Научная статья на тему 'ЕДИНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЗЕМЛЯ - ЛУНА - МАРС: ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОСМИЧЕСКОЙ ГОНКЕ'

ЕДИНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЗЕМЛЯ - ЛУНА - МАРС: ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОСМИЧЕСКОЙ ГОНКЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
139
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТИЗИРОВАННОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОСВОЕНИЕ ЛУНЫ / КОЛОНИЗАЦИЯ МАРСА / ОСВОЕНИЕ БЛИЖНЕГО КОСМОСА / КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА / ЕДИНЫЙ НОВЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА / АКАДЕМИЯ РУССКОЙ МЕЧТЫ / "РУССКИЙ КОСМИЗМ" / ОБЪЕДИНЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ROBOTIC AGRICULTURE / LUNAR EXPLORATION / COLONIZATION OF MARS / EXPLORATION OF NEAR SPACE / SPACE RACE / A SINGLE INDUSTRIAL COMPLEX / THE FORMATION OF THE NEW MAN / THE RUSSIAN ACADEMY OF DREAM / "RUSSIAN COSMISM" / THE UNITED MANKIND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Некрасов Станислав Николаевич

В статье ставится вопрос о важнейшем аспекте исследования космоса - освоении Луны и колонизации Марса на основе новой индустриализации Земли. Миру нужна общечеловеческая идея освоения, колонизации космоса на основе добра, красоты и справедливости. Каждая цивилизация в космической гонке исходит из собственных исторических представлений. Поскольку общий проект пока не создан, советский идейный проект можно назвать общецивилизационным протопроектом овладения человеком космосом, природой Земле и собственными социальными силами. Сегодня открыты запасы воды на лунной поверхности, а марафон на красную планету предполагает проверку технических способностей стран, а также открывает возможность победы над геополитическими соперниками в космической гонке. Земля, Луна и Марс - части единого нового индустриального комплекса. Поскольку Солнечная система полна воды, а также нефти, исследование космоса перестает быть просто привлекательной сферой науки и технологии. Марс для землян - самая популярная планета и он вызывает наибольший интерес всех космических держав. Обсуждение существования разумной жизни красной планеты представляет феномен общественной жизни землян на протяжении столетий. На планетах возможно развитие цифрового роботизированного сельского хозяйства: на Луне в куполах, на Марсе - при восстановлении атмосферы и биосферы. Цифровизация производства предполагает роботизацию и извлечение энергии из новых источников. Создание площадок нового индустриального развития на планетах, возделывание почвы космических тел совпадает с возделыванием средствами народной мечты сознания современников, обеспечивает формирование нового человека. В 2019 г. в Екатеринбурге состоялось открытие «Академии русской мечты». Как и песни, образы и стихи 30-60 гг. с экрана шагнули в жизнь и были подхвачены по миру, так и мечта «русского космизма» об освоении космоса, победе над последним врагом - смертью, станет мечтой и делом объединенного человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SINGLE INDUSTRIAL COMPLEX OF THE EARTH - MOON - MARS: THE POSSIBILITIES OF DIGITAL AGRICULTURE IN THE SPACE RACE

The article raises the question of the most important aspect of space exploration - the exploration of the Moon and the colonization of Mars on the basis of the new industrialization of the Earth. The world needs the universal idea of space exploration, colonization on the basis of goodness, beauty and justice. Each civilization in the space race comes from its own historical ideas. Since the General project has not yet been created, the Soviet ideological project can be called a General civilizational proto-project of man's mastery of the cosmos, the nature of the Earth and his own social forces. Today, the water reserves on the lunar surface are open, and the marathon to the red planet involves testing the technical abilities of the countries, and also opens the possibility of defeating geopolitical rivals in the space race. Earth, Moon and Mars are part of a single new industrial complex. Because the Solar system is full of water as well as oil, space exploration is no longer just a simple attractive area of science and technology. Mars for earthlings - the most popular planet and it is of greatest interest to all space powers. Discussion of the existence of intelligent life of the red planet is a phenomenon of social life of earthlings for centuries. On the planets, the development of digital robotic agriculture is possible: on the Moon in the domes, on Mars - with the restoration of the atmosphere and the biosphere. Digitalization of production involves robotization and extraction of energy from new sources. The creation of sites for new industrial development on the planets, the cultivation of the soil of cosmic bodies coincides with the cultivation of the means of the people's dream of the consciousness of contemporaries, ensures the formation of a new man. In 2019, in Ekaterinburg took place the opening of the «Academy of the Russian dream». As songs, images and poems 30-60 years of XX century from the screen stepped into life and were picked up around the world, and the dream of «Russian cosmism» about space exploration, the victory over the last enemy, death, will be the dream of a United humanity.

Текст научной работы на тему «ЕДИНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЗЕМЛЯ - ЛУНА - МАРС: ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОСМИЧЕСКОЙ ГОНКЕ»

УДК 303.01

ЕДИНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЗЕМЛЯ - ЛУНА - МАРС: ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОСМИЧЕСКОЙ ГОНКЕ

Некрасов Станислав Николаевич - доктор филосовских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет», ФГАОУ «УрФУ имени первого президента России Б.Н. Ельцина».

