Научная статья на тему 'Эффект экфрасиса в романе Дж. Хеллера «Вообрази себе картину»'

Эффект экфрасиса в романе Дж. Хеллера «Вообрази себе картину» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
427
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКФРАСИС / ДЖ. ХЕЛЛЕР / ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ИСКУССТВО / J. HELLER / ECPHRASIS / ART HISTORY / ART

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пожидаева В. Г.

Понятие экфрасис основательно закрепилось в отечественной литературоведческой практике междисциплинарных исследований, наблюдается устойчивый интерес к нему со стороны литературоведов, философов, искусствоведов. При этом очевидна трансформация первоначального значения термина, возникшего еще в эпоху античности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ecphrasis effect in J. Heller’s novel "Picture this"

The notion ecphrasis is well accepted in Russian literary practice of interdisciplinary research. Literary critics, philosophers, art historians have strong interest to it. The transformation of the original meaning of the term that emerged in the Antiquity is obvious.

Текст научной работы на тему «Эффект экфрасиса в романе Дж. Хеллера «Вообрази себе картину»»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 205-207.

УДК 882 В.Г. Пожидаева

ЭФФЕКТ ЭКФРАСИСА В РОМАНЕ

ДЖ. ХЕЛЛЕРА «ВООБРАЗИ СЕБЕ КАРТИНУ»

Понятие экфрасис основательно закрепилось в отечественной литературоведческой практике междисциплинарных исследований, наблюдается устойчивый интерес к нему со стороны литературоведов, философов, искусствоведов. При этом очевидна трансформация первоначального значения термина, возникшего еще в эпоху античности

Ключевые слова: экфрасис, Дж. Хеллер, искусствоведение, искусство.

Своеобразным толчком к изучению экфрасиса в отечественной филологии послужил сборник трудов Лозаннского симпозиума «Экфрасис в русской литературе», опубликованный в 2002 г., где во вступительной статье Л. Геллера «Воскрешение понятия, или Слово об Экфрасисе» были представлены различные трактовки данного термина и задан «теоретический контекст для исследований конкретных примеров экфрасиса в литературе» [3].

Исчерпывающий обзор современных теорий экфрасиса представлен в первой главе монографического исследования М. Рубине «Пластическая радость красоты».

Расширенное определение экфрасиса дано Л. Геллером: «воспроизведение одного искусства средствами другого» [6]. Этому определению мы следуем в данной работе, учитывая, что текст романа американского автора Дж. Хеллера «Вообрази себе картину» представляет собой весьма неординарный случай «тотального» экфрасиса. Картина Рембрандта, о которой идет речь в произведении, отнюдь не является фактом отдельного упоминания или описания. Следует сказать, что термин «экфрасис» довольно часто используется в этом узком значении: «словесное описание произведения изобразительного искусства» [2] или «цитирование картины в поэзии или прозе» [7].

Роман Дж. Хеллера являет именно случай «тотального» экфрасиса, который был реализован еще Аленом Роб-Грийе, когда «фигуры визуальные перетекают в фигуры нарративные, фигуры риторические — в фигуры персонажей» [1]. Необходимо отметить, что репрезентация экфрасиса, его функция в романе Дж. Хеллера исследователями совершено не рассматривалась. Поэтому наша задача - исследовать функцию экфрасиса в тексте романа, где присутствуют типичные черты постмодернистской поэтики: ирония, интертекст, сплетение ведущих мотивов, нелинейная развертка текста, сопрягающая разновременные пласты.

Автор романа выводит читателя за границы хронотопа, означенного на картине Рембрандта, подчеркивая в тексте тот факт, что хронотоп трансформирован уже самим художником: «пока Рембрандт погружал его [Аристотеля. - В.П.] в тени и облачал в белый саккос Возрождения и черную средневековую мантию» [4].

Роман Дж. Хеллера репрезентирует картину Рембрандта «Аристотель, размышляющий над бюстом Гомера» в процессе создания. Возникает ситуация встречи с картиной, погружения зрителя/читателя в иное измерение. Как писал Ю. Шатин, произведение живописи, являясь иконическим знаком, «имплицитно содержит в себе способность превращаться в символический знак и вступать посредством межсемиотического перевода в логические отношения со своим антиподом - художественной литературой <...> Картина всей своей фактурой, цветовой гаммой, конфигурацией

© В.Г. Пожидаева, 2012

206

В.Г. Пожидаева

линий создает метафорический ансамбль, репрезентирующий содержание более высокого уровня, независимо от предмета изображения. Экфрасис становится метаязы-ковой рефлексией по поводу метафорического содержания картины, он принципиально не изобразителен, а референциален, поскольку сокращает дистанцию между различными семиотическими сущностями и включает в изображенный мир картины эксплицированную точку зрения созерцающего субъекта» [5].

