Научная статья на тему 'Эффективное управление северными территориями России: проектно-ориентированный подход'

Эффективное управление северными территориями России: проектно-ориентированный подход Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
278
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PROJECT MANAGEMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ARCTIC REGION / INTERNATIONAL COOPERATION / ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Савостова Татьяна Леонидовна, Бирюков Алексей Леонидович

Освоение северных территорий и Арктики является одной из первоочередных задач для России, поскольку в этом макрорегионе сосредоточено значительное количество полезных ископаемых, углеводородов, имеется также существенный промышленный потенциал. В связи с активизацией международной деятельности в Арктике, особую актуальность приобретают проблемы, связанные с созданием надежной системы оказания навигационных, гидрометеорологических, информационных услуг, обеспечивающих безопасность и эффективный контроль хозяйственной деятельности, прогнозирование и предупреждение возможных чрезвычайных ситуаций. Реализация этих приоритетов через международные проекты дает возможность формировать взвешенную политику в этом регионе и развивать взаимовыгодное двустороннее и многостороннее сотрудничество на основе норм международного права. Крайне острой для арктической зоны является проблема утилизации промышленных отходов, в огромном количестве накапливающихся в различных районах Арктики. В условиях глобализации главным ориентиром развития северных территорий является создание конкурентоспособного экономического пространства, которое должно формироваться на новой технологической базе, обеспечивающей рентабельное и безопасное получение конечных продуктов, а также их транспортировку. Следует учитывать, что освоение арктических территорий осложняется не только экстремальными природноклиматическими условиями, но и низкой плотностью населения, очаговым характером проживания, удаленностью от основных промышленных центров Российской Федерации. Специфика арктического шельфа состоит в том, что на всех этапах освоения месторождений и доставки углеводородов потребителям требуются наукоемкие, высокотехнологичные инновационные технологии и продукция обрабатывающих и смежных отраслей промышленности. Создание новой крупной технологической добывающей базы должно стать основой для развития крупных центров экономического роста северных регионов страны. Россия обладает всеми необходимыми возможностями для рационального использования имеющихся ресурсов и для реализации взаимовыгодного сотрудничества со всеми арктическими и заинтересованными государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficient management of the northern territories of Russia: Project-oriented approach

Development of the northern territories and the Arctic is one of the priorities for Russia as in this macro region a significant amount of minerals, hydrocarbons is concentrated, there is also available an essential industrial potential. Due to the activization of the international activity in the Arctic, the special relevance is acquired by the problems connected with creation of the reliable system of rendering navigation, hydro meteorological, information services ensuring safety and effective control of the economic activity, forecasting and prevention of possible emergency situations. Realization of these priorities through international projects gives a possibility to form a deliberate policy in this region and develop mutually beneficial bilateral and multilateral cooperation on the basis of rules of the international law. For the Arctic zone the problem of utilization of industrial wastes, in an enormous quantity being accumulated in various regions of the Arctic is extremely sharp. Under the conditions of globalization the main reference point of the northern territories development is creation of a competitive economic space which has to be formed on a new technological base providing profitable and safe obtaining of final products and also their transportation. It is necessary to take into consideration that development of the Arctic territories becomes complicated by extreme natural-climatic conditions as well as by low population density, focal character of residence, remoteness from main industrial centers of the Russian Federation. The specific character of the Arctic shelf is that at all stages of development of deposits and deliveries of hydrocarbons to consumers there are required science intensive, hi-tech innovative technologies and products of processing and related branches of the industry. Establishment of a new large technological mining base has to become a basis for development of large centers of the economic growth of the northern regions of the country. Russia possesses all necessary potentials for a rational use of the available resources and realization of the mutually beneficial cooperation with all Arctic and interested states.