(620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. +7 (343) 219-82-93, 8-902-270-24-99, Е^П: nekrasov-ural@yandex.ru)

Рецензент: Носырев М. Б. - доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор ФГБОУ ВО Уральский ГАУ.

(620075 Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42 тел. 8 (343) 22240-00, Е-mail: nosyrev.mb@mail.ru)

Ключевые слова: роботизированное сельское хозяйство, освоение Луны, колонизация Марса, освоение ближнего космоса, космическая гонка, единый новый индустриальный комплекс, формирование нового человека, Академия русской мечты, «русский космизм», объединенное человечество.

Аннотация

В статье ставится вопрос о важнейшем аспекте исследования космоса - освоении Луны и колонизации Марса на основе новой индустриализации Земли. Миру нужна общечеловеческая идея освоения, колонизации космоса на основе добра, красоты и справедливости. Каждая цивилизация в космической гонке исходит из собственных исторических представлений. Поскольку общий проект пока не создан, советский идейный проект можно назвать общецивилизационным протопроектом овладения человеком космосом, природой Земле и собственными социальными силами. Сегодня открыты запасы воды на лунной поверхности, а марафон на красную планету предполагает проверку технических способностей стран, а также открывает возможность победы над геополитическими соперниками в космической гонке.

Земля, Луна и Марс - части единого нового индустриального комплекса. Поскольку Солнечная система полна воды, а также нефти, исследование космоса перестает быть просто привлекательной сферой науки и технологии. Марс для землян - самая популярная планета и он вызывает наибольший интерес всех космических держав. Обсуждение существования разумной жизни красной планеты представляет феномен общественной жизни землян на протяжении столетий.

На планетах возможно развитие цифрового роботизированного сельского хозяйства: на Луне в куполах, на Марсе - при восстановлении атмосферы и биосферы. Цифровизация производства предполагает роботизацию и извлечение энергии из новых источников. Создание

площадок нового индустриального развития на планетах, возделывание почвы космических тел совпадает с возделыванием средствами народной мечты сознания современников, обеспечивает формирование нового человека.

В 2019 г. в Екатеринбурге состоялось открытие «Академии русской мечты». Как и песни, образы и стихи 30-60 гг. с экрана шагнули в жизнь и были подхвачены по миру, так и мечта «русского космизма» об освоении космоса, победе над последним врагом - смертью, станет мечтой и делом объединенного человечества.

A SINGLE INDUSTRIAL COMPLEX OF THE EARTH - MOON - MARS: THE POSSIBILITIES OF DIGITAL AGRICULTURE IN THE SPACE RACE

Nekrasov S.N. - chief research officer, doctor of philosophy, Professor, Department of philosophy Ural state agrarian University», Urfu named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (620075 Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Karl Libknecht str., 42 tel. +7 (343) 219-82-93, 8-902-27024-99, E-mail: nekrasov-ural@yandex.ru)

Reviewer: Nosyrev M. B. - doctor of technical Sciences, Professor, honorary worker of higher professional education of the Russian Federation, Professor of Ural state UNIVERSITY.

(620075 Sverdlovsk region, Yekaterinburg, Karl Liebknecht str., 42 tel. 8 (343) 222-40-00, Email: nosyrev.mb@mail.ru)

Keywords: robotic agriculture, lunar exploration, colonization of Mars, exploration of near space, the space race, a single industrial complex, the formation of the new man, the Russian Academy of dream, «Russian cosmism», the United mankind.

Summary

The article raises the question of the most important aspect of space exploration - the exploration of the Moon and the colonization of Mars on the basis of the new industrialization of the Earth. The world needs the universal idea of space exploration, colonization on the basis of goodness, beauty and justice. Each civilization in the space race comes from its own historical ideas. Since the General project has not yet been created, the Soviet ideological project can be called a General civilizational proto-project of man's mastery of the cosmos, the nature of the Earth and his own social forces. Today, the water reserves on the lunar surface are open, and the marathon to the red planet involves testing the technical abilities of the countries, and also opens the possibility of defeating geopolitical rivals in the space race.

Earth, Moon and Mars are part of a single new industrial complex. Because the Solar system is full of water as well as oil, space exploration is no longer just a simple attractive area of science and technology. Mars for earthlings - the most popular planet and it is of greatest interest to all space powers. Discussion of the existence of intelligent life of the red planet is a phenomenon of social life of earthlings for centuries.

On the planets, the development of digital robotic agriculture is possible: on the Moon in the domes, on Mars - with the restoration of the atmosphere and the biosphere. Digitalization of production

involves robotization and extraction of energy from new sources. The creation of sites for new industrial development on the planets, the cultivation of the soil of cosmic bodies coincides with the cultivation of the means of the people's dream of the consciousness of contemporaries, ensures the formation of a new man.

In 2019, in Ekaterinburg took place the opening of the «Academy of the Russian dream». As songs, images and poems 30-60 years of XX century from the screen stepped into life and were picked up around the world, and the dream of «Russian cosmism» about space exploration, the victory over the last enemy, death, will be the dream of a United humanity.

