Научная статья на тему 'Эффект Лачинса и эффект Узнадзе: некоторые общие закономерности проявления'

Эффект Лачинса и эффект Узнадзе: некоторые общие закономерности проявления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
715
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФФЕКТ УСТАНОВКИ / ЭФФЕКТ ЛАЧИНСА / ЭФФЕКТ УЗНАДЗЕ / ИРРЕЛЕВАНТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ / EINSTELLUNG EFFECT / LUCHINS EFFECT / UZNADZE EFFECT / IRRELEVANT PARAMETERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тухтиева Наргиз Хамраевна

Данная работа посвящена изучению эффекта установки в условиях изменения иррелевантных параметров задач. Объектом нашего исследования являлись эффект Лачинса и эффект Узнадзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффект Лачинса и эффект Узнадзе: некоторые общие закономерности проявления»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Luchins effect and Uznadze effect: some common laws of manifestations Tukhtieva N. (Russian Federation) Эффект Лачинса и эффект Узнадзе: некоторые общие закономерности

проявления* Тухтиева Н. Х. (Российская Федерация)

Тухтиева Наргиз Хамраевна / Tukhtieva Nargiz - кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: данная работа посвящена изучению эффекта установки в условиях изменения иррелевантных параметров задач. Объектом нашего исследования являлись эффект Лачинса и эффект Узнадзе.

Abstract: this work is dedicated to the study of the Einstellung effect at the conditions of changing the irrelevantparameters of tasks. Object of our research were Luchins effect and Uznadze effect.

Ключевые слова: эффект установки, эффект Лачинса, эффект Узнадзе, иррелевантные параметры. Keywords: Einstellung effect, Luchins effect, Uznadze effect, irrelevant parameters.

В современной психологии ведутся дискуссии о природе неосознаваемой установки. При этом большинство исследователей подчеркивают разнородность толкования ее природы. В данной работе рассматривается возможность исследования одновременно двух разных эффектов установки - эффекта Лачинса [14] и эффекта Узнадзе [11] - с точки зрения функционирования единого механизма.

Оба эффекта имеют свою специфику. Так, проявления эффектов относятся к разным типам когнитивных задач: эффект Лачинса проявляется при решении мыслительной задачи, эффект Узнадзе - перцептивной.

Как подчеркивает Д. Н. Узнадзе [11], эффект установки представляет ассимилирующее действие выработанной установки. Такая ассимиляция может происходить по закону симметричного (ассимилятивного) и асимметричного (контрастного) действия. Ассимилятивное действие установки иллюзия проявляется в случаях, когда новая ситуация позволяет реализовать старую установку. Контрастная иллюзия возникает при резкой смене ситуации, когда старая установка встречается с препятствием в своей реализации. Таким образом, характер ассимилирующего действия установки в эффекте Лачинса и эффекте Узнадзе различен: в первом проявляется только ассимилятивное действие установки, во втором - как ассимилятивное, так и контрастное.

В то же время, многие исследователи выделяют общие черты двух феноменов. Так, подчеркивается, что они представляют собой готовую систему реакций, приобретенную в прошлом опыте; существуют в форме диспозиций; активизируются в ответ на воздействие определенной ситуации; оказывают влияние на направленность сознания и поведения [7].

Некоторые авторы относят оба феномена к какому-либо одному явлению. А. Г. Асмолов объединяет оба феномена, соотнося их с «операциональной установкой» как готовностью к осуществлению определенного способа действия в определенных условиях [4].

А. Ю. Агафонов причисляет эффекты к проявлениям «мнемического контекста», т. е. актуализированного содержания памяти, которое определяет работу сознания [1]. В теории В. М. Аллахвердова [3] оба феномена рассматриваются как проявления «закона Узнадзе». Утверждается, что сознание всегда стремится к подтверждению и защите уже выбранной гипотезы. Предъявление задач, противоречащих ей, затрудняет работу сознания, приводя к ошибкам.

Оба эффекта рассматриваются как «негативный перенос» прошлого опыта, не являющегося адекватным новой ситуации; как излишняя привязанность к гипотезе [12]; как когнитивные автоматизмы [5, 6, 13].

