Научная статья на тему 'Эффективное взаимодействие менеджера и лидера с подчиненными в период формирования команды'

Эффективное взаимодействие менеджера и лидера с подчиненными в период формирования команды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
928
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖЕР / ЛИДЕР / КОМАНДА / ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / MANAGEMENT / MANAGER / LEADER / TEAM / TEAM BUILDING / HR MANAGEMENT IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улизко Денис Олегович

Данная статья посвящена взаимодействию руководителя и персонала на этапе формирования команды. В ней рассмотрены этапы формирования команды и разобраны элементы поведения руководителя как менеджера и как лидера. Данная проблематика имеет многогранный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENT INTERACTION OF MANAGER AND LEADER WITH SUBORDINATES DURING TEAM BUILDING

The article is concerned with interaction between a manager and personnel on the stage of the team building. The author considers phases of the team formation and examines elements of the administrator’s behavior as a manger and a leader. The subject matter under consideration is of the many-sided nature.

Текст научной работы на тему «Эффективное взаимодействие менеджера и лидера с подчиненными в период формирования команды»

УДК 33

Улизко Денис Олегович

кандидат экономических наук, директор отделения Райффайзенбанка dom-hors@mail.ru

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕНЕДЖЕРА И ЛИДЕРА С ПОДЧИНЕННЫМИ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ

Ulizko Denis Olegovich

PhD in Economics, Director at the branch of the Raiffeisenbank dom-hors@mail.ru

EFFICIENT INTERACTION OF MANAGER AND LEADER WITH SUBORDINATES DURING TEAM BUILDING

Аннотация:

Данная статья посвящена взаимодействию руководителя и персонала на этапе формирования команды. В ней рассмотрены этапы формирования команды и разобраны элементы поведения руководителя как менеджера и как лидера. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова:

управление, менеджер, лидер, команда, формирование команды, повышение эффективности управления персоналом.

Summary:

The article is concerned with interaction between a manager and personnel on the stage of the team building. The author considers phases of the team formation and examines elements of the administrator’s behavior as a manger and a leader. The subject matter under consideration is of the many-sided nature.

Keywords:

management, manager, leader, team, team building, HR management improvement.

Смена коллектива или найм нового руководителя несут для компании риск возникновения конфликтов в период становления отношений и как следствие - финансовые потери: низкая эффективность впервые месяцы работы и даже возможный найм новых сотрудников.

Также актуальность данной статьи подтверждается тем, что в нынешних условиях продолжающегося мирового финансового кризиса эффективное управление, а не финансовое стимулирование занимают особое место в арсенале каждой компании, а для отечественных компаний сегмента микробизнес является основополагающим.

Российский рынок стремительно развивается, и компаниям, чтобы выстоять в конкурентной войне, требуется принимать оперативные решения, связанные не только с развитием, но и с управлением. В России институт управления начал свое профессиональное становление не так давно и на текущий момент практически отсутствует. Руководителям приходится получать знания эмпирическим путем. Назначая молодого специалиста на руководящую должность или нанимая человека со стороны, руководство компании идет на риск, так как в случае возникновения существенных разногласий между руководителем и подчиненными в период становления команды, компания несет финансовые потери - начиная от снижения эффективности, заканчивая затратами на поиск новых сотрудников.

Будь то первый коллектив молодого руководителя или переход опытного руководителя, не имеющего достаточной теоретической базы, в новую команду - сложности первых месяцев работы будут одинаковыми. Лаксомовой бумагой на работу руководителя будет реакция коллектива.

Экономические потери от неэффективного взаимодействия руководителя и команды могут достигать 15 % - 40 % от потенциально возможных результатов.

Отдельной проблемой для отечественных компаний сегмента микробизнес является нежелание выпускников вузов выстраивать свои трудовые отношения с небольшими российскими компаниями, отдавая предпочтение иностранным корпорациям и их стилю управления людьми.

В современной литературе приводится значительное количество описаний понятия менеджер, приведу наиболее четко отражающие концепцию данной статьи.

Менеджер (от англ. слова manage - управлять) - это человек управляющий людьми или процессом, назначенный на руководящую должность в компании.

Менеджер должен иметь конкретную цель и организовать имеющийся процесс или человеческие ресурсы для ее достижения.

Лидер (англ. Lead - инициатива, направление) - человек, который задает вектор движения группы. Если менеджеру подчиняются, то за лидером следуют по собственной воле. Последователи лидера обязательно будут разделять его взгляды. Основная задача лидера -это вдохновлять, находить цели и вести за собой людей.

Основные функции и задачи менеджера:

- планирование и составление бюджета;

- организация работы и подбор кадров;

- мотивация персонала;

- контроль и решение задач;

Основные функции и задачи лидера;

- выбор курса;

- направление людей;

- харизматичное и волевое управление.

Эффективно сочетать данные роли является ключевым моментом для проведения превентивных мер, направленных на предотвращения потенциальных конфликтов в период формирования команды.

При переходе руководителя в новый коллектив, он неизбежно будет обязан пройти 4 этапа.

1 этап - формирование;

2 этап - штурм;

3 этап - нормализация;

4 этап - исполнение.

Данные этапы являются неотъемлемой частью формирования команды и осознания того, что руководитель будет через них проходить, лишь облегчит ему их прохождение.