Каждая великая историческая цивилизация выдвигает свою цель развития. Этот идеал, к которому она стремится в «новое время», получил название национальной идеи. Но поскольку нации возникли только при капитализме и формировании рынка, следует говорить об идеалах и больших целях народов древнего Египта и Китая, исторической России и Рима, Византии и Европы. Каждый из народов, таким образом, преподает другим некий исторический урок. Например, в чем заключается «урок Византии» (кстати, так называется 2008 г. многосерийный документальный фильм дьякона Т. Шевкунова, личного духовника президента В.В. Путина) для современной России и Европы - это два урока исчезнувшей державы, совершенно разных. Если убрать мистифицированную оболочку, в которую упаковывается исторический урок и цивилизационный опыт, например, идеи И.Г. Гердера о том, что всякий народ есть «мысль Бога» о чем-либо, то получается, что наличие идеи и цели задает систему смыслов человеческого существования людей в рассматриваемый исторический период.

В современной России образца 1991 г. системы общепринятых государственных ценностей нет, а Конституцией 1993 г. эти ценности как обязательная государственная идеология запрещены. Цели развития так называемой «новой России» также отсутствуют, они возникают, объявляются и исчезают примерно так как исчезла идея стать «великой энергетической державой», как исчезли провозглашенные цели «повышения качества жизни народа», «неуклонного повышения благосостояния народа России» под покровом и в мешанине национальных программ, майских указов, единого указа, национальных проектов, федеральных программ.

Поскольку нет целей и национальной идеи, то есть нет «руля и ветрил», то возникает необходимость обращения к народной мечте. В коммунистическом Китае помимо марксистской идеологии партией, государством и самими массами в планировании пятилетних шагов и достижений используется народная мечта о благосостоянии и построении средне-зажиточного общества. Недаром и в капиталистической России с благосклонного согласия высших государственных уровней власти руководитель Изборского клуба писатель А.А. Проханов провозгласил и создал в Екатеринбурге Академию народной мечты. А народная мечта русского народа была всегда связана со стремлением расширения и преодоления земных пределов. Самое большое государство в мире стремилось еще в космос. Космическое устремление русского народа

и исторической российской цивилизации при отсутствии светской идеологии несет в себе компоненты народного представления о социальной справедливости и равенстве, то есть элементы народного коммунизма, и в целом интеллектуальный идеологический заряд «русского космизма».

Вся советская фантастика не могла себе представить выход в космос капиталистической цивилизации. Для русских космос и капитализм исключали друг друга, и капитализм к космосу шел как «корове седло». Капиталистические образы будущего и космических рыночных отношений в западной фантастике и футурологии не просто высмеивались у нас, но были странны и нелепы: как же так - «планету на продажу», «корпорация Земля», «подвиньтесь, подвинтесь» и т.п. А ведь это названия книг. Наш народ полагал, что капитализм завершится на Земле и останется на ней как музефицированное напоминание о темном прошлом, время от времени выдвигающем свои «хищные вещи века» (Стругацкие). Но в космос капитализм и его принципы не пройдут - о том свидетельствовали фильмы («Планета бурь», «Туманность Андромеды») и песни о будущем - о них речь впереди. Напротив, реальный капитализм готовился при исчерпании ресурсов Земли перейти на эксплуатацию ресурсов и ископаемых Марса и пояса астероидов. Капитализм готовился к прорыву в космос со своими целями. Это говорит о том, что космическая мечта нашего народа даже в деидеологизированной форме обладает мощным зарядом развития и преодоления той капиталистической скорлупы-оболочки, в которую ныне заключена историческая Россия. Но мечта позволяет ставить вопрос об изменении смыслов жизни людей буржуазной России под гравитационным воздействием космического проекта народа.

Война миров - первый проект Запада

В 1898 г. Г.Д. Уэллс, отец западной научной фантастики, крупнейший футуролог и автор не изданной у нас книги «Открытый заговор», написал классический роман «Война миров». Это было первое произведение, описывающее обитателей Марса - марсиан. Поскольку в романе они вторглись на Землю, тема марсиан стала наиболее популярной для всей последующей внеземной научной фантастики. Проекты социального проектирования и манипуляирования Г.Д. Уэллса блестяще подтвердились, и единственный кого он не понял в своих беседах и записал в книге «Россия во мгле» в бесплодные «кремлевские мечтатели» был В.И. Ленин.

В 1938 г. всю Америку охватила паника во время трансляции радиопостановки О. Уэллса о вторжении «чужих» на любимую землянами планету. Это представление о существовании сообщества инопланетян легко перешло в XXI в. В 1953 г. «Война миров» была экранизирована, а сборник рассказов 1950 г. Р. Бредбери «Марсианские хроники» закрепил представление о неизбежном будущем бегстве землян с разрушенной планеты на Марс и встрече там с марсианскими аборигенами. Дети нескольких поколений прожили в ожидании того, что марсиане или иные чужие могут высадиться в любой момент и где угодно на Земле. Это предчувствие вызывало сложные ожидания от восхищения до ужаса. Возникло сосуществование рационализма и религиозности, факта и мифа, разума и интуиции, которое показало преимущества

человеческого сочетанпя науки и современной религии «летающих тарелок». Летчики в своих повседневных полетах стремились обнаружить внеземные аппараты с тем, чтобы первыми доказать существование жизни за пределами Земли.

