Научная статья на тему 'Эффект масштаба на железнодорожном предприятии'

Эффект масштаба на железнодорожном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2268
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
РЕСУРСЫ / RESOURCES / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / FACTORS OF PRODUCTION / ИЗДЕРЖКИ / COSTS / ЭФФЕКТ МАСШТАБА / ECONOMIES OF SCALE / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ МАСШТАБА / NEGATIVE ECONOMIES OF SCALE / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / RAILWAY ENTERPRISE / RUSSIAN RAILWAYS / ОАО "РЖД"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ламанова Виктория Александровна

В данной статье рассматривается сущность такой экономической категории, как эффект масштаба. Проанализированы характерные особенности трёх видов эффекта масштаба, а именно положительного, отрицательного и постоянного. В частности, рассматривается проявление эффекта масштаба в транспортной отрасли, на примере ОАО «Российские железные дороги». Автор даёт обобщённую характеристику транспортного предприятия, затрагивая его положение на рынке грузои пассажироперевозок в России. В заключении раскрываются перспективы роста железнодорожной отрасли и ключевые направления развития ОАО «РЖД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффект масштаба на железнодорожном предприятии»

прозрачность, универсальность, автоматизацию и оптимизацию ресурсов. Из отрицательных моментов следует, прежде всего, отметить, что группировка ABC одной мерой не всегда правильно расставляет приоритеты. При использовании многомерного ABC-анализа количество элементов в группе А может быть намного больше 20%. Анализ ABC не знает, как распознать качество и характер данных, это должно быть сделано аналитиком перед проведением расчетов.

Подводя итоги, можно смело заявить, что анализ клиентской базы необходим предприятию для того, чтобы быть максимально эффективным и конкурентоспособным, а также удовлетворять запросы потребителя.

Список литературы /References

1. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учеб. пособие. М.: Дашков и К°, 2012.

2. Борисов Н.А. Организация эффективной сбытовой деятельности предприятия / Н.А. Борисов // Менеджмент в России и за рубежом, 2012. № 5. С. 23-30.

3. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. 276 с.

4. Верховцева О.Н. Базовые показатели эффективности интернет-маркетинга // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 87-88.

5. Катехизис омниканального ритейлера от Oracle. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.retail-loyalty.org/news/katekhizis-omnikanalnogo-riteylera-ot-oracle/?id= 193007/ (дата обращения: 20.03.2018).

6. Шуклина З.Н., Уткина В.А., Прошина О.С. Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью применения RFM-анализа // Молодой ученый, 2017. № 14. С. 483-488. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/148/41843/ (дата обращения: 19.03.2018).

THE SCALE EFFECT ON RAILWAY Lamanova V.A. (Russian Federation) Email: [email protected]

Lamanova Viktoriia Aleksandrovna - Bachelor, DEPARTMENT ECONOMICS AND MANAGEMENT, ROSTOV STATE TRANSPORT UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON

Abstract: the article analyzes the essence of such an economic category as the scale effect.The author analyzes the characteristic features of the three types of scale effect , specifficaly positive, negative and permanent. In particular, the effect of scale in the transport sector is considered, using the example of JSC Russian Railways. The author gives a generalized description of the transport enterprise, affecting its position in the market of freight and passenger transportation in Russia. In conclusion, the perspectives for the development of the railway sector and the key directions for the development of JSCo «Russian Railways» are disclosed.

Keywords: resources, factors of production, costs, economies of scale, negative economies of scale, railway enterprise, Russian Railways.

ЭФФЕКТ МАСШТАБА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПРЕДПРИЯТИИ Ламанова В.А. (Российская Федерация)

Ламанова Виктория Александровна - бакалавр, кафедра экономики и менеджмента, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: в данной статье рассматривается сущность такой экономической категории, как эффект масштаба. Проанализированы характерные особенности трёх видов эффекта масштаба, а именно положительного, отрицательного и постоянного. В частности, рассматривается проявление эффекта масштаба в транспортной отрасли, на примере ОАО «Российские железные дороги». Автор даёт обобщённую характеристику транспортного предприятия, затрагивая его положение на рынке грузо- и пассажироперевозок в России. В заключении раскрываются перспективы роста железнодорожной отрасли и ключевые направления развития ОАО «РЖД».

