Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ'

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
803
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПИ ПОСТАВОК / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КРИЗИС / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большакова В. Е.

В статье рассматриваются современные подходы к управлению цепями поставок на примере лидирующих зарубежных компаний, таких как Walmart, Amazon и Airbus. Актуальность данного исследования обусловлена быстроменяющимися условиями международной торговли, где главными факторами, обеспечивающими конкурентные преимущества для компаний, становятся использование цифровых технологий и инновационных разработок в управлении цепями поставок. В результате исследования был проведен анализ различных подходов к оптимизации цепей поставок за счет внедрения автоматизации, повышения эффективности взаимодействия с поставщиками и улучшения качества производимой продукции при снижении уровня логистических и операционных рисков и минимизации производственных затрат. Материал данной статьи может быть использован для поиска решений проблем, возникающих при организации цепей поставок в современных торговых и промышленных компаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE SUPPLY CHAIN MANAGEMENT AS THE BASIS OF COMPETITIVENESS

This article examines modern approaches to supply chain management using the example of leading foreign companies such as Walmart, Amazon and Airbus. The relevance of this study is due to the rapidly changing conditions of international trade, where the main factors that provide competitive advantages for companies are the use of digital technologies and innovative developments in supply chain management. As a result of the study, an analysis was carried out of various approaches to optimizing supply chains by implementing automation, increasing the efficiency of interaction with suppliers and improving the quality of products while reducing the level of logistics and operational risks and minimizing production costs. The material of this article can be used to find solutions to problems arising in the organization of supply chains in modern trade and industrial companies.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»

Эффективное управление цепями поставок как основа конкурентоспособности

Effective supply chain management as the basis of competitiveness

Большакова В. Е.

Студент 2 курса магистратуры, Ф-т международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

РФ, г. Москва e-mail: viktoryabolshakova@yandex.ru

Bolshakova V.

2nd year student, Faculty of international economic relationships, Financial University under the Government of the Russian Federation,

Russia, Moscow e-mail: viktoryabolshakova@yandex. ru

Аннотация.

В статье рассматриваются современные подходы к управлению цепями поставок на примере лидирующих зарубежных компаний, таких как Walmart, Amazon и Airbus. Актуальность данного исследования обусловлена быстроменяющимися условиями международной торговли, где главными факторами, обеспечивающими конкурентные преимущества для компаний, становятся использование цифровых технологий и инновационных разработок в управлении цепями поставок. В результате исследования был проведен анализ различных подходов к оптимизации цепей поставок за счет внедрения автоматизации, повышения эффективности взаимодействия с поставщиками и улучшения качества производимой продукции при снижении уровня логистических и операционных рисков и минимизации производственных затрат. Материал данной статьи может быть использован для поиска решений проблем, возникающих при организации цепей поставок в современных торговых и промышленных компаниях.

Annotation.

This article examines modern approaches to supply chain management using the example of leading foreign companies such as Walmart, Amazon and Airbus. The relevance of this study is due to the rapidly changing conditions of international trade, where the main factors that provide competitive advantages for companies are the use of digital technologies and innovative developments in supply chain management. As a result of the study, an analysis was carried out of various approaches to optimizing supply chains by implementing automation, increasing the efficiency of interaction with suppliers and improving the quality of products while reducing the level of logistics and operational risks and minimizing production costs. The material of this article can be used to find solutions to problems arising in the organization of supply chains in modern trade and industrial companies.

Ключевые слова: цепи поставок, международная торговля, оптимизация, цифровые технологии, инновации, цифровизация, кризис, коронавирус.

Key words: supply chains, international trade, optimization, digital technologies, innovation, digitalization, crisis, coronavirus.

За последние несколько десятилетий глобализация стала неотъемлемой частью международной торговли. Для того, чтобы снизить себестоимость и увеличить эффективность работы организации, крупные компании стали использовать дешевую рабочую силу и производить комплектующие материалы и изделия, а иногда и полностью готовую продукцию на территории развивающихся стран.

