Научная статья на тему 'Education News in Russia'

Education News in Russia Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Education News in Russia»

КАРУСЕЛЬ: СПРАВКИ И ИНФОРМАЦИЯ

УДК 371 НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Совещание по вопросу модернизации высшего профессионального образования (08.04.2010)

Вступительное слово Председателя Правительства РФ В. В. Путина1

Последние годы в российской высшей школе идут активные процессы модернизации, начало которым было положено приоритетным национальным проектом «Образование». В 2006 г. были созданы Южный и Сибирский федеральные университеты.

Убежден, что идея создания таких вузов себя полностью оправдала, позволила консолидировать ресурсы, наработать позитивный опыт внедрения инновационных технологий, интеграции образования и реального сектора экономики. Поэтому в 2009 г. было принято решение о создании еще пяти федеральных университетов. Это - Арктический университет в Архангельске, Уральский университет в Екатеринбурге, Казанский университет, Северо-Восточный университет в Якутске, а также Дальневосточный университет во Владивостоке.

Сегодня на наше совещание приглашены их вновь назначенные ректоры. Решения об их назначении были мною подписаны на прошлой неделе. Хочу сразу проинформировать, что мною подписано еще одно распоряжение о новой организационно-правовой форме этих университетов в виде автономных учреждений.

Данная форма предусмотрена законом «Об образовании», и она позволяет расширить финансово-хозяйственную, научную самостоятельность этих учебных заведений. Переход на эту форму, как я уже сказал, предусмотрен Федеральным законом и согласован с самими учебными заведениями и с руководством регионов.

Я хочу наших вновь назначенных коллег -руководителей вузов поздравить и пожелать ус-

1 Дается в сокращении.

пехов в предстоящей работе. Сразу же хочу отметить, что это доктора наук, люди, которые имеют большой опыт научной деятельности и большой управленческий опыт. Эти кадровые решения были приняты сознательно.

Речь идет о назначении следующих наших коллег: мэр Елабуги и создатель особой экономической зоны «Елабуга» Г афуров Ильшат Рафкатович; бывший премьер Свердловской области, ректор Уральского федерального университета Кокшаров Виктор Анатольевич; вице-губернатор Архангельской области и ректор Арктического федерального университета Кудряшова Елена Владимировна и вице-президент Республики Саха (Якутия), сегодня уже ректор СевероВосточного федерального университета - Михайлова Евгения Исаевна.

Возглавляемые вами вузы должны задать самую высокую планку, служить примером позитивных изменений в отечественном образовании и науке. Я прошу всех вновь назначенных руководителей в месячный срок подготовить и внести в Правительство предложение о планах развития ваших университетов.

Хочу отметить, что под эти планы развития Правительство РФ готово уже в этом году выделить каждому университету не менее 400 млн. рублей, а в последующем будет эту сумму повторять ежегодно в течение трех лет с тем, чтобы обеспечить перспективное и ускоренное развитие этих вузов.

Уважаемые коллеги, наше совещание проходит в Новосибирском государственном университете. В прошлом году он выиграл конкурс и получил статус «национального исследовательского университета». В 2010-2013 гг. на программу его развития будет дополнительно направлено 1 млрд. 800 млн. рублей. Я хочу подчеркнуть,

это именно дополнительное финансирование к текущему финансированию, которое не уменьшается, а даже увеличивается.

Эти средства должны направляться на улучшение научной лабораторной базы, на приобретение научного оборудования, на привлечение ведущих специалистов и преподавателей.

Вместе с тем, как я уже сказал, текущее финансирование не сокращается, а даже увеличивается. Поэтому я считаю и настаиваю на том, чтобы вопросы текущего характера решались должным образом. <.. .>

Если вернуться к присвоению Новосибирскому университету статуса «национального исследовательского университета», то, конечно, это, с одной стороны, признание заслуг вуза как крупнейшего научного и образовательного центра Сибири. Но в то же время это должно вести и к повышению требований. И эти требования вообще ко всем исследовательским университетам, конечно, будут высокими. В первую очередь, с точки зрения серьезного повышения отдачи от вкладываемых в них средств. Министерство образования будет жестко отслеживать выполнение целевых индикаторов, установленных для таких вузов. Речь идет о росте объемов и повышении качества научных работ, получении патентов на изобретения, создании малых внедренческих предприятий.