Ключевые слова: ресурсы, факторы производства, издержки, эффект масштаба, отрицательный эффект масштаба, железнодорожное предприятие, ОАО «РЖД».

Прежде чем начать анализ эффекта масштаба на железнодорожном предприятии, необходимо детально изучить понятие эффекта масштаба и его видов.

Эффект масштаба представляет эффект, который связан с сокращением средних издержек производства при увеличении размеров организации. При увеличении производства выпуск продукции на единицу ресурсов увеличивается, достигает максимальных значений, потом происходит его снижение. Эффект масштаба связан с изменением стоимости единицы выпускаемой продукции от масштаба деятельности предприятия в долгосрочном периоде. В долгосрочном периоде возможно изменение использования всех производственных ресурсов предприятия, при этом происходит изменение масштабов производства продукции. Осуществив анализ размеров долгосрочных издержек, можно определить оптимальный размер предприятия, которому соответствует объем производства, который обеспечивает минимальные издержки на единицу выпускаемой продукции в данной отрасли экономики. Для большинства производственных процессов характерно быстрое сокращение средних издержек при небольших объемах производства выпускаемой продукции. С увеличением объема выпускаемой продукции продолжается сокращение средних издержек достаточно медленными темпами. Во многих производствах происходит изменение характера отдачи от масштаба при достижении определенного объема выпуска продукции. При достижении определенных значений увеличение производства сопровождается с возрастающей отдачей ресурсов, которая затем становится убывающей. Для предприятия различных отраслей эффект масштаба проявляется по-разному. В частности, есть отрасли, в которых средние издержки достигают минимальных значений при очень большом объеме выпускаемой продукции, которая обеспечивает рыночный спрос на нее. Существование одной крупной фирмы в данных отраслях является целесообразным, поскольку обеспечивается низкое значение издержек предприятия. Подобные предприятия относятся к естественным монополиям, в частности к естественным монополиям относятся электро-, газо- и водоснабжающие предприятия крупных городов. Государство выступает регулятором деятельности естественных монополий, осуществляет финансовую поддержку, регулирует уровень на продукции и услуги данных предприятий. Для некоторых отраслей характерно такая ситуация, при которой вначале происходит быстрое снижение средних долгосрочных издержек, а затем

77

длительное время величина издержек остается на одном уровне, при этом отдача от увеличения объемов производства является величиной постоянной, что обеспечивает эффективность работы в данных отраслях как крупных, так и мелких предприятий. В частности, к подобным отраслям относится отрасль легкой промышленности.

Различают три вида эффекта масштаба: положительный, отрицательный и постоянный эффект масштаба [1, с. 125].

Для того, чтобы выяснить особенности каждого вида, необходимо осуществление их детального анализа.

Положительный эффект от масштаба предприятия происходит в ситуации, когда затраты на единицу выпускаемой продукции снижаются при увеличении объема выпускаемой продукции и степени влияния данного предприятия на рынке. Обычно положительный эффект масштаба обусловлен углублением разделения труда. Благодаря данному эффекту экономически целесообразным явился переход от ручного труда к мануфактуре, от мануфактуры к конвейерному производству с одновременным увеличением объемов производимой продукции. При этом появляется возможность, позволяющая использование дорогостоящих технологий и осуществления производства побочных продуктов из отходов предприятия.

В модели, в которой издержки предприятия подразделяются на постоянные и переменные, положительный эффект от масштаба характеризуется снижением величины постоянных издержек в единице продукции с одновременным сохранением величины переменных издержек в единице продукции при увеличении объема производимой продукции. Положительный эффект масштаба представляет собой снижение величины средних общих издержек с помощью увеличения выпуска продукции до определенного объема.

Положительный эффект масштаба производства характеризует ситуацию, при которой увеличение объема выпускаемой продукции сопровождается снижением средних издержек предприятия.