Текст научной работы на тему «Эффективное управление северными территориями России: проектно-ориентированный подход»

УДК 502/504:65:332.1(98) DOI 10.26897/1997-6011/2018-1-99-105

Т.Л. САВОСТОВА

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

А.Л. БИРЮКОВ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, Российская Федерация

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕВЕРНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РОССИИ: ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Освоение северных территорий и Арктики является одной из первоочередных задач для России, поскольку в этом макрорегионе сосредоточено значительное количество полезных ископаемых, углеводородов, имеется также существенный промышленный потенциал. В связи с активизацией международной деятельности в Арктике, особую актуальность приобретают проблемы, связанные с созданием надежной системы оказания навигационных, гидрометеорологических, информационных услуг, обеспечивающих безопасность и эффективный контроль хозяйственной деятельности, прогнозирование и предупреждение возможных чрезвычайных ситуаций. Реализация этих приоритетов через международные проекты дает возможность формировать взвешенную политику в этом регионе и развивать взаимовыгодное двустороннее и многостороннее сотрудничество на основе норм международного права. Крайне острой для арктической зоны является проблема утилизации промышленных отходов, в огромном количестве накапливающихся в различных районах Арктики. В условиях глобализации главным ориентиром развития северных территорий является создание конкурентоспособного экономического пространства, которое должно формироваться на новой технологической базе, обеспечивающей рентабельное и безопасное получение конечных продуктов, а также их транспортировку. Следует учитывать, что освоение арктических территорий осложняется не только экстремальными природно-климатическими условиями, но и низкой плотностью населения, очаговым характером проживания, удаленностью от основных промышленных центров Российской Федерации. Специфика арктического шельфа состоит в том, что на всех этапах освоения месторождений и доставки углеводородов потребителям требуются наукоемкие, высокотехнологичные инновационные технологии и продукция обрабатывающих и смежных отраслей промышленности. Создание новой крупной технологической добывающей базы должно стать основой для развития крупных центров экономического роста северных регионов страны. Россия обладает всеми необходимыми возможностями для рационального использования имеющихся ресурсов и для реализации взаимовыгодного сотрудничества со всеми арктическими и заинтересованными государствами.

Проектное управление, устойчивое развитие, арктический регион, международное

сотрудничество, экологическая безопасность.

Введение. Повышенный интерес к Арктике, в первую очередь, связан с возможностью добычи углеводородов и других полезных ископаемых. Суровые климатические условия создают реальную опасность возникновения техногенных аварий и угрозу загрязнения окружающей среды. При активном вмешательстве человека в Арктике может происходить разрушение биотических механизмов, стабилизирующих состояние природной среды. Эксплуатация природной среды, связанная с промышленным освоением северных территорий, является негативным фактором для хрупкой арктической природы, следствием

чего проявляется растущая деградация арктической экосистемы. Проблемы экологического характера, безопасности, климатических изменений, загрязнений северных морских акваторий привели специалистов к пониманию необходимости решения экологических проблем совместными усилиями арктических стран и созданию в сентябре 1996 г. в Оттаве (Канада) Канадой, Данией, Финляндией, Норвегией, Россией, Швецией и США Арктического совета (Arctic Council) [1]. Одно из направлений деятельности Арктического совета и международных организаций связано с разработкой общей правовой основы регулирования всех основных

видов хозяйственной и иной деятельности человека в Арктике. Дальнейшее совершенствование правовой системы должно учитывать современные политико-экономические процессы и на основе международных и национальных интересов создавать необходимую среду для успешного решения вопросов межгосударственных пространств, организации хозяйственной деятельности, охраны окружающей среды, соблюдения прав человека и т.д. В этой связи в 2013 г. было подписано важное международное соглашение о сотрудничестве, предупреждении и ликвидации морских разливов нефти в Арктике, поскольку грузооборот по Северному морскому пути (СМП) стал активно возрастать [2]. По итогам 2016 года по СМП грузопоток составил 7,5 млн т и впервые за несколько десятков лет превысил максимальный показатель, установленный еще в 80-е годы прошлого века, который не превышал 6,5 млн т в год [3]. Ожидаемое увеличение грузопотоков будет определяться растущим спросом на энергоресурсы. Так, в настоящее время ОАО «Новатэк» реализует инновационный проект «Ямал СПГ» по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата в районе поселка Сабетта. Проектная мощность составляет 16,5 млн т. сырья в год с возможностью дальнейшего наращивания грузооборота порта до 30 млн т. в год и до 1,2 млн тонн газового конденсата с поставкой на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы [4]. С вводом в эксплуатацию объектов порта будет обеспечена круглогодичная навигация для судов-газовозов по Северному морскому пути. Для повышения ответственности бизнеса, особенно в сфере экологии, по инициативе Канады и России в 2014 году был создан Арктический экономический совет (АЭС), одним из приоритетных условий сотрудничества в рамках этого совета является координация действий бизнес-стркутур разных стран в арктическом макрорегионе. АЭС должен способствовать обмену опытом, техническими разработками и другой информацией в соответствии с принципами устойчивого развития арктических территорий. Учитывая активизацию промышленной деятельности в Арктике, в дальнейшем взаимодействие АЭС и АС необходимо развивать в интересах снижения факторов риска, связанных с экологической безопасностью, безопасностью человека и повышением осведомленности об обстановке в макрорегионе. а также

организовать по предложению России комплексное (экосистемное) управление природопользованием в морских пространствах Арктики [5].