Подчеркну: государство намерено поддержать в первую очередь тех, кто готов действовать инициативно, доказывать свою самостоятельность и конкурентоспособность.

В этой связи хотел бы проинформировать вас о ряде новых решений Правительства РФ в сфере поддержки высшей школы.

Во-первых, учреждаются специальные гранты в размере до 150 млн. рублей каждый. Они предназначены для финансирования научных исследований, проводимых в наших вузах.

Это позволит привлечь к работе в российских университетах авторитетных специалистов и тех, кто работает сейчас в нашей стране, и тех, кто работает за рубежом. Национальность в данном случае не имеет значения. Но, конечно, прежде всего речь идет о наших соотечественниках, которые сегодня преподают за границей.

Что бы я хотел в этой связи подчеркнуть -что это за гранты и как они будут распределяться. Это гранты не учреждениям, гранты не высшим учебным заведениям. Это гранты конкрет-

ным исследователям, ученым. Ученым, которые представят наиболее перспективные и интересные, с точки зрения развития российской науки и экономики, проекты. Эти проекты будут отбираться Советом из числа ведущих российских ученых. Только что мною подписано соответствующее распоряжение Правительства РФ об учреждении этого Совета.

Конечно, эти гранты <...> будут даваться на реализацию, как я уже сказал, перспективных и защищенных в Совете проектов. На создание лабораторной базы, на создание коллектива ученых. Общий объем этой программы -12 млрд. рублей.

Во-вторых, 8 млрд. рублей выделяется на развитие инновационной инфраструктуры вузов. Речь идет о создании новых инжиниринговых структур, центров коллективного доступа к научному оборудованию, бизнес-инкубаторов, программах подготовки управленческих кадров для малого венчурного бизнеса. Всего, как я сказал, на эти цели предусмотрено 8 млрд. рублей на три года. В этом году - 3 млрд. рублей.

В-третьих. Нам важно сориентировать научную деятельность российских университетов на разработку технологий, востребованных реальным сектором экономики, стимулировать кооперацию бизнеса и высшей школы. Поэтому мы готовы субсидировать НИОКРы, которые вузы ведут по заказу наших предприятий. По сути, государство возьмет на себя до 50% расходов бизнеса на создание нового интеллектуального продукта и внедрение его в производство.

Как должен работать такой предлагаемый механизм ? Правительство будет выделять необходимые ресурсы отечественным предприятиям, которые обязуются сформировать инновационный заказ для вуза, передадут через себя средства государственной субсидии в вуз и отфинан-сируют свои 50%. Не менее чем 50% на этот заказ. И разумеется, обеспечат внедрение результатов исследований в экономику РФ. Объем этих субсидий составит 19 млрд. рублей. Таким образом, общая стоимость предложенного нового пакета мер составит не менее 38 млрд. рублей в период до 2012 г.

Я хочу обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, что мы делаем это в условиях кризиса. Кризис еще не закончился. Мы только постепенно из него выходим. В прежние времена, даже в самые лучшие времена, мы таких дополнительных

трат в сфере образования себе не позволяли. Мы это делаем сознательно, имея в виду и необходимость инновационного развития нашей экономики, поддержания науки, образования, высшей школы вообще. И полагаем, что именно сегодня, может быть, такие вложения будут наиболее эффективны с учетом того, что недостаток средств ощущается по разным направлениям деятельности.

Средства очень востребованы, и мы исходим из того, что они наиболее эффективно будут расходоваться. В значительной степени это зависит от образовательного сообщества, от научного сообщества. Разумеется, наряду с выделением средств на инновации следует планомерно развивать и материальную базу высшей школы. Потому что стать конкурентоспособным невозможно без современных учебных корпусов, лабораторий, библиотек, комфортных жилых городков для студентов и преподавателей.

