Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / бюджет / инфраструктурные проекты / публичное управление / социально-экономическое развитие / целеполагание / public administration / budget / infrastructure projects / socio-economic development / goal setting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кристина Яковлевна Литвина

В статье анализируются принципы выбора направлений инвестирования в проекты, которые предполагается осуществить за счет финансовых источников государственного бюджета России. Автором сопоставляются методики оценки эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых за счет финансовых источников государственного бюджета на федеральном и региональном уровнях. Со 2 марта 2024 года начали действовать обновленные принципы оценки целесообразности использования средств государственного бюджета для инвестиционных проектов. В качестве образца для анализа методик на региональном уровне выбраны подходы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Полученные автором данные по результатам исследования верифицируются посредством анализа результатов контрольно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кристина Яковлевна Литвина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE PUBLIC MANAGEMENT OF INVESTMENT PROJECTS TO ACHIEVE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT GOALS

The article analyzes the principles of how investment projects are chosen to receive state funding. The author compares methods for assessing the effectiveness of investment projects funded from state budget at the federal and regional levels. On March 2, 2024, the government started using updated principles for assessing the feasibility of using state budget funds for investment projects. The author chose to study the approaches used by Moscow and St. Petersburg as samples for analyzing methods at the regional level. The data obtained by the author based on the results of the study are verified by analyzing the results of control and analytical activities of the Accounts Chamber of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 351.72, 354 ББК 65.050 Л 64

DOI: 10.53598/2410-3683-2024-1-335-85-93

ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(Рецензирована)

Кристина Яковлевна ЛИТВИНА

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия e-mail: Htvinaky@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются принципы выбора направлений инвестирования в проекты, которые предполагается осуществить за счет финансовых источников государственного бюджета России. Автором сопоставляются методики оценки эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых за счет финансовых источников государственного бюджета на федеральном и региональном уровнях. Со 2 марта 2024 года начали действовать обновленные принципы оценки целесообразности использования средств государственного бюджета для инвестиционных проектов. В качестве образца для анализа методик на региональном уровне выбраны подходы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Полученные автором данные по результатам исследования верифицируются посредством анализа результатов контрольно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации.

Ключевые слова: государственное управление, бюджет, инфраструктурные проекты, публичное управление, социально-экономическое развитие, целеполагание.

Для цитирования: Литвина К. Я. Эффективное государственное управление инвестиционными проектами для достижения целей социально-экономического развития // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2024. Вып. 1 (335). С. 85-93. DOI: 10.53598/2410-3683-2024-1-335-85-93.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

EFFECTIVE PUBLIC MANAGEMENT OF INVESTMENT PROJECTS TO ACHIEVE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT GOALS

Kristina Ya. LITVINA

The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia e-mail: litvinaky@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the principles of how investment projects are chosen to receive state funding. The author compares methods for assessing the effectiveness of investment projects funded from state budget at the federal and regional levels. On March 2, 2024, the government started using updated principles for assessing the feasibility of using state budget funds for investment projects. The author chose to study the approaches used by Moscow and St. Petersburg as samples for analyzing methods at the regional level. The data obtained by the author based on the results of the study are verified by analyzing the results of control and analytical activities of the Accounts Chamber of the Russian Federation.

Keywords: public administration, budget, infrastructure projects, socio-economic development, goal setting.

For citation: Litvina K.Ya. Effective public management of investment projects to achieve socioeconomic development goals // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2024. No. 1 (335). P. 85-93 (in Russian). DOI: 10.53598/2410-3683-2024-1-335-85-93.

Введение. Инвестиции со стороны государства оказывают серьезное воздействие на все сферы жизни общества, существенным образом влияют на социально-экономическое развитие и повышение уровня жизни населения. В связи с тем, что каждая экономика ограничена ресурсами, важно тщательно отбирать инвестиционные проекты, финансирование которых предполагается осуществлять частично или полностью за счёт средств государственного бюджета.

Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства крайне обширно, но не детализировано. Основными правовыми актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере, являются положения бюджетного законодательства, гражданских правоотношений, градостроительные нормы и правила. Более подробно нормы и правила, установленные на высшем уровне нормативно-правового обеспечения, раскрываются во втором в законах и постановлениях правительства, приказах федеральных органов исполнительной власти. К ключевым в области инвестиционных вложений в государственную собственность можно отнести: постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», от 09.01.2014 № 14 «Об утверждении Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ за счет средств федерального бюджета», федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЭ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Федеральный закон № 39-ФЭ).

Ключевой для инвестиционной деятельности в государственном секторе Федеральный закон № 39-Ф3 регламентирует положения осуществления инвестиций для создания государственной собственности, права, обязанности и гарантии участников инвестиционной деятельности различных организационно-правовых форм, а также основные положения, касающиеся проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования бюджетных средств для осуществления капитальных вложений.

Результаты и обсуждение.

Федеральный уровень. Раньше на федеральном уровне инвестиционные проекты проверялись Министерством экономического развития Российской Федерации, чтобы убедиться, что они соответствуют определенным критериям эффективности использования средств федерального бюджета для капитальных вложений. С 1 марта 2024 г. постановление Правительства РФ № 590 от 12 августа 2008 г. приостановлено и вступили в силу новые критерии оценки эффективности использования средств федерального бюджета для инвестиционных проектов. Новая методика оценки эффективности инвестиционного проекта, разработанная Министерством экономического развития, прошла общественное обсуждение проекта и независимую антикоррупционную экспертизу. Стоит отметить, что изменение порядка оценки (сравнение методик представлено в табл. 1), смещает фокус на значимость инвестиционного проекта для достижения национальных целей социально-экономического развития, оставляя за скобками его технические характеристики и стоимость.

Таблица 1

Сравнение методик оценки эффективности инвестиционных проектов

Критерии ПП РФ от 12.08.2008 № 590 (приостановлены до 01.03.2024) Показатели ПП РФ от 15.03.2023 № 399 (вступили в силу с 01.03.2024)

Качественные критерии Количественные критерии Критерий обоснованности потребности в создаваемых мощностях Критерий влияния реализации ИП на достижение показателей структурных элементов государственной программы Российской Федерации

наличие четко определенной цели ИП с указанием количественного показателя результата его реализации. соотношение качественных критериев ИП его сметной стоимости существование клиентов или пользователей товаров и услуг, производимых по итогам реализации ИП. наличие соответствующих решений (поручений, указаний) Президента РФ, Правительства РФ, Совета Безопасности РФ и коллегии Военно-промышленной комиссии РФ

согласованность целей проекта и приоритетов, установленных в программах социально-экономического роста России и стратегиях развития государства. наличие достаточного количества потребителей производимой продукции, производимых работ и услуг Уровень обеспеченности населения определенными видами социальных объектов в соответствии со стандартами отрасли. для ИП в отношении объектов оборонного комплекса, правоохранительной деятельности и безопасности государства, оценивается влияние на достижение приоритетов и целей стратегии национальной безопасности, приоритетов и целей, определенных в отраслевых стратегиях развития на среднесрочный и долгосрочный периоды

системный подход решения определенной задачи создание необходимых инженерных и транспортных систем для обеспечения функционирования нового капитального объекта и реализации инвестиционного плана нехватка альтернативных товаров и услуг, производимых другими компаниями (только для промышленных объектов)

Обоснование пользы покупки объекта недвижимости и вреда при его самостоятельном создании

отсутствие других организаций, производящих аналогичную продукцию, работы или услуги.

