Научная статья на тему 'Эффект «Негативного отбора» в высшие учебные заведения и его влияние на профессиональный выбор молодежи'

Эффект «Негативного отбора» в высшие учебные заведения и его влияние на профессиональный выбор молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / CAREER CHOICES / ЦЕЛЕВОЙ ЗАКАЗ / THE TARGET ORDER / "НЕГАТИВНЫЙ ОТБОР" / "NEGATIVE SELECTION" / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головчин М.А.

В статье на основе данных Вологодской области рассматривается проблема «негативного отбора» в учреждениях профессионального образования, в ходе которого в ряды студентов высших учебных заведений, попадают выпускники школ, ориентированные не на работу по специальности, а на получение документа об образовании. Помимо этого, проанализированы негативные последствия этого «отбора» для формирования дальнейших профессиональных траекторий студентов и состояния регионального рынка труда. Предложены пути преодоления этих негативных последствий. Информационной основой статьи являются данные экспертного опроса, проведенного Институтом социально-экономического развития территорий среди работников организаций профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головчин М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of «adverse selection» in higher education institution and its impact on career choices of young people

The article reviews the problem of negative career selection in institutions of professional education on the base of the Vologda region data. This negative selection implies that higher educational institutions become occupied by high school graduates whose aim is to receive certificate of education and not to obtain ex professo jobs. Besides, the article analyses adverse consequences of the mentioned selection for the formation of further professional trajectories of students and regional labor market conditions. The author suggests the ways of overcoming these negative consequences. The article is based on data from expert survey conducted by the Institute of Socio-economic development of territories among the employees of institutions of professional education.

Текст научной работы на тему «Эффект «Негативного отбора» в высшие учебные заведения и его влияние на профессиональный выбор молодежи»

УДК 37.014.54:332.1 (470.12)

ЭФФЕКТ «НЕГАТИВНОГО ОТБОРА» В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР МОЛОДЕЖИ

М.А. Головчин кандидат экономических наук научный сотрудник Института социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда

Аннотация. В статье на основе данных Вологодской области рассматривается проблема «негативного отбора» в учреждениях профессионального образования, в ходе которого в ряды студентов высших учебных заведений, попадают выпускники школ, ориентированные не на работу по специальности, а на получение документа об образовании. Помимо этого, проанализированы негативные последствия этого «отбора» для формирования дальнейших профессиональных траекторий студентов и состояния регионального рынка труда. Предложены пути преодоления этих негативных последствий. Информационной основой статьи являются данные экспертного опроса, проведенного Институтом социально-экономического развития территорий среди работников организаций профессионального образования.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональный выбор, целевой заказ, «негативный отбор», компетенции.

The effect of «adverse selection» in higher education institution and its impact on

career choices of young people

M.A. Golovchin

PhD in economics research fellow Institution of Russian Academy of Sciences Institute of Socio-economic Development of Territories of RAS

Abstract.The article reviews the problem of negative career selection in institutions of professional education on the base of the Vologda region data. This negative selection implies that higher educational institutions become occupied by high school graduates whose aim is to receive certificate of education and not to obtain ex professo jobs. Besides, the article analyses adverse consequences of the mentioned selection for the formation of further

professional trajectories of students and regional labor market conditions. The author suggests the ways of overcoming these negative consequences. The article is based on data from expert survey conducted by the Institute of Socioeconomic development of territories among the employees of institutions of professional education.

Keywords: higher education, career choices, the target order, «negative selection», competence.