В отношении обоих эффектов установки поднимался вопрос их преодоления. В школе Д. Н. Узнадзе в качестве механизма преодоления установки рассматривался механизм объективации (способы действия становятся объектом анализа). Возможности преодоления эффекта Лачинса изучались с разных теоретических позиций. Некоторые исследователи эффекта указывали на необходимость перехода на уровень сознательно контролируемых действий, однако экспериментально эта идея не проверялась. Сам А. Лачинс в трактовке эффекта опирался на идеи гештальтпсихологии о

переструктурировании как механизме выхода из наличной ситуации, но эта идея также не проверялась на модели эффекта установки.

В концепции В. М. Аллахвердова [2] переструктурирование предполагает отказ от старой гипотезы (усложненной за счет выстраивания «защитного пояса») и переход к конкурирующей гипотезе (выигрывающей своей простотой).

Мы предположили, что эффект Лачинса и эффект Узнадзе имеют единую природу, связанную с функционированием механизма сознательного контроля. Такое родство эффектов установки может выражаться в их единообразном проявлении в одинаковых условиях. В качестве таких условий рассматривалось изменение иррелевантных (не относящихся напрямую к способу решения) параметров задач. Данное предположение было подвергнуто проверке в ряде экспериментов.

Так, в одном из экспериментов изучалось влияние изменения иррелевантных параметров задач при переходе от установочной стадии к критической. Было выявлено, что эффект Лачинса может быть ослаблен в условиях смены способов предъявления условий задач Лачинса [8]. Такое же проявление эффекта установки происходило при смене иррелевантных признаков критических объектов Узнадзе [9]. В другом эксперименте было выявлено изменение направленности смещения эффекта установки в условиях хаотичного и регулярного изменения иррелевантных параметров задач. Обнаружено снижение обоих эффектов в условиях регулярного и усиление в условиях хаотичного изменения иррелевантных параметров [10].

Вероятно, снижение эффекта Лачинса и эффекта Узнадзе обусловлено усложнением структуры задачи, способствующему выдвижению и проверке большего количества гипотез, что изменяет деятельность сознательного контроля. Усиление эффектов вызвано чрезмерным усложнением, переключающим сознательный контроль на работу с ними, повышая ригидность установки.

Таким образом, была обнаружена единообразная направленность смещения величины обоих эффектов в условиях изменения иррелевантных параметров задач. Такое однонаправленное смещение двух эффектов в идентичных условиях, можно рассматривать как показатель общности механизма, лежащего в их основе.

* Исследование поддержано грантом РФФИ № 14-06-00302.

Литература

1. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб: Речь, 2003. 296 с.

2. Аллахвердов В. М. Размышления о науке психологии с восклицательным знаком. СПб: Формат, 2009. 264 с.

3. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. 528 с.

4. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002. 480 с.

5. Величковский Б. М. Установка и сознательный контроль в психологии познания // Психологические исследования, посвященные 100-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, Мецниереба, 1986. С. 73-89.

6. Залевский Г. В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 336 с.

7. Кучеренко С. Н. Системная детерминация формирования категориальной установки личности: автореф. дис. канд. пс. наук: Новосибирск, 1999.

8. Тухтиева Н. Х. Изменение иррелевантных параметров задач Лачинса как условие выбора новых способов решения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 129: Научный журнал. СПб., 2011. С. 98-102.

9. Тухтиева Н. Х. Влияние иррелевантных параметров ситуации на проявление эффекта установки // Когнитивная психология сознания: сборник статей. СПб.: ЛЕМА, 2011. С. 105-117.

10. Тухтиева Н. Х. Влияние типов изменения иррелевантных параметров задач на эффект установки // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Выпуск 3, 2014. С. 41-49.

11. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.

12. Элиава Н. Л. Проблема возникновения и функционирования гипотез в свете теории установки // Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси: Изд-во Академии наук Грузинской ССР, 1966. Т. 3. С. 156-170.

13. Egidi M. (2007). The dual process account of reasoning: historical roots, problems and perspectives. Universita degli studi di Trento, Trento. P. 27.

14. Luchins A. S. (1942). Mechanization in problem solving: The effect of Einstellung. Psychological Monographs (6, Whole No. 248).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.