Научная статья на тему 'Эффективная региональная налоговая политика как основа повышения налоговой культуры налогоплательщиков'

Эффективная региональная налоговая политика как основа повышения налоговой культуры налогоплательщиков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / УЧАСТНИК НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / УКЛОНЕНИЕ / УПЛАТА НАЛОГОВ / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Н.Г., Алклычев А.М.

Статья посвящена вопросам совершенствования региональной налоговой политики в целях повышения уровня налоговой культуры россиян, своевременного и полного исполнения гражданами налоговых обязательств. Рассмотрены особенности российской налоговой системы, определяемые национальной спецификой экономики страны, даны анализ сложившейся практики уплаты налоговых платежей гражданами в Республике Дагестан и оценка перспектив применения нового налога на недвижимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективная региональная налоговая политика как основа повышения налоговой культуры налогоплательщиков»

9(147) - 2013

Налоговая политика

УДК 336.051

ЭФФЕКТИВНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

н. г. гаджиев,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и статистики E-mail: nazirhan55@mail. ru

а. м. алклычев,

доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и денежного обращения E-mail: alklych@mail. ru Дагестанский государственный университет

Статья посвящена вопросам совершенствования региональной налоговой политики в целях повышения уровня налоговой культуры россиян, своевременного и полного исполнения гражданами налоговых обязательств. Рассмотрены особенности российской налоговой системы, определяемые национальной спецификой экономики страны, даны анализ сложившейся практики уплаты налоговых платежей гражданами в Республике Дагестан и оценка перспектив применения нового налога на недвижимость.

Ключевые слова: налоговая система, региональный, налоговая политика, участник налоговых отношений, налоговые обязательство, уклонение, уплата налогов, налоговая культура.

Налоговая система России отражает противоречивый характер экономического, политического и социального развития страны. С одной стороны, задачи, стоящие перед обществом в социальной сфере, в области структурной перестройки экономи-

ки, ее модернизации, требуют максимального увеличения налоговых поступлений. С другой стороны, необходимость развития приоритетных отраслей экономики, той же модернизации, поддержки частного бизнеса предполагает проведение либеральной налоговой политики, снижение налоговых ставок, прежде всего в реальном секторе экономики.

Выступая на съезде общероссийской общественной организации «Деловая Россия», В. В. Путин сказал: «Очевидно, что в стране сегодня необходим решительный налоговый маневр. Нужна современная структура налоговой системы. Следует подумать об оптимизации тех налогов, от которых в первую очередь зависит качественный экономический рост» [3]. Поэтому очевидно, что российская налоговая система должна учитывать национальную специфику экономики страны, способствовать достижению целей социально-экономического развития, учитывать реально возможный налоговый потенциал регионов.

Налоговая политика

9(147) - 2013

И еще важно подчеркнуть, что участниками налоговых отношений в соответствии со ст. 9 Налогового кодекса РФ является не только государство в лице налоговых и таможенных органов и налоговых агентов, но и сами налогоплательщики как граждане государства. И от того, насколько своевременно и с законодательно определенной полнотой граждане будут исполнять свои налоговые обязательства, зависят рост экономики России, ее регионов и эффективность решения социально-экономических задач, стоящих перед нашим обществом в целом.

И здесь авторы подходят к понятию «уровень налоговой культуры населения». Это степень осведомленности населения относительно своих налоговых обязательств и готовность добровольно уплачивать налоги для выполнения функций, возложенных на государство.

На сегодня большинство специалистов сходятся во мнении, что Российская Федерация недополучает до 40 % налоговых платежей при том, что они составляют более 80 % доходов бюджетной системы РФ.

Проблемы с налоговой культурой есть и в других государствах. В США 70 % доходов федерального бюджета составляют налоговые поступления. Уклонение от уплаты налогов обходится американской казне более чем в 30 млрд долл. ежегодно [2, с. 85].

В Греции «в тени» находится почти треть бизнеса. Западные и отечественные аналитики установили прямую зависимость поступлений налогов на прибыль и личных доходов от уровня налоговой культуры. А с этим в России дела неважные...

Основную массу отечественных налогоплательщиков по-прежнему составляют наемные работники, не вступающие в своем большинстве ни в какие отношения с налоговыми органами. Поэтому уплата налогов до сих пор не осознается как обязанность гражданина, и отношение к ней индифферентно.