Поскольку во второй половине прошлого столетия появилась масса данных о сухом, мертвом и безжизненном Марсе, облеты планеты космическими станциями возрождали каждый раз новые стороны человеческого романа с красной планетой. Полярные ледяные шапки и облака свидетельствовали о сходстве двух планет, однако отсутствие океанов и рек говорили о различиях. Отсутствие озонового слоя и магнитного поля не защищает эту планету от заряженных космических частиц и ультрафиолетового излучения: оказалось, что исходные компоненты планет разные и пути их эволюции не совпадают. И хотя Марс, в два раза меньшая планета, ее оборот вокруг Солнца занимает время земного оборота. Сила гравитации на Марсе составляет одну пятую земной. Космический сосед Земли - одна из немногих планет видимая невооруженным глазом с Земли и самая маленькая после Меркурия в Солнечной системе. Ярчайшая Луна и яркая Венера также наблюдаемы, олнако они не порождают такого взлета воображения у человека как Марс.

Воображение касается существования жизни на Марсе и в целом - возможностей жизни человека на другом космическом теле. Знаменитая песня 60 гг. на стихи Е. Долматовского свидетельствует о достигнутых высотах коллективного освоения («когда с тобой товарищи») космоса новым советским человеком:

Жить и верить - это замечательно.

Перед нами - небывалые пути: Утверждают космонавты и мечтатели, Что на Марсе будут яблони цвести.

Хорошо, когда с тобой товарищи, Всю вселенную проехать и пройти.

Звёзды встретятся с Землёю расцветающей, И на Марсе будут яблони цвести.

Я со звёздами сдружился дальними, Не волнуйся обо мне и не грусти. Покидая нашу Землю, обещали мы, Что на Марсе будут яблони цвести!

Это не просто песня из фильма, а отражение в художественной форме наиболее перспективного научного проекта советского астронома Н. Кардашева изменения марсианского климата: посадка деревьев и создание новой биосферы. Все сказанное ставит вопрос о важнейшем аспекте исследования космоса - колонизации Марса. В этом термине есть исторический элемент

агрессии. Во всех культурах Марс был связан с завоеванием. Однако возможны разные типы завоевания и колонизации, в советской культуре это отразилось в песне вновь на стихи Е. Долматовского «Я - Земля! Я своих провожаю питомцев!»:

На душе и легко, и тревожно, Мы достигли чудесной поры, Невозможное стало возможным: Нам открылись иные миры. Только б мы их пределов достичь не смогли, Если б сердцем не слышали голос вдали.

Я - Земля! Я своих провожаю питомцев! Сыновей! Дочерей! Долетайте до самого Солнца И домой возвращайтесь скорей!

Покидаем мы Землю родную Для того, чтоб до звезд и планет Донести нашу правду земную, И земной наш поклон и привет. Для того, чтобы всюду победно звучал Чистый голос любви, долгожданный сигнал:

Я - Земля! Я своих провожаю питомцев! Сыновей! Дочерей! Долетайте до самого Солнца И домой возвращайтесь скорей!

Далеки, высоки наши цели, С нами вместе на звездном пути Те, что жизни своей не жалели И Земле помогли расцвести. Пусть победно звучит и для них и для нас Командирский приказ, материнский наказ

Я - Земля! Я своих провожаю питомцев! Сыновей! Дочерей! Долетайте до самого Солнца И домой возвращайтесь скорей! В песне очень сильный текст, в котором создается на базе советской социалистической идеологии новая общечеловеческая идея освоения, колонизации ближнего и дальнего космоса на

основе добра, красоты, справедливости и исправления ошибок истории во имя будущего всей Вселенной. Стихотворный текст сильнее всех образов желаемого или отталкивающего будущего, которые были созданы мэтрами советской фантастики И.А. Ефремовым и братьями Стругацкими. Сегодня каждая цивилизация, осваивающая космос, исходит из собственных исторических представлений и проектов - об этом ниже. Однако общий проект пока не создан, поэтому советский идейный проект можно смело назвать общецивилизационным протопроектом овладения человеком космосом, природными силами на Земле и собственными социальными силами, регулирующими общественные процессы производства реальной жизни.

Колонизация Марса

В греческой мифологии и культуре Марс - сын Зевса и Геры, и именовался Арес. Гомер в Иллиаде живописал его как кровожадного. Его дети - Фобос и Деймос. Римляне приписали своему Марсу сыновей Ромула и Рема. Каир был назван по имени Марса Al Qahira - античное арабское имя Марса. В санскрите он назван Angarakan. Человек, рожденный в день стояния Марса в определенной позиции, в Индии называется Manglik - в соответствии с суеверием брак и отношения с ним крайне опасны. Египтяне, китайцы, вавилоняне наблюдали Марс, а Аристотель в 356 г. до н.э. видел его прохождение за Луной. И только в 1610 г. Галилей обнаружи, что Марс не круглый. Современные исследования показывают, что в прошлом на Марсе была жизнь, и это не означает, что сейчас он полностью лишен жизни. Возможна микробиологическая флора. Поскольку Марс имеет интересную геологию и в два раза меньше Земли, при этом имеет два спутника, две маленьких нерегулярных Луны - Деймос (паника) и Фобос (страх), то возможна новая и оригинальная постановка вопроса о перспективах агротехнологий на Марсе и даже Луне.

