Научная статья на тему 'Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи'

Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7231
815
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЕЖЬ / УБЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПОЛЕ ЛИДЕРСТВА / КОМАНДА / СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Котрухова Римма Ивановна

В статье рассматриваются вопросы эффективного лидерства (условия, формы, методы, ресурсы). Лидер представлен как действенный коммуникатор; описываются его лидерские компетенции, необходимые для осуществления эффективной профессиональной деятельности. Обоснована необходимость и основные направления работы с молодежью по совершенствованию процессов развития и активизации лидерского потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152).

Специальный выпуск. С. 54-58.

Р. И. Котрухова

эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала

современной молодежи

В статье рассматриваются вопросы эффективного лидерства (условия, формы, методы, ресурсы). Лидер представлен как действенный коммуникатор; описываются его лидерские компетенции, необходимые для осуществления эффективной профессиональной деятельности. Обоснована необходимость и основные направления работы с молодежью по совершенствованию процессов развития и активизации лидерского потенциала.

Ключевые слова: лидерский потенциал, молодежь, убеждения, социальная коммуникация, мотивация, поле лидерства, команда, ситуация.

В условиях социально-экономической модернизации общество тем более нуждается в компетентных и активных специалистах, способных самостоятельно принимать решения, готовых брать на себя ответственность за их осуществление, умеющих правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде, то есть проявлять лидерские качества. К началу XXI в. в сфере внимания исследований лидерства оказались представители широкого спектра социальных групп: лидеры массовых движений, руководители и члены научных и производственных коллективов, участники детских и подростковых групп, члены и руководители общественных и политических партий. Отмечается постоянная высокая потребность общества и отдельных социальных организаций в поиске и отборе успешных лидеров. Лидеры в любой сфере человеческой жизни интересны тем, что именно в них проявляется воля к жизни. В них ощущается внутренняя сила, заставляющая их достигать свои жизненные цели как можно более эффективно. Лидер — это воплощение жизненной силы, стремящейся к идеалу. В каждом из нас, в существах свободных, мыслящих и способных к целесообразной деятельности, есть зачатки жизненной силы, и стремление к совершенству заставляет нас испытывать неудержимое желание достичь высшей материальной и духовной ценности в самих себе и окружающем нас мире. Но реализовать это желание удается лидерам [1. С. 7-8].

Особый интерес на современном этапе развития общества представляет вопрос развития лидерского потенциала молодежи. В нынешних условиях резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовами современности. Сегодня в России проживает 39,6 млн граждан

от 16 до 30 лет, что составляет 27,3 % ее населения. Мобильность, инициативность, способность генерировать и воспринимать новации в жизни и окружающем мире делают молодежь стратегическим ресурсом страны. Чтобы укрепить позиции России в мире, обеспечить ее конкурентоспособность и качество жизни российских граждан, необходимо эффективно задействовать потенциал развития, носителем которого выступает молодежь.

Необходимо разработать целенаправленную систему работы по организации процесса развития и активизации лидерского потенциала. Главными задачами такой работы являются: научить молодого человека проявлять, развивать базовые лидерские качества и грамотно применять свой лидерский потенциал; совершенствовать умения и навыки владения харизматическим влиянием, принципам гибкости, основным технологиям самомотивации и управления.

Основные запросы исследователей в области лидерства формулируются в двух главных задачах — это: а) проблема эффективности лидерства — какие условия обеспечивают успешность лидерского поведения; б) проблема поиска эффективного лидера и обоснование его индивидуальных ресурсов и характеристик, обеспечивающих успешное осуществление лидерства.

Современному лидеру требуется мастерство для формирования и прояснения собственных мечтаний и идей. Лидерство напрямую связано с возможностями развития своих уникальных способностей и получения доступа к глубинным состояниям творчества. В долгосрочной перспективе, утверждает Ч. Хэнди, основной задачей компаний и организаций будет не предоставлять людям работу, как это было раньше, а организовывать их. Организатор предлагает не работу, а возможности, пространство для

творчества. Он может взять идею, определить, какие требуются для ее осуществления ресурсы, а затем привлечь эти ресурсы. Организатор, у которого есть вдохновение, в один день может мобилизовать армии «интеллектуальных наемников» для решения какой-нибудь специфической задачи [12. С. 206-208].