Крайне острой для арктической зоны является проблема утилизации промышленных отходов, которые накоплены в различных районах Арктики. По данным Министерства природных ресурсов РФ, загрязнение арктических морей России пока ограничивается прибрежными водами на отдельных участках акваторий, прилегающих к районам активной хозяйственной деятельности. Существенный вклад в загрязнение макрорегиона вносят источники, находящиеся за пределами России. В их числе: предприятия по переработке ядерного топлива в Европе, промышленные предприятия Северной Америки, Западной и Центральной Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии. Из-за особенностей циркуляции воздушных масс в Арктике загрязняющие вещества, газовые и аэрозольные вредные примеси с этих территорий скапливаются в ее атмосфере. Таким образом, анализ проблем, связанных с обеспечением безопасного освоения ресурсов Арктики, свидетельствует о необходимости объединения усилий стран и транснациональных корпораций, присутствующих в регионе, в целях развития эффективных технологий, необходимых, в частности, для предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф, а также для оценки возможных рисков.

Материалы исследования. Для

России в Арктике одной из первоочередных задач является повышение эффективности управления Арктической зоной как объекта самостоятельной государственной политики. Другая важная задача, которую необходимо реализовать - дальнейшее укрепление добрососедских отношений России с приарктическими государствами в области сохранения окружающей природной среды, освоение природных ресурсов на двусторонней основе и в рамках региональных организаций АС, АЭС, Совета Баренцева/ Евроарктического региона, других международных организациях и проектах. Такое сотрудничество для России имеет ключевое значение, поскольку позволит более эффективно обеспечить защиту национальных интересов России на арктическом шельфе, создать условия для развития самобытного уклада жизни коренных народов Севера,

а также обеспечить использование Северного морского пути в качестве национальной морской коммуникации Российской Федерации в Арктике.

Значимость Арктики для России трудно переоценить - это ресурсы, как биологические, так и минеральные. Территория этого северного макрорегиона составляет 18% территории Российской Федерации, где производится около 20% ВВП России и до 22% общероссийского экспорта. От реализации нефтегазовых проектов в Арктике в будущем во многом будет зависеть международная энергетическая и экономическая безопасность России.

В условиях глобализации, главным ориентиром развития северных территорий нашей страны является создание конкурентоспособного экономического пространства, которое должно формироваться на новой технологической базе, обеспечивающей рентабельное и безопасное получение конечных продуктов из имеющихся ископаемых, углеводородов, других биологических и минеральных ресурсов, а также их транспортировку в регионы России и другие страны. Следует учитывать, что освоение арктических территорий осложняется не только экстремальными природно-климатическими условиями, но и низкой плотностью населения, очаговым характером проживания и освоения северных территорий, удаленностью от основных промышленных центров Российской Федерации.

Для реализации крупных промышленных проектов в арктической зоне должна создаваться необходимая инфраструктура, на основе которой при Федеральной поддержке возможно формирование и развитие новых промышленных зон и центров [6]. Стратегия развития Арктики должна рассматриваться с учетом экономических перспектив развития всех северных и прилегающих территорий России.