Введение. Одной из наиболее важных современных проблем развития профессионального образования является низкое качество набора в учебные заведения. Особенно остро эта проблема проявляется в регионах. Для примера: как свидетельствуют результаты приемной кампании 2013 г. возможность обучаться в большинстве вузов Вологодской области имеют выпускники школ с достаточно низкими образовательными результатами. Среднее значение проходного балла ЕГЭ в государственные вузы Вологодской области (ВоГУ, ВГПУ, ВГПУ, ВГМХА, ЧГУ) было не выше 37 (что в эквивалентном отношении ниже «тройки»). Наиболее высокий проходной балл в 2013 г. был установлен для абитуриентов Северо-Западного института МГЮА в г. Вологде - 47 баллов. Особую настороженность вызывает тот факт, что за последние 4 года этот минимальный пропускной порог в государственных вузах Вологодской области значительно снизился: в Вологодском государственном университете - на 19 п.п., в Череповецком государственном университете -на 17 п.п., в Вологодском государственном педагогическом университете и Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии - на 16 п.п. В 2013 г. средний балл ЕГЭ поступивших в вузы Вологодской области (40 баллов) уступал столичным вузам - Московскому физико-математическому университету, Московскому государственному институту международных отношений в 1,8 и 1,9 раза соответственно [3].

Таким образом создается эффект так называемого «негативного отбора» в ряды студентов учебных заведений. В ходе этого «отбора» в вузы попадают выпускники школ, изначально не имеющие положительной мотивации на обучение и на реализацию себя на рынке труда как квалифицированного специалиста. В основном, это школьники с низкими образовательными результатами, которые по причине невысоких баллов по ЕГЭ не смогли попасть в более престижные столичные университеты и пытаются на первых порах получить любое высшее образование.

Методы. Приведенное утверждение хорошо иллюстрируют данные экспертного опроса, проведенного Институтом социально-экономических проблем территорий РАН в IV квартале 2014 г. среди преподавателей и административных работников организаций профессионального образования Вологодской области. Опрос был осуществлен в рамках мониторинга проблем повышения эффективности и качества услуг в сфере среднего и высшего профессионального образования в Северо-Западном федеральном округе, который проводился Санкт-Петербургским государственным университетом

в целях реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.08.2013 г. №1426-р, и выполнения государственного задания №809п-П17 от 18.02.2013 г., утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец.

В ходе исследования были опрошены 147 чел. (из 2900 преподавателей вологодских техникумов, колледжей и вузов). Из них: 84 работника учреждений высшего и 63 - среднего профессионального образования; 34 чел. занимают руководящие, 113 - преподавательские должности. Данные опроса подтверждают

Результаты исследования. Cогласно данным исследования, треть (31%) экспертов в качестве основного мотива поступления студентов в высшие учебные заведения области выделяют получение любого диплома об образовании, по любой специальности (в данном случае студенту важно лишь наличие соответствующего документа).

Одним из последствий этого «негативного отбора» является появление большого числа молодых людей, у которых полностью или частично отсутствует ответственное отношение к образовательному процессу, а также необходимые для формирования этого отношения личностные качества. Так, лишь 40% экспертов считает, что на занятиях их студенты в полной мере проявляют аналитические навыки (умение размышлять, продуцировать свои знания и т.д.). 16% высоко оценивает работу молодежи с обязательной литературой и лишь 2% то же самое говорят о работе с дополнительной литературой, что также подразумевает наличие аналитических склонностей. О хорошем уровне владения аналитическими навыками своих студентов говорят 49% работающих на факультетах гуманитарного и экономического и 0% -инженерного, агрономического профиля. Это говорит о том, что тяга к исследовательской деятельности, желание узнавать мир с помощью аналитических форм познания во многом зависит от той среды, в которой находится учащаяся молодежь.

Оборотной стороной действия эффекта «негативного отбора» в учреждения профессионального образования является тот факт, что студенты, немотивированные на положительные образовательные результаты и реализацию карьеры по своей специальности, оказываются крайне стесненными в своем профессиональном выборе. Они заранее поступают на специальности, которые им не нравятся, а получают узкопрофессиональные знания и умения, которые востребованы, главным образом, только в определенных профессиональных кругах. Таким образом, на предприятия экономики и в организации социальной сферы зачастую попадают далеко не самые лучшие специалисты. Согласно данным опроса НИУ ВШЭ, в 2013 г. руководители российских предприятий и компаний, оценивали знания и навыки выпускников вузов, техникумов и колледжей на «тройку с плюсом» (3,5-3,7 баллов по пятибалльной шкале в зависимости от уровня обучения) [2].