За последние четыре года в капитальный ремонт и строительство новых объектов мы вложили почти 60 млрд. рублей, еще на 20 млрд. рублей было закуплено научное оборудование.

Кстати говоря, мы сейчас в НГУ посмотрели -здесь эти средства потрачены с умом, эффективно. И все работает. Это хороший результат, и я хочу за это руководство Новосибирского университета поблагодарить.

В целом в результате сдано в эксплуатацию 70 новых учебно-лабораторных корпусов, 32 общежития, 11 объектов социальной инфраструктуры.

На 2010 г. намечено завершение работ еще на

27 образовательных объектах, включая 4 общежития. И сейчас в режиме видеоконференции мы посмотрим, как идет реализация этих планов. <...>

Заключительное слово В. В. Путина

Как вы видели, Правительство РФ предложило (и я сегодня озвучил) целый пакет новых решений, связанных с достаточно большим финансированием высшей школы. Причем некоторые подходы являются для нашей страны совсем новыми. Я имею в виду, например, гранты до 150 млн. рублей под конкретные научные проекты, конкретные научные исследования, которые будут выдаваться, как я уже говорил, не учреждениям, а конкретным исследователям для организации работ в рамках предложенной программы. По многим другим направлениям мы усиливаем финансирование.

Я очень рассчитываю на то, что те усилия, которые предпринимаются на федеральном уровне, будут очень живо восприниматься. Финансирование, которое мы выделяем, будет эффективно работать на цели, которые мы с вами сформулировали.

А конечной целью является и развитие науки, высшей школы, и в конечном итоге - влияние на диверсификацию нашей экономики в сторону ее инновационного развития при самом активном участии высших учебных заведений, в том числе и вновь создаваемых федеральных вузов и федеральных исследовательских вузов.

Хочу пожелать вам успехов. Большое спасибо.

(premier.gov.ru)

О привлечении ведущих ученых в российские вузы

Публикуем текст постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».

В целях усиления государственной поддержки развития науки и инноваций в высшей школе и повышения качества высшего образования Правительство РФ постановляет:

1. Учредить гранты Правительства РФ, выделяемые на конкурсной основе для государ-

ственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее -гранты Правительства РФ).

2. Установить, что гранты Правительства РФ выделяются в размере до 150 млн. рублей каждый на проведение научных исследований в 2010-2012 гг. с возможным продлением проведения научных исследований на срок от 1-го до 2-х лет.

3. Министерству финансов РФ обеспечить направление в 2010-2012 гг. ассигнований федерального бюджета на выплату грантов Правительства РФ в размере 12 млрд. рублей, в т. ч.:

в 2010 г. - 3 млрд. рублей; в 2011 г. - 5 млрд. рублей; в 2012 г. - 4 млрд. рублей.

При этом ассигнования федерального бюджета на организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсов на получение грантов Правительства РФ и аналитическое обеспечение проведения научных исследований должны составлять 240 млн. рублей, в т. ч.: в 2010 г. - 120 млн. рублей; в 2011 г. - 60 млн. рублей; в 2012 г. - 60 млн. рублей.

4. Образовать Совет по грантам Правительства РФ для государственной поддержки науч-

ных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

5. Утвердить прилагаемые:

Положение о Совете по грантам Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования; Положение о выделении грантов Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин

(government.ru)

В Госдуме обсудили проблемы российской науки и инновации

Круглый стол, инициатором которого стала фракция «Справедливая Россия», под названием «Необходимые и достаточные условия для успешной научной и инновационной деятельности. Кто готов проводить исследования и развивать инновационный бизнес» прошел 26 апреля 2010 г. в Госдуме.

В дискуссии приняли участие молодые и уже состоявшиеся ученые и сотрудники инновационных компаний, работающие как в России, так и за рубежом.

«Делить науку на прикладную и фундаментальную - не совсем правильно, - считает сотрудник Института астрономии РАН С. Полторак. -Деньги окупаются через 10-15 лет и более. Российские ученые очень ценятся за границей, но государство это никак не использует. А «выхлоп» может быть и через 50 лет, ведь сегодня на Западе внедряются еще советские разработки».

