Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКИ'

ЭФФЕКТИВНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ФОНДЫ ЦЕЛЕВЫХ КАПИТАЛОВ / ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СИБИРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маслова И.В.

В статье исследуются формы, механизмы и успешные практики благотворительной деятельности в сфере образования, получившие распространение в Сибири во второй половине XIX - начале ХХ вв. и в современной России. Автор отмечает исторические различия в механизмах деятельности благотворительных фондов, в направлениях поддержки и региональной концентрации благотворительности. Так, в современных российских фондах целевых капиталов преобладают стипендии одарённым студентам и молодым ученым, финансирование исследований и публикационной активности, а в дореволюционной России именная благотворительная стипендия поступала на оплату обучения. Кроме того, в Российской империи пожертвования на развитие системы народного образования были шире распространены в провинции, чем в наши дни, когда они концентрируются в Москве и Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE PHILANTHROPY IN EDUCATION IN RUSSIA: PRE-REVOLUTIONARY AND MODERN PRACTICES

The paper explores the forms, mechanisms and successful practices of charitable activities in the field of education, which became widespread in Siberia in the second half of the 19th - early 20th centuries, and in modern Russia. The author notes the historical differences in the mechanisms of charitable foundations activity, in the directions of support and regional concentration of charity. Thus, modern Russian endowment funds are dominated by scholarships for gifted students and young scientists, funding of research and publication activities, while in pre-revolutionary Russia named charitable scholarships were used to pay tuition fees. In addition, in the Russian Empire donations for the development of public education system were more widespread in the provinces than nowadays, when they are concentrated in Moscow and St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКИ»

Эффективная филантропия в сфере образования в России: дореволюционная и современная практики

177

Б01: 10.30680/ЕС00131-7652-2023-6-177-192 И.В. Маслова

Эффективная филантропия в сфере образования в России: дореволюционная и современная практики1

УДК 339.726:93(47) :37

Аннотация. В статье исследуются формы, механизмы и успешные практики благотворительной деятельности в сфере образования, получившие распространение в Сибири во второй половине XIX - начале ХХ вв. и в современной России. Автор отмечает исторические различия в механизмах деятельности благотворительных фондов, в направлениях поддержки и региональной концентрации благотворительности. Так, в современных российских фондах целевых капиталов преобладают стипендии одарённым студентам и молодым ученым, финансирование исследований и публикационной активности, а в дореволюционной России именная благотворительная стипендия поступала на оплату обучения. Кроме того, в Российской империи пожертвования на развитие системы народного образования были шире распространены в провинции, чем в наши дни, когда они концентрируются в Москве и Санкт-Петербурге. Ключевые слова: благотворительность; система образования; фонды

целевых капиталов; эндаумент-фонды; Российская империя; Российская Федерация; Сибирь

Введение

Вторую половину XIX в. - начало XX в. можно назвать золотым веком российской благотворительности, что связано с развитием предпринимательства и активным формированием частных капиталов с последующим их участием в филантропических инициативах. История благотворительной деятельности стала предметом научных исследований как общероссийского, так и регионального уровня [Акользина, 2020; Комлева, 2018, 2022; Ульянова, 2021]. Филантропия проявлялась в различных начинаниях: от подачи милостыни и пожертвований в пользу церквей, до строительства и обеспечения деятельности учебных заведений, больниц, приютов. В течение XIX в. прослеживается

1 Материал подготовлен по результатамучастпя в мероприятии профессионального развития победителем конкурса «Исследовательские стажировки» Центра развития филантропии Благотворительного фонда Владимира Потанина.

178

ЭКО. 2023. № 6 МАСЛОВА И.В.

эволюция благотворительных проектов, выраженная, во-первых, в росте их числа и увеличении размеров жертвуемых капиталов, во-вторых, в расширении географии благотворительности за счет периферийных регионов, в-третьих, в изменении характеристик проектов: среди них стало появляться все больше долгосрочных, основанных на «вечных» вкладах, проценты с которых имели целевую направленность.

Подобные изменения были вызваны несколькими причинами. С одной стороны, государство взялось за регулирование сферы благотворительности, в частности, сенатскийуказ 1817 г. постановил, что жертвователи могли учреждать благотворительное заведение только в случае обеспечения их содержания достаточными капиталами (вечными вкладами) [Ульянова, 2018. С. 8]. С другой - окрепло региональное предпринимательство, заинтересованное в развитии инфраструктуры и человеческого капитала в регионах присутствия.

