Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ'

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ / МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уккуева Алана Назировна

Статья посвящена проблеме эффективного управления дебиторской задолженностью в хозяйствующих субъектах. Рассмотрены сущность, значение и особенности формирования дебиторской задолженности. Предложены пути эффективного управления дебиторской задолженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENT RECEIVABLES MANAGEMENT

The article is devoted to the problem of effective management of receivables in business entities. The essence, significance and features of the formation of receivables are considered. The ways of effective management of receivables are proposed.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ»

Эффективное управление дебиторской задолженностью Efficient receivables management

Уккуева Алана Назировна

Студент 2 курса Направление подготовки 38.04.01 Экономика Направленность (профиль) «Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Кавказская государственная академия»

Россия, Черкесск

Ukkueva Alana Nazirovna

Student 2 term Area of study 38.04.01 Economics Focus (profile) "Accounting and financial management" Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Caucasian State Academy"

Russia, Cherkessk

Научный руководитель Узденова Фатима Магамедовна

Кандидат экономических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Северо-Кавказская государственная академия»

Россия, Черкесск

Scientific adviser Uzdenova Fatima Magamedovna

PhD in Economics, Associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Caucasian State Academy"

Russia, Cherkessk

Аннотация.

Статья посвящена проблеме эффективного управления дебиторской задолженностью в хозяйствующих субъектах. Рассмотрены сущность, значение и особенности формирования дебиторской задолженности. Предложены пути эффективного управления дебиторской задолженности.

Annotation.

The article is devoted to the problem of effective management of receivables in business entities. The essence, significance and features of the formation of receivables are considered. The ways of effective management of receivables are proposed.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, эффективность управления дебиторской задолженностью, меры по снижению дебиторской задолженности, управление предприятием.

Key words: receivables, efficiency of receivables management, measures to reduce receivables, enterprise management.

Дебиторская задолженность как элемент оборотных средств предприятия и реальный актив играет важную роль в экономической деятельности предприятий. Как показатель дебиторская задолженность используется для оценки финансового состояния. Увеличение ее доли в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск его финансовых потерь.

В самой распространенной интерпретации дебиторская задолженность представляет собой задолженность покупателей и заказчиков перед предприятием [1].

Дебиторская задолженность предприятия формирует оборотные средства актива бухгалтерского баланса наряду с запасами и денежными средствами. Руководству предприятия необходимо стремиться к минимизации

оттока собственных оборотных средств, но достижение этого затруднено в связи с условиями конкуренции, в которых функционирует организация.

Рисунок 1. Составляющие дебиторской задолженности

К самым распространенным видам дебиторской задолженности относятся следующие:

- дебиторская задолженность за товары, работы, услуги;

- дебиторская задолженность по авансовым платежам;

- дебиторская задолженность по полученным векселям;

- дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

- дебиторская задолженность по расчетам с персоналом.

Как экономическому элементу хозяйствующего субъекта дебиторской задолженности присущи следующие характерные черты:

- является динамичной составляющей активов компании;

- представляет собой временное отвлечение средств из оборота;

- является своеобразной формой кредитования покупателей;

- выступает как показатель будущего поступления денежных средств;

- зависит от принятой в компании кредитной (учетной) политики;

- может сопровождаться прямыми (банкротство должника) и косвенными (инфляция) потерями.

На величину размера дебиторской задолженности влияют множество факторов. Среди внешних для предприятия факторов обычно выделяют следующие:

- общая экономическая конъюнктура в стране и конкретном регионе;

- особенности денежной политики Центрального банка Российской Федерации и состояние финансового рынка;

- инфляционные показатели в стране и отрасли;

- вид продукции, длительность производственного цикла, тенденции развития рынка сбыта в регионе. Сезонность в сбыте товаров и услуг, работа на узком и насыщенном рынке, длительный

производственный цикл как в строительстве, так и в отраслях сельского хозяйства - все это увеличивает показатели задолженности.

К внутренним факторам относят:

- качество кредитной (учетной) политики предприятия;

- наличие оптимальной системы безопасности, осуществляющей проверку, мониторинг дебиторской задолженности;

- систему стимулирования работников и контрагентов, направленную на снижение задолженности на предприятии;

- личные и профессиональные качества менеджеров и финансовых специалистов.