Несмотря на то что внедрению инноваций уделяется внимание со стороны руководства го-

сударства, результаты пока не слишком заметны. По мнению профессора В. Попова, «принятый по инициативе президента Федеральный закон № 217-ФЗ2 как идея замечательный, но практически не имеет наполнения», поскольку не дает никаких преимуществ и льгот. «Проще создать обычное ООО и работать по «упрощенке», - отметил он. - Получается, рамочный закон есть, но ничего в сфере инновационной деятельности не изменилось. ООО, которые уже есть, переходить на схему данного ФЗ не собираются».

Доктор физико-математических наук, ведущий профессор МГУ им. М. В. Ломоносова А. Лоскутов рассказал о трудностях при патентовании научных открытий. «Дошло до того, что нам говорят: “Езжайте за границу, там вы все хорошо сделаете”», - пояснил ученый.

На сложность приобретения научного оборудования обратил внимание профессор Новосибирского института физики полупроводников СО РАН А. Погосов: «Сегодня существует несколь-

2 Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г.№ 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

ко каналов, в каждом из которых свои невнятные условия <...> Механизм закупок через систему конкурсов и котировок - это вообще издевательство».

Участники круглого стола были единодушны в необходимости создания нормальных условий для работы ученых в России и привлечения в страну лучших зарубежных исследователей. Так, по мнению профессора университета Массачусетса Е. Рогаева, руководящего лабораториями в США и России, для иностранцев важна не только материальная сторона: «Когда я спрашивал

американских ученых: “А вы поехали бы в Россию?” - ответ был такой: “Да, если там я смогу сделать то, что не смогу сделать в США”».

«Надо не возвращать их, а сделать так, чтобы поток приехавших к нам хороших ученых был больше, чем уехавших, - считает доктор физико-математических наук, профессор М. Цфасман. - Нужно создавать условия мобильности, гибкие ставки, чтобы люди могли работать там и тут, набирать аспирантов со всего мира, создать возможность защиты диссертаций на английском языке».

(strf.ru)

К чему приведет реформа бюджетных заведений?

23 апреля 2010 г. Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», внесенный правительством России. Постигнет ли его судьба некоторых других правовых актов, применение которых выявило существенные изъяны?

Эксперты предупреждают

За нейтрально-скучным названием законопроекта скрываются серьезные проблемы, с которыми могут столкнуться бюджетные учреждения образования, науки, культуры после его вступления в силу. «По мнению большинства независимых экспертов, последствия принятия закона будут сравнимы с ваучерной приватизацией и так называемой монетизацией», - утверждает заместитель председателя комитета по образованию Госдумы О. Смолин. По его словам, произойдет резкое сокращение «остатков бесплатного образования, медицины, культуры, физической культуры» и замена их платными услугами. Коррупция, по мнению депутата, лишь возрастет, «ибо именно чиновник будет определять, кому с барского плеча давать государственное задание».

В правительстве таких опасений не разделяют. Во всяком случае В. В. Путин во время своего отчета в Госдуме сослался на мнение других экспертов, полагающих, что «платные услуги не вырастут, а база для коррупции сократится», по-

скольку предприятия и учреждения «получат больше прав» и «будут распоряжаться своими ресурсами самостоятельно, на глазах у всего трудового коллектива».

Суть нововведений

У авторов законопроекта цель, естественно, благая - улучшить обслуживание населения, повысить качество услуг в образовании и в других социально значимых сферах. В существующем правовом статусе, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, «у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности, что вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов».

Чтобы такие стимулы появились, законопроект предусматривает изменение правового положения бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов. В частности, изменятся механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав - они будут переведены со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания. Им предоставляется право заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение. А их права по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного (перечень устанавливает орган публичной вла-

сти - учредитель соответствующего учреждения), расширяются. Соответственно устраняется субсидиарная ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав.