В советский период благотворительная деятельность не была распространена, - самого понятия частного капитала не существовало, хотя были примеры частных пожертвований на военные и общественные нужды. Институционально она в Российской Федерации возродилась в 1995 г., когда был принят закон «О благотворительности»2, но до сих пор не достигла масштабов второй половины XIX в.

В статье поставлена цель - изучить и сравнить формы, механизмы и успешные практики благотворительной деятельности в сфере образования, получившие распространение во второй половине XIX - начале XX вв. и в современной России. География исследования в основном ограничена Сибирью, но в отдельных вопросах мы опирались на материалы, описывающие успешные практики благотворительности в Центральной России в начале XXI в. При изучении современных реалий мы проанализировали социологические и экономические исследования о деятельности российских эндаумент-фондов [Гойко и др., 2022; Климанов, 2019; Климанов, Казакова, 2022].

Сравнительный характер исследования привел к тому, что, помимо традиционных исторических источников (материалов

2 Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-Ф3.

Эффективная филантропия в сфере образования в России: дореволюционная и современная практики

179

делопроизводства, периодической печати), мы прибегали к анализу отчетов и протоколов заседаний фондов целевых капиталов, которые согласно требованию законодательства РФ составляются ежегодно и размещаются на официальных сайтах фондов3.

Эффективная благотворительность в сфере народного образования в дореволюционной России

В реалиях России второй половины XIX- начала XX вв. главной задачей было обучение грамоте и счету как можно большего количества населения. Конечно, одним из требований капиталистической модернизации была подготовка квалифицированных профессионалов, в том числе на уровне высшего образования, но она была возможна только в условиях количественного роста грамотного населения. А потому в стране активно формировалась система народного просвещения, и интерес к знаниям и образованию был необычайно велик. Частная же благотворительность в этой области уступала лишь таковой в социальной сфере.

Пожертвования на устройство учебных заведений, их строительство и обеспечение деятельности вечными вкладами, выделение средств на издание учебной литературы, оплата жалования учителям - вот далеко не полный перечень направлений филантропии в сфере народного образования в Российской империи. Подобные проекты требовали больших финансовых вложений и осуществлялись в основном состоятельными людьми либо становились результатом коллективных благотворительных инициатив.

Самой распространенной и массовой формой филантропии в образовании были общества вспомоществования бедным учащимся. Подобные организации создавались при конкретном учебном заведении и поддерживали исключительно его учеников.

3 Отчет о деятельности Фонда управления целевого капитала Томского политехнического университета за 2020 год. Утвержден решением правления Фонда целевого капитала ТПУ, протокол № 29 от 28.01.2021. URL: https://endowment.tpu. ru/ru/docs.htm (дата обращения: 01.03.2023).

Протокол заседания Совета Фонда целевого капитала Общеобразовательного частного учреждения Международная гимназия инновационного центра «Сколко-во». От 2 июня 2022 г. URL: https://endowment.sk.ru/img/doc-report-2021.pdf (дата обращения: 15.03.2022).

Фонды школы «Летово». URL: https://letovo.ru/o-shkole/fond-shkoli/ (дата обращения: 19.07.2022).

180

МАСЛОВА И.В.

Они представляли собой некоммерческую общественную организацию, работа которой строилась в соответствии с утверждённым уставом, на основе членства. Финансовые фонды таких обществ формировались за счет членских взносов, средств, привлеченных в ходе реализации благотворительных проектов, в отдельных случаях - процентов, получаемых от инвестирования неприкосновенных капиталов в ценные бумаги.

В 1810 г. в Тобольске была открыта губернская гимназия, которая, пройдя череду реорганизаций, к 1852 г. стала именоваться мужской гимназией. В 1886 г. при ней было создано Общество вспомоществования бедным учащимся Тобольской гимназии. В момент начала своей деятельности в 1885 г. средства общества формировались исключительно за счет взносов действительных членов и сборов от спектаклей, проводимых учащимися. К 1889 г., помимо названных источников, общество финансировалось и за счет частных пожертвований. С 1889 г. ежегодно на счет общества поступали 150 руб. отчислений от Тобольского городского банка. Когда к 1890 г. на счетах общества образовалась достаточная сумма, оно сформировало «неприкосновенный капитал» (целевой фонд), проценты с которого ежегодно перечислялись на обеспечение процесса обучения гимназистов4 (10% от общей суммы всех доходов общества вспомоществования).

