Научная статья на тему 'Единый государственный экзамен и проблемы обучения студентов физических специальностей в классическом университете'

Единый государственный экзамен и проблемы обучения студентов физических специальностей в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ / PHYSICS UNIFIED STATE EXAMINATION RESULTS / СИСТЕМА "ШКОЛА ВУЗ" / "SCHOOL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION" SYSTEM / SCHOOL PHYSICS COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева О. В., Ким Е. Л.

Авторы рассматривают проблемы, возникающие при обучении студентов физических специальностей курсу общей физики из-за пробелов в школьном курсе физики, анализируют причины сложившейся ситуации и возможные пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева О. В., Ким Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED STATE EXAMINATION AND PROBLEMS OF TEACHING PHYSICS STUDENTS IN A CLASSICAL UNIVERSITY

The authors examine the problems arising while teaching the course of general physics to the students specializing in physics because of the gaps in the school physics course and analyze the reasons of the current situation and possible ways out.

Текст научной работы на тему «Единый государственный экзамен и проблемы обучения студентов физических специальностей в классическом университете»

#

- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН И ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

UNIFIED STATE EXAMINATION AND PROBLEMS OF TEACHING PHYSICS STUDENTS IN A CLASSICAL UNIVERSITY

О. В. Лебедева, Е. Л. Ким

Авторы рассматривают проблемы, возникающие при обучении студентов физических специальностей курсу общей физики из-за пробелов в школьном курсе физики, анализируют причины сложившейся ситуации и возможные пути решения.

Ключевые слова: подготовка школьников по физике, результаты ЕГЭ по физике, система «школа - вуз».

O. V. Lebedeva, E. L. Kim

The authors examine the problems arising while teaching the course of general physics to the students specializing in physics because of the gaps in the school physics course and analyze the reasons of the current situation and possible ways out.

Keywords: school physics course, Physics Unified State Examination results, "school - higher educational institution" system.

Современное развитие наукоемких отраслей, основанных на высоких технологиях и последних достижениях науки, предъявляет повышенные требования к уровню подготовки выпускников вузов, особенно в физико-математических областях знаний. К сожалению, изучение именно точных наук не вызывает у большинства молодежи интереса и представляет собой наибольшие трудности. Подготовка квалифицированных профессионалов из слабых абитуриентов является сложной задачей: разрыв между школьным и вузовским образованием становится заметным для все большего числа студентов - вчерашних школьников. При этом снижение требований к студентам (а фактически это снижение уровня квалификации выпускника) является категорически неприемлемым выходом для вуза.

Как известно, в последние годы прием в вузы осуществляется по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) по дисциплинам, соответствующим направлению подготовки. При поступлении на физический факультет ННГУ абитуриенты должны представить результаты ЕГЭ по русскому языку, математике, физике. Первокурсники физического факультета имеют неплохой балл ЕГЭ по физике: например, в текущем учебном году средний балл составил 61. Однако в процессе изучения основной профильной дисциплины - общей физики - выявляются серьезные проблемы.

В самом начале семестра было проведено вводное тестирование по физике, которое состояло из двух частей: при выполнении заданий первой части необходимо было выбирать правильный ответ из четырех возможных, во второй части необходимо было представить развернутое решение задач. Результаты заставили задуматься и внести коррективы в дальнейший учебный процесс. Средний процент выполнения заданий тестовой части удивительно совпадает со средним бал-

лом ЕГЭ - 61%. Гораздо сложнее для студентов, которые связывают с физикой свою будущую профессию, оказалось решение задач. Причем для тестирования были подобраны типовые задачи школьного курса физики: скатывание тела с наклонной плоскости - справилось 25% студентов; свободное падение тел - выполнили 35% тестируемых; неупругий удар - правильное решение показали 13% первокурсников.

Проблема состоит в том, что большинство первокурсников не обладают обобщенным умением решать задачи: анализировать ситуацию, происходящие процессы, строить модель и т. д. Как показали в дальнейшем практические занятия, студенты пытаются найти подходящую формулу без анализа ситуации, явлений и процессов. Конечно, при таком «подходе» освоить курс общей физики невозможно. Преподавателям, ведущим занятия на младших курсах, приходится за отведенное время проводить кор-рекционную работу по овладению базовыми умениями школьного курса физики и одновременно изучать материал общей физики. При всех стараниях отсев некоторой части студентов неизбежен.