Кроме того, будет создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение. Его статус, по сути, совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет. В законопроекте предусмотрено, что процедура перевода учреждений в казенные должна обеспечивать минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.

Предусмотрен переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным функционировать в прежнем правовом режиме.

В этот период будут действовать ранее принятые нормативные акты; лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет.

Вокруг чего разгорелись споры

По словам первого заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам В. Шубы,

законом восстановлена возможность совместного учредительства негосударственных образовательных учреждений, сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений, принята норма, согласно которой автономные учреждения, как и бюджетные, не вправе отказаться от исполнения государственного или муниципального задания.

При обсуждении закона член думского Комитета по бюджету и налогам О. Дмитриева предложила не принимать правительственную поправку, которая предоставляет бюджетным учреждениям право оказывать платные услуги не только сверх государственного планового задания, но и в его пределах. Однако Госдума проголосовала за эти поправки.

Сохранить субсидиарную ответственность государства для всех бюджетных учреждений призвал депутатов заместитель председателя Комитета по образованию В. Шудегов. По его мнению, «государство или муниципалитеты, задерживая финансирование по тем или иным госзаказам, могут подвести эти учреждения под банкротство». В этом, уверен депутат, «кроется самая большая опасность данного законопроекта». Но его предложение поддержано не было.

Итак, 23 апреля 2010 г. парламентское большинство Госдумы приняло указанный законопроект в третьем чтении. Его поддержал Совет Федерации, наверное, подпишет и президент. А дальше...

(strf.ru)

Информационное сообщение Минобрнауки России (28.04.2010)

23 апреля 2010 г. Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении и 28 апреля 2010 г. Совет Федерации одобрил законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

В связи с появлением в ряде средств массовой информации спекуляций относительно данного законопроекта Министерство образования и науки Российской Федерации сообщает: «Суть законопроекта применительно к системе общего образова-

ния - предоставление большей самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. При этом законопроект не затрагивает вопросы реализации образовательных программ и контроля качества образования».

Не вступая в полемику с авторами не соответствующих действительности утверждений о переходе к платному школьному образованию, министерство считает необходимым опираться на ряд очевидных фактов.

1. Министерство образования и науки РФ выступает и всегда выступало с позиции обеспе-

чения каждого ребенка качественным бесплатным образованием в школе. Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование.

2. Положения законопроекта фактически были апробированы ранее в рамках комплексных проектов модернизации образования, реализованных в 2007-2009 гг. в 31 субъекте Российской Федерации (в них обучается 5 млн. из 13 млн. школьников, т. е. более 20 тыс. школ (40% от общего числа) уже начали работать по новым финансово-управленческим принципам).

3. Как показал опыт нацпроекта «Образование», усовершенствование механизмов финансирования и управления в школьном образовании привело к улучшению качества образования за счет:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличения количества школьников, обучающихся в современных условиях (доля школьников, которым доступны все основные виды современных условий - по оснащенности, оборудованию, благоустройству, квалифицированным кадрам - возросла в рамках комплексных проектов с 30 до 70 %)\

- информационной открытости школ (в 99 % школ созданы и функционируют школьные советы; 98 % школ представляют общественности ежегодный публичный отчет);

- существенного роста доходов учителей (за три года зарплата лучших учителей выросла в 2,5 раза и превысила среднюю по экономике региона).

4. В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литературу (литературное чтение), математику, физику, химию, биологию, историю, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технологию (труд), физическую культуру, географию, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литературу, информатику и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.

5. В 2010 г. расходы бюджетов всех уровней на образование в 3 раза превысят уровень 2004 г. и составят 1,7 трлн. рублей. Это составляет 4,4% ВВП и превышает расходы по всем другим направлениям.

Таким образом, образование было и остается важнейшим приоритетом государственной политики, а право граждан на бесплатное образование гарантировано Конституцией России и обеспечено финансированием из бюджетов всех уровней.