Одно из важных свойств дебиторской задолженности, такое как динамичность, влияет на управление задолженностью. Поэтому, для полного контроля и своевременного управления долгами необходимо понимать стадии ее формирования и вести работу на каждой стадии. Изучение всех особенностей и динамики дебиторской задолженности позволило выделить определенные этапы (стадии) ее жизненного цикла [2]. Каждый этап зависит от наступления определенных событий (Рисунок 2).

/ N

1. Потенциальная (виртуальная, возможная, будущая) задолженность

• возникает в период поиска и ведения переговоров с потенциальными клиентами или в период обсуждения потенциальных поставок с действующими контрагентами и длится в зависимости от стороны участия предприятия либо до даты выставления счета на оплату товара (предоплата), либо до поступления заявки на поставку определенной партии (сопровождается заключением договора, допсоглашения к договору, оформлением заявки покупателем и т.д.).

2. Бюджетируемая (расчетная) задолженность

• формируется с даты заключения договора/выставления счета, в том числе ежемесячных счетов до даты оплаты или отгрузки, указанной в договоре (сопровождается выставлением счета, подготовкой и подписанием товарных накладных, оприходованием ее на баланс).

• наступает начиная со следующего дня после наступления даты оплаты по договору или даты подписания товарных накладных до даты перевода ее в проблемную задолженность.

4. Проблемная задолженность

•возникает по истечении даты оплаты товара, т.е. наступления просрочки по платежу. На данной стадии предпринимаются все возможные шаги по снижению или погашению дебиторской задолженности. Длительность зависит от сроков и стадий досудебного урегулирования, прописанных в договоре, или в соответствии с ГК РФ.

5. Судебная задолженность

•возникает с даты направления иска и документов в Арбитражный суд субъекта РФ и длится до окончания судебного разбирательства, возможного искового производства, возможной процедуры банкротства и т.д.

/— > >

6. Списанная • стадия начинается с даты, когда все юридические возможности по

задолженность взысканию долга исчерпаны.

V_ -А

Рисунок 2. Этапы жизненного цикла дебиторской задолженности

Первый этап, как правило, отдается менеджерам по продажам, закупкам, занимающимся поисками клиентов. Два последующих этапа целесообразно поручить бухгалтерам, менеджерам по дебиторской задолженности, начиная с четвертого этапа - юристам.

С целью снижения уровня дебиторской задолженности на предприятиях существуют отдельные меры по управлению дебиторской задолженностью.

К самым значимым элементам относятся:

- анализ информации о работе контрагента - направлен на получение сведений о его добросовестности. На подготовительном этапе (заключение договора) обязательна проверка документации потенциального партнера: свидетельства о регистрации в Росреестре и налоговой службе, полномочии руководителей. Желательно иметь сведения о стаже работы в определенной области, отзывы других участников рынка о взаимодействии с целью установления не только платежеспособности, но и репутации в целом. Важно узнать о наличии прошлых и текущих долгов у контрагента, состоянии и истории погашения;

- в период заключения договора необходимо включить в него условия о штрафных санкциях за неисполнение требований: в виде штрафов, возмещения убытков для минимизации экономических рисков. Это может снизить риск от невыплаты или несколько упростить получение задолженности по суду;

- гибкость в погашении просроченной задолженности: заключение дополнительных соглашений об отсрочке внесения средств реструктуризации платежей; • стимулирование контрагентов в виде скидок при предоплате или на оплату при своевременном внесении платежей;

- стимулирование собственных сотрудников не только на выполнение задач по продажам, но и по платежам со стороны покупателей или заказчиков. Дополнительно разрабатываются меры дисциплинарного взыскания за сотрудничество с недобросовестными дебиторами, просрочки платежей путем вынесения выговоров, лишение премий и др.;

- введение жесткого регламента, в котором прописываются отдельные бизнес-процессы работа предприятия (закупка товара, продажа товара, выдача и получение денежных средств и т.д.). Также важно ведение статистики по продажам и своевременному отражению всех поступлений, выплат.