После чего, по мере роста уровня жизни и повышения покупательской способности развивающихся стран, компании стали продавать им же, производимую на их территории продукцию.

Таким образом, система международной торговли стала сложной и запутанной. Цепочки поставок стали включать несколько стран одновременно.

Неэффективная организация управлением цепями поставок приводит к значительным трудностям, например, упущенной прибыли от нереализованных вовремя товаров, расходам на оплату штрафов, а также расходам по хранению товаров, потерям товарного вида и многим другим. На функционирование цепей поставок

также влияют глобальные политические, социальные и экономические кризисы. До недавнего времени компании организовывали цепи поставок, исходя из того, что товары могут свободно передвигаться из одной страны в другую. Однако кризисы, вызванные американо-китайской торговой войной, Brexit и пандемией коронавирусной инфекции в 2020 г. значительно повлияли на торговые отношения между странами: увеличилась длительность доставки товаров, были введены дополнительные санитарные нормы, увеличились расходы поставщиков и производителей. Многие компании, чье производство было зависимо от поставок из Китая, оказались в сложном положении. Даже такие гиганты как Apple столкнулись с временными трудностями, вызванными закрытием заводов в Китае по производству комплектующих для смартфонов и другой продукции. Многие ритейлеры ввиду закрытия торговых точек были вынуждены сосредоточить свое внимание на продажах товаров через интернет -платформы, что в свою очередь потребовало вклада значительных средств в организацию своевременной доставки в условиях повышенного спроса. Фирмы, производящие медицинские изделия, такие как, например, маски и антисептические средства должны были в кратчайшие сроки нарастить объемы производства и расширить цепи поставок в другие регионы. Данная ситуация показывает насколько компании должны быстро ориентироваться и быть гибкими во время кризиса. Также пандемия коронавируса позволила компаниям по-новому оценить риски, которые могут возникнуть на пути товара от производства до конечного потребителя, подготовить системы цепочек поставок к сбоям и научиться прогнозировать возможные будущие кризисы.

Кроме того, можно сказать, что события 2020 г. внесли значительные изменения в структуру спроса. В связи с тем, что большая часть людей перешла на дистанционный формат работы и обучения, повысился спрос на доставку продуктов и товаров на дом. Появилось множество онлайн-платформ, предлагающих подобные услуги. Перед компаниями встала задача найти способ как можно быстрее и проще доставлять товары до конечных потребителей. Так, например, компании, занимающиеся доставкой продуктов на дом, пришли к решению открывать склады, по возможности, в каждом районе города, чтобы снизить время доставки, сохранить товарные качества и тем самым повысить лояльность покупателей к сервису. Подобные решения приводят к значительным капитальным вложениям, однако при этом дают компаниям конкурентные преимущества не только в условиях кризиса, но и в долгосрочной перспективе, а также при условии выхода на международный рынок.

При рассмотрении международной торговли, в настоящее время главной задачей в управлении цепями поставок стал поиск наиболее оптимальной экономической модели движения товарного потока от места производства до конечного потребителя, которая бы учитывала специфику всех стран-участниц цепи. Кроме того, эффективное управление цепями поставок и их своевременная модернизация стало одним из главных конкурентных преимуществ для крупных международных компаний.

Рассмотрим пример цепи поставок американской компании Walmart, управляющей крупнейшей в мире сетью оптовой и розничной торговли.

Успех Walmart обусловлен небольшим количество звеньев в цепи поставок. Компания покупает большое количество продукции повседневного спроса по низкой цене у тщательно отобранных производителей, при этом избегая брендовых поставщиков, имеющих высокую наценку.

Также компания использует систему «Vendor Managed Inventory» («Запасы, управляемые поставщиком»), суть которой заключается в том, что поставщик управляет запасами, произведенных им товаров, находящихся на складах Walmart, и несет полную ответственность за поддержание необходимого количества данных запасов. Данная система позволяет Walmart практически полностью переложил ответственность и стоимость своей цепи поставок на поставщиков-производителей.