Таким образом, сама картина Рембрандта «Аристотель, размышляющий над бюстом Гомера» - иконический знак -трансформируется в нарратив, что, собственно, и позволяет говорить о «тотальном» экфрасисе романа американского писателя-постмодерниста, создающего игровое пространство-время. Игра в пространстве текста Хеллера вовсе не предполагает в данном случае легковесности, напротив, читатель чувствует ноту трагизма, впрочем, не переходящего в патетику, поскольку приближение к «мученику светотени» имеет особое значение. Художественный опыт самого Рембрандта - войти в «нечеловеческое» или «сверхчеловеческое» оказался именно таким.

Воссоздание Рембрандтом образа Аристотеля с бюстом Гомера погружает читателя в мир античности, но не в глубокую архаику, не в эпоху Гомера, а сначала в период эллинизма, потом - классики времен Перикла, при этом движение совершается вспять. Ключевой фигурой, размыкающей время-пространство, становится Аристотель, ученик Платона, «ученика» Сократа. Движение в виртуальном пространстве -времени совершается следующим образом: внешняя поверхность оказывается внутренней, прошлое - настоящим или будущим. Как следствие, различие между реальным и условным, истинным и ложным, подлинником и артефактом оказывается взаимообра-тимо, более того, различие между ними вообще теряется: «Есть скромная ирония в том, что созданное им замечательное изображение Аристотеля получило название, под которым мы его теперь знаем, лишь в 1936 году. Только в 1917-м, через год после того, как были открыты архивы Руффо, картину удалось определенно идентифицировать как ту самую, которую дон Антонио заказал Рембрандту в 1652-м, а человека на ней - как самого что ни на есть Аристотеля. Ни один из известных нам документов не подтверждает, что бюст изображает Гомера» [4].

Вся логика бинарных оппозиций разрушается так же, как исчезает различие внутреннего и внешнего, если учитывать принцип парадоксальной смысловой игры в рамках времени - пространства. Если, с одной стороны, мы погружаемся в античную эпоху, то с другой - располагаемся в современности (1936 г.), которая по своему по-

литэкономическому состоянию, обеспеченному нравственным развитием человека, мало отличается от времен, давно минувших, вероятно, в силу неизбывных «вечных проблем»: «Политика и благие намерения несовместимы <...> Политика несовместима и со знаниями» [4]. В романе вообще усилен политэкономический аспект, чему есть философско-культурное обоснование: в романе Хеллера ХХ в. определяет не меньшая, чем у голландцев, современников Рембрандта, и у афинян, современников Сократа - Платона - Аристотеля, неизменная колониальная экспансия. Если рембрандтова картина-путешественница находит пристанище в американском музее современного искусства Метрополитен, то и этому факту находится свое политэкономическое обоснование: «Амстердам, население которого составляло примерно треть населения Афин в век Перикла, являлся главной коммерческой силой европейского континента и нервным центром империи, более обширной, нежели та, о какой могли мечтать самые амбициозные из греческих купцов и милитаристов, если, конечно, не считать Александра» [4].

Контрапунктной точкой пространственно-временного соединения оказывается фигура Аристотеля, воплощенного Рембрандтом на холсте. Аристотель является в то же время «живым» свидетелем (наблюдателем) событий настоящего, т. е. ХХ в. С фигурой наблюдателя (свидетеля событий) связывается тезис об отсутствии объективной истины, удел которой - зависеть от взгляда этого самого наблюдателя. В данной точке (Аристотель - наблюдатель) совершается поворот к другому сущностному аспекту текста: наличию / отсутствию, т. е. симу-лякру, копии без оригинала, следу следа, подобию подобия. Мотив бесконечно множащихся подобий оказывается в тексте Хеллера ведущим, являясь филиацией мотива ожившего портрета: «Аристотель, размышляющий о Рембрандте, размышляющем об Аристотеле, часто воображал, когда лицо Рембрандта приобретало мрачное выражение, схожее по чувству и угрюмому колориту с тем, которое Рембрандт придавал его лицу, что Рембрандт, размышляющий об Аристотеле, размышляющем над бюстом Гомера, размышляет, должно быть, и о скорбях своей жизни с Саскией. Смерть счастливой супруги, с которой ты был счастлив, - не шутка, Аристотель знал это по опыту, не говоря уж о смерти трех детей» [4]. Происходит своеобразное слияние наблюдателя с наблюдаемым объектом: «Переводя взгляд с тусклой мазни, покрывавшей палитру голландца, на вибрирующие тона стоявшей на столе статуи, Аристотель следил за чудом преображения. <...>

Аристотель, размышляя, смотрел мимо Гомера. Гомер, безглазый, таращился на Аристотеля.