В целом мы видим удачный пример сочетания различных практик в деятельности благотворительного общества, созданного при конкретном учебном заведении. Его деятельность в 1886 г. началась с суммы в 490 руб. 60 коп. пожертвований, к 1 января 1908 г общество располагало 3375 руб. 94 коп. основного (неприкосновенного) капитала и1199 руб. оборотных средств, которые и были израсходованы в текущем году на благотворительную помощь гимназистам5.

В 1901 г. было создано Общество вспомоществования нуждающимся учащимся учебных заведений Министерства народного просвещения в Хабаровске. Общество оказывало помощь воспитанникам сразу шести учебных заведений города: женской гимназии, реального училища, Николаевского городского училища, Иннокентьевской женской школы, Алексеевским женскому

4 Отчет общества вспомоществования беднымучащимся в Тобольской гимназии за 1907 год. Тобольск: Тип. Епарх. Братства, 1908. 10 с. [С. 5].

5 Там же. С. 5.

Эффективная филантропия в сфере образования в России: дореволюционная и современная практики

181

и мужскому приходским училищам. Средства использовались в первую очередь на оплату взносов «на право учения» учащихся (из расчета либо за полгода, либо за полный год обучения). Некоторым ученикам оказывалась помощь в покупке одежды и обуви, учебных принадлежностей и оплате съемного жилья.

Всего в год основания общество оказало благотворительную помощь на сумму 1702 руб. 39 коп6. При этом известно, что число его членов составило 135 человек, и из них только 62 уплатили взносы. Чтобы пополнить бюджет, общество вело активную работу, направленную на сбор благотворительных средств. Главной статьей дохода в 1901-1902 учебном году были суммы, полученные от проведенных по инициативе председателя правления общества С.Н. Ванкова бала-маскарада и карнавала. Собранная сумма составила 1134 руб. 31 коп. «Не останавливаясь на этом, правление устроило во дворе музея каток, который за покрытием всех расходов, принес чистой прибыли 290 руб. 58 коп.»7.

Кроме того, руководство общества вело активную деятельность по привлечению пожизненных членов, которыми могли стать жертвователи крупных взносов (более 100 руб. в год). Свидетельством того, что филантропия высоко ценилась в обществе, был тот факт, что изготавливались специальные отличительные знаки для членов благотворительных обществ и учреждений, которые можно было носить на одежде. Так, Хабаровское общество вспомоществования заказало 59 жетонов и «выработало форму свидетельства на право ношения этого жетона и обратилось к военному губернатору Приморской области с ходатайством об утверждении жетона и свидетельства, что и последовало 17 сентября этого года за № 23902»8

Успешной и распространенной практикой благотворительности в сфере народного образования в Российской империи были также именные стипендии. При их учреждении разрабатывалось положение, в котором прописывались размеры неприкосновенного капитала, которым обеспечивалась выплата стипендии,

6 Отчет Общества вспомоществования ну ж дающимся у чащ имея учебных заведений Министерства народного просвещения в г. Хабаровске. Хабаровск: Типография Канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1902. 25 с. [С. 9].

7 Там же. С. 9

8 Отчет Общества вспомоществования ну ж дающимся у чащ имея учебных заведений Министерства народного просвещения в г. Хабаровске. Хабаровск: Типография Канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1902. 25 с. [С. 10].

182

МАСЛОВА И.В.

условия ее получения и т.д. Стипендии расходовались на оплату обучения, проживание в пансионе, покупку учебников, учебных принадлежностей, школьной формы. Их учреждение было своеобразным проявлением верноподданических чувств, так как средства на формирование неприкосновенного капитала жертвовали представители городской общественности, но самим стипендиям часто присваивалось имя императора.

В Тобольской мужской гимназии в 1912 г. выдавалось 18 именных благотворительных стипендий на общую сумму 3590 руб., которая представляла собой годовые проценты на капитал в 82093 руб.9

В 1875 г в Томской губернской гимназии была учреждена стипендия в честь 20-летнего царствования Александра II. Неприкосновенный капитал в размере 4826 руб. собрали «нижние чины Томского воинского управления, Томского губернского батальона и Барнаульской местной команды, а также и лица, служащие при Томской губернской гимназии, и некоторые из чиновников игражданТомска» [Мисюрев, 1894. С. 48]. Стипендияпоступала на оплату содержания одного пансионера в общежитии гимназии.