наличие положительного заключения государственной экспертизы

Принятые сокращения в таблице: ИП — инвестиционный проект

На данный момент трудно предсказать, как повлияет упрощение подхода к оценке эффективности инвестиционного проекта на качество планирования и последующего выполнения инвестиционной деятельности государства. Но отказ от фактически единственного технического критерия "наличие положительного заключения государственной экспертизы", который и так не совсем ясно отражает реальную степень готовности объекта к реализации в ближайшем будущем, является волнующим фактором.

Инструментом осуществления расходов бюджета, связанных с капитальными вложениями, являются специальные инвестиционные программы — адресные. С 2024 года на федеральном уровне перестанут использоваться правила формирования и реализации федеральной инвестиционной программы. Их заменит база данных о проектах строительства (реконструкции) и приобретения в собственность объектов капитального строительства и недвижимости, которые финансируются (или будут финансироваться) из средств федерального бюджета (далее — Реестр). Согласно пояснительной записке к уже принятому Федеральному закону от 25.12.2023 № 628-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «В 2023 году в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 21 июня 2022 г., посвященного Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года (перечень поручений от 24 августа 2022 г. № Пр-1483ГС), завершено формирование комплексной государственной программы (далее — КГП) «Строительство», в состав которой входят в том числе:

1) нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации об утверждении стратегических приоритетов и целей КГП «Строительство» (постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1730);

2) паспорт КГП «Строительство»;

3) перечень объектов КГП «Строительство», утверждаемый Правительством Российской Федерации (далее - Перечень объектов) (на период 2024 - 2027 годов распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2023 г. № 267-р);

4) ФАИП.

Перечень объектов содержит объекты, включаемые в ФАИП. Таким образом, данные ФАИП дублируют информацию, содержащуюся в Перечне объектов, в связи с чем формирование ФАИП как самостоятельного документа в системе управления КГП «Строительство» избыточно.

Порядок финансового обеспечения капитальных вложений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов не изменяется.

Примечательны заключения Счетной палаты Российской Федерации на отчеты об исполнении федерального бюджета за 2020-2022 годы. Информация об объемах расходов федерального бюджета, утвержденных федеральными законами и сводной бюджетной росписью с изменениями, а также данные об исполнении расходов на реализацию ФАИП за 2020—2022 годы (открытая часть) представлены в табл. 2.

Главные причины медленного освоения средств на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы заключаются в следующем: строительные объекты не готовы в соответствии с законодательством РФ к началу работ, во время строительно-монтажных работ обнаруживаются проблемы с проектной документацией, конкурсы проводятся с опозданием, подрядчики нарушают условия контрактов. В 2021 году на низкий уровень исполнения расходов на реализацию федеральной программы безусловно повлияли ограничения всемирной пандемии коронавируса.

Тенденция низкого уровня исполнения расходов на реализацию ФАИП за счет федерального бюджета прервалась в 2022 года. Так, кассовое исполнение в 96,2 % (на 1,3 процентных пункта ниже уровня исполнения расходов федерального бюджета в целом 97,5%) стало самым высоким с 2012 года. Однако стоит отметить, что рекордный уровень исполнения расходов на ФАИП, не позволил изменить многолетнюю тенденцию низкого ввода объектов ФАИП в эксплуатацию (табл. 3).

В 2022 году в ФАИП не были внесены изменения о возможности переноса срока ввода объекта в эксплуатацию на более поздние периоды в отношении 32 объектов. Но даже исключив 32 объекта из количества объектов, подлежавших вводу, тенденция кардинально не меняется, процент ввода объектов в эксплуатацию в таком случае был бы равен 68,3%.

Причинами незавершения в плановые сроки выполнения строительно-монтажных работ являются включение в ФАИП объектов:

— без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации;

— с отсутствием пообъектной детализации (укрупненных инвестиционных проектов);

— по которым не приняты правовые акты/решения о необходимости реализации;

— по которым в ходе выполнения строительно-монтажных работ потребовалось внесение изменений в проектную документацию, в том числе с необходимостью прохождения повторной государственной экспертизы.

