♦---------------------------------------------------
В последнее время наиболее популярными мерами воздействия государства на жилищных рынках становятся механизмы обеспечения субъектов экономических отношений финансовыми ресурсами. Подобные меры, в отличие от финансового регулирования, предоставляют значительную свободу субъектам отраслевых эконо -мических отношений. Финансовое воздействие государ-ства на конкретную отрасль проявляется в виде финансового потока, является сферой бюджетных отношений и принимает форму финансового обеспечения, методы и инструменты которого в совокупности с финансовым регулированием и составляют механизм государствен -ной финансовой поддержки [3, с. 48 - 49].
К методам финансового обеспечения в механизме государственной поддержки строительства жилья, на наш взгляд, относятся бюджетное финансирование, кредитование и инвестирование. Бюджетное финанси -рование предполагает полное или частичное покрытие издержек субъекта и всегда носит целевой характер. Кредитование предусматривает выделение фи -нансовых ресурсов на основе возвратности и платности, причем государственное кредитование может осуществляться на бесплатной основе. Инвестирование пред-ставляет собой вложение финансовых ресурсов в создание объектов недвижимости или приобретение имущественных прав [2, с. 109].
Основными формами взаимодействия государства и частного бизнеса при осуществлении инвестиционной деятельности в сфере жилищного строительства на сегодняшний день становятся аренда (лизинг), концесси -онные соглашения и приватизация. Государственно -частное партнерство определяется как форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечение финансирования, сооружение, реконструкция, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставление услуги [5, с. 133].
Опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в России и ряде европейских стран
показывает, что необходимость их использования в первую очередь обусловлена приватизацией и либерализацией в государственном секторе. Позитивные результаты проектов связаны с более низкими затратами на инвестиции. Тем не менее многие государственные учреждения все еще опасаются привлекать частных партнеров. Использование положительного опыта ГЧП приведет к росту инвестиций в развитие общественной инфраструктуры в целом и жилищного строительства в частности. При этом модель ГЧП не замещает, а дополняет такой источник финансирования жилищного строительства, как государственные и нвестиции.
При многообразии форм участия бизнеса в реализации жилищной политики главная роль должна принадлежать все-таки органам власти. Организация стабильной работы объектов жизнеобеспечения - это обязанность органов власти независимо от того, в чьей собственности находятся объекты и на каких условиях обслуживаются. Поэтому контроль органов власти за жизненно важными, а следовательно, стратегическими объектами строительства не должен быть потерян. Только так удастся обеспечить баланс интересов всех сторон - потребителей, хозяйствующих субъектов и власти.
1. Гришина Н.П. Источники финансирования комплексных инвестиционных строительных проектов // Вестник СГСЭУ 2009. № 5 (29).
2. Ефимова С.Б. Основы бюджетно-расходной политики государства. Саратов, 20 0 6.
3. Каменева Е.А. Механизм государственной финансовой поддержки жилищно-коммунального хозяйства: методы и инструменты // Финансы и кредит. 2008. № 37 (325).
4. Лепилин Д.А. Система финансового обеспечения жи-лищного строительства в современных условиях // Российское предпринимательство. 2009. № 6.
5. Тачалова Е.В. Методология финансового обеспечения функционирования общественной инфраструктуры // Вестник СГСЭУ 2009. № 5 (29).
удк 336.1 В.Н. Саранцев
ЕДИНЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ СЧЕТ (ЕКС): МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Основываясь на принципе единства денежных средств и казны, ЕКС является банковским счетом или комплексом связанных счетов, через который правительство осуществляет операции по поступлению средств и осуществлению платежей. В Российской Федерации продолжаются реформы, повышающие эффективность его функционирования. В статье проанализирован теоретический и методологический опыт функционирования ЕКС в таких странах, как США, Франция, Новая Зеландия и др. Выделяются основные принципы организации, сферы деятельности, а также формы функционирования в зависимости от экономического и политического строя государства. Построение эффективной системы ЕКС позволяет казначейским органам отделить управление денежными средствами от их контроля на уровне транзакций.
Основными итогами исследования являются предложения по внедрению в систему управления платежами на ЕКС банковских технологий, используемых в экономически развитых государствах. К подобным технологиям в первую очередь следует отнести механизм, получивший в мировой практике название «Cash concentration». Это позволит усовершенствовать систему электронных платежей в связке «центральный банк - казначейские органы», а также расширит сферу информационного взаимодействия казначейских органов с их клиентами - распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Ключевые слова: казначейство, счет, опыт, принципы, финансы.