Выдача образовательных кредитов по новой программе Минобрнауки

Выдача образовательных кредитов по новой экспериментальной программе Минобрнауки начнется с конца апреля 2010 г., сообщил заместитель главы Минобрнауки РФ В. Миклушевс-кий. По его словам, участниками эксперимента станут 56 вузов, в том числе три негосударственных высших учебных заведения.

«Вузы-участники покрывают всю территорию страны от Калининграда до Дальнего Востока», -сказал В. Миклушевский. В конце апреля в рамках новой программы начнут выдавать кредиты только два банка - Сбербанк России и АКБ

«Союз», который с 2004 по 2008 г. вел программу образовательных кредитов «Кредо» (однако выдача кредитов была приостановлена из-за кризиса с сентября 2008 г.). В Минобрнауки отмечают, что этот список открыт и в любой момент к программе могут присоединиться другие банки.

Основные принципы новой программы образовательных кредитов прописаны в Постановлении Правительства РФ от 28 августа 2009 г., которым был продлен срок эксперимента по господдержке такого кредитования до 2013 г. (первоначально до 2010 г.) и изменены его условия. Основным нововведением для новой модели выдачи образовательных кредитов является беспрецедентно низкая ставка - на уровне одной четвертой ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3%, что на сегодняшний день соответствует чуть более 5% годовых (ранее максимальная ставка равнялась 10%). Три четверти ставки рефинансирования банку за студента компенсирует государство. Кроме того, предусматривается специальная государственная субсидия в размере до 20% от суммы выданных кредитов, которая позволит покрыть возможные потери банков, если

кредит не будет возвращен (ранее до 10% от кредитной суммы).

Согласно условиям программы срок, в течение которого возвращается образовательный кредит после завершения обучения в вузе, составляет десять лет. Льготный период пользования образовательным кредитом - срок обучения заемщика в вузе плюс еще три месяца (в течение этого срока заемщик не выплачивает банку основной долг по кредиту и часть процентов за первый и второй годы пользования кредитом). Залог и поручители при получении образовательного кредита не требуются.

Правом подать заявку на образовательный кредит обладают абитуриенты с высокой успеваемостью. Условия программы предусматривают отзыв кредита за низкую успеваемость при учебе в вузе - за одну оценку «удовлетворительно» за семестр.

В настоящее время в России система образовательных кредитов не развита. По данным Ассоциации российских банков, их объем составляет примерно 1-1,5% от общего кредитного портфеля российской банковской системы. Наиболее известная в РФ программа целевого кредитования студентов - это эксперимент по выдаче образовательных кредитов под названием «Кредо», который действовал с 2004 по 2008 г. С 2008 г. программа стала участником эксперимента по государственной поддержке образовательного кредитования. По данным Минобрнауки, в ходе эксперимента «Кредо» на участие в программе подали заявки 111 российских вузов, при этом реально участником проекта стал только 21 вуз. По программе «Кредо» при господдержке было выдано около 900 образовательных кредитов. В связи с кризисом выдача кредитов в рамках эксперимента была приостановлена с сентября 2008 г.

(mon.gov.ru)

Online диссертация

Теперь защиты кандидатских и докторских диссертаций будут транслироваться в Интернете.

С мая 2010 г. Санкт-Петербургский госуни-верситет будет показывать защиты диссертаций в режиме online. Каждый сможет зайти на сайт вуза (spbu.ru) и оценить, заслуженно ли соискатель получил научную степень.

Первыми в Интернете появятся юристы, менеджеры, филологи и географы. Соискатели по другим специальностям будут защищаться по старинке - за закрытыми дверями. Это связано с тем, что просто отсутствует необходимое оборудование, т. е. web-камера есть только на перечисленных четырех факультетах.

«Зрители пока не смогут задавать вопросы защищающимся в режиме реального времени. Но в будущем мы хотим реализовать такую возможность», - поясняет О. Москалева, начальник управления научных исследований СПбГУ М. Кирпичников, председатель Высшей аттестационной комиссии РФ, приводит следующую статистику: в Германии ежегодно защищаются 24-25 тысяч соискателей. В России эта цифра превышает 3 5 тысяч. По данным Thomson Scientific, Германия занимает 4-е место в мире по уровню научного веса. Россия держится на 11-м месте и ежегодно сползает вниз списка. Выходит, что ученых у нас больше, а науки меньше.