За период 1861-1912 гг. при Томской гимназии было учреждено 10 благотворительных стипендий: три-имени Государя Императора, три - имени чиновников и общественных деятелей Томска, четыре носили имена их учредителей10. Одна из благотворительных стипендий имела цель установить преемственность между выпускниками Семипалатинского уездного училища и Томской гимназией. В 1861 г. городское общество Семипалатинска пожертвовало 3000 руб. для учреждения при Томской гимназии стипендии имени генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорта «для одного из лучших воспитанников, окончивших курс в Семипалатинском уездном училище» [Мисюрев, 1894. С. 35].

Распространенным видом филантропии было создание и материальная поддержка учебных заведений. Примером может служить учрежденное в 1890 г. на средства А.Ф. Памфилова и Ф.И. Ушакова Мало-Балдинское сельское училище в Тюменском уезде. Учредители в течение первых десяти лет содержали

9 Указатель пожертвованных капиталов по Министерству народного просвещения. СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума, 1912. 479 с. [С. 124].

10 Там же. С. 125-126.

Эффективная филантропия в сфере образования в России: дореволюционная и современная практики

183

училище за свой счет: построили здание, платили жалование учителю, закупали учебные принадлежности, выделяли средства на отопление11. После смерти Ф.И. Ушакова согласно его завещанию в пользу училища был передан неприкосновенный капитал в 500 руб., проценты с него должны были расходоваться на поддержание училища. А.Ф. Памфилов, став к тому времени попечителем учебного заведения, также продолжал выделять средства на его поддержание.

Драйвером распространения пожертвований с выделением неприкосновенного капитала стало развитие банковского дела в России, и особенно появление общественных банков в связи с принятием в 1862 г. «Положения о городских общественных банках». В нем были пункты, регламентирующие обращение с вечными вкладами. Так, в дополнениях к Положению от 19 июля 1883 г. оговаривалось, что вечные вклады могут приниматься в общественные банки только с условием «обязательного обращения их в государственные процентные бумаги... при чем должны быть прияты правлением банка соответствующие меры к охранению неприкосновенного капитала»12. На банк возлагалась ответственность следить за сроком погашения этих ценных бумаг и после его наступления конвертировать вклады в новые инструменты. При этом процентный доход на такие вложения, сделанные до 19 июля 1883 г., начислялся «в размере на полпроцента более против процентов, уплачиваемых по срочным вкладам, принимаемым на самый долгий срок»13.

Среди государственных процентных бумаг самыми популярными были 4%-е непрерывно-доходные билеты, введенные в обращение в 1860 г Это так называемые металлические билеты Государственного банка, проценты по которым выплачивались «звонкою монетой за купон, считая полуимпериалы равными 5 руб. 15 к. мет.» [Дегио, 1885. С. 19]. Всего было выпущено пять тиражей таких билетов.

11 Школьный отдел неофициальной части Тобольских губернских ведомостей. 1909. № 10 (12 мая). С. 1.

12Положение о городских общественных банках//3 ПСЗ. Т. 32. № 36437. Собрание узаконений. 1912. 30 января. Отд. I. Ст. 154.

13 Положение о городских общественных банках // 3 ПСЗ. Т. 32. № 36437. Собрание узаконений. 1912. ЗОянваря. Отд. I. Ст. 154.

184

МАСЛОВА И.В.

В большинстве случаев жертвователь принимал самостоятельное решение о том, в каких бумагах будет инвестирован его благотворительный вклад. После чего эти ценные бумаги помещались в один из городских банков.

Эндаументы в системе образования Российской Федерации

В современной России благотворительная помощь образовательным учреждениям осуществляется чаще всего через эндаументы (фонды целевого капитала). Основу последних составляет определённая сумма или имущество, пожертвованная на конкретные цели. Она сохраняется в неизменном объеме, а на благотворительность расходуется полученный от инвестирования первоначального капитала процент.

Согласно закону «О порядке формирования и использования целевого капитала»14, целевой капитал может быть использован в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, искусства, архивного дела, социальной помощи, охраны окружающей среды и пр. Процесс его инвестирования в соответствии с действующим законодательством осуществляет управляющая компания. По данным Российского рейтингового агентства, по состоянию на 2021 г. совокупный объем средств в доверительном управлении управляющих компаний составил около 9 трлн руб., 55% российских эндаументов работают в сфере образования15.