Эффект экфрасиса в романе Дж. Хеллера ««Вообрази себе картину»

2G7

Аристотель был поражен до того, что только дивился, почему же Рембрандт не написал до сих пор живого Гомера вместо статуи.

А неплохая мысль, решил Рембрандт.»

[4].

Экфрасис не просто наличествует в тексте Хеллера, но создает определенный эффект, словно бы иллюстрируя открытый сравнительно недавно аспект понимания этого явления, обозначенный Л. Геллером: «такой текст [текст, обладающий метаэсте-тической направленностью в силу присутствия в тексте иных искусств. - В.П.] делает явной свою природу симулякра: “обнажает прием”» [3]:

«Бюст Гомера был имитацией.

То было неподдельное эллинское подражание эллинской же копии со статуи, которую не с кого было лепить, потому что оригинала никогда не было на свете» [4]. Присутствие на картине Рембрандта и, соответственно, в романе бюста Гомера актуализирует так называемый «гомеровский вопрос»: «У нас имеются “Илиада” и “Одиссея”, но не имеется доказательств реального существования сочинителя этого эпоса» [4], что, в свою очередь, множит образы подобий, копий без оригинала или виртуальные объекты. В поле авторской иронии включаются исторические персонажи, реальное существование которых оборачивается виртуальным: «Много лет прошло, прежде чем Руффо уяснил, что изображенный на картине человек - это Аристотель. Того, что человек, на голове которого покоится ладонь Аристотеля, есть не кто иной, как Гомер, он так никогда и не узнал. Ныне мы соглашаемся с тем, что лицо на медальоне, прицепленном к золотой цепи, коей нуждающийся художник украсил философа, скорее всего, принадлежит Александру, хотя, если не особенно привередничать, в нем можно найти и сходство с Афиной, лица которой никто из встречавшихся с нею зарисовать, разумеется, не пытался» [4].

Экфрасис в тексте Хеллера сопрягает разновременные пласты, с одной стороны, а с другой стороны, обнажает симулякр, создавая целую галерею копий без оригинала, затрагивая проблему вневременных социально-политических устремлений, неизменных по существу, не зависящих от эпохи, влияющих определенным образом на развитие искусства. Поэтому-то автор и рисует трагикомическую политическую ситуацию, сопрягая эпоху античности, ХУ11 и ХХ в.: «Огромная сеть голландских факторий и территориальных владений, раскинувшаяся на восток и на запад, объяв земной шар бо-

лее чем наполовину, включала в себя и бескрайние плодородные земли на восточном побережье Нового Света, протянувшиеся от Чесапикского залива на юге до Ньюфаундленда на севере. Это гигантское пространство именовалось Новыми Нидерландами, а на самом его краю располагались те несколько бесценных акров, которые пролегли вдоль западной стороны Пятой авеню - это близ Восемьдесят второй стрит на острове Манхэттен - и с которыми Аристотелю предстояло соединиться неразлучно.

Ибо на этом-то клочке земли со временем и вырос нью-йоркский музей Метрополитен, прискорбного облика здание, где, наконец, обосновалась картина “Аристотель, размышляющий над бюстом Гомера”, пространствовав триста семь лет» [4], не только соединив разновременные пласты, культурные эпохи, континенты, но и в качестве смыслового центра художественного произведения, создав стереометрическую трансформацию пространства и времени текста Хеллера. При этом произведение искусства вновь оказывается более реальным, чем сама реальность. В романе Хеллера реальность словно бы раскрывает свою истинную природу: отнюдь не застывшая, плотная, неизменная данность, а пластичное пространство вариантов с абсолютной свободой выбора для активного наблюдателя, роль которого исполнил Аристотель, размышляющий над бюстом Гомера на картине Рембрандта.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Зенкин С. Новые фигуры // Новое литературное обозрение. 2002. № 57. URL: http://www. magazines.russ.ru/nlo/2002/57.

[2] Криворучко А. Ю. Экфразис как модель искусства в произведениях И.А. Бунина, Б.А. Лавренева, В.А. Каверина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. СПб., 2008. № 33. С. 254-257. URL: http://www.university.tversu.ru/aspirants/abstracts /docsNew/212.

[3] Рубине М. Пластическая радость красоты: экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб. : Академический проект, 2003.

С. 8.

[4] Хеллер Дж. Вообрази себе картину // Иностранная литература. 1998. № 2. С. 5-58.

[5] Шатин Ю. Ожившие картины: экфрасис

и диегезис // Критика и семиотика. Вып. 7. 2004. С. 217-226. URL: http://www.philology.ru/ literature1/shatin-04.htm

[6] Экфрасис в русской литературе : сб. тр. Лозаннского симпозиума. М. : мИк, 2002. С. 18.

[7] Russian Literature, Modernism and the Visual Arts / eds. Catriona Kelly, Stephen Lovell. Cambridge University Press, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.