Экономия ресурсов, которая сопровождается увеличением объёмов производства, обусловлена следующими причинами:

- увеличение возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении с увеличением размеров предприятия;

- применение крупными предприятиями нового высокопроизводительного оборудования;

- больше возможностей для изменения направлений производства, выпуска побочной продукции и продукции из отходов предприятия.

Производительность всех используемых ресурсов повышается при крупном массовом производстве, которое позволяет использовать специализацию ресурсов и разделение труда. Большие предприятия имеют возможность использования передовых технологий, автоматизации производства, которые мелким предприятиям не являются доступным. Также крупные предприятия имеют возможность осуществлять специализацию управления при максимально полном использовании труда высококвалифицированных специалистов, при котором рост затрат на управленческий персонал происходит медленнее, чем увеличение объемов производства.

Положительный эффект масштаба может быть обусловлен также технологической спецификой различных видов производства, в частности увеличение диаметра трубы нефтепровода позволит увеличит объемы перекачиваемой нефти в два раза.

При условии положительного эффекта масштаба предприятию необходимо наращивать объем производства, поскольку данное увеличение будет сопровождаться экономией имеющихся ресурсов.

При наличии положительного эффекта масштаба экономически целесообразной представляется ситуация, при которой на рынке действует одно крупное предприятие, производящее продукцию при относительно низких средних издержках, чем большое количество мелких предприятий, производящих продукцию с относительно высокими

78

издержками. Поскольку в данной ситуации крупное предприятие не имеет конкурентов на рынке, оно может установить завышенные цены на выпускаемую продукцию, в данной ситуации необходимо вмешательство государства в регулировании цен и деятельности данного предприятия. Положительный эффект масштаба в производстве электроэнергии является причиной государственного регулирования деятельности крупных предприятий данной отрасли

При удвоении производственных факторов происходит двух кратное увеличение объема выпускаемой продукции. При данных обстоятельствах производство происходит при неизменном эффекте масштаба, при данном эффекте размер деятельности предприятия не оказывает влияния на эффективность применяемых факторов. Как для крупных, так и для и мелких предприятий средняя и предельная производительность факторов производства предприятия остается неизменной. При неизменном эффекте масштаба представляется экономически целесообразным увеличение предприятий, которые используют определенную производственную технологию.

Эффект масштаба имеет существенное значение для предприятий в различных отраслях не только России, но и иностранных государств. Чем больше эффект масштаба, тем более крупные предприятия осуществляют свою деятельность в той или иной отрасли промышленности. Производственные предприятия имеют больший эффект масштаба по сравнению с предприятиями сферы услуг.

Со временем увеличение размеров предприятия может привести к росту средних издержек производства на единицу выпускаемой продукции. В данной ситуации речь идет об отрицательном эффекте масштаба, который характеризует снижение эффективности производственного процесса при увеличении размеров предприятия, когда происходит рост средних издержек при увеличении объема выпускаемой продукции сверх определенного размера. Отрицательный эффект масштаба характеризуют увеличение средних издержек с увеличением объема выпускаемой продукции.

Действие отрицательного эффекта масштаба обусловлено следующими причинами:

- снижением эффективности взаимодействия между подразделениями предприятия, потерей гибкости;

- усложнением контроля за осуществлением решений, которые приняты руководством предприятия;

- появлением в отдельных подразделениях локальных интересов, которые противоречат интересам предприятия в целом;

- увеличение размеров предприятия предполагает увеличение затрат, связанных с обработкой информации, которая валяется необходимой для принятия решений.

В качестве основной причины, обусловливающей отрицательный эффект масштаба, выступает управленческие трудности, которые возникают при попытке осуществления контроля и координировании деятельности предприятия, которое является крупномасштабным производителем. В частности, на небольшом предприятии один старший администратор может принимать решения, которые касаются деятельности предприятий, поскольку при небольших размерах предприятия администратор чётко знает производственный процесс и поэтому может сам принять эффективное решение.