Предполагается, для развития Арктической зоны, учитывая масштабы и особенности территории, выделить порядка 11 опорных зон, которые должны быть ориентированы на транспортный и энергетический «каркас» и будут платформой для дальнейшего комплексного развития макрорегиона. Считаем, что наиболее оптимальной моделью развития северных территорий нашей страны является модель диверсифицированной экономики, в которой эффективно должны сочетаться невоспроизводимые при-

родные ресурсы Арктики и воспроизводимый человеческий капитал, то есть необходимо эффективно использовать как сырьевые, так и интеллектуальные возможности страны. Технические и технологические нововведения должны реализовываться, прежде всего, в тех секторах северного макрорегиона, от которых зависят конкурентоспособность и значимость России в мировом сообществе. Именно к таким секторам экономики относится нефтегазовый комплекс арктического шельфа. Сегодня поиск, разведка и добыча нефти и газа на шельфе Арктики и их безопасная транспортировка — одна из самых высокотехнологичных и наукоемких отраслей в мире. Важность арктической проблематики была, в том числе, обозначена в Указе Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», где сконцентрированы положения о новой государственной политике в отношении Арктической зоны страны, предусматривающей ее комплексное развитие с учетом ключевых факторов формирования долгосрочной экономической стратегии. Признание Российской Арктики территорией стратегических интересов обусловливает возрастание ее роли в социально-экономическом развитии страны. Специфика арктического шельфа состоит в том, что на всех этапах освоения месторождений и доставки углеводородов потребителям требуются наукоемкие, высокотехнологичные инновационные технологии, продукция обрабатывающих и смежных отраслей промышленности. Поэтому создание новой технологической добывающей базы в макрорегионе — должно стать основой для формирования нескольких крупных центров экономического роста северных регионов страны. Дальнейшее формирование новой конкурентоспособной экономики возможно только при модернизации соответствующих инфраструктур на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Энергетика и инфраструктурные проекты должны стать импульсом для развития Арктической зоны РФ на ближайшие годы. Такие проекты, как «Ямал СПГ», «Сабетта», «Ворота Арктики», платформа «Приразлом-ная», добыча нефти и газа в Ямало-Ненецком автономном округе — эти и другие крупные проекты должны играть важную роль в комплексном развитии транспортных узлов и коридоров. Например, по Северному морскому пути пойдут углеводороды из Арктики в Европу и Азию.

После достаточно большого перерыва в России начал активно развиваться ледокольный атомный флот, строятся танкеры, газовозы, все это дает новый импульс развитию реального сектора экономики. Существенные изменения должна претерпеть и культура управления. Дальнейшее развитие и внедрение систем автоматизированного проектирования даст возможность перейти к формированию единого информационного пространства в интересах обеспечения управления инновационным развитием всех северных территорий.

Организация и развитие транспортной инфраструктуры является непременным условием вовлечения ресурсного потенциала Арктической зоны в хозяйственный оборот. В 2010 году при разработке «Стратегии геологической отрасли Российской Федерации на период до 2030 года» Минприроды России был предложен инновационный подход в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования сырьевой базы на основе выделения минерально-сырьевых центров, с учетом возможностей транспортной и энергетической инфраструктуры территорий вне зависимости от административно-территориального деления [7].

Здесь нужно подчеркнуть, что между концепцией опорных зон и формированием минерально-сырьевых центров (МСЦ) нет противоречия, поскольку выделение опорных зон это механизм, цель которого заключается в объединении проектов, значимых для региона и страны. В свою очередь, МСЦ — это один из механизмов развития опорных зон северных территорий, направленный на эффективное освоение и повышение рентабельности минерально-сырьевого потенциала. Таким образом, опорные зоны формируются как комплексные проекты и должны согласовываться с мероприятиями социальной направленности. Такой подход является альтернативой отраслевому принципу, предусматривавшему объединение проектов по отраслям экономики на федеральном уровне. Например, Кольская опорная зона развития предусматривает реализацию более 30 масштабных инвестпроектов. По отраслевому принципу они объединены в 7 кластеров: транспор-тно-логистический, морехозяйственный сервисный, нефтегазохимический, горно-химический и металлургический, рыбохозяй-ственный, туристско-рекреационный, науч-

но-образовательный [8]. Развитие первых двух кластеров непосредственно связано с развитием арктических проектов, деятельность остальных будет способствовать освоению Арктики и влиять на социально- экономическое развитие всего региона.

Другим важным проектом для развития Арктики является создаваемый Мурманский транспортный узел, в котором на базе морского порта предусматривается формирование круглогодичного глубоководного морского центра по переработке наливных и навалочных грузов, в том числе, для снабжения арктических месторождений и промышленных центров, расположенных вдоль трассы СМП. Этот проект позволит интегрировать порт Мурманска в российские и международные транспортные коридоры, что будет способствовать развитию сервисного обслуживания судов на трассах Северного морского пути. Реконструкция портовой инфраструктуры приведет к увеличению пропускной способности и даст возможность обеспечить рост грузооборота до 70 млн тонн/год к 2025 году [3].