Walmart предъявляет к поставщикам достаточно высокие требования: обеспечить требующиеся количество товаров и частоту поставок, низкие цены и доставку товаров в места с трудной транспортной доступностью.

При этом Walmart сам управляет цепочкой поставок, а все партнеры-поставщики работают в одной коммуникационной сети. Компания сокращает количество звеньев в цепочке поставок и цену товара путем закупки большого количества продукции со скидками, перемещения товаров напрямую от производителей на склады, а затем в оптово-розничные магазины, которые также являются распределительными центрами. Таким образом обеспечивается максимально низкая цена на продукты для конечных потребителей. (Рисунок. 1)

С-N

Тщательно отобранные поставщики

Ф

Склады, где производители следят за запасами

*

Стратегически расположенные распределительные центры

Ф

Торговые точки с своевременной доставкой

Рисунок. 1 Цепь поставок Walmart [Источник: https://cerasis.com/supply-chain-management/] Еще одним примером успешно организованной цепи поставок является компания Amazon. Компания

является магазином электронной коммерции и удалила из своей цепочки поставок такое звено, как розничный

магазин, доставляя потребителям продукцию напрямую из распределительного центра. Уникальность Amazon

заключается в том, что он является не онлайн-магазином, а онлайн-платформой, где почти каждый может

торговать своей продукцией. Подобный путь выбрали также не менее известные компании, как Ozon, Ebay и

Aliexpress. Кроме того, Amazon стала производить собственные товары и за счет больших объемов получать

самую низкую цену, перебивая предложения конкурентов. (Рис. 2)

Брендовые поставщики, собственная продукция Amazon, частные продавцы

Ф

Стратегически расположенные автоматизированные склады

Ф

Доставка в течение 12 дней до конечного потребителя

Рисунок 2. Цепь поставок Amazon [Источник: https://tinuiti.com/]

Следующим шагом в оптимизации цепи поставок будет повсеместное внедрение автоматизации на

складах. Amazon тратит огромное количество средств на разработку программных обеспечений и роботов для работы на складах. Это позволит компании с высокой скоростью и точностью собирать заказы и сократить время доставки.

Рассмотрим пример организации цепи поставок в одной из крупнейших авиастроительных компаний мира Airbus.

Цепочка поставок в аэрокосмической отрасли может быть чрезвычайно сложной. Создание всего одного самолета требует участия тысяч крупных и мелких поставщиков. И поскольку производители все больше полагаются на внешних партнеров при изготовлении больших частей самолета, задача координации всех этих элементов становится более сложной, чем когда-либо.

Airbus на протяжении 10 лет производства контролирует глобальную цепочку поставок, включающую более 7800 поставщиков со всего мира. Каждый из этих партнеров должен сыграть свою роль в оказании помощи компании в достижении производственных целей и выполнении заказов.

Чтобы предотвратить сбои, которые могут привести к остановке производства, компании необходимо знать, какие из поставщиков могут оказать наибольшее влияние на работу. Airbus должен оценивать

индивидуальные уровни стабильности и зрелости поставщиков и быть готовым к действию на основе этих знаний.

Учитывая тот факт, что 80% содержимого самолета закупается, максимальная эффективность цепочки поставок является ключевым фактором бесперебойного производства. Часто для этого требуется постоянный прямой контакт с поставщиками. Специально для этой цели в Airbus функционирует целый отдел развития поставщиков, в который входит более 100 консультантов, взаимодействующих с поставщиками.

Технологии, особенно в эпоху цифровизации цепочек поставок, не менее важны. Чтобы следить за базой поставщиков и генерировать активную информацию, Airbus разработал так называемую цифровую диспетчерскую.