Полученные нами результаты тестирования первокурсников подтверждают анализ результатов ЕГЭ по физике 2010 г., проведенный специалистами Федерального института педагогических измерений [1]. Авторы аналитического отчета по результатам ЕГЭ также подчеркивают, что лишь четверть из пришедших на экзамен по физике демонстрируют умение решать задачи. Для остальных рекомендуют организовать «коррекционную работу по более основательному изучению программы по физике среднего общего образования» [1, с. 34]. Конечно, вузы предпринимают попытки ликвидации пробелов школьного образования; например, в ННГУ разрабатываются материалы для дистанционного обучения - тренажеры по физике для студентов, изучавших в школе физику по сокра-

Ф

#

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

56%

57%

20% -

0%

I контрольная группа ] экспериментальная группа

0%

Рис. Успеваемость студентов 1-го курса физического факультета по общей физике (зимняя экзаменационная сессия 2009-2010 учебного года)

щенной программе. Однако, на наш взгляд, эту проблему нужно решать на школьном уровне.

В старшей школе физика изучается на двух уровнях - по 2-часовой и 5-часовой программе. Научить решать задачи при изучении физики за 2 урока в неделю практически невозможно, к такому же выводу пришли и ученые ФИПИ, анализируя результаты ЕГЭ [1, с. 40]. Количество профильных классов, в которых физика изучается по программе 5 часов в неделю, неуклонно сокращается. В результате на физико-технические специальности вузов поступают школьники, не имеющие соответствующей подготовки.

Вузы вносят свой вклад в подготовку абитуриентов, чаще всего это подготовительные курсы для школьников, причем зачастую в объявлениях сказано, что это подготовка «к ЕГЭ». Распространенным решением в системе «школа - вуз» является создание профильных классов в школах. Преподаватели вуза читают для школьников элективные курсы, руководят исследовательской деятельностью. Проблема состоит в том, что в настоящее время многие общеобразовательные школы не находят необходимого количества учащихся, желающих изучать физику и математику на профильном уровне, и не могут организовать профильный класс. На физическом факультете ННГУ найдено следующие решение: формируются сборные группы учащихся из разных школ города, которые проходят углубленную подготовку по физике, математике и информатике на базе физического факультета ННГУ.

Подготовка в физико-математической школе физического факультета нацелена не на подготовку «к ЕГЭ», а основная цель курса - подготовка школьников к дальнейшему успешному обучению в вузе и получение ими профессионального физического образования [2]. В связи с этим формируется содержание курса, выбираются формы и методы обучения. Например, частью курса физики является физический практикум, организованный на базе лабораторий физического факультета, нацеленный на формирование методологических знаний, экспериментальных и исследовательских умений. Соответственно, работы практикума подобраны с учетом следующих требований: комплексный характер (при выполнении работы обобщаются и интегрируются знания не-

скольких разделов физики); исследовательский характер (учащиеся должны осваивать основные экспериментальные умения); в ходе выполнения работы учащиеся должны получать новые физические знания либо новые результаты применения предыдущего содержания [3].

Квалифицированная подготовка позволяет выпускникам физико-математической школы физического факультета успешно сдавать итоговые экзамены в школе (ЕГЭ), многие из них поступают в вуз как победители или призеры олимпиад по физике и математике, а главное, успешно осваивать вузовскую программу. Мы сопоставили среднюю успеваемость студентов-первокурсников физического факультета по результатам двух первых сессий и первокурсников-выпускников физико-математической школы. На рисунке приведена успеваемость по результатам первой сессии 2009-2010 учебного года по общей физике для студентов-первокурсников, прошедших подготовку в физико-математической школе физического факультета (экспериментальная группа) и остальных первокурсников (контрольная группа).

Результаты повторяются ежегодно. Обработка полученных результатов статистическими методами (расчет критерия Краскела - Уоллиса для сравнения результатов двух групп) ежегодно подтверждает, что успеваемость студентов, получивших специализированную подготовку на физическом факультете, по физике и математике выше, чем у их однокурсников.

Таким образом, сложившаяся на физическом факультете ННГУ система подготовки школьников к получению профессионального естественно-научного образования является эффективной. Перспективными направлением развития предложенной системы является разработка методического и программного обеспечения для организации дистанционного обучения школьников физике и математике, что позволит квалифицированную подготовку сделать доступной для учащихся удаленных школ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демидова М. Ю., Грибов В. А., Никифоров Г. Г. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ по физике 2010 г. // Физика. - 2010. - № 19, 20, 21.

2. Гребенев И. В. и др. Дифференциация обучения физике в системе непрерывного образования «школа - вуз»: Монография. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.

3. Гребенев И. В. Комплексная работа практикума по методике преподавания физики // Учебная физика. - 2003. - № 4. - С. 47-53.

60%

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.