Примером крупного международного проекта, направленного на развитие международного сотрудничества в Арктике, является проект «Северное измерение», включающий четырех равноправных партнеров: Российскую Федерацию, Европейский союз (ЕС), Норвегию и Исландию [9]. Цель «Северного измерения» — поддержка стабильности, благосостояния и устойчивого развития региона посредством научно-экономического сотрудничества северных стран. Такие проекты ориентированы на конкретные сферы, связанные с энергетикой, транспортом, здравоохранением, ядерной безопасностью, научными исследованиями, рассматриваются также перспективы увеличения объёмов морских перевозок между европейскими портами и портами севера России, в частности, Мурманска, Архангельска и т.д.

Результаты и обсуждение. Государственное управление пространственным развитием минерально-сырьевыми центрами создаст условия не только для развития ресурсной базы, но и даст импульс для социально-экономического развития территорий через обоснованное размещение перерабатывающих и смежных производств, инфраструктуры общего назначения, создание новых рабочих мест, что приведет к увеличению поступлений в бюджеты различных уровней.

Через эффективное международное сотрудничество территория Арктики должна стать одним из важнейших центров развития российской и мировой экономики, где будут сосредоточены принципиально новые экономические подходы к социально-природному освоению территорий на базе передовых интеллектуальных и технологических ресурсов заинтересованных государств. Арктика, являясь буферной зоной между основными мировыми центрами — США, Западной Европой, Россией, Японией и Китаем, становится территорией, где сталкиваются интересы многих стран как с ресурсно-экономической, энергетической, транспортной, так и с военной точек зрения. Россия предложила создать международную панарктическую систему обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов, которая позволит сформировать систему мониторинга и быстрого реагирования на техногенные риски, связанные с созданием и эксплуатацией объектов нефте- и газодобычи, ядерной энергетики, транспортировки и переработки углеводородов и другого сырья, функционирования энергетических объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения [10].

Возрастающая геополитическая, ресурсная, экологическая и экономическая роль Арктического макрорегиона России требует от федеральных и региональных управляющих структур разработки совершенно новых подходов к управлению и освоению северных территорий.

Для решения перечисленных проблем необходимо развивать инфраструктуру Арктики через Северный морской путь, железнодорожные проекты «Северный широтный ход», «Белкомур», трассу «Беркакит — Том-мот — Якутск» [11-12]. Такие проекты дают возможность формировать инновационно-ориентированную среду на базе промышленного и технологического потенциалов южно-сибирских промышленных и научных центров, необходимых для решения научных и инжиниринговых проблем в Арктике при создании условий для развития среднего и малого бизнеса в разных областях экономики.

Арктический макрорегион является одной из частей системы пространственно временных взаимосвязей экономики России, управление и развитие всех элементов системы должны быть согласованы не только в целом, но и с прогнозами региональных

систем. При этом горизонтальная соподчи-ненность оказывается вторичной по отношению к соподчиненности вертикальной. Таким образом, управление и развитие Арктическим макрорегионом как относительно самостоятельной системой, по существу, является управлением реализацией связей между крупными элементами как внутрирегиональной экономической среды, так и организацией связей с другими регионами России, например, с югом Сибири и Уралом.

Выводы

Для России в Арктике одной из первоочередных задач является повышение эффективности управления макрорегионом как объектом самостоятельной государственной политики с учетом перспектив развития всех северных и прилегающих территорий России. Государственное управление пространственным развитием формируемыми арктическими территориями даст импульс не только для развития ресурсной базы, но и появятся реальные возможности для социально-экономического развития территорий через обоснованное размещение перерабатывающих и смежных производств, инфраструктуры общего назначения, создания новых рабочих мест, что приведет к увеличению поступлений в бюджеты различных уровней.

Арктический макрорегион является одной из частей системы пространственно временных взаимосвязей экономики России, управление развитием всех элементов которой должны быть согласованы не только в целом, но и с прогнозами развития региональных систем. При этом горизонтальная соподчиненность оказывается вторичной по отношению к соподчиненности вертикальной.