V.N. Sarantsev
INTERNATIONAL EXPERIENCE OF THE TREASURY SINGLE ACCOUNT (TSA)
The paper states that TSA which is based on the principle of unity of funds and treasury is a bank account or set of linked accounts through which the government controls on receipt of payments and making payments. In the Russian Federation reforms that increase its efficiency are still in progress. The author analyses the theoretical and methodological experience of the TSA in countries such as the USA, France, New Zealand and others. The main principles of organization, scope and form of operation depending on the economic and political system of the state are shown. The author proves that building an effective system of TSA allows treasury authorities to separate treasury cash management from their control at transaction level.
The main results and findings of the study are suggestions on introduction of TSA banking technologies in the system of payments control that are used in developed countries. Such technologies include a mechanism which is called «Cash concentration». It will improve the payment system in «the central bank - treasury authorities» as well as broaden the scope of information exchange between the treasury and its clients - managers and beneficiaries of the federal budget.
Key words: treasury, account, experience, principles, finance.
Единый казначейский счет государства представляет собой единую структуру правительственных банковских счетов, дающую полное представление о государственных денежных ресурсах. ЕКС является бан -ковским счетом или комплексом связанных счетов, через который правительство осуществляет операции по поступлению средств и осуществлению платежей.
Основной целью организации Единого казначейско -го счета является консолидация всех государственных средств на едином страновом ресурсе. В различных странах этот ресурс может включать средства как го су -дарственных учреждений и органов власти всех уров -ней, так и компаний с государственным участием и раз -личных фондов. Такая консолидация позволяет оперативно, рационально и эффективно ими управлять. Главное преимущество данного подхода заключается в обеспечении государством и за его счет непрерывности исполнения принятых обязательств независимо от напол -няемости бюджета. К другим преимуществам Единого казначейского счета следует отнести:
- эффективное управление средствами федерального бюджета;
- сокращение срока их прохождения до получателя бюджетных средств;
- обеспечение сохранности и целенаправленного учета поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы;
- возможность получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета.
В России функционирование ЕКС основывается на двух основных методологических принципах:
1) принцип «единства кассы», предусматривающий зачисление всех доходов и источников финансирования дефицита бюджета на ЕКС, а также осуществление с него всех расходов федерального бюджета с отражением движения бюджетных средств в едином бухгал -терском реги стр е;
2) принцип «общего покрытия», означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита [2, с. 12].
В экономически развитых странах запада эти принципы дополняются принципом «всеобщего контроля», который означает, что все государственные средства независимо от того, подлежат соответствующие денежные потоки бюджетному контролю или нет (например, в случае с резервными и другими внебюджетными фондами, целевыми средствами и т.п.), должны быть взяты под контроль ЕКС.
Функции, сфера влияния и возложенные на ЕКС задами во многом зависят от страны функционирования, ее политического строя, государственного устройства, уровня развития экономики (таблица).
В мировой практике существует несколько вариантов структуры ЕКС в соответствии с его целями. На наш взгляд, следует выделить две основные модели - централизованная и децентрализованная системы счетов.
1. Чисто централизованная система.
Все доходные и расходные операции правительства проходят через Единый казначейский счет, поддерживаемый центральным банком (рис. 1). Центральный блок системы обрабатывает и записывает все притоки и оттоки, а также остатки денежных средств на соответствующем счете главной книги. Хотя в этой модели платежные и расчетные функции централизованы, бюджетные учреждения рассматриваются как отдельные единицы учета в соответствии с основами, заложенными в главной книге казначейства
2. Децентрализованная модель.
При этой системе ЕКС является более оперативным и даже отраслевые учреждения, вплоть до самого нижнего иерархического уровня, имеют право заводить отдельные операционные счета. Однако на конец дня все остатки на операционных счетах должны быть отражены на основном счете ЕКС (рис. 2). Примером децентрализованной модели может послужить сочетание субсчета ЕКС для отраслевых министерств и счета с нулевым балансом для отдельных бюджетных учреждений в рамках каждого министерства. В соответствии с этим вариантом министерства/ведомства поддерживают субсчета ЕКС в центральном банке.