В отличие от Российской империи, где массовые пожертвования поступали главным образом в пользу начальных и средних школ, в современной России целевые капиталы концентрируются на уровне высшего образования.

Инвестиционные доходы российских университетских эндаументов распределяются по следующим направлениям (на основе авторского анализа сайтов и публичных отчетов фондов):

14 Закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006. № 265-ФЗ.

15 Российские эндаументы: ускорение развития. Аналитический обзор. 2021. URL: http://new.ra-national.ru/analitika/rossijskie-jendaumenty-uskorenie-raz/ (дата обращения: 21.04.2023).

Эффективная филантропия в сфере образования в России: дореволюционная и современная практики

185

1) выплаты стимулирующих надбавок профессорско-преподавательскому составу за проводимые исследования и публикацию их результатов; 2) выплаты стипендий студентам с высокой академической успеваемостью и имеющим научные достижения; 3) покупка оборудования и информационно-аналитических материалов; 4) грантовое финансирование научных исследований; 5) поддержка академической мобильности студентов.

В большинстве случаев поступления от эндаументов не являются для вузов существенным источником финансирования, хотя и обеспечивают помощь в реализации текущих научных и образовательных проектов. Согласно официальной статистике, в 2017 г. активы большинства эндаумент-фондов вузов России не превышали 50 млн руб.

Например, в феврале 2019 г. размер Фонда управления целевого капитала Томского политехнического университета составил 28 млн руб. Активы переданы управляющей компании «Газпромбанк - управление активами». Доходность за 2017 г. составила 10,94%, что принесло 2,799 млн руб. Учитывая, что фонд в 2019 г. привлек дополнительно почти 3 млн руб. пожертвований, «целевые расходы составили более 4,8 млн рублей. Эти средства были направлены на выплату большого количества стипендий, в том числе именных, и покупку обору-дованиядлялабораторийинститута» [Климанов, 2019. С. 143].

Так, в 2020 г. фонд ежемесячно выплачивал студентам и магистрантам шесть именных стипендий (две - имени академика В.Е. Накорякова, две - имени Л.И. Филимонова, две - имени академика В.А. Глухих).

Фонд проводит большую работу для привлечения средств, организуя благотворительные акции и проекты, работая с потенциальными донорами. Так, в 2020 г. в него поступило 2 377 тыс. руб., их них 84% внес филиал Газпромбанка в г. Томске, остальное - физические лица. Постоянными жертвователями Фонда являются три сотрудника университета, которые ежемесячно отчисляют в фонд 1% от заработной платы, а также Василий Андреевич Глухих, почетный профессор ТПУ, академик РАН, член Попечительского совета Фонда целевого

186

МАСЛОВА И.В.

капитала. В 2020 г. его пожертвования составили 207 тыс. руб., а общий вклад нарастающим итогом - более 3 млн 342 тыс. руб.16

Еще один пример современного российского благотворительного фонда в сфере высшего образования - эндаумент Дальневосточного федерального университета, созданный в 2011 г. В 2017 г. его капитал составил 438 млн руб., а целевые расходы - 13 млн руб. На этапе учреждения фонд был поддержан Президентом России В.В. Путиным, а в дальнейшем его донорами выступили такие компании, как СУЭК, «Аэрофлот», ВТБ [Климанов, 2019. С. 112]. Одним из направлений целевого финансирования стало учреждение именных стипендий в виде конкурсных ежемесячных выплат студентам, реже практикуется оплата обучения талантливым студентам.

Современный пример частного образовательного учреждения в сфере среднего образования - школа «Летово», созданная в 2015 г. по инициативе и на средства владельца группы компаний «Русагро» В.Н. Мошковича. Миссия школы - предоставлять качественное образование одаренным школьникам из разных регионов России, поэтому она действует как пансион с кампусом для учеников и домами для учителей. Для большинства учеников обучение в школе платное и составляет от 2 до 2,5 млн руб. в год в зависимости от программы обучения. Однако основатель школы В.Н. Мошкович считает, что «доход семьи ни в коем случае не должен стать препятствием для зачисления талантливого ребенка. Если возможность платить равна нулю, школа выделит грант»17.