Основные проблемы современной налоговой культуры россиян выявил социологический опрос, проведенный фондом «Общественное мнение» в 2009 г. В частности, на вопрос «В каких ситуациях допустимо не платить налогов?» ответы распределились следующим образом:

• низкий уровень жизни, нищета - 42 %;

• потеря работы, невыплата зарплаты - 24 %;

• принадлежность к льготной категории (инвалиды, многодетные семьи) - 19 %;

• непредвиденные проблемы (кризис, несчастья) -6 %;

• недоверие государству - 2 %;

• сознательное уклонение от налогов - 2 % [1].

Заметим: в ситуации жизненных трудностей

инфантильная часть населения надеется на государство, но сама не готова соблюдать с ним социальный контракт и платить налоги.

Что в связи с этим возможно предпринять?

Прежде всего необходимо усиление информирования рядовых граждан о налоговой системе, правилах и возможностях проведения обязательных платежей. Актуально не только повышение информированности, но и привитие людям ответственности за свое финансовое поведение, т. е. своего рода воспитание налогоплательщика. И, конечно, необходимо усиление работы над имиджем налоговых органов в глазах предпринимателей для преодоления взаимных негативных стереотипов.

Каково же фактическое положение вещей с налоговыми платежами, сложившееся в Республике Дагестан в 2009-2010 гг.? Рассмотрим итоговые показатели и результаты по данным отчета 1-НМ [4].

В структуре налогов и платежей по уровням бюджетной системы в 2010 г. по сравнению с 2009 г. поступления от граждан-налогоплательщиков составили не менее 109-110 % (налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - 110,5 %, налог на имущество физических лиц - 108,9 %, земельный налог -109,8 %, транспортный налог - рост в 1,8 раза).

Хотелось бы отметить эффективную совместную работу республиканских управлений ГИБДД и ФНС России по взиманию транспортного налога, которая позволила впервые за последние несколько лет иметь положительные результаты. Прежде этот налог собирался максимум на 30 %.

Для улучшения собираемости транспортного налога в бюджет совместно с муниципальными образованиями городских округов Махачкалы, Дербента и Кизляра создана и действует с сентября 2009 г. система «единого окна» для предоставления возможности гражданам при прохождении государственного технического осмотра автотранспортных средств сразу производить и оплату транспортного налога.

Улучшению взаимодействия на местах содействовало проведенное в сентябре 2010 г. совещание руководства УФНС России по Республике Дагестан и государственного унитарного предприятия (ГУП) «Дагтехинвентаризация».

С 2010 г. проводится актуализация баз данных по имуществу физических лиц. Для этого во всех

финансовая аналитика

проблемы и решения

9(147) - 2013

Налоговая политика

налоговых инспекциях республики установлена и функционирует программа «Сведения-2005» для преобразования данных в формат XML, и эта программа передана во все районные и городские бюро технической инвентаризации (БТИ).

В настоящее время заключены соглашения Управления Росреестра по Республике Дагестан и ГУП «Дагтехинвентаризация» о взаимодействии и предоставлении сведений о правообладателях и принадлежащем им имуществе. Созданы межрегиональные группы для решения вопросов, возникающих при создании актуальной налоговой базы.

И все же приведенные данные не дают поводов для оптимизма, так как идет существенное недовыполнение плановых показателей по налогам, которые платят граждане. Так, по НДФЛ бюджетные назначения выполнены на 92,3 %, по транспортному налогу - на 79,7 %, по налогу на имущество физических лиц - на 61,5 %, по земельному налогу -на 88,3 % [4].

Анализ представленных республиканским управлением Росреестра сведений о земельных участках свидетельствует, что в отдельных случаях по одному и тому же участку и его владельцу сведения дублируются под разными кадастровыми номерами и указана различная кадастровая стоимость земельного участка, или один и тот же участок указывается несколько раз. В этих сведениях все еще значится много организаций и физических лиц, которые не состоят на налоговом учете, давно ликвидированы или не перерегистрированы. Такие факты выявлены в городах Махачкале и Кизляре, Сулейман-Стальском, Табасаранском, Кайтагском и др. районах. В сведениях по физическим лицам допускается много повторов. Только по этим причинам из поступивших от органов Росреестра сведений о 605 тыс. земельных участков физических лиц не идентифицируются 8 %.

На выполнение бюджетных назначений оказало влияние принятие рядом районных и городских муниципальных образований нормативно-правовых актов о введении на их территориях земельного налога со ставками ниже рекомендованных правительством Дагестана.

Из 752 муниципальных образований республики сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования, по форме, утвержденной приказом Минфина России, в налоговые органы представили всего около 30 %, причем на бумажных носителях, форма которых не отвечает установленным требованиям.