Методологической базой отечественных исследований по проблеме лидерства являются научные труды Н. И. Бирюкова, В. В. Бо-вичева, Е. В. Кудряшовой, Н. П. Аникеевой, Л. А. Журавлевой, Е. А. Климова, Б. И. Крето-ва, Р. Л. Кричевского, Е. С. Кузьмина. Систематизированы теоретические и экспериментальные зарубежные исследования лидерства и выделены следующие основные направления: теории лидерских черт (Ф. Гальтон, К. Бэрд, С. Смит, Д. Крюгер), теории окружающей среды, или ситуативные теории (Дж. Шнайдер, Л. Картер, П. Пигорс), теории «ожидания-взаимодействия» (С. Джибб). Проблему лидерства как социальнопсихологического феномена исследовали К. Левин, Р. Вуд, С. А. Гиб, Т. Митчелл и другие [3. С. 4].

Существуют различные определения лидерства.

Российские ученые Л. И. Уманский, А. С. За-лужный, А. С. Чернышев, А. Н. Лутошкин, Ю. А. Лунев и др. исследовали феномен лидерства в реальных социальных группах. На основе изучения их работ можно дать определение лидерства как степени ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи. При этом неотъемлемой частью лидерства является общение. По сути, в данном контексте это означает способность передавать информацию другим с целью получения желательного и реального эффекта. С этой точки зрения лидер рассматривается как действенный коммуникатор [10].

Лидер, сообщающий информацию, должен не просто говорить; своими словами он должен возбуждать в людях энтузиазм. Ему не нужно передавать им собственную энергию, он должен высвободить ту, что скрыта в них. Для осуществления всех этих функций необходимы знания, умения и навыки эффективного лидерства, одним из элементов которого могут быть социальные коммуникации.

Таким образом, мы рассматриваем лидерство как форму эффективной коммуникации между субъектом управления и его объектом.

Эффективному лидеру характерны такие качества: высокий уровень развития эмоционального интеллекта, способность убеждать, талант установления позитивных отношений в социальнопсихологической группе и крупном коллективе, способность влиять на поведение объектов управления [14].

Эффективный лидер умеет успешно использовать все типы коммуникаций, все коммуникативные каналы: словесные, книжные, мультимедийные и другие. Для формирования эффективного лидера необходимо, чтобы социальный субъект был «коммуникативной личностью». Теорией коммуникативной личности занимались такие смежные научные дисциплины, как социология, психология, лингвистика.

Во многих теориях лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. Допускается возможность обучения лидерству, опыт лидерского поведения можно формировать, в том числе в моделируемых ситуациях, развивая тем самым соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.

Лидерство можно представить как сферу взаимодействия. Лидерство не столько личностный, сколько межличностный феномен. Важная задача лидера состоит в построении прочных рабочих отношений с другими людьми. Лидерство основано на неформальном влиянии лидера. Лидер обладает влиянием на последователей, но этот ресурс влияния имеет выраженный личностный компонент (а не просто формальный, должностной). Бессмысленно говорить просто об эффективном или неэффективном лидере, надо также говорить о лидере, который может быть эффективным в одной ситуации и неэффективным в другой. Чтобы увеличить организационную и групповую эффективность, необходимо научиться не только наиболее эффективно подготавливать лидеров, но и создавать организационное окружение, в котором лидер сможет хорошо работать (теория Фидлера) [6. С. 210].

С этих позиций интересна также ценностная теория лидерства С. Кучмарски и Т. Кучмарски. Авторы связывают процесс лидерства с возможностью для всех членов группы (организации), а не только для определенного человека, проявить свои лидерские способности и строят свою ценностную модель на основе двух базовых положений.

Первое базовое положение заключается в том, что лидер (как отдельно взятый индивид) оказывает значительное влияние на развитие ценностей и норм отдельных членов и организации в целом. Все, что лидеры делают, говорят, проповедуют, с интересом наблюдается, обсуждается и интерпретируется субъектами организационно-лидерского процесса.

Второе положение состоит в том, что лидерству, основанному на ценностях можно и, более того, необходимо обучаться в процессе деятельности. Лидерами не становятся вдруг. Лидерство развивается в результате накопления опыта, причем процесс изучения лидерства и обучения ему непрекращающийся. Авторы подчеркивают, что наиболее эффективный путь освоения лидерства происходит через деятельность и практику взаимодействия индивидов друг с другом. Но для этого межличностные взаимоотношения должны быть достаточно развиты, организационное окружение - быть открытым и допускать возможность для личности социально расти и развивать в себе лидерский потенциал. [4. С. 44-46].