Также существенной причиной переноса срока ввода объекта в эксплуатацию является неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиками условий контрактов.

Таким образом, можно сделать вывод о недостаточном контроле на этапе планирования в виду смещения фокуса критериев отбора инвестиционных проектов с технических характеристик объекта на его социально-экономическую значимость. Включение в ФАИП объектов без полученных в установленном порядке положительного заключения государственной экспертизы и правового акта о необходимости реализации объекта ведет к блокированию средств бюджета на объект, реализация которого в текущем финансовом году не гарантирована, вместо перераспределения этих средств на объекты с большей степенью готовности, но возможно с меньшей социально-экономической значимостью.

Причинами несогласованности в уровне исполнения расходов на реализацию ФАИП и уровне ввода в эксплуатацию объектов ФАИП может быть:

— увеличение дебиторской задолженности до 636 203,9 млн. рублей (на 114,9% по отношению к 2021 году). На 01.01.2023 г. размер авансовых платежей по государственным контрактам составлял 429 907,2 млн. руб.;

— увеличение стоимости объектов капитального строительства. Счетная палата провела выборочную проверку 627 объектов, по результатам которой установлено, что стоимость 480 из них (76,5%) увеличилась, на общую сумму 247 867,6 млн. руб. (30,1%).

Принимая во внимание причины не завершения в плановые сроки реализации мероприятий, включенных в ФАИП, нельзя сделать вывод, что привлечение дополнительных внебюджетных средств коренным образом изменит ситуацию. В данном случае проблема носит комплексный характер, в том числе обнажая недостатки планирования и взаимодействия на этапе реализации с подрядными организациями.

Региональный уровень. Адресные инвестиционные программы реализуются также и в субъектах Российской Федерации. Рассмотрим порядки формирования адресных инвестиционных программ городов федерального значения Москвы

Исполнение расходов на реализацию ФАИП за 2020—2022 годы

Таблица 2 (млн. рублей)

Отчетный период Объем рас* Утверждено федеральным законом о федеральном бюджете и ФАИП одов на ФАИП Утверждено сводной бюджетной росписью с изменениями на 31 декабря отчетного года Объе сумма (гр. 3 -гр. 2) !м изменения в °/о к показателю федерального закона о федеральном бюджете (гр. 4 / гр. 2) сумма Кассовое и в °/о к показателю сводной росписи с изменениями на 31 декабря отчетного года (гр. 6 / гр. 3) сполнение объем неисполнения (гр. 6 - гр. 3) доля неисполненных расходов (гр. 8 / гр. 3)

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2020 837 508,8 902 564,1 65 055,3 7,8% 803 344,4 89,0% -99 219,7 11,0%

2021 846 283,6 938 738,8 92 455,2 10,9% 819 449,2 87,3% -119289,6 12,7%

2022 988 152,5 1 244 825,5 256673,0 26,0% 1196992,9 96,2% -47 832,6 3,8%

ISI (Л

h-1 О

ы

? *

X (D

> g

^

о s;

■g '

^ i

л -а

Ш п>

* £

0

1 s

2 s

S -а

s -<

ж Щ

ai 2

ю о

Данные о вводе объектов в эксплуатацию в рамках реализации ФАИП

Таблица 3

Отчетный период Общее количество объектов (мероприятий) ФАИП, ед. Количество объектов, подлежавших вводу в эксплуатацию, ед. Доля объектов, подлежавших вводу в отчетном году, в общем количестве, °/о Количество объектов, ед. Доля в общем количестве объектов, подлежавших вводу в отчетном году, °/о

введенных в эксплуатацию в срок не введенных введенных объектов не введенных объектов

1 2 3 4 5 6 7 8

2018 1345 398 29,6% 217 181 54,5% 45,5%

2019 1557 251 16,1% 188 63 74,9% 25,1%

2020 1348 237 17,6% 156 81 65,8% 34,2%

2021 1169 233 19,9% 148 85 63,5% 36,5%

2022 1204 174 14,5% 97 77 55,7% 44,3%

Е ÍD

3 -Э-

< Я)