Этот инструмент заменяет традиционный бумажный метод мониторинга поставщиков технологией, которая обеспечивает быстрый доступ к информации по всей сети цепочки поставок Airbus. Она объединяет оперативные группы, разбросанные по всему миру, значительно упрощает коммуникацию и сокращает избыточную отчетность (объем внутренней отчетности сократился на 50%). Также Airbus планирует внедрить мобильную версию цифровой диспетчерской, чтобы повысить доступность к необходимой информации. Кроме того, в программу планируют добавить дополнительные функции, включая инжиниринг и поддержку контрактов, с целью разработки прогнозных ключевых показателей эффективности.

Благодаря этому, в рамках всей цепочки поставок Airbus может гарантировать, что ее команды разработчиков и поставщиков сосредоточены на правильной миссии.

Рассмотренные примеры показывают, что в современном мире компании стремятся пересмотреть и рационализировать структуру цепей поставок с целью оптимизации расходов и увеличения гибкости, выбирать надежных поставщиков с целью минимизации рисков не поступления платежей и срыва поставок товаров, а также предоставлять инновационные услуги за счет цифровизации и автоматизации всех звеньев цепи поставок. Одним из главных конкурентных преимуществ стало инвестирование в разработку гибких цепочек поставок, что позволяет компаниям быстрее расти ввиду повышения мобильности и способности удовлетворять быстроменяющиеся потребности клиентов. По данным некоторых исследований в таких компаниях наблюдается рост продаж на 20-40%, а степень удовлетворенности и лояльности потребителей повышается на 30%.

В то же время остаются риски, связанные с международными политическими и экономическими кризисами. В данном случае компании могут пойти двумя путями:

1. Организовать резервные источники ресурсов. В случае сбоя поставок из одного региона, компания сможет покрыть риск заморозки производства или сбыта продукции поставками из другого резервного региона, являющегося источником ресурсов. Однако данная схема, хоть и минимизирует риски, в основном подходит для более крупных компаний, так как требует значительных вложений средств в управление и мониторинг качества продукции;

2. Организовать местные источники ресурсов. Данная схема подразумевает наличие источника ресурсов на каждом локальном рынке. В данном случае увеличиваются капитальные расходы, но при этом уменьшаются транспортные. Такой схемой пользуется американская компания McDonald's, которая заключает контракты с местными поставщиками на поставку продовольствия для своей продукции.

Очевидно, что при выборе одного из путей компания должна проанализировать свои возможности, отношения с потребителями, а также уровень конкуренции на рынке. Возникновение некоторых кризисов невозможно предвидеть, однако компании на основе опыта прошлых лет, могут выявить свои слабые стороны и разработать план на случай непредвиденных обстоятельств, что позволит им продолжать функционировать и не начинать с нуля.

Таким образом, эффективное управление цепями поставок является ключевым фактором успешной деятельности международных компаний. Благодаря цифровым технологиям и инновационным разработкам компании способны увеличить производство, повысить эффективность взаимодействия с поставщиками и минимизировать риски на пути товара от производства до конечного потребителя. Кроме того, немаловажным становится наличие гибкой и адаптивной цепи поставок, способной подстраиваться под резкие изменения спроса и кризисные ситуации.

Список используемой литературы:

1. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум для вузов / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 359 с.;

2. Цифровизация - глобальный тренд развития цепочек поставок [Электронный ресурс]. - URL: https://www.inproiects.ru/;

3. Уроки для цепей поставок от COVID-19: время переориентации на устойчивость [Электронный ресурс]. - URL: https://roscongress.org/;

4. Walmart: 3 Keys to Successful Supply Chain Management any Business Can Follow [Электронный ресурс]. - URL: https://cerasis.com/supply-chain-management/;

5. Airbus - Supply Chain Brain [Электронный ресурс]. - URL: https://www.supplychainbrain.com/;

6. How Amazon supply & demand works [Электронный ресурс]. - URL: https://tinuiti.com/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.