С первым этапом - формированием - многие не раз сталкивались в своей жизни. Кто-то в качестве подчиненного, а кто-то в качестве руководителя. Сотрудники внимательно наблюдают друг за другом и воздерживаются от необдуманных действий. Сотрудники, не знакомые со стилем работы руководителя, будут внимательно следить за его манерой отдавать распоряжение и общей системой организации работы. Руководитель, в свою очередь, воздержится от поспешных решений, предпочитая посмотреть, кто из сотрудников на что способен. На данном этапе все участники занимают внешне дружелюбную или нейтральную позицию, что позволяет не провоцировать вторую сторону на конфликт, так как последствия пока не предсказуемы. Действия менеджера на данном этапе - предоставить информацию:

- о себе,

- о своем стиле управления,

- указать качества, которые он ценит в людях больше всего,

- которые не приемлет.

Подобное действие позволит быть уверенным, что сотрудники формируют свое представление, основываясь на достоверной информации.

Действия Лидера на данном этапе - попросить каждого сотрудника предоставить ответы на следующие вопросы:

1) что мотивирует вас при работе в компании;

2) что демотивирует вас при работе в компании;

3) что мотивирует вас при работе с руководителем;

4) что демотивирует вас при работе с руководителем.

Возможность каждому из сотрудников обозначить свои мотиваторы и демотиваторы позволит быть спокойнее, осознавая, что лидер, принимая то или иное решение, уже не будет наступать на эмоциональные мины. В то же время лидер получает ценную информацию, способную не допустить конфликтов на почве мотивации, и будет использовать те инструменты для реализации потенциала сотрудника, которые тот сам обозначил.

Второй этап - штурм, обычно возникает после того, как информация получена, каждый из участников, желая улучшить свои условия, начинает выдвигать пожелания, требования или ставить условия. Этот этап неизбежен в новом коллективе и зачастую сопровождается конфликтами. Действия менеджера - управлять конфликтами. Главное - это предотвращать конфликты, но если он все же произошел - выбрать одну из трех моделей его разрешения.

1. Отстаивать свою точку зрения, не идя на компромисс.

Следует использовать только, когда требуется жестко восстановить дисциплину или когда это единственный эффективный результат. Особенности: возможна сильная демотивация.

2. Уступка.

В подобных конфликтах обычно конечная цель превыше всего и стоит пойти на необходимые уступки для сотрудника. Особенности: возможна потеря авторитета или попытка сотрудника пролобировать новое требование.

3. Компромисс.

Самый сложный, но самый эффективный путь. При подобных конфликтах следует убедить сотрудника пойти на компромисс и самому лидеру сделать то же самое.

Особенности: позволяет сохранить авторитет лидера и мотивацию сотрудника. Подходит для важных целей, в достижении которых можно чем-то пожертвовать

Действия лидера - использовать демократический или авторитарный стиль лидерства. Демократический стиль лидерства характеризуется наличием консервативного диалога между всеми участниками и будет успешен для поиска компромисса и диалога между сотрудниками и руководителем. Авторитарный стиль лидерства характеризуется наличием одной точки зрения (руководителя), директивными задачами и отсутствием готовности идти на компромисс. Будет эффективен, когда сотрудник ставит ультиматум или использует иные действия для необоснованного или чрезмерного лоббирования личных интересов.

Третий этап - нормализация команды происходит после того, как все участники сформировали свое представление друг о друге, и наладили контакт, идет процесс формирования команды.

На данном этапе задача менеджера:

- проводить регулярные собрания с вовлечением сотрудников в процесс обсуждения общих задач, это позволит коллективу выработать ощущение причастности к общей задаче;

- давать сотрудникам конструктивную обратную связь, что позволит всему коллективу знать, что руководитель в равной степени заинтересован в развитии персонала;

- проводить "team building", что положительно сказывается на общем сплочении команды в неформальной атмосфере.

В то же время задача лидера:

- сформировать важность и значимость компании / команды, к которой принадлежит группа. Человек желает присоединяться к сильным и уважаемым группам и, наоборот, с легкостью покидает слабые и не уважаемые группы;

- регулярно отмечать успехи всей группы и отдельных ее членов, фиксируя их, так как история побед является сильным пассивным мотиватором;

- поощрять инициативу и всячески развивать креативные идеи сотрудников, контролируя их потенциальную успешность, ведь если персонал будет осознавать, что его идеи превращаются в звенья цепи, формирующей компанию, они будут отождествлять себя с частью этой команды.

Четвертый этап - исполнение происходит тогда, когда уже сформирована команда и сотрудники способны действовать автономно, при этом они по-прежнему чувствуют причастность к команде.

В этот период менеджеру следует поддерживать и направлять процесс. В этом ему поможет:

- делегирование полномочий, что позволит опытным сотрудникам продолжать свое развитие;

- постановка более сложных задач для всей команды с целью использования максимального потенциала всей команды;

- установление конкретного соперника или сложной цели, так как команда, сплоченная конкретной целью или идеей, будет максимально использовать свои ресурсы, пока не придет к этой цели.

Лидеру, для поддержания сильной команды, рекомендуется использовать следующие стили:

- амбициозный. Выставляет конкретные амбициозные задачи, ориентирован на результат;

- идеалистический. Рисует абстрактные цели, в большей степени мотивируя на их достижения, не давая конкретных шагов;

- товарищеский. Формирует в большей степени ненормальное отношение в коллективе, основанное на доверии и позитивном отношении.

Таким образом, процесс формирования команды является основополагающим, и успешное прохождение этапов несет в себе не только стратегические перспективы развития компании, но и позволяет обезопасить бизнес от финансовых потерь, связанных с низкой эффективностью работы сотрудников и наймом нового персонала.

Диверсифицированная реализация функций лидера и менеджера позволит руководителю успешно провести процесс формирования команды, раскрыть потенциал сотрудников и не допустить необоснованной эскалации финансовых затрат на поиск новых сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.