Однако с увеличением размера предприятия, происходит увеличение управленческого аппарата, промежуточных звеньев, отвечающих за выполнение различных задач. В масштабах крупного предприятия один человек не в силах принять быстрое и эффективное решение относительно производственного процесса всего предприятия. Ответственность при принятии решений разделяется между руководителями различных звеньев производственного процесса. Увеличение управленческого аппарата обуславливает проблемы с обменом информацией, координацией решений, в частности решения руководителей различных звеньев

79

производственного процесса могут противоречить друг другу. В результате снижается эффективность производственного процесса, происходит рост средних издержек производства. В данной ситуации увеличение используемых ресурсов не приведет к пропорциональному росту объемов производства.

Помимо вышеназванных причин эффект масштаба обусловлен также расширением географии производства, изменением внешней среды предприятия, наличием технологических барьеров на пути чрезмерного роста объемов производства предприятия.

Отрицательный эффект масштаба характерен для предприятий сельскохозяйственной отрасли, рост масштаба производства данных предприятий ведет к снижению эффективности управления.

Третий вид эффекта масштаба - постоянный эффект масштаба, который характеризует ситуацию, при которой рост объема производства выпускаемой продукции пропорционален росту объема используемых ресурсов.

После истечения положительного эффекта предприятие может определить оптимальный размер объема выпуска продукции, при котором рост объема выпуска будет сопровождаться увеличением затрат в том же объеме.

Выяснив, что такое эффект масштаба и каким он может быть, необходимо перейти непосредственно к рассмотрению эффекта масштаба на железнодорожном предприятии.

Масштаб и размер деятельности предприятия определяет экономическую эффективность железнодорожного транспорта. Влияние эффекта масштаба усиливается специфическими особенностями транспорта, которые заключаются в том, что объединение грузопотоков и вагонного парка ведет к значительному снижению порожних пробегов по сравнению с раздельным обслуживанием тех же грузопотоков разделенным на части парком.

В качестве основного фактора сохранения и повышения эффективности отрасли при высоком уровне ее капиталоёмкости выступает экономия издержек, которая обеспечивается наличием крупного предприятия, которое способно создать системную конкуренцию во всех сегментах рынка, инвестировать большие объемы финансовых ресурсов в подвижной состав.

Обеспечение эффективности данной отрасли возможно при наличии крупного предприятия-перевозчика, который занимает большую долю совокупного рынка. Оптимальное соотношение между эффектом масштаба и развитием конкуренции достигается при структуре рынка, на котором доминирует одно крупное предприятие, занимающее 85% доли рынка. При данных обстоятельствах происходит достижение положительного эффекта от давления конкуренции в перевозочной деятельности и сохраняется положительный эффект масштаба [5].

Одним из крупнейших предприятий на рынке железнодорожных услуг является Открытое Акционерное Общество «Российские железные дороги» Основные направления коммерческой деятельности компании - грузовые и пассажирские перевозки. Доля ОАО «РЖД» в грузообороте транспортной системы страны составляет свыше 80%, а в пассажирообороте - более четверти. В прошлом году «Российские железные дороги» перевезли 90% всего произведённого в стране угля, 70% бензина, 74% дизельного топлива, 47% цемента. Компания тесно взаимодействует с грузоотправителями, в результате улучшается качество услуг [6].

По итогам 2016 года компания выполнила поручение Президента РФ и увеличила производительность труда более чем на 5%. При этом холдинг «РЖД» - это крупнейший работодатель России, доля работников от общего числа занятых в стране составляет 1,1%.

Данное предприятие создано 1 октября 2003 года, 100% акций принадлежит правительству Российской Федерации. Чистая прибыль ОАО «РЖД» в 2016 году составила 6,5 млрд. рублей, в 2015 году размер чистой прибыли составлял 8,2

80

млрд. рублей. Сокращение чистой прибыли обусловлено ухудшением структуры погрузки грузов.

Информация о доле рынка, занимаемого ОАО «Российские железные дороги» в грузообороте транспортной системы России в 2016 году, представлена на рис. 1.