Исследователи Ю. Н. Емельянов и П. Е. Овсян-кин определяют лидерский потенциал как обозначение совокупности индивидуальных характеристик, обеспечивающих успешное осуществление лидерства. А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин включают в понятие «личностный потенциал» «не только потенциальное личности (способности, природно-обусловленные профессиональноважные качества, позитивные наследственные факторы), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов — интеллектуальных, психологических, волевых, которые способствуют прогрессивному личностному и профессиональному развитию» [3. С. 5-6].

В социальной психологии исследователи феномена лидерства главными направлениями развития лидерского потенциала отмечают: а) уверенное чувство и самоощущение Хозяина жизни (эта формула часто используется в техниках аутотренинга); в) красивая самоподача, а именно, умение очаровывать людей; г) наличие ситуации, требующей прорыва вперед.

По мере детального рассмотрения так называемого динамического лидерства обнаружены пять практических методов, общих для всех лидеров. Для достижения исключительных результатов в своих организациях они использовали следующие практические методы: прокладывание пути; формирование общего видения; при-

нятие вызова; побуждение к действию; воодушевление [8. С. 33-40].

Развитие лидерского потенциала молодого человека можно рассматривать как процесс, который может иметь три, на наш взгляд, главных составляющих:

1. Готовность общества, группы или ее членов работать с лидером.

2. Стремление и желание молодого человека быть лидером.

3. Социальное конструирование среды, или поля лидерства.

Конструирование поля лидерства непосредственно связано с ситуациями, в которых происходит развитие лидерского потенциала. Начало исследования «ситуации» как категории социальных наук можно отнести к работам К. Левина, разрабатывавшего теорию поля. Определенный вклад в рассмотрение вопросов о роли ситуации в детерминации социального поведения в свое время внесли Г. Оллпорт, С. Квин, В. Томас и др. К параметрам поля лидерства относятся: композиция группы, межличностные отношения в группе, характер деятельности и общения, чувство причастности личности к происходящему и ответственность за деятельность, направленность деятельности и статус личности в группе [9. С. 10].

Многие исследователи понятие «лидерский потенциал» определяют как особое интегральное качество, которое обеспечивает и определяет эффективность осуществления какой-либо деятельности в данных объективных условиях в целях достижения авторитета через личностный и деловой ресурс. Лидерский потенциал предполагает наличие соответствующих потребностей и мотивов, а также определенный уровень принятия ответственности за свои действия и поступки. В молодости вся система потребностей упорядочивается и интегрируется формирующимся мировоззрением. В отличие от остальных людей лидер с рождения наделен природным потенциалом, который позволяет ему достигать большего. Однако настоящим лидером становится тот, кто мужественно, не следуя общепринятым канонам, создает себя и достигает успеха, оттачивая, развивая и воплощая свой природный потенциал. Указывает лидеру нужное направление интуиция. Обладание интуитивным видением означает способность совершать оптимальный выбор [11. С. 90-92].

Для оценки лидерского потенциала могут использоваться следующие инструменты: управ-

ленческий эксперимент, ситуационное, или кейс-интервью с помощью проективных вопросов, метод «три плюса и три минуса». Для таких ситуаций оцениваются следующие лидерские компетенции: готовность взять на себя ответственность за коллектив, позитивное отношение к людям, обучаемость, умение и готовность вдохновлять; умение отстаивать свою точку зрения, умение принимать непопулярные решения и др. [3. С. 6].

Базовой ступенью подготовки лидеров являются тренинги общения. Самыми эффективными получаются тренинги, которые заказываются под конкретную группу, с четко сформулированной задачей. В зависимости от направленности группы цели и задачи тренинга варьируются. Чаще всего это: повышение сплоченности группы; развитие навыков совместной групповой работы; реализация творческого потенциала группы; формирование и развитие лидерских умений и навыков.

В обществе и в молодежной среде создаются и распространяются противоречивые представления о молодежи и ее роли в социальноэкономической жизни, что подтверждают результаты опроса РОМИР 2004 г. Так, около 40 % молодых, оценивая себя и своих сверстников, считают, что в молодежи есть и дурное, и хорошее; 8 % считают, что хорошей молодежи мало. Больше всего саму молодежь беспокоят следующие проблемы: наркомании — 45 %, безработицы и бедности — 42 %; роста преступности — 27 %; проблемы морали и нравственности — 10 %. При этом 62 % молодых респондентов оценивают состояние морали и нравственности как плохое. Можно смело добавить, что в современной молодежной среде слабо развита культура ответственного, гражданского поведения, самоорганизации, отмечается низкая мотивация к участию в общественно-политической деятельности.