Для организации деятельности школы созданы два фонда. Первый - эндаумент, опирается на неприкосновенный капитал и ежегодно расходуется только процент от инвестиций этого капитала. Второй - благотворительный фонд, формируемый за счет пожертвований, которые должны быть использованы в течение года. Средства двух фондов расходуются ежегодно на финансирование деятельности школы и на стипендии для учеников.

16 Отчет о деятельности Фонда управления целевого капитала Томского политехнического университета за 2020 год. Утвержден решением правления Фонда целевого капитала ТПУ, протокол № 29 от 28.01.2021. URL: https://endowment.tpu. ru/ru/docs.htm (дата обращения: 1.03.2023). С. 8.

17 Фонды школы «Летово». URL: https://letovo.ru/o-shkole/fond-shkoli (дата обращения: 19.07.2022).

Эффективная филантропия в сфере образования в России: дореволюционная и современная практики

187

Примером практики применения целевых капиталов в системе школьного образования может служить Международная гимназия инновационного центра «Сколково». Обучение в школе платное, что позволило сформировать мощную инфраструктуру, привлечь высококвалифицированных педагогов, предложить разнообразные дополнительные образовательные услуги. Но содержание гимназии осуществляется не только за счёт платы за обучение, но и за счет Фонда целевого капитала, учрежденного в 2018 г. На 2021 г. его размер составлял около 41,3 млн руб., а процентный доход -1,1 млн руб. Эти средства были затрачены на оплату технического обеспечения для развития программ дошкольного образования18. Фонд пополняется за счёт пожертвований и неиспользованного дохода от доверительного управления целевым капиталом.

Выводы

Подводя итоги, отметим, что если основным направлением дореволюционной благотворительности была социальная сфера, то в современной России на первый план вышли образование и культура. Об этом свидетельствуют и данные доклада, подготовленного AHO «Институт реформирования общественных финансов» в рамках программы «Эффективная филантропия», где проанализирована специализация эндаументов по сферам [Климанов, Казакова, 2022. С. 9].

Благотворительная поддержка образовательных учреждений была распространена как в Российской империи, так и в современной России. Однако если в прежние времена пожертвования в образовательной сфере были массовыми и направлялись на создание и содержание в первую очередь начальных и средних учебных заведений, то теперь подавляющее большинство благотворительных фондов работают в сегменте высшей школы.

Самой массовой и распространенной формой частной благотворительности в поддержку учебных заведений в XIX в. было создание обществ вспомоществования обучающимся. Такие общества представляли собой некоммерческие

18 Протокол заседания Совета Фонда целевого капитала Общеобразовательного частного учреждения Международная гимназия инновационного центра «Сколково». От 2 июня 2022 г. URL: https://endowment.sk.ru/img/doc-report-2021.pdf (дата обращения: 15.03.2022).

188

МАСЛОВА И.В.

организации, которые создавались для сбора средств в пользу бедных учащихся. Их деятельность финансировалась за счёт членских взносов, частных пожертвований и реализации благотворительных проектов. С целью обеспечения финансовой стабильности такие общества со временем переходили к этапу формирования неприкосновенного капитала, который инвестировался в ценные бумаги, а ежегодный процентный доход по ним использовался на благотворительную помощь учащимся. Капитал фонда, как правило, вкладывался в государственные доходные билеты, но в целом вопрос был отдан на усмотрение членам общества или жертвователям.

В современной России по схожему принципу работают фонды целевых капиталов (эндаументы), создаваемые при учебных заведениях. Однако, в отличие от XIX в., капиталы для получения дохода передаются в доверительное управление управляющей компании, что снижает риск неудачных инвестиций, хотя и увеличивает накладные расходы.

В наши дни, как и в дореволюционный период, распространена практика именных благотворительных стипендий, но если в Российской империи эти средства предназначались главным образом для оплаты обучения, то сегодня это прежде всего материальное поощрение студентам за достигнутые успехи в учебе или исследованиях.

Подобная эволюция объясняется сменой целеполагания благотворительности в сфере образования. Главный эффект, к которому стремились филантропы прежних лет - увеличение общего количества грамотных и образованных людей. Сегодня государство гарантирует возможность бесплатного получения образования на всех уровнях, поэтому благотворительные проекты в этой сфере сфокусированы на поддержке научных исследований, одаренных студентов и ученых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прослеживаются исторические различия и в региональной направленности благотворительности: в Российской империи пожертвования на развитие системы народного образования осуществлялись как в столицах, так и в провинции. В последнем случае активность проявляли местные уроженцы, стремящиеся способствовать повышению образовательного и культурного уровня земляков.