Данный мониторинг будет способствовать проведению комплексного анализа проблемных участков и выявления «слабых» мест в организации процесса;

- формирование «черного списка» должников, имеющих проблемы с оплатой;

- система мер по психологическому, экономическому и юридическому воздействию и работы с должниками.

Эффективность управления дебиторской задолженностью оценивается рядом показателей, их динамикой и соотношением. Рассмотрим данные показатели (Рисунок 3).

Рисунок 3. Показатели эффективности дебиторской задолженности

Показатель «Доля дебиторской задолженности в оборотных активах предприятия» показывает удельный вес дебиторской задолженности в оборотных активах предприятия. Если значение данного показателя увеличивается на протяжении продолжительного периода времени, то руководству организации необходимо изменить тактику в области управления дебиторской задолженностью. Увеличение данного показателя свидетельствует о неосмотрительной кредитной политике по отношению к дебиторам или об увеличении объема продаж. Следовательно, снижение объема дебиторской задолженности оценивается положительно за счет сокращения периода погашения обязательств покупателями, но не как следствие снижения деловой активности предприятия.

Расчет показателя «Доля дебиторской задолженности в выручке от продаж предприятия» проводится путем отношения дебиторской задолженности к выручке от продаж предприятия. Данный показатель позволяет провести оценку относительно того, как часть выручки от продаж приходится на продукцию, приобретенную покупателями у предприятия на правах коммерческого кредита.

Показатель «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» рассчитывается, как отношение выручки к средней величине дебиторской задолженности свидетельствует об изменении дебиторской задолженности в положительную сторону, если произошло уменьшение величины дебиторской задолженности, или в отрицательную сторону в случае увеличения дебиторской задолженности по причине несвоевременной оплаты покупателями.

Показатель «Доля сомнительной и безнадежной задолженности в составе дебиторской задолженности» рассчитывается как отношение величины сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности к совокупному объему дебиторской задолженности. Расчет доли сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности необходим для анализа «качества» дебиторской задолженности. Увеличение данного показателя свидетельствует о снижении ликвидности предприятия, в таком случае руководству организации необходимо принять меры по разработке программы мероприятий по управлению отношениями с дебиторами.

Показатель «Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности» позволяет провести оценку эффективности работы компании в целях обеспечения будущей прибыли и оптимальности использования заемных средств, а также является важным для анализа финансовой устойчивости компании. Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности рассчитывается как отношение совокупных обязательств перед кредиторами к сумме дебиторской задолженности [3].

Эффективное управление дебиторской задолженностью подразумевает под собой формирование на предприятии кредитной политики, с помощью которой предприятие определяет размер и условия предоставления товарного кредита покупателям продукции. Кредитная политика включается в себя такие вопросы, как срок предоставления кредита, оценка кредитоспособности покупателей, возможность предоставления скидок, создание резервов по сомнительным долгам и способы взыскания задолженности.

В рамках кредитной политики необходимо разработать классификацию покупателей, в соответствии с которой дебиторы будут иметь свой кредитный рейтинг в зависимости от объема закупок и выполнения платежной дисциплины за предыдущий период. Необходимо внедрить такую систему управления дебиторской задолженностью, при которой предоставление товарного кредита контрагентам, не имеющим кредитной истории, становится невозможным. Такое решение может идти в разрез с интересами менеджеров отдела продаж, ведь одна из основных задач данного департамента - заключение договоров с новыми покупателями на выгодных условиях. В связи с этим на предприятии должен быть введен алгоритм ранжирования условий предоставления товарного кредита, который включает в себя следующие действия:

1. Рассмотрение показателей финансового состояния контрагента, которые могут оказать влияние на его дальнейшую платежеспособность;

2. Разработка системы присвоения кредитного рейтинга покупателям, который должен быть пересмотрен по истечении отчетного периода по результатам взаимодействия с клиентами за год;

3. Определение кредитных условий для каждого ранга разработанного кредитного рейтинга, то есть описание границ предоставления коммерческого кредита и отсрочки платежа, а также размер возможных скидок и штрафов.

В таблице представлены критерии отнесения контрагентов к тому или иному уровню кредитного рейтинга (Таблица 1).