Хотелось бы подробнее остановиться на нововведении, которое не только существенно заденет интересы граждан, но и должно отразиться на наполняемости бюджетов муниципальных образований регионов РФ, и в частности Республики Дагестан.

Новый налог на недвижимость с 1 января 2013 г. в некоторых субъектах Федерации должен заменить налоги на имущество и на землю. До этого налог взимался на базе оценки БТИ, и цена существенно отличалась от рыночной, сложившейся в конкретном регионе. Дагестан пока не готов к введению этого налога. В республике не произведена полная переоценка имущества по рыночной стоимости. За основу берется инвентаризационная стоимость (а это фактически близко к оценке по себестоимости), отсутствует реестр собственников. Как таковой земельный кадастр принят, но проблема реальной оценки земли в нем полностью не решена, что затрудняет введение налога на недвижимость.

Но надо быть уверенным, что он будет введен и в Дагестане если не 2013 г., то уж точно к 2015 г. И это станет серьезным подспорьем для более эффективного наполнения многих местных бюджетов муниципальных образований республики, так как все поступления от налога на недвижимость будут поступать в местный бюджет.

Если говорить о кадастровой стоимости, то эта цена должна быть максимально привязана к рыночной. И тогда налог будет взиматься с принципиально другой налоговой базы. Если же сделать ставку общей для всех, это будет несправедливо. К примеру, махачкалинский обладатель двух-трехкомнатной квартиры станет платить около 50 тыс. руб. в год.

Поэтому величина налога должна быть дифференцирована в зависимости от региона РФ. В самом мягком варианте это может составить ежегодно несколько тысяч рублей. И вообще налог должен предусматривать социальные льготы, т. е. платить его должны не все, во всяком случае, пенсионеры и инвалиды - точно.

На взгляд авторов, самый эффективный путь -привязать налог не только к стоимости недвижимости, но и к зарплате гражданина. Конечно, случается, что хоромы имеют официально не работающие граждане, однако прежде всего надо учитывать интересы тех, кто живет преимущественно на зарплату или трудовой доход... Также надо конкретизировать в новом налоге: если имущество получено по наследству, оно не должно быть обременительным для собственника.

Налоговая политика

9(147) - 2013

И совсем другое дело, если у гражданина несколько квартир, домов и участков.

Согласно разработанному Минэкономразвития России законопроекту, субъекты Российской Федерации должны принять региональные законы

0 патенте, по которым регионы смогут на свое усмотрение расширить список видов деятельности, входящих в патентную систему, а также принять максимальный для себя размер годового дохода предпринимателя по видам деятельности, переводимым на патентную систему (от 100 тыс. до

1 млн руб.). При этом 10 % налога будут зачисляться в бюджет субъекта и 90 % - в бюджеты муниципалитетов.

При выборе патентного налогообложения предприниматель должен приобрести патент на осуществление того или иного вида деятельности, а срок действия патента составляет от месяца до года. Стоимость патента вычисляется как процент от потенциально возможного дохода предпринимателя за год. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. При этом плательщик не обязан представлять налоговых деклараций, иметь кассовый аппарат.

Как видим, патентная система ориентирована на сферу услуг, этим смогут воспользоваться в первую очередь продавцы и работники сферы общепита.

Введение патента станет для регионов не только дополнительным источником пополнения бюджетов, но и ответственным правом дополнять установленный обязательный перечень иными видами деятельности, которые востребованы малым предпринимательством именно в конкретном регионе, а также правом установить для каждого вида деятельности размер налогооблагаемого дохода. Как видим, регионам реально предоставляются права осуществлять свою налоговую политику более рационально и эффективно.

В заключение можно сделать несколько как обобщенных, так и конкретизированных выводов и предложений.

1. Налоговое обязательство - это правоотношение, в силу которого плательщик обязан совершить в пользу налогового органа определенные действия по полной и своевременной уплате налога в бюджет.

2. Важную роль в обеспечении налоговых поступлений в бюджетную систему и в государственные внебюджетные фонды играет уровень налоговой культуры населения. Под налоговой

культурой следует понимать степень осведомленности населения относительно своих налоговых обязательств и готовность добровольно уплачивать налоги для выполнения функций, возложенных на государство.

3. Существенным источником пополнения бюджета является налог на доходы физических лиц. Для большинства граждан Республики Дагестан это основной налог, и модификация его элементов способна оказать положительное воздействие на уровень жизни населения.

