фактором более быстрого снижения инфляции стало расширение совокупного спроса в результате восстановления роста реальных доходов населения и положительных темпов роста потребительского кредитования.
В 2018 году отмечается ослабление взаимосвязи между изменениями обменного курса тенге, не имеющими шоковый характер, и внутренних цен. Замедление инфляции происходило на фоне ослабления тенге, биржевой курс которого за 11 месяцев 2018 года снизился на 11,8% (за весь 2017 год - на 0,3%). По мнению Национального Банка, общество привыкает к колебаниям курса в части того, что розничные цены на потребительские товары становятся менее эластичными к обменному курсу.
На фоне более высоких, чем ожидалось ранее, темпов замедления инфляции Национальный Банк в течение первой половины 2018 года принимал решения по
последовательному снижению базовой ставки - с 10,25% до 9,00% в июне. Однако, начиная с августа, ситуация на внешних рынках характеризуется обострением международных торговых конфликтов между США и рядом стран, а также санкционных мер США, имеющих потенциал сдерживающего влияния на мировой экономический рост. Кроме того, продолжение политики повышения ставок ФРС и, как следствие, рост привлекательности активов в американской валюте обуславливают отток капитала из развивающихся стран и ослабление их национальных валют [4].
В результате усилилась неопределенность в отношении дальнейшей динамики факторов инфляции. Оценки Национального Банка по итогам прогнозных раундов, проведенных в мае-июне и августе-сентябре, демонстрируют усиление проинфляционных рисков на горизонте 1 -2 лет. В этой связи в октябре Национальный Банк повысил базовую ставку до 9,25%.
В августе и сентябре на фоне новостей об ужесточении санкций в отношении России наблюдалось значительное ослабление российского рубля и, как следствие, усиление волатильности на внутреннем валютном рынке и давления на обменный курс тенге. В результате для восстановления баланса между спросом и предложением иностранной валюты Национальным Банком в сентябре 2018 года, впервые с октября 2017 года, были проведены интервенции на внутреннем валютном рынке на сумму 520,6 млн. долларов США. Данные интервенции не повлияли на тенденцию в динамике обменного курса тенге, но снизили негативный фон, который приводил к ослаблению тенге, не обусловленному динамикой фундаментальных факторов.
В 2018 году в банковской системе сохранялся структурный профицит тенговой ликвидности. Основной объем ликвидности изымался Национальным Банком при помощи краткосрочных нот со сроками обращения 7 и 28 дней. Выпуски краткосрочных нот со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев были направлены на построение кривой доходности на финансовом рынке [4].
Таким образом, проведенный анализ показал эффективность денежно-кредитной политики, проводимой Национальным Банком в Республике Казахстан. Можно уверенно утверждать, что Национальный банк прилагает все усилия для сохранения режима инфляционного таргетирования с акцентом на поддержание низкой инфляции, а также устойчивости экономического развития страны и роста уровня жизни населения.
Список литературы
1. Russell Jesse. Денежно-кредитная политика государства / Jesse Russell. M.:VSD, 2012. 715 c.
2. Тесля П.Н. Денежно-кредитная и финансовая политика государства / П.Н. Тесля, И.В. Плотникова. М.: ИНФРА-М., 2012. 176 с.
3. Грачева Е.Ю. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово -правовой аспект) / Е.Ю. Грачева, Н.М. Артемов, Л.Л. Арзуманова. М.: Проспект, 2014. 211 c.
4. Официальный интернет ресурс Национального Банка Республики Казахстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nationalbank.kz/ (дата обращения: 30.04.2019).