Для предупреждения и ликвидации возможных последствий техногенных катастроф, а также для оценки возможных стратегических рисков необходимо объединение усилий арктических государств на двусторонней основе, в рамках Арктического и Арктического экономического советов, а также Совета Баренцева/Евроарктическо-го региона, других международных организаций и проектов.

Библиографический список

1. Декларация об учреждении Арктического Совета Оттава 19.09.1996), Ы^р://1а—гив-sia.ru/texts/legal_310/doc310a193x905.htm (Дата обращения: 05.06.2017)

2. Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (Нуук, 12.05 мая 2011), http://www. conventions.ru/view_base.php?id=1997 (Дата обращения: 15.06.2017).

3. Интервью «Известиям» Генерального директора ФГУП «Атомфлот» В. Рукша «О потенциале Севморпути» http://iz.ru/606557/ kirill-kudrin/ledokoly-ne-prostaivaiut-ni-dnia

4. Спирин А. М., Чачин Д.А., Смирнов А.А.. Круглогодичная навигация на порт Сабет-та // Арктика: экология и экономика. 2015. — № 3 (19). - С. 88-95.

5. Медведев Д.А. Международное экономическое сотрудничество в Арктике. Арктический экономический совет. — М.: АНО ЦСОиП, 2015. — 92 с.

6. Материалы к заседанию президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации по вопросу: «О перечне приоритетных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации, и мерах по обеспечению их реализации» Поручение Правительства РФ от 21.04.2016 г. № РД-П16-2680.

7. Стратегии геологической отрасли Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 года Ш039-р

8. Кольская опорная зона будет развиваться за счет семи кластеров Мурманской области: http://tass.ru/ekonomika/4084568 (Дата обращения: 25.06.2017)

9. Северное измерение: http://www.north-erndimension.info/ru/northern-dimension-rus (Дата обращения: 25.06.2017)

10. Обзор МИД России «О внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации в 2013 году», http://www.embrussia.ru/ru/node/237 (Дата обращения: 27.06.2017).

11. Смирнова О.И., Кудряшова Е.В и др. Формирование опорных зон в Арктике: методология и практика. // Арктика и Север. —.2016. № 25. — С. 148-157.

12. Магистраль «Белкомур» даст возможность реализовать 40 крупных инвест-проектов: http://24ri.ru/down/open/magis-tral-belkomur-dast-vozmozhnost-realizo-vat-40-krupnyh-investproektov.html (Дата обращения: 25.06.2017).

Материал поступил в редакцию 12.09.2017 г.

Сведения об авторах

Савостова Татьяна Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и права МГИМО МИД России, 119454, г. Москва, проспект Вернадского 76, e-mail: [email protected], тел .:8(925)7411539

Бирюков Алексей Леонидович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Защита в чрезвычайных ситуациях» ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 127550, г. Москва, ул. Прянишникова 19; e-mail: [email protected], тел.:8(915)3342034

T.L. SAVOSTOVA

Moscow state Institute of International Relations (University) under the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

A.L. BIRYUKOV

Federal state budgetary educational institution of higher education «Russian state agrarian university — MAA named after C.A. Timiryazev», Moscow the Russian Federation

EFFICIENT MANAGEMENT OF THE NORTHERN TERRITORIES OF RUSSIA: PROJECT-ORIENTED APPROACH

Development of the northern territories and the Arctic is one of the priorities for Russia as in this macro region a significant amount of minerals, hydrocarbons is concentrated, there is also available an essential industrial potential. Due to the activization of the international activity in the Arctic, the special relevance is acquired by the problems connected with creation of the reliable system of rendering navigation, hydro meteorological, information services ensuring safety and effective control of the economic activity, forecasting and prevention of possible emergency situations. Realization of these priorities through international projects gives a possibility to form a deliberate policy in this region and develop mutually beneficial bilateral and multilateral cooperation on the basis of rules of the international law. For the Arctic zone the problem of utilization of industrial wastes, in an enormous quantity being accumulated in various regions of the Arctic is extremely sharp. Under the conditions of globalization the main reference point of the northern territories

development is creation of a competitive economic space which has to be formed on a new technological base providing profitable and safe obtaining of final products and also their transportation. It is necessary to take into consideration that development of the Arctic territories becomes complicated by extreme natural-climatic conditions as well as by low population density, focal character of residence, remoteness from main industrial centers of the Russian Federation. The specific character of the Arctic shelf is that at all stages of development of deposits and deliveries of hydrocarbons to consumers there are required science intensive, hi-tech innovative technologies and products of processing and related branches of the industry. Establishment of a new large technological mining base has to become a basis for development of large centers of the economic growth of the northern regions of the country. Russia possesses all necessary potentials for a rational use of the available resources and realization of the mutually beneficial cooperation with all Arctic and interested states.