В каждой стране в зависимости от стадии развития и качества общественных институтов, системы финан-
Основные параметры функционирования ЕКС в зарубежных странах
Страна Основы функционирования Сфера действия ЕКС Уровень централизации Наличие интегрированной информационной системы управления финансами
Ф ран ция Наиболее развитая система ЕКС. Управление ЕКС осуществляется Агентством Французского Казначейства (Agence France Tre-sor - AFT), которое разрабатывает и реализует систему прогнозирования возможных денежных потоков. С целью поддержания стабильного баланса ЕКС AFT инвестирует излишки фондов на денежных рынках. Сальдо отражается на ЕКС в режиме реального времени Г осударствен-ные прави -тельства и квазигосудар-ственные орга -ны Полная централизация с региональными субсчетами на ЕКС Функцио нирует
Новая Зеландия Функционирует Королевский Расчетный Счет (Crown Settlement Account - CSA), ра-ботаеттак жеэффективно, как и ЕКС. Государственные финансовые потоки об -служивает как CSA, так и коммерческие банки Национальн ое правитель ство Полная централизация Функцио нирует
США Роль министерства финансов выполняет Казначейство, имеющее широчайший спектр функций. Консолидированный фонд денежных средств сводится в единый счет (Treasury's General Account - TGA). Через него проходят все налоговые поступления, другие доходы государства, а также осуществляются расходы. Однако государственные и местные органы власти имеют полную са-мостоятельность в управлении собственными средствами и могут использовать другие кредитные организации для операций Федеральное правитель ство Децентрализованн ая система, где ФРБ выступает в качестве ос -новного правительственного банка для госу -дарственных учрежде -ний, на который возло-жена ответственность за управлением бухгалтерским учетом и ис-пользованием средств Функцио нирует
Швеция Функционирует Центральный Счет Государства (состоящий из счета SCR и счета DO). Денежные средства могут быть зачтены в зависимости от избытка или дефицита средств Национальн ое правитель ство Децентрализованная система. Учреждения цент рал ьного прави -тельства подписывают соглашения с банками и платят за используе-мые ими банковские услуги Функцио нирует
Б раз илия Управление ЕКС возложено на Секретариат Государственного Казначейства (STN). ЕКС охватывает только федеральные учреждения. Региональные органы имеют свои собственные счета Национальн ое правитель ство Полная централизация Функцио нирует
Россия Управлением ЕКС занимается Федеральное казначейство РФ. ЕКС расположен в Центральном банке (ЦБ РФ). Функционируют специальные счета, обслуживаемые УФК по сбору налогов, пошлин и т.д. («оперативный счет» находится в ведении УФК для расхо-дования средств федерального бюджета), а также отдельные счета для учета расходов. Все доходы и расходы федерального бюджета проходят через ЕКС Правительство Полностью централи -зованная система с региональными казна -чейс кими отде ле н иями Функцио нирует
сового управления, ее технологического развития, инфраструктуры связи, а также степени зрелости банковской системы применяются разные модели ЕКС. Поэтому на практике в мировом сообществе чаще используется система, включающая основные черты обеих представленных структур.
В некоторых странах ЕКС состоит из одного банковского счета (иногда со вспомогательным бухгалтерским регистром) в централ ь-ном банке, который находится под управлением либо централизованной власти (например, казначей-
Рис.2. Децентрализованные платежи через счета с нулевыми балансами
ства или его региональных подразделений), либо бюд -жетными учреждениями. В последнем случае все операции каждого бюджетного учреждения отслеживаются, учитываются и управляются с помощью хорошо раз -витой системы главной бухгалтерской книги.
С другой стороны, есть страны (например, Швеция и Германия), которые имеют несколько связанных банковских счетов вне основного счета ЕКС - балансы этих счетов автоматически приводятся в конце дня. Отдельные отраслевые учреждения (включая децентрализо -ванные) могут иметь отдельные операционные счета и управлять ими. В таком случае применяется специально разработанный механизм, который в мировой практике получил название «Cash concentration» [1, с. 8]. С применением данного механизма система ЕКС организуется по следующим направлениям:
1) счета отдельных бюджетных учреждений открываются в центральном или коммерческих банках (в обоих случаях счета должны быть санкционированы мини -стром финансов);
2) счета должны быть с нулевым балансом, деньги переводятся на счета в качестве утвержденных взносов;
------------------------------♦
3) остатки на счетах должны автоматически списываться на основной счет ЕКС (там, где банковская инфраструктура позволяет ежедневный клиринг);
4) центральный банк консо -лидирует остатки на всех государственных счетах в конце дня [3, с. 23].
Важнейшим элементом, вли -яющим на эффективность функционирования ЕКС, является по -вышение оборачиваемости бюджетных средств, основными направлениями которой можно отметить следующие:
1) развитие системы электронных платежей в связке «центральный банк - казначейские органы»;
2) совершенствование системы информационного взаимодействия казначейских органов с их клиентами - распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Важными аспектами этого процесса являются: а) осуществление «безбумажной» технологии информационного обмена; б) внедрение системы электронного документооборота между органами в субъектах Российской Федерации и нижестоящими распорядителями и получателями средств бюджета.
Создание условий для успешного функционирования и постоянной модернизации технологии Единого казначейского счета является ключевым элементом эффективной и результативной системы государственного финансового управления и необходимым инструментом минимизации расходов государственных заимствований.
1. Прокофьев С.Е. О кассовом исполнении расходной части федерального бюджета // Финансы. 2011. № 4.
2. Прокофьев С.Е., Саранцев В.Н. Единый казначейский счет Федерального казначейства: состояние и перспективы // Финансы и кредит. 2010. № 11.
3. Дроздов О.И. Размещение бюджетных средств на бан-ковских депозитах // Бюджет 2009. № 2.