И ОАО "РЖД" и Другие транспортные предприятия

Рис. 1. Доля рынка, занимаемого ОАО «Российские железные дороги» в грузообороте транспортной системы России в 2016 году. Источник - http://www.rzd.ru/static/public/ru

Данные рис. 1 свидетельствуют о том, что ОАО «РЖД» занимает 45,3% рынка с учетом трубопроводного транспорта. Доля ОАО «РЖД» в 2015 году составляла 48,1%. Сокращение доли ОАО «РЖД» в грузообороте транспортной системы страны обусловлено появлением в железнодорожной отрасли кэптивных операторов, таких, как ЛУКОЙЛ-Транс, «ММК-Транс», Управляющая транспортная компания и Центр рудных перевозок (подконтрольны «Металлоинвесту»), «Финтранс», «Нефтетранс» и независимых операторов «Северсталь -транс», ОТЭКО, Новая перевозочная компания, «Евросиб СПб», Дальневосточная транспортная группа. Без учета трубопроводного транспорта доля железнодорожного транспорта в грузовом обороте страны составляет 87%.

Информация о доле рынка, занимаемого ОАО «Российские железные дороги» в пассажирообороте транспортной системы России в 2016 году, представлена на рис. 2.

Рис. 2. Доля рынка, занимаемого ОАО «Российские железные дороги» в пассажирообороте транспортной системы России в 2016 году. Источник - http://www.rzd.ru/static/public/ru

Данные рис. 2 свидетельствуют о том, что доля рынка, занимаемого ОАО «Российские железные дороги» в пассажирообороте транспортной системы России в 2016 году, составила 26,4%.

Представленные выше показатели отражают долю, занимаемую ОАО «РЖД» в транспортной системе страны в целом.

Таким образом, ОАО «РЖД» является монополистом в железнодорожной отрасли, в данной ситуации речь идет о положительном эффекте масштаба, при котором увеличение объема оказываемых услуг сопровождается снижением средних издержек по предприятию. В частности, в 2016 году объем оказанных услуг ОАО «РЖД» увеличился на 4,6% по сравнению с 2015 году, в то время как издержки выросли лишь на 2,2%.

Проанализировав, понятие эффект масштаба, определив его виды, рассмотрев деятельность крупнейшего предприятия железнодорожной отрасли России, можно сделать следующий вывод:

Положительный эффект масштаба производства описывает ситуацию, при которой происходит снижение средних издержек на производство продукции при увеличении объема выпускаемой продукции. Экономическая эффективность железнодорожного транспорта определяется масштабом и размером деятельности предприятия. Наличие крупного предприятия-перевозчика, который занимает большую долю совокупного рынка, обеспечивает оптимальное соотношение, при котором сохраняется положительный масштаба. ОАО «РЖД» создано в 2003 году, данное предприятие является крупнейшим в отрасли, занимает 87% грузооборота страны без учета трубопроводного транспорта. Данное соотношение доли рынка, занимаемой ОАО «РЖД» является оптимальным, поскольку обеспечивает увеличение объемов оказываемых услуг предприятия при экономии имеющихся ресурсов.

Говоря о перспективах развития железнодорожной отрасли в 2017 году, необходимо отметить, что инвестиции в железную дорогу дают на 1 рубль почти 3 рубля в бюджетную систему России, и ОАО «РЖД» будет продолжать реализацию крупнейших инфраструктурных проектов.

Среди ключевых направлений развития ОАО «РЖД» выделяют модернизацию пассажирской инфраструктуры, в том числе для маломобильных граждан, строительство разно уровневых переходов и переездов через железные дороги в регионах России.

Список литературы /References

1. Апалькова Т.Г. Микроэкономика: учеб. пособие для вузов. М.: Издательство МГОУ, 2016. С. 283.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика: Учебник для вузов, 4-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2016. С. 305.

3. ГребневЛ.С. Экономика. учеб. М.: ИГ «Логос», 2017. С. 408.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. М., 2016. с. 263.

5. Официальный сайт газеты «Гудок». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gudok.ru/newspaper/ (дата обращения: 05.04.2018).

6. Официальный сайт ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ar2016.rzd.ru/ru/financial-results/income-transportation-activities/ (дата обращения: 05.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.