Project management, sustainable development, Arctic region, international cooperation,

environmental safety.

Reference list

1. Deklaratsiya ob uchrezhdenii Arctichesko-go Soveta Ottava (19.09.1996), http://lawrus-sia.ru/texts/legal_310/doc310a193x905.htm (Data obrashcheniya 05.06.2017)

2. Soglashenie o sotrudnichestve v aviat-sionnom i morskom poiske i spasanii v Ark-tike (Nuuk, 12.05 maya 2011), http://www. conventions .ru/view_b ase .php?id= 199 7 (D ata obrashcheniya: 15.06.2017).

3. Intervju «Izvestiyam» Generaljnogo di-rektora FGUP «^tamAo^» V. Ruksha potent-siale Sevmorputi» http://iz.ru/606557/kirill-kudrin/ledokoly-ne-prostaivaiut-ni-dnia

4. Spirin А.М., Chachin D.A., Smirnov А.А. ^uglogodichnaya navigatsiya na port Sabet-ta // Arktika: ekologiya i economika. 2015. -№ 3 (19). - S.88-95.

5. Medvedev D.A. Mezhdunarodnoe eco-nomicheskoe sotrudnichestvo v Arktike. Ark-ticheskij ekonomicheskij sovet. - М.: АNО TS-SOiP, 2015. - 92 s.

6. Materialy k zasedaniyu prezidiuma Go-sudarstvennoj komissii po voprosam razvitiya Arktiki I Morskoj pri Praviteljstve Rossijskoj Federatsii po voprosu: perechne prioritet-nyh projektov, realizuemyh na territorii Ark-ticheskoj zony Rossijskoj Federatsii, I o merah po obespecheniyu ih realizatsii» Poruchenie Praviteljstva RF ot 21.04.2016 g. № RD-P16-2680.

7. Strategii geologicheskoj otrasli Rossi-jskoj Federatsii na period do 2030 goda. Raspo-ryazhenie Praviteljstva RF ot 21 iyunya 2010 goda N1039-r

8. Koljskaya opornaya zona budet razvi-vatjsya za schet semi klasterov Murmanskoj

oblasti: http://tass.ru/ekonomika/4084568 (Data obrashcheniya: 25.06.2017)

9. Severnoe izmerenie: http://www.north-erndimension.info/ru/northern-dimension-rus (Data obrashcheniya: 25.06.2017)

10. Obzor MID Rossii vneshnepolitich-eskoj I diplomaticheskoj deyateljnosti Rossijskoj Federatsii v 2013 godu», http://www. embrussia.ru/ru/node/237 (Data obrashcheni-ya: 27.06.2017).

11. Smirnova O.I., Kudryashova E.V. i dr. Formirovanie opornyh zon v Arktike: metodologiya i praktika. // Arktika i Sever. -2016. № 25. - S. 148-157.

12. Magistral «Belkomur» dast vozmozh-nost realizovat 40 krupnyh investprojektov: http://24ri.ru/down/open/magistral-belkomur-dast-vozmozhnost-realizovat-40-krupnyh-in-vestproektov.html (Data obrashcheniya: 25.06.2017).

The material was received at the editorial office

12.09.2017

Information about the authors

Savostova Tatjana Leonodovna, candidate of economic sciences, associate professor of the chair of state management and law MGIMO MID of Russia, 119454, Moscow, prospect Vernadskogo, 76, e-mail: [email protected], tel.:8(925)7411539

Biryukov Alexej Leonidovich, doctor of technical sciences, professor, head of the chair «Protection under emergent situations» FSEI HE RGAU - MAA named after C.A. Timiry-azev, 127550, Moscow, ul. Pryanishnikova, 19; e-mail: [email protected], tel.:8(915)3342034

№ 1'2018

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.