Эффективная филантропия в сфере образования в России: дореволюционная и современная практики

189

В современной России «большинство эндаумент-фондов сосредоточено в крупнейших городах страны. Более половины зарегистрированных фондов приходится на Москву и Санкт-Петербург (86 и 29 соответственно). Еще около одной пятой части общего количества (43 фонда) функционируют в остальных городах-миллионниках» [Климанов, Казакова, 2022. С. 17]. Несмотря на то, что столичные благотворительные фонды активно финансируют региональные образовательные проекты, существуют определенные проблемы в реализации последних. Региональная деятельность фондов осуществляется на конкурсной основе, и нередко в числе победителей оказывается проект, авторы которого сумели грамотно заполнить конкурсную заявку, а не тот, что объективно наиболее необходим для данной местности.

В целом, в наши дни духовное содержание филантропии нивелируется. На первый план выходит ответственность распорядителей за выделенные средства, которая предусматривает не только составление финансового отчета, но и широкое освещение в СМИ. В результате благотворительность перестает восприниматься как нравственная обязанность, а превращается в некий проект, за результаты которого нужно отчитываться.

В ходе проведенного исследования было выявлено отсутствие унификации в представлении годовой отчетности современными российскими эндаумент-фондами, что затрудняет формирование сопоставимых оценок их деятельности. Подобная же проблема была присуща отчетности благотворительных обществ в Российской империи. Например, в отчетах могли указываться ежегодные проценты, полученные от инвестирования вечных вкладов, без указания, в каких ценных бумагах они содержались.

Тем не менее, решая задачу формирования культуры благотворительности в российском обществе, мы должны не только сохранять память об истории филантропии, но и анализировать и популяризировать созидательную деятельность наших современников в этой сфере.

190

МАСЛОВА И.В.

Литература

Аколъзина М.К. Благотворительная деятельность купечества уездных городов Тамбовской губернии в Х1Хв. // Социокультурная и научная деятельность российского музея в современных условиях: сохранение исторического наследия и перспективы развития: Материалы научной конференции, посвященной 160-летию М.В. Аксенова. Тамбов, 2020. С. 7-11.

Гойко В.Л., Мягков М.Г., Мундриевская Ю.О., Александрова Ю.А., Булыги-наМ.В., Мищенко Е.С., Устюжанцева О.В. Стратегии и практики вовлечения выпускников вузов и массовых жертвователей в деятельность эндаументов. Исследование Центра прикладного анализа больших данных и Центра знаний по целевым капиталам ТГУ Томск: Издательство Томского государственного университета, 2022. 176 с.

Дегио В. Русские ценные бумаги. СПб.: Изд. Товарищества МО. Вольф, 1885. 477 с.

Климанов В.В. Фонды целевого капитала: Перспективы развития в России. М.: Благотворительный фонд Владимира Потанина, 2019. 208 с.

Климанов В.В., Казакова С.М. Эндаументы в России: состояние и перспективы. Аналитический доклад. AHO «Институт реформирования общественных финансов». М.: Благотворительный фонд Владимира Потанина, 2022. 31 с.

Комлева Е.В. «С капитала, навсегда им пожертвованного...»: эндаументы в купеческой среде Сибири (XIX - начало XX в.) // Журнал фронтирных исследований. 2022. Т. 7. № 4 (28). С. 42-58.

Комлева Е.В. Сибирское купечество: вклад в хозяйственное освоение и изучение Северо-Восточной Евразии (конец XVIII - XIX в.). Новосибирск: Параллель, 2018. 398 с.

Мисюрев A.A. Томская губернская гимназия в первое пятидесятилетие ее существования (1838-1888) Томск: Губернская типография, 1894. 55 с.

Ульянова Г. Когда появился первый эндаумент в России // Эндаументы в России: вызовы времени. М., 2018. С. 8.

Ульянова Г.Н. Благотворительность в России в первой половине XIX в.: итоги и перспективы изучения законодательства и статистики // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Т. 12. № 2(100). DOI: 10.18254/S207987840014110-0

Статья поступила 05.04.2023 Статья принята к публикации 26.04.2023

Для цитирования: Маслова И.В. Эффективная филантропия в сфере образования в России: дореволюционная и современная практики II ЭКО. 2023. № 6. С. 177-192. DOI: 10.30680/ЕС00131-7652-2023-6-177-192

Информация об авторе

Маслова Инга Владимировна (Елабуга) — доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории Елабужского института Казанского федерального университета.