4. Необходимо установить на федеральном уровне порядок зачисления платежей по НДФЛ в бюджеты субъектов РФ по месту проживания налогоплательщиков, а не по месту их трудовой деятельности. Это позволит эффективнее реализовывать социальные программы, строить объекты социальной инфраструктуры и в итоге повысить уровень жизни граждан, так как основные социальные блага (здравоохранение, образование и пр.) человек потребляет на месте проживания.

5. Крайне важно при существующем уровне инфляции пересмотреть систему и сумму социальных налоговых вычетов на обучение в образовательных учреждениях и лечение в медицинских учреждениях, а главное - порядок их предоставления (возмещения).

6. Необходимо увеличить размеры вычетов до значений реального прожиточного минимума. Следует перейти от предоставления социальных и имущественных вычетов по декларации к вычетам из источника. Возможные выпадающие доходы необходимо компенсировать прогрессивным налогообложением сверхдоходов. Целесообразно рассмотреть введение прогрессии по НДФЛ, максимально отвечающей принципам вертикальной справедливости и имеющей четкое экономическое обоснование.

7. Учитывая внимание государства к социальным, в том числе демографическим, вопросам, следует рассмотреть возможность введения налогообложения доходов по принципу: налогоплательщик - семья. Необходимо ввести льготы по НДФЛ для семей, имеющих трех и более детей.

8. Малое и среднее предпринимательство является одним из источников инновационного развития экономики Дагестана. На взгляд авторов, эффективным представляется налоговое сти-

9(147) - 2013

Налоговая политика

мулирование создания системы бизнес-парков при муниципалитетах городов республики для желающих начать свой бизнес. 9. Инвестиционный налоговый кредит может являться весьма эффективным средством стимулирования и расширения инновационной деятельности малого и среднего бизнеса Республики Дагестан. Однако на сегодня количество предпринимателей, реализовавших свое право на его получение, крайне мало. Причинами этого являются излишне сложная административная процедура и необходимость разъяснения многих положений законодательства. Так как сумма инвестиционного налогового кредита ограничена суммой налоговых платежей, зачисляемых в бюджет, предприниматели с невысокой рентабельностью, у которых налоговые платежи незначительны, не могут рассчитывать на получение необходимых для инвестиционных проектов сумм.

В качестве возможных предложений по совершенствованию подходов к предоставлению налогового кредита и инвестиционного налогового кредита следует отметить, в частности, следующие: увеличить срок их предоставления, поскольку существующего часто может быть недостаточно для реализации отдельных инвестиционных проектов; ограничить максимальную ставку процентов, начисляемых на сумму кредита по региональным и местным налогам (по аналогии с федеральными - максимум 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ); закладывать в бюджет суммы предоставляемых кредитов, достаточные для развития стимулирования инвестиционной активности.

10. Необходимо разработать механизм дифференциации налогообложения при упрощенной системе и применении единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в зависимости от вида деятельности. Специальный режим налогообложения по ЕСХН должен учитывать особенности как растениеводс-

тва, так и животноводства. Необходимость такого разграничения обосновывается прежде всего разными закономерностями формирования конечного результата деятельности.

Необходимо определять налоговую базу по ЕСХН на основе производственного и ресурсного потенциалов в противовес существующей системе, основанной на доходном принципе.

11. Несмотря на почти полное отсутствие рынка ценных бумаг в Республике Дагестан, необходимо обеспечить равенство в условиях налогообложения для традиционных банковских продуктов и для ценных бумаг и, соответственно, равенство в инвестиционной привлекательности этих продуктов.

Целесообразно введение целевых налоговых льгот, направленных на поощрение долгосрочных инвестиций в акции, неспекулятивных прямых инвестиций, вывода акций на организованные рынки, спроса на акции, специальных личных и институциональных инвестиционных планов.

Существование налоговой льготы по доходам населения от инвестиций в ценные бумаги также может положительно повлиять на уровень устойчивости регионального финансового рынка.

Все перечисленное будет способствовать привлечению внутренних инвестиций, необходимых для эффективной модернизации экономики республики.

Список литературы

1. Налоговая культура россиян: ключевые проблемы. Фонд «Общественное мнение». Проект «Человек и деньги», 2009.

2. Никифоров А. С. Беловоротничковая преступность // США: Преступность и политика. М. , 1972.

3. URL: http://ria. ru/economy/20111221/52247 7206.html.

4. URL: http://www. r05.nalog. ru.

проблемы и решения

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.