В процессе работы по организации процесса развития и активизации лидерского потенциала молодежи необходим комплекс психологопедагогических и социологических мероприятий. Это и разработка специальных диагностических методик, создание единой научнопрактической базы «технологии лидерства»; организация тренингов и курсов повышения квалификации для преподавателей высшей школы по активизации лидерского потенциала студентов. Во все времена важное значение отводится

организации проведения социологических исследований по молодежной проблематике, а также, проведение анализа деятельности государственных и общественных структур по работе с лидерами студенческой и рабочей молодежи региона; проведение круглого стола «Роль лидера в современном обществе»; организация обучения для лидеров молодежных организаций и разработка различных программ федерального и регионального уровня по формированию эффективного лидерства и развитию лидерского потенциала студенческой молодежи [3. С. 12-15].

В рамках концепции Федеральной целевой программы «Молодежь России на 2006-2010 гг.» вопросы подготовки молодых лидеров особенно актуальны. В результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики выявлена ключевая проблема - неполная включенность молодежи в жизнь общества. Следовательно, необходимо создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для активизации молодых в общественной жизни. В рамках данной концепции организована работа по шести направлениям: «Здоровое поколение», «Гражданин России», «Молодая семья», «Профессионализм молодых», «Молодежь в трудных жизненных ситуациях» и « Молодежь в информационном пространстве». По разработанной системе индикаторов в результате успешной реализации данных направлений предполагается, что к 2010 г. доля безработных среди молодежи уменьшится на 10 %. На 50 % возрастет доля молодых в органах управления всех уровней. На 50 % станет больше муниципальных образований, где действуют общественно-политические организации, отстаивающие интересы молодых. На 40 % вырастет число участников международного обмена и на 30 % повысится число молодых людей, активно занимающихся физической культурой.

Инициатива лидерства требует дальнейшего осмысления и развития. Названная проблема представляет собой значительный интерес для мирового сообщества. Лидерство все более и более будет становиться желаемой социальной и личностной ценностью, будет расти количество разнообразных лидерских школ, лидерских программ. Лидерство будет развиваться, усложняться и дифференцироваться. Развитие лидерского потенциала молодежи и весь комплекс принимаемых мер по формированию эффективного лидерства в России будет способствовать качественному обновлению страны.

Список литературы

1. Галиуллина, Г С. Лидерство в XXI веке: взгляд из России. Челябинск : Челяб. Дом печати, 2002. 432 с.

2. Гапонюк, З. Г Типология лидерства // Вестн. Воен. ун-та. 2008. № 2. «Соискатель». С. 123-127.

3. Дрыгина, И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза : монография. Красноярск, СибГТУ, 2006. 154 с.

4. Евтихов, О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб. : Речь, 2007. 238 с.

5. Друкер, П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке : пер. с англ. М. : Вильяме, 2000.

6. Платонов, Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях : в 2 т. Т. 1. СПб. : Речь, 2007. 416 с.

7. Классики менеджмента / под ред. М. Уорнера / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2001, 320 с.

8. Кузес, Дж. Вызов бросают лидеры / Д. Кузес, Б. Познер ; пер. с англ. А. В. Савинова. М. : АСТ : ЛЮКС, 2005. 446 с.

9. Кричевский, Р. Л. Если Вы — руководитель : (Элементы психологии менеджмента в повседневной работе). М. : Дело, 1998.

10. Марков, В. Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психоло-го-педагогическая оценка и оптимизация : авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2004.

11. Менегетти, А. Психология лидера : пер. с ит. 4-е изд., доп. М., 2004. 256 с.

12. Нордстрем, К. А. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. 5-е изд, исправл. / К. А. Нордстрем, Й. Риддерстрале ; Стокгольм. шк. экономики в Санкт-Петербурге. СПб., 2005. 280 с.

13. Рассадин, В. Управленческие кадры и их роль в формировании коллектива // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 10.

14. Юрасов, И. Свой и чужой, или Лидерство как коммуникативная способность // Упр. персоналом. 2006. № 8.

15. Обучение & карьера [Электронный журнал] / Сайт «Деловой мир». Режим доступа: www.d-mir.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.