0 -а X s

и 5

П> W 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ы г

01

^ I ю ш

К í 0-

N <

и Санкт-Петербурга. Требование о том, как оценивать эффективность инвестиционных проектов, которые планируется частично или полностью финансировать из бюджета субъекта, есть только в постановлении Правительства Москвы. В Москве, например, утвержден порядок оценки эффективности использования средств городского бюджета, выделяемых на капитальные вложения, и методика оценки эффективности использования этих средств. Этот порядок устанавливает методику проверки инвестиционных проектов, основанную на интегральной оценке качественных и количественных показателей (табл. 4).

Состав критериев и порядок оценки несколько схож с текущим приостановленным федеральным порядком, но имеет свои особенности. Например, сокращен состав критериев, что позволяет проводить проверку в отношении каждого объекта, предлагаемого к включению в адресную инвестиционную программу. Неоднозначен количественный критерий «соответствие стоимости инвестиционного проекта стоимости аналогичного проекта», поскольку в случае типового инвестиционного проекта, такого как строительство нового здания поликлиники или школы, сравнение цены реализации проекта с проектом-аналогом уместно, для уникальных проектов — представляется нецелесообразным. В случае уникального объекта, упрощения и допущения при определении аналога могут привести к значительным отклонениям в предполагаемой сметной стоимости.

Таблица 4

Методика проведения проверки инвестиционных проектов в г. Москва

Качественные критерии Количественные критерии

наличие чётко определенной цели инвестиционного проекта с количественным показателем (показателями) его выполнения. соответствие стоимости инвестиционного проекта стоимости аналогичного проекта

соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям, установленным в прогнозах и программах социального и экономического развития города Москвы наличие достаточного количества потребителей продукции (работ, услуг), которая будет создана в результате реализации инвестиционного проекта, для обеспечения запланированного (нормативного) уровня загрузки проектной мощности объекта капитального строительства

наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой территории, планируемой для использования под создание объекта капитального строительства

использование в проекте энергоэффективных и / или инновационных технологий, систем, материалов и оборудования, в том числе экспериментальных.

В постановлении Правительства Санкт-Петербурга пунктом 2.14 раздела 2 Порядка формирования и реализации Адресной инвестиционной программы установлена очередность включения расходов на инвестиционные проекты в адресную инвестиционную программу:

— по объектам, строительство, реконструкция или модернизация которых должны быть завершены в текущем финансовом году;

— по объектам, проектирование и строительство которых начались в предыдущие годы и по которым уже определён поставщик (подрядчик, исполнитель);

— по объектам, включённым в адресную программу с целью обеспечения социальной инфраструктурой в областях образования, здравоохранения и противодействия чрезвычайным ситуациям регионального характера и пр.;

— по иным объектам.

Предложенный порядок включения расходов в адресную инвестиционную программу, на наш взгляд, некорректно сравнивать с методикой оценки эффективности реализации инвестиционного проекта. Методические указания Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга также не устанавливают порядок оценки. Планирование в Санкт-Петербурге сводится к распределению в рамках контрольных цифр финансирования между инвестиционными проектами, список которых формируется на усмотрение главного распорядителя бюджетных средств.

Контрольно-счетные палаты Москвы и Санкт-Петербурга не публикуют полный текст заключения на отчет об исполнении бюджета субъекта, что не позволяет провести аналогичный анализ исполнения адресных инвестиционных программ на региональном уровне.

