3. Рязанова О. Е. Интеллектуальный капитал в системе экономических категорий // Экономические науки. № 79, 2011.
4. Симонов С. В., Рязанова О. Е. Современные подходы и методы к оценке эффективности функционирования акционерных промышленных организаций // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. № 2, 2009.
5. Тугускина Г. Н. Основные подходы и методы оценки человеческого капитала в стоимости бизнеса. [Электронный ресурс]: Международный экономический форум. Режим доступа: http:// www:be5.biz / economika/ (дата обращения: 18.10.2016).
The synergy in the agroindustrial integration Khramova E. (Russian Federation) Эффект синергии в агропромышленной интеграции Храмова Е. А. (Российская Федерация)
Храмова Елена Алексеевна / Khramova Elena - кандидат экономических наук, факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск
Аннотация: в статье рассматривается эффект синергии как процесс изыскания внутренних ресурсов и возможностей агрохолдинга, направленный на повышение эффективности деятельности.
Abstract: the article considers the synergies as a process of finding internal resources and capabilities of agricultural holding, aimed at increasing efficiency.
Ключевые слова: агрохолдинг, синергия, синергетический эффект. Keywords: agricultural holding, synergy, synergistic effect.
Агропромышленная интеграция - это социально-экономический процесс, который осуществляется путем развития различных связей предприятий в форме их сотрудничества или объединения для совместного производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции [1, с. 155]. Агрохолдинги - одно из перспективных направлений развития агропромышленной интеграции в России [2, с. 76]. Мотивом интеграции - эффект, достигаемый за счет расширения его масштабов, сокращения издержек и повышения конкурентоспособности продукции [3, с. 334].
Агрохолдинги являются благоприятной средой для развития синергетического эффекта, поскольку эффект синергии и умение управлять им создает конкурентное преимущество, которое проявляется в снижении уровня издержек или в приобретении продукцией улучшенных качеств. В деятельности агрохолдинга проявляются виды синергии:
1) синергизм продаж - возникает, когда агрохолдинг, реализуя несколько видов сельскохозяйственной продукции, использует одни и те же каналы реализации, использует одни складские помещения, а также осуществляет управление продажами через один центр;
2) оперативный синергизм - признается результатом эффективного использования основных, оборотных и трудовых средств, распределения накладных расходов и т. д.;
3) инвестиционный синергизм - является результатом совместного использования производственных мощностей, общих запасов сырья, переноса расходов на разработки с одного вида продукции на другой и т. д.;
4) синергизм менеджмента - проявляется в период разработки новых видов продукции. Следовательно, агрохолдинг обладает синергетических эффектом за счет: эффекта
сокращения затрат и эффекта улучшения результатов. На долю эффекта сокращения затрат
приходятся производственный синергизм (повышение загрузки производственных мощностей и более полное использование различных ресурсов) и сбытовой синергизм (рациональное использование существующей сбытовой сети, рекламных средств, имиджа и сложившихся потребительских предпочтений). Все это приводит к эффекту улучшения результата - прибыли.
Итак, синергия признается эффектом повышения результативности за счет взаимосвязи различных видов деятельности агрохолдинга. Совокупный эффект синергии деятельности агрохолдинга можно рассчитать по формуле (1):
n
Эс = X Эх + Эу + ... + 3i ^ max, (1) i=1
где: Эс - совокупный эффект синергии деятельности агрохолдинга;
Эх, Эу, Эi - эффект отдельного структурного подразделения агрохолдинга; n -количество структурных подразделений агрохолдинга.
При этом, эффект каждого структурного подразделения агрохолдинга можно рассчитать по формуле (2):
Эi = АРп + ... + АПв - АМз - ... - АСп, (2) где: Эi - эффект каждого структурного подразделения агрохолдинга; АРп - прирост рентабельности продаж; АПв - прирост выручки от новых видов продукции;
АМз - минимизация затрат (снижение удельного веса постоянных затрат в себестоимости продукции);
АСп - сокращение потерь от брака.
Таким образом, объединение сельскохозяйственных предприятий в агропромышленную интеграцию является наиболее эффективным способом повышения их конкурентоспособности.
Литература
1. Khramova E. The formation of the integrated structures in the Russian agro-industrial complex // Austrian Journalof Humanities and Social Sciences, «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. № 7-8 (4), 2015. Р. 154-156.
2. Колесник Н. Ф., Храмова Е. А. Совершенствование трансфертного ценообразования в агрохолдингах // Финансы и Кредит, 2012. № 23 (503). С. 76-80.
3. Храмова Е. А. Синергетический эффект в интегрированных формированиях // Экономические науки, 2011. № 3 (76). С. 331-334.
4. Храмова Е. А. Концептуальные основы сегментарного подхода к организации управленческого учета в агрохолдингах // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 2 (20). С. 58-64.
5. Храмова Е. А. Методические приемы и способы управленческого анализа для оперативного управления в агрохолдингах // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 6 (36). С. 109-116.