Таблица 1. Критерии ранжирования клиентов по кредитному рейтингу [6]

Количество дней просрочки Выручка за год, млн руб. Присваиваемый рейтинг

Нет просрочки Более 500 А+

1-45 дней Более 200 А

45-90 дней Более 100 В+

90-180 дней Более 30 В

180-360 дней Менее 30 С

Необходимо дать характеристику присваиваемого рейтинга, ранжирование которого представлено в таблице. Компании, имеющие рейтинг А+ и А, имеют право на получение коммерческого кредита без применения санкций в случае возможной просрочки платежа. Договор с компаниями, которым был присвоен рейтинг В+ и В, обязательно должен содержать описание применяемой системы штрафов и пеней в случае невыполнения условий договора. Контрагенты, взаимодействия с которыми попадают под описание ранга С, должны осуществлять предоплату за будущую покупку товаров.

Также необходимо стимулировать покупателей за досрочную и своевременную оплату по счетам за приобретаемую продукцию. Предлагается предоставлять скидку в размере 3% от установленной в счете суммы за оплату в срок не более 10 дней. Данное введение необходимо прописать в дополнительном соглашении к договору с компаниями, которые имеют рейтинг А, В+ и В, для стимулирования контрагентов к своевременному и досрочному погашению обязательств.

Таким образом, дебиторская задолженность предприятия является нормальным явлением для деятельности любого предприятия. Однако существуют проблемы, с которыми предприятие сталкивается из-за неэффективного управления дебиторской задолженностью. Нарушение платежной дисциплины и некорректный учет поступления и оттока денежных средств негативно влияет на оборачиваемость дебиторской задолженности предприятий, в том числе и инновационных, что в дальнейшем неблагоприятно отразится на их ликвидности и вероятности банкротства. Соответственно, на каждом предприятии должна быть сформирована система управления дебиторской задолженностью для предотвращения негативных последствий и обеспечения дальнейшего финансового роста.

Список используемой литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Артемова, И.В. Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность // Советник в сфере образования. - 2019. - № 7. - С. 19-24.

2. Жукова И. «Дебиторская задолженность будет оплачена!». - URL: https:// www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/pub/t/ 42353805.&art=4235 3805&trials=1&user=0&file=60645882&price=299.00&texttrialbutton=%D0%9%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%8 2%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D0%B

B%D0%BD%D1%83%D1%8E%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0

%B8%D1%8E%20%D0%B7%D0%B0%20299.00&uilang=ru&catalit2&half=1&track_reading&friendly_url=%2Firin a-zhukova18509429%2Fdebitorskaya-zadol zhennost-budet-oplachena%2F.

3. Козлов Ю.Е. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью // Молодой ученый, 2019, № 40 (278), с. 56-58

4. Лазарева О.С., Советов И.Н. Использование чистых активов как способ предотвращения неплатежеспособности (банкротства) предприятий // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 9. - С. 894896.

5. Замятина Т.В. Регламентирование процедуры контроля задолженности контрагентов / Т.В. Замятина // Российский экономический журнал. - 2017. - № 4. - С. 34- 39.

6. Салимова В.Р. Анализ дебиторской задолженности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2019. - № 6 (88). - С. 32.

7. Сандаков А.А. Внутренний контроль расчетных операций в системе управления организациями пищевого производства // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2018. - № 10(132). -С. 133-137. Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality» № 4 (2020) ISSN 2500-1841 http://www.agequal.ru info@agequal.ru

8. Сысоева И.А. Дебиторская и кредиторская задолженность // Бухгалтерский учет. - 2018. - № 1. - С. 1728.

9. Степаненко А.В., Костанян А.А. Дебиторская задолженность и ее роль в финансировании организации // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XIII международной научно-практической конференции. Прага, Чешская Республика, 2019. - С. 577-579.

10. Юрьева А.Ю., Шилова Л.Ф. Методика оценки эффективности в дебиторскую задолженность // Евразийский научный журнал. - 2018. - № 6. - С. 16-19.

11. Яшина Н.И. Совершенствование методологических аспектов управления дебиторской задолженностью // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 9. - С. 636-641.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.