Заключение. Сложность оценки эффективности управления инвестиционными проектами, реализуемыми за счет бюджетных средств, заключается в невозможности применения привычных и неоднократно опробованных в корпоративном секторе методов, ввиду различия целей осуществления таких проектов. Если частный сектор, в первую очередь, ставит перед собой задачу окупаемости и получения прибыли от реализации проекта, то государственный — обеспечение населения общественными благами и предоставление установленных государственных гарантий. Следуя принятой логике, соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям, установленным в прогнозах и программах социального и экономического развития страны и ее регионов, может считаться единственным критерием рациональности и эффективности его реализации, если не учитывать технические проблемы, которые могут возникнуть в процессе реализации такого проекта. Принятое решение на федеральном уровне отказаться от использования некоторых критериев оценки, в том числе от «наличия положительного заключения государственной экспертизы» и от «соотношения качественных и количественных показателей инвестиционного проекта со сметой» позволит объектам с отсутствующей утвержденной проектной документацией и возможным завышением стоимости реализации проекта ввиду невозможности его объективного расчета получать высокие оценки в ходе проведения анализа эффективности реализации инвестиционного проекта, тем самым не позволяя перераспределить средства федерального бюджета на более подготовленные в техническом плане объекты.

Примечания:

1. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и приостановлении действия постановления от 12 августа 2008 г. № 590 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 14.04.2022 № 655 // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc (дата обращения: 01.03.2024).

2. О случаях и порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 15.03.2023 № 399 // КонсультантПлюс : сайт. URL: http:// www.consultant.ru/ document/cons_doc (дата обращения: 01.03.2024).

3. Об утверждении Положения о порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы города Москвы : Постановление Правительства Москвы от 30.12.2011 № 671-ПП // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc (дата обращения: 01.03.2024).

4. О Порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы : Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.08.2022 № 716 // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc (дата обращения: 01.03.2024).

5. Об утверждении Порядка проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджета города Москвы, направляемых на капитальные вложения, и методики оценки эффективности использования средств бюджета города Москвы, направляемых на капитальные вложения : приказ Департамента экономической политики и развития города Москвы, Департамента финансов города Москвы от 10.02.2012 №10-ПР/23 // КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc (дата обращения: 01.03.2024).

6. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2022 год. URL: https://ach.gov.ru/audit/ budget-2022 (дата обращения: 03.03.2024).

References:

1. On introducing amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation and suspending the validity of Resolution No. 590 of August 12, 2008 and certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation dated April 14, 2022 No. 655 // ConsultantPlus: website. URL: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc (access date: 03/01/2024).

2. On the cases and procedure for checking investment projects for the effectiveness of using federal budget funds allocated for capital investments, on introducing amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation dated March 15, 2023 No. 399 // ConsultantPlus: website. URL: http://www.consultant. ru/ document/cons_doc (access date: 03/01/2024).

3. On approval of the Regulations on the procedure for the formation and implementation of a targeted investment program of the city of Moscow: Decree of the Moscow Government dated December 30, 2011 No. 671-PP// ConsultantPlus: website. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc (access date: 03/01/2024).

4. On the Procedure for the formation and implementation of the Targeted Investment Program: Decree of the Government of St. Petersburg dated 08/09/2022 No. 716// ConsultantPlus: website. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc (access date: 03/01/2024).

5. On approval of the Procedure for checking investment projects for the effectiveness of using Moscow budget funds allocated for capital investments, and methods for assessing the effectiveness of using Moscow city budget funds allocated for capital investments: order of the Department of Economic Policy and Development of the City of Moscow, Department of Finance of the City Moscow dated February 10, 2012 No. 10-PR/23// ConsultantPlus: website. URL: http://www.consultant, ru/ document/cons_doc (access date: 03/01/2024).

6. Conclusion of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the report of the Government of the Russian Federation on the execution of the federal budget for 2022. URL: https://ach.gov.ru/audit/budget-2022 (access date: 03/03/2024).

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 07.03.2024; одобрена после рецензирования 14.03.2024;

принята к публикации 21.03.2024.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 07.03.2024; approved after reviewing 14.03.2024; accepted for publication 21.03.2024.

© К. Я. Литвина, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.