E-mail: imaslovainga@jmail.com; ORCID: 0000-0003-0914-0707

Эффективная филантропия в сфере образования в России: дореволюционная и современная практики

191

Summary

I.V. Maslova

Effective Philanthropy in Education in Russia: Pre-Revolutionary and Modern Practices

Abstract. The paper explores the forms, mechanisms and successful practices of charitable activities in the field of education, which became widespread in Siberia in the second half of the 19th - early 20th centuries, and in modern Russia. The author notes the historical differences in the mechanisms of charitable foundations activity, in the directions of support and regional concentration of charity. Thus, modern Russian endowment funds are dominated by scholarships for gifted students and young scientists, funding of research and publication activities, while in pre-revolutionary Russia named charitable scholarships were used to pay tuition fees. In addition, in the Russian Empire donations for the development of public education system were more widespread in the provinces than nowadays, when they are concentrated in Moscow and St. Petersburg.

Keywords: charity; education system; endowment capital funds; endowment funds; Russian Empire; Russian Federation; Siberia

References

Akolzina, M.K. (2020). Charitable activities of the merchants of the county towns of the Tambov province in the 19th century. Sotsiokul'turnaya i nauchnaya deyatel'nost' rossiiskogo muzeya v sovremennykh usloviyakh: sokhranenie istoricheskogo naslediya i perspektivy razvitiya: Materialy nauchnoi konferentsii, posvyashchennoi 160-letiyu M.V. Aksenova. Tambov. Pp. 7-11. (In Russ.).

Degio, V. (1885). Russian securities. Saint Petersburg. Ed. Partnership MO. Wolf. 477 p. (In Russ.).

Goiko, V.L. Myagkov, M.G., Mundrievskaya, Yu.O., Alexandrova, Yu.A., Bulygina, M.V., Mishchenko, E.S., Ustyuzhantseva, O.V. (2022). Strategies and practices for involving university graduates and mass donors in the activities of endowments. Study of the Center for Applied Big Data Analysis and the Knowledge Center for Target Capital of TSU. Tomsk. Tomsk State University Press. 176 p. (In Russ.).

Klimanov, V.V. (2019). Endowment funds: Prospects for development in Russia. Moscow, Charitable Foundation of Vladimir Potanin. 208 p. (In Russ.).

Klimanov, V.V., Kazakova, S.M. (2022). Endowments in Russia: state and prospects. Analytical report. ANO "Institute for Reforming Public Finance". Moscow. Vladimir Potanin Charitable Foundation. 31 p. (In Russ.).

Komleva, E.V. (2018). Siberian merchants: contribution to the economic development and study of North-Eastern Eurasia (the end of the 18th — 19th centuries). Novosibirsk. Parallel. 398 p. (In Russ.).

Komleva, E.V. (2022). "From the capital donated to him forever...": endowments in the merchant environment of Siberia (XIX - early XX century). Journal of Frontier Studies. Vol. 7. No. 4 (28). Pp. 42-58. (In Russ.).

Misyurev, A.A. (1894). Tomsk provincial gymnasium in the first fifty years of its existence (1838—1888). Tomsk. Provincial printing house. 55 p. (In Russ.).

192

MACnOBA M.B.

Ulyanova, G.N. (2021). Charity in Russia in the first half of the 19th century: results and prospects of studying legislation and statistics. Elektronnyi nauchno-obrazovatel'nyi zhurnal "Istoriya". Vol. 12. No. 2(100). (In Russ.). DOI: 10.18254/ S207987840014110-0

Ulyanova, G. (2018). When the first endowment appeared in Russia// Endowments in Russia: challenges of the time. Moscow. P. 8. (In Russ.).

For citation: Maslova, I.V. Effective Philanthropy in Education in Russia: Pre-Revolutionary and Modern Practices (2023). ECO. No. 6. Pp. 177-192. (In Russ.). DOI: 10.30680/EC00131-7652-2023-6-177-192

Information about the author

Maslova, Inga Vladimirovna (Yelabuga) - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Yelabuga Institute, Kazan Federal University.

E-mail imaslovainga@gmail.com; ORCID: 0000-0003-0914-0707

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.