(Slon.ru)

Первые «Сабуровские чтения»

По инициативе Министерства образования и науки РФ, Федерального института развития образования, Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики, фонда «Институт экономики города» в память о Евгении Федоровиче Сабурове - выдающемся уче-

ном, поэте, драматурге, публицисте, политике, математике, экономисте, педагоге - состоялись первые «Сабуровские чтения».

«Сабуровские чтения» как отметил в присутствии участникам конференции Министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко, создают

возможности «для открытого диалога научной и педагогической общественности по актуальным вопросам развития образования».

Открывая пленарное заседание, директор ФИРО академик РАО А. Г. Асмолов отметил, что Е. Ф. Сабуров был человеком энциклопедического мышления, о чем свидетельствуют многие его работы. Его отличали любовь к свободе, любовь к развитию, которую он неразрывно связывал с образованием.

Директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И. М. Реморенко убедительно показал значимость научного наследия Е. Ф. Сабурова для развития отечественного образования.

Директор Института социологии образования РАО В. С. Собкин говорил о том, что Е. Ф. Сабуров на всех дискуссиях и обсуждениях выступал как самостоятельно мыслящий

человек. Еще в конце 1980-х годов он поднял тему «Экономика и образование», поставив впервые вопрос об «образовательных ваучерах». Процитировав слова Е. Ф. Сабурова: «Не связывайтесь с государством, а придумайте такую ситуацию, когда налогоплательщик сможет увести своего ребенка, и деньги пойдут туда, куда он его увел», - В. С. Собкин отметил, что эта идея в дальнейшем позволила развернуть негосударственный сектор образования. Говоря об «образовательной корзине», Е. Ф. Сабуров определил также и то, что в нее «должно быть положено».

Подводя итоги пленарного заседания, А. Г. Асмолов сказал о том, что Е. Ф. Сабуров входил в плеяду тех исследователей, которые выступали как возмутители спокойствия. Он был твердо убежден в том, что образование - есть уникальное движение к свободному обществу.

EDUCATION NEWS IN RUSSIA

УДК 371 Симонов А.

РЕПЕТИТОРАМ ЛИЦЕНЗИЯ НЕ НУЖНА

С 1 июля вступает в силу Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277.

Не надо лицензировать индивидуальную педагогическую деятельность, а также разовые лекции, стажировки, семинары и другие виды обучения, если после них не проводится итоговая аттестация и не выдается документ об образовании или квалификации, Кроме того, прописанные правила не касаются учреждений, программы которых содержат государственную тайну. Все остальные учебные заведения должны руководствоваться утвержденным положением.

Важное условие для получения лицензии -наличие в собственности или аренде оснащенных зданий, включая оборудованные кабинеты, помещения для медицинских работников, столовые или буфеты. Соискателю лицензии надо иметь необходимую учебно-методическую документацию, учебную литературу, библио-

течные ресурсы. А численность и подготовка преподавателей должны соответствовать требованиям законодательства. В лицензирующий орган придется представить копии документов, которые подтверждают соблюдение всех перечисленных условий.

Если документы оформлены неправильно, в течение пяти дней с момента поступления бумаг в учебное заведение отправят уведомление, где расскажут, что именно не так. За два месяца заявитель должен исправить ошибки. Не успел -документы возвращаются назад.

Если все в порядке, то в течение 20 дней с даты регистрации документов создается экспертная комиссия, которая выезжает непосредственно в учебное заведение. В течение месяца она должна дать ответ: соответствует заявленное тому, что увидели эксперты, или нет. Если ответ положительный, пошлины уплачены, затраты на экспертизу возмещены, лицензия выдается. Причем не позднее чем через 60 дней с даты регистрации документов.

Simonov А.

TUTORS DO NOT NEED A LICENSE

170

© Симонов А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.