Проблема низкой оценки знаний и умений молодых специалистов актуальна как на федеральном уровне, так и для отдельных регионов, что можно проследить на примере Вологодской области. Так, согласно данным опроса Института социально-экономического развития РАН, в 2013 г. большая часть руководителей предприятий промышленности региона оценивали профессиональную подготовку выпускников учреждений профобразования как среднюю. В отношении студентов вузов подобным образом высказались 55% руководителей (табл. 1).

Таблица 1. Оценка уровня подготовленности выпускников к профессиональной деятельности, в % от числа опрошенных_

Уровень Выпускники

ПТУ, лицея Техникума, колледжа Вуза

Высокий 1,1 0,0 6,8

Достаточно высокий 5,7 11,4 12,5

Средний 48,9 53,9 54,5

Низкий 28,4 19,3 18,2

Источник: опрос руководителей предприятий промышленности Вологодской области (II кв. 2013 г.). Общая выборка опроса - 88 чел.

Выводы. Таким образом, у субъектов экономики постепенно формируется недоверие к деятельности по подготовке кадров в сфере профессионального образования. Это, выражается в том, что работодатели перестают выражать завышенных ожиданий и требований в отношении выпускников учебных заведений, из-за за того, что на рынок труда «хлынула» огромная масса специалистов с профессиональным образованием, но без соответствующей (востребованных рынком) характеристик. Подобная ситуация ограничивает желание бизнес-сообщества взаимодействовать с вузами по вопросу формирования целевого заказа на подготовку нужных им специалистов, вкладывая таким образом финансовые средства в сомнительные, по их мнению, мероприятия (согласно данным экспертного опроса, только 54% работников вузов отметили, что подобное сотрудничество проводится на базе их кафедр).

Исходя из этого, образовательным учреждениям целесообразно сконцентрировать внимание на организации работы по созданию информационного банка данных о наиболее выдающихся выпускниках и доведению этой информации до своих социальных партнеров. Подобные действия могли бы, с одной стороны, помочь вовлечению студентов в творческую, поисковую и инновационную деятельность, с другой - обеспечить их трудоустройство по специальности (что особенно актуально для образовательных организаций педагогического профиля). Функции по формированию подобного банка данных в учреждениях профессионального образования могли бы взять на себя специальные структуры - маркетинговые центры, центры по трудоустройству студентов.

Библиографический список

1. Головчин, М.А. Возможности для сотрудничества России и Беларуси в направлении развития высшего профессионального образования / М.А.Головчин, Т.С. Соловьева // Экономика и управление. - 2013. - №4 (36). - С. 43-48.

2. Мониторинг экономики образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: memo.hse.ru

3. QS World University Rankings 2012/13 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.qs .com/

4. Фурсов, А. Л. Профессиональная ориентация с позиций междисиплинарного подхода: проблемы и перспективы исследования / А. Л. Фурсов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - N 8. - С. 467-471. - ISSN 1999-2300

5. Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. - 2013. - N 1. - С. 32-40. - ISSN 2078-9661

References

1. Golovchin, M.A. Vozmozhnosty dlay sotrudnichestva Rossii ii Bearusi v napravlenii razvitiya professionalnogo obrazovaniya [Opportunities for cooperation between Russia and Belarus in the direction of the development of higher vocational education]. Economica i upravlenie. - Economics and Management, 2013, no. 4 (36). - P. 43-48 (In Russian).

2. Monitoring ekonomiki obrazovaniya [Monitoring the economics of education]. URL: memo.hse.ru (In Russian).

3. QS World University Rankings 2012/13. URL:http://www.qs.com/

4. Fursov, A. L. Professional'naja orientacija s pozicij mezhdisiplinarnogo podhoda: problemy i perspektivy issledovanija / A. L. Fursov // Jekonomika i predprinimatel'stvo. - 2013. -N 8. - P. 467-471. - ISSN 1999-2300 (in Russian)

5. Fursov, A. L. Zarubezhnyj i otechestvennyj opyt organizacii sistemy professional'noj orientacii naselenija / A. L. Fursov // Gumanitarnyj nauchnyj zhurnal. - 2013. - N 1. - P. 32-40. -ISSN 2078-9661 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.