На Марсе тонкий атмосферный слой пропускает космическую и солнечную радиацию на поверхность планеты, что осложняет условия выживания живых организмов. Марсианский воздух в отличие от содержащего 20% кислорода на Земле, содержит малое количество кислорода и обеспечивает давление в одну тысячную от земного. Парадоксально, но на Марсе есть условия для жизни. Тем более, они были миллионы лет назад. Ученые полагают, что Марс и Венера имеют одинаковое процентное соотношение дейтерия к водороду, что говорит о наличии обилия воды на обоих планетах. Вероятно, она испарилась с Венеры и попала на Марс в ионизированном виде, где разложилась на водород и кислород. Это значит, что внутри Марса существует большое количество воды. Но она не в жидкой форме. Земля оказывается лучшим местом для существования и развития жизни, но Марс таким местом пока не стал.

Прорыв Индии на Марс

Парадоксально, но наиболее активно из всех космических стран в гонке на Марс участвует Индия. В Индии как в космическую эру СССР выходят из печати роскошные проектные альбомы, формирующие реальную мечту для молодежи - стремление «достичь звезд». Буквально, содержание книги — это путешествие до Марса и дальше [1]. На обложку вынесены слова Н.

Моди: «Голливудский фильм «Гравитация» стоит больше чем наша марсианская миссия - это большое достижение». Суть книги в том, что Земля, Луна и Марс - части единого индустриального комплекса. Две демократии - старейшая и крупнейшая - работающие вместе открыли значительные запасы воды на лунной поверхности и эти две демократии могут работать вместе, приводятся слова генерала Ч. Болдена, администратора НАСА. Марафон на красную планету от Красного форта в Дели предполагает проверку технических способностей страны, а также открывает возможность победить Китай как геополитического соперника XXI в. в азиатской космической гонке. Освоение богатых ресурсов ближнего космоса предполагает начало колонизации Марса.

Такие перспективы открываются для страны в результате всеобщих выборов 2014 г., которые рассматриваются как самые значительные после 1977 г. [2] Эти выборы получили название «великие» и были оценены Западом по аналогии с золотым стандартом [3]. Почему произошел перенос центра внимания индийского общества на космос? Индийские западники в отличие от индийских антиглобалистов первыми обнаружили новую опасность для капитализма и либеральной идеологии рынка. Буквально, говоря об индустриализации и переносе новой индустриализации в космос, они стремятся спасти капитализм от капиталистов [4]. Долгое время Индия относилась к движению неприсоединения, однако руководство страны все чаще прибегало к социалистической риторике и брало курс на социализм. Однако теперь не социализм представляет опасность для капитализма, потому сегодня ставится задача «трансформации Шейлока». «Социалисты, такие как Маркс и Энгельс утверждали, что способ устранения власти собственников капитала - взять самим власть путем экспроприации всей частной собственности, которая используется в процессе производства. Но это решение только ухудшает проблемы. В социалистическом государстве собственность ассоциируется с теми, кто приходит к власти. В теории государство должно действовать в интересах трудящихся, а на практике оно действует в интересах тех, кто приходит к власти» [5]. Авторы полагают, что социалисты на верный вопрос имеют неверный ответ. Верный ответ заключается в распределении и делегировании власти с тем, чтобы был расширен доступ к финансам [6]. Финансовая революция и экономическая свобода -вот ответ на угрозу товарного фетишизма формирующего рыночный фундаментализм как квазирелигиозную картину мира. Выход обнаруживается в финансах, которые понимаются как смазка колес экономики и всякая революция, которая отправляет финансистов на гильотину, вновь вынуждена обращаться к их услугам. Однако ответ заключается в другом: на наш взгляд, при конфликте национального капитализма и глобального рынка задача заключается в смене модели мышления. Провозглашенный Д. Трампом лозунг «Сделать Америку вновь великой» предполагает удушенпе трансатлантических и азиатских конкурентов. Смена экономикс на политэкономию индустриального роста при этом неизбежна. Смена экономикс как продукта идеалистического понимания истории на материалистическое понимание неизбежна.

При этом большинство социальных мыслителей полагают, что капитализм или система свободного рынка является лучшей и наиболее эффективной формой организации экономической деятельности, причем в ядре такой системы находятся свободные финансовые рынки. Иллюзии, как и 100 и 200 лет назад. Начиная от И. Бентама, который хотел бы чтобы «проценты были свободны, как и любовь» и продолжая И. Шумпетером, который полагал, что современная промышленность невозможна без финансов, и заканчивая современниками, воображающими, что все проблемы капиталистической системы вытекают из-за недоразвития финансов [7]. Всем им остается ответить на невинный вопрос - почему некоторые страны развивают финансовые рынки, а другие этого не делают? И здесь в силу вступает волевая субъектность политического процесса. Однако на самом деле вопрос ставится по-другому: есть ли угроза свободному рынку после двух десятилетий приватизации, массовой дерегуляции и широкого распространения либерализации? Вопрос стоит не об угрозе капитализма и рынка человеческой цивилизации, но об угрозе цивилизации этому свободному рынку [8].

В самой постановке вопроса заключена суть рыночного фундаментализма, порожденного эффектами товарного фетишизма. Рынок как хрупкое образование должен проскользнуть между Сциллой государственного вмешательства и Харибдой слишком маленькой государственной поддержки. Такое поверхностное представление об обществе скрывает классовые отношения и антагонизмы всех видов. Социализм оказывается уже не опасен, а наибольшей угрозой рыночной демократии становится устранение соревновательности под предлогом снижения риска. В этих условиях полного оглупления социальных мыслителей Запада, некоторые отечественные авторы обоснованно полагают, что поскольку настоящая социальная и экономическая наука еще сохранилась с советских времен в российских университетах, то именно здесь косвенно будут заказывать планы и проекты перестройки американского общества его новые хозяева. Примерно так, как четверть века тому назад наши перестройщики пользовались лекалами и советами приглашенных западных менеджеров и ученых [9].

Д. Неру в своем знаменитом трехтомном труде «Открытие Индии» писал, что изучение Маркса и Ленина оказало сильнейшее воздействие на его ум и помогло увидеть историю и текущие события в новом свете [10]. Вместе с тем монизм и материалистическая диалектика не вполне его удовлетворили, и вслед за Лениным он поставил задачу адаптации марксизма к условиям Индии [11]. К этим условиям относится в первую очередь уникальное биологическое разнообразие субконтинента. Укажем фундаментальное исследование, в котором биологическое разнообразие рассматривается как составная часть человеческого благополучия [12]. Современные индийские экономисты ставят вопрос о соотношении экономической либерализации идущей от глобализации и национальной безопасности [13]. Всеобщие выборы 2014 г. позволили Индии серьезно переосмыслить свою политику. Возник феномен возвращения Индии на свой путь. В качестве триадных оснований индийского пути с 1947 г. выделяются либеральная демократия,

гражданский национализм и социалистическая экономика. Все они взаимно усиливают друг друга. Относительно социалистической экономики авторы полагают, что это «эксперимент, который провалился» [14]. В качестве отрицательных последствий этого эксперимента называются патерналистское государство, контролирующее государство, неэффективное государство. На возвращение Индии на свой путь Н. Моди получил «исторический мандат» в 2014 г. [15]

Заказ на переориентацию Индии в свете геополитических изменений в мире возник в начале столетия. Достаточно посмотреть на фундаментальную работу изданную под эгидой Фонда братьев Рокфеллеров - «Переориентировать Индию. Новая геополитика Азии», где среди карт и схем проводится очень простая мысль о том, что Индия вступает в новое тысячелетие в условиях глобального мира и значит, влияние Запада в ближайшее время окажется под вопросом в геополитической и геоэкономической архитектуре Азии [16]. Сегодня Н. Моди попадает в число творцов современной Азии наряду с Ганди, Чан Кайши, Хо Ши Мином, Мао Цзедуном, Д. Неру, Чжоу Эньлаем. Сукарно, Дэн Сяюпином, И. Ганди, Ли Куан Ю [17].

Кого мы видим в этом списке? Видим лидеров стран, стремившихся развить социалистический и государственный сектор в экономике и социалистические принципы в модернизации традиционного общества. «Большая игра» великих держав в Центральной Азии, где ведущую роль на протяжении двух столетий исполняла Россия, ныне дополнилась новым игроком - Китаем. В новом столетии в этой игре центральной темой становится энергетическая безопасность Индии, Центральной Азии и соседей [18]. Борьба и конкуренция идет на разных площадках, в том числе в сфере выхода в космос и становления космической державой [19].

А что Россия? Россия последнее десятилетие активно продвигается на Север, в Арктику, осваивает пространство Северного ледовитого океана, формирует северный морской путь, развивает арктические подразделения российской армии, конкурирует с северными державами. Россия готовится к освоению марсианских температур и ландшафтов. Русские пограничники получают северные комплекты обмундирования с подогревом, максимально приспособленные для сверхнизких температур.

Новая форма народной мечты и «русский космизм»

Солнечная система полна воды (Луна и Марс, в том числе), а также нефти. Последняя на небесных телах в космосе носит неорганическое происхождение, поскольку жизни на газовых гигантах не было, и все же нефть находится в замороженном виде на планетах-гигантах и их спутниках - Церере, Европе. Исследование космоса перестает быть просто восхитительной и привлекательной сферой науки и технологии. Помимо Луны, Марс для землян - самая популярная планета. На ней находятся высочайшие вулканы и глубочайшие каньоны Солнечной системы, песчаные дюны и склоны гор, марсианский лед и полезные ископаемые создают возможные игры человеческого коллективного воображения, утверждающего, что мужчины с Марса, а женщины с Венеры.

Все ассоциации с красной планетой - чисто мужские вместе со скалами, землей и небом. Она вращается между поясом астериодов и Землей. Поскольку люди издавна наблюдали пересекющиеся линии на ее поверхности, возникало представление о существовании жизни и ирригационных каналов. А сезонные изменения цвета этой сетки каналов устойчиво свидельствовали в пользу представления о существовании разумной жизни на планете, возделывающей растительность и занимающуюся сельским хозяйством. Обсуждение существования не просто жизни, но разумной жизни красной планеты представляет феномен общественной жизни землян на протяжении столетий. Именно поэтому из всех планет Солнечной системы Марс вызывает естественный и наибольший интерес всех космических держав.

Условия на Марсе наиболее близки земным условиям по типу подобия этих планет во многих отношениях. На Марсе, как и на Земле, есть атмосфера, вода, лед, геологические структуры - их взаимодействие предполагает возникновение и существование жизни. Однако до сих пор остается открытым вопрос о существовании на планете биосферы в настоящее время или в прошлом. Но у человечества нет выбора - необходимо создавать единый новый индустриальный комплекс на Земле, Луне и Марсе. На планетах возможно развитие цифрового роботизированного сельского хозяйства: на Луне в закрытых куполах и полостях планеты, на Марсе - при условии восстановления атмосферы и биосферы. Цифровизация производства предполагает роботизацию и извлечение энергии в первую очередь из новых источников. Таким источником является изотоп Гелий 3, охоту на который на Луне начал Китай.

Поскольку категория культуры возникла из понятия «culture» - возделывание почвы, то такое возделывание и обработка распространяются на два объекта: обработка земли и обработка души человека. Если обработка и возделывание земли или агрокультура производится специальными инструментами и орудиями труда, то возделывание души происходит средствами философии, то есть категориями и образами мировоззрения. Обработка космоса, создание площадок нового индустриального развития на Земле, Луне и Марсе, возделывание почвы космических тел и ее окультуривание совпадает с возделыванием средствами философского мышления народной мечты, кллективного сознания современников, возделывание нового небуржуазного человека осваивающего по-хозяйски как космическая сила ближний и дальний космос. Вспомним текст 30 гг. «Марша веселых ребят»:

Мы покоряем пространство и время,

Мы молодые хозяева земли. Мы всё добудем, поймём и откроем,

Холодный полюс и свод голубой, Когда страна быть прикажет героем, У нас героем становится любой.

Те веселые ребята выполнили свою историческую миссию первой попытки штурма социального неба - построения социализма. За несколько лет, что отражено в патриотическом «Марше энтузиастов» был создан на планете новый мир, который своими звездами светил всем странам:

Создан наш мир на славу, За годы сделаны дела столетий.

Счастье берем по праву И жарко любим и поем как дети. И звезды наши алые сверкают небывалые Над всеми странами, над океанами Осуществленною мечтой.

Нам нет преград ни в море, ни на суше, Нам не страшны, ни льды, ни облака.

Пламя души своей, знамя страны своей Мы пронесем через миры и века.

В новом столетии и тысячелетии возникла необходимость в новой народной мечте, и она, несомненно, будет связана с космосом, с идеологией и традицией ученых и мыслителей русского космизма. Не зря в начале 2019 г. в Екатеринбурге состоялось открытие А.А. Прохановым «Академии русской мечты». Автор настоящей статьи принял участие в создании этой академии и даже опубликовал монографию с концептуальным обоснованием русской мечты. И если сегодня в консьюмеристском безидейном унылом обществе даже народные депутаты впервые слышат выражение «русский космизм», то мы убеждены - новые идеи и мечты ворвутся в жизнь. Так же как песни, образы и стихи 30-60 гг. с экрана внезапно шагнули в жизнь и были подхвачены по всему миру, помогали движению сопротивления фашизму, вдохновляли молодежь планеты. Так и русская мечта об освоении космоса, победе над последним врагом - смертью, станет мечтой и делом объединенного человечества. В космосе нас ждет встреча с теми, кого в период оптимизма в научной фантастике называли «братья по разуму». Возможен ли диалог космических культур? Он возможен при условии того, что человечество займет позицию индустриального освоения Солнечной системы.

В «Звездных дневниках Ийона Тихого» С. Лема потрясает восьмое путешествие, где герой избирался делегатом Земли в Организацию Объединенных Планет. Точнее, избирался не он, а все человечество принималось в эту организацию. И Тихий предстает перед Генеральной Ассамблеей и его представляет тарраканин. С. Лем доказывает, что диалог невозможен. В ООН сегодня заседают разные делегаты, и это говорит о том, что люди понимают и принимают друг друга в любом виде и качестве. Правда, С.Е. Кургинян говорит, что началась последняя чудовищная

мутация капитализма, которая уничтожает в человеке человеческое. Он, реагируя на стихи А. Вознесенского «Все прогрессы реакционны, если рушится человек», называет современного западного человека «рушащимся человеком» - тем, кто не способен раскрепостить свои высшие творческие способности. Это человек, который признает неискоренимость антропологического и социального Зла. Это человек, который отчаянным образом старается отрегулировать отношения с неискоренимым неистребимым «злым началом своим» [20]. Но пока люди узнают друг в друге людей. Поэтому диалог на Земле земных культур пока возможен. А в космосе? Лем сообщает, что на придуманной им Генеральной Ассамблее планет все смешалось и нашу планету не приняли по всем показателям. Правда, это был сон Ийона Тихого в исполнении крупнейшего футуролога планеты, замаскированного под научного фантаста.

Библиографический список

1. Bagla P., Menon S. Reaching for the stars. India's journey to Mars and beyond. New Delhi: Blumsbury publishing India Pvt Ltd. 2014.

2. Sardesai R. 2014. The election that changed India. Harayna: Penguin, Viking. 2014.

3. Quraishi S.Y. An undocumented wonder. The making of the great Indian elections. New Delhi: Rainlight, Rupa. 2014

4. Rajan R.G., Zingales L. Saving capitalism from the capitalists. Unleashing the power of financial markets to create wealth and spread opportunity. L.: Collins business, 2014.

5. Rajan R.G., Zingales L. Saving capitalism from the capitalists. Unleashing the power of financial markets to create wealth and spread opportunity. L.: Collins business, 2014. P. 44

6. Rajan R.G., Zingales L. Saving capitalism from the capitalists. Unleashing the power of financial markets to create wealth and spread opportunity. L.: Collins business, 2014. P. 45

7. Rajan R.G., Zingales L. Saving capitalism from the capitalists. Unleashing the power of financial markets to create wealth and spread opportunity. L.: Collins business, 2014. P. 125

8. Rajan R.G., Zingales L. Saving capitalism from the capitalists. Unleashing the power of financial markets to create wealth and spread opportunity. L.: Collins business, 2014. P. 311

9. Владимир Путин на распутье. Этой осенью Трамп начнет операцию по ликвидации «Западного» проекта. http://zavtra.ru/blogs/vladimir_putin_na_rasput_e

10. Nehru J. The discovery of India. L.: Penguin books. 2010. Р. 16

11. Nehru J. The discovery of India. L.: Penguin books. 2010. Р. 18

12. Biodiversity communities and climate change. New Delhi: The Energy and Resources Institute, 2013.

13. Baru S. Strategic consequences of India's economic performance. New Delhi: Academic foundation. 2006. Р. 96

14. Tellis Ashley J. Completing unfinished business. From the long view to the short // Getting India back on track. L.: Random house India. 2014. Р. 8

15. Marino F. Narendra Modi. A political biography. L.: HarperCollins Publishers India. 2014. Р. 262

16. Verghese B.G. Reorienting India: the geo-politics of Asia. New Delhi: Konark publishers PVT ltd. 2001.

17. Makers of modern Asia. Cambridge. Mass.: The Belknap Press of Harvard Univ. Press. 2014.

18. Energy security. India, Central Asia and the neighbourhood. New Delhi: Manak publishers PVT ltd. 2013.

19. Rao U.R. India's rise as a space power. New Delhi: Foundation books. Cambridge Univ. Press India Pvt ltd. 2014.

20. Кургинян С.Е. Красная весна. М.: Международный общественный фонд «Экспериментальный творческий центр», 2015. С. 548-549.

Bibliographic list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bagla P., Menon S. Reaching for the stars. India's journey to Mars and beyond. New Delhi: Blumsbury publishing India Pvt Ltd. 2014.

2. Sardesai R. 2014. The election that changed India. Harayna: Penguin, Viking. 2014.

3. Quraishi S.Y. An undocumented wonder. The making of the great Indian elections. New Delhi: Rainlight, Rupa. 2014

4. Rajan R.G., Zingales L. Saving capitalism from the capitalists. Unleashing the power of financial markets to create wealth and spread opportunity. L .: Collins business, 2014.

5. Rajan R.G., Zingales L. Saving capitalism from the capitalists. Unleashing the power of financial markets to create wealth and spread opportunity. L .: Collins business, 2014. P. 44

6. Rajan R.G., Zingales L. Saving capitalism from the capitalists. Unleashing the power of financial markets to create wealth and spread opportunity. L .: Collins business, 2014. P. 45

7. Rajan R.G., Zingales L. Saving capitalism from the capitalists. Unleashing the power of financial markets to create wealth and spread opportunity. L .: Collins business, 2014. P. 125

8. Rajan R.G., Zingales L. Saving capitalism from the capitalists. Unleashing the power of financial markets to create wealth and spread opportunity. L .: Collins business, 2014. P. 311

9. Vladimir Putin at a crossroads. This fall, Trump will begin the operation to eliminate the "Western" project. http://zavtra.ru/blogs/vladimir_putin_na_rasput_e

10. Nehru J. The discovery of India. L .: Penguin books. 2010.P. 16

11. Nehru J. The discovery of India. L .: Penguin books. 2010.P. 18

12. Biodiversity communities and climate change. New Delhi: The Energy and Resources Institute, 2013.

13. Baru S. Strategic consequences of India's economic performance. New Delhi: Academic foundation. 2006.P. 96

14. Tellis Ashley J. Completing unfinished business. From the long view to the short // Getting India back on track. L .: Random house India. 2014.R. 8

15. Marino F. Narendra Modi. A political biography. L .: HarperCollins Publishers India. 2014.P. 262

16. Verghese B.G. Reorienting India: the geo-politics of Asia. New Delhi: Konark publishers PVT ltd. 2001.

17. Makers of modern Asia. Cambridge Mass .: The Belknap Press of Harvard Univ. Press 2014.

18. Energy security. India, Central Asia and the neighborhood. New Delhi: Manak publishers PVT ltd. 2013.

19. Rao U.R. India's rise as a space power. New Delhi: Foundation books. Cambridge Univ. Press India Pvt ltd. 2014.

20. Kurginyan S.E. Red spring. M .: International Public Fund "Experimental Creative